Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 14:43, курсовая работа
Проблема старения представляет собой новый социальный феномен XX в., особенно последних его десятилетий. Старость становится длительным и значимым этапом индивидуального развития, индикатором направлений изменения социальных процессов макро-структурного уровня, концептуализирует основы социальной полигики на рубеже веков. Если в 1990 г. в странах Запада было 18% людей пенсионного возраста, то к 2030 г. эта цифра повысится до 30%.
Для тех, кто
испытывает серьезные трудности
в организации своего быта, ведении
собственного хозяйства, по тем или
иным причинам не желает проживать
в домах-интернатах, в ряде регионов
на базе центра социального обслуживания
населения или учреждений здравоохранения
создаются специальные медико-социальные
отделения, куда в первую очередь направляются
одинокие пенсионеры, частично или совсем
утратившие мобильность и способность
к самообслуживанию.
Различными услугами служб срочной социальной
помощи ежегодно пользуются 6—7 млн. человек.
В то же время социологические исследования,
проведенные группой А.И. Тащевой, свидетельствуют,
что престарелые люди нуждаются в 31 виде
услуг — от доставки продуктов до парикмахерских
услуг и сопровождения в баню.
Фактически же вся помощь ограничивается
2—4 видами услуг. Но и эти услуги оказываются
далеко не всем желающим и нуждающимся.
Так, в доставке горячей пищи нуждаются
24% пожилых людей, а пользуются этой услугой
около 2,5%, во влажной уборке помещения
нуждаются 88%, а оказывается эта услуга
лишь 28%.
Многообразие и сложность социальных
проблем, вызываемых старением населения,
требуют проведения адекватных мероприятий
не только по обеспечению пожилым гарантированного
минимума социальных услуг, но и по созданию
условий для реализации личностного потенциала
в старости.
Поэтому широкое развитие получают психолого-педагогическое,
социокультурное, реабилитационное, консультационное
и другие направления в инфраструктуре
нестационарных учреждений социального
обслуживания.
Совершенствуется практика адресной социальной
помощи.
Среди учреждений социального обслуживания
пожилых людей особое место занимают стационарные
учреждения системы социальной защиты
населения, основным видом которых являются
дома-интернаты.
На 1 января 1998 г. в системе социальной
защиты населения Российской Федерации
функционировали учреждения почти на
260 тыс. мест, в которых проживало около
240 тыс. престарелых и инвалидов; из них
80 197 (33,5%) находилось на постоянном постельном
режиме.
Однако до сих пор не ликвидирована очередность
на помещение граждан пожилого возраста
в эти учреждения. Очередь во все виды
учреждений в настоящее время составляет
свыше 17 тыс. человек.
В последние годы в системе социального
обеспечения начали функционировать платные
мини-пансионаты для престарелых граждан,
имеющих возможность оплачивать свое
содержание или имеющих детей (или других
лиц, обязанных по закону их содержать),
которые не могут обеспечить надлежащий
уход за престарелыми в домашних условиях,
но в силах вносить плату за содержание
их в пансионатах.
Обеспеченность пожилого населения местами
в домах-интернатах неодинаково в разных
регионах России. Это объясняется многими
причинами, в частности демографической
ситуацией и исторически сложившимися
традициями в расселении семей, особенностями
образа жизни населения.
Немногочисленные сведения о степени
удовлетворения потребностей населения
в этих учреждениях довольно разноречивы.
Так, в России потребность городского
населения в размещении в дома-интернаты
определена на уровне 32 места на 1000 человек
старше 60 лет. Видный социолог из ГДР Эйтер
X. приводит международный показатель
потребности в домах-интернатах: 40—66 мест
на 100 человек старше 60 лет.
Уровень этой потребности может значительно
колебаться в зависимости от многих социально-экономических
факторов, складывающихся в данной стране
или регионе.
В последнее время существенно меняются
требования к организации всей работы
домов-интернатов, что обусловлено:
Значительно
изменились причины, побуждающие пожилых
людей поступать в дома-
Дом-интернат является той социальной
средой, в которой многие престарелые
люди живут долгие годы. От организации
учреждения, его вместимости, расположения,
планировки, обстановки, отношения персонала,
организации культурных мероприятий,
медицинской помощи, степени контактов
с внешним миром зависит физическое и
психическое здоровье пожилого человека.
В небольшом доме легче создать обстановку,
приближающуюся к условиям обычного квартирного
дома, к которому старые люди привыкли,
но в большом доме проще организовать
культурно-бытовое и медицинское обслуживание
в достаточном объеме. В нем легче устанавливаются
контакты между живущими, такие дома более
экономичны.
Большое значение имеет также выбор места
для размещения домов-интернатов для престарелых.
Большинство специалистов являются сторонниками
строительства домов-интернатов для пожилых
людей в черте городской застройки, на
участках, расположенных вдали от городского
шума. Дома-интернаты для больных и пожилых
людей лучше размещать в пригородных зонах,
неподалеку от лесных массивов, связанных
с жилыми районами города общественным
транспортом.
Соблюдение профилизации домов по производственному
признаку также важный социальный момент
в обеспечении хорошего психофизического
состояния проживающих. Общность интересов
значительно снижает чувство изоляции
и помогает лучшей адаптации к новым условиям.
Сложной, мало изученной и далеко не решенной
с практической точки зрения является
проблема адаптации пожилого человека
в доме-интернате. Необходимость подчинить
свои жизненные интересы и поведение новым
условиям и распорядку работы учреждения,
иногда невнимательное или излишне покровительственное
отношение персонала ухудшают и без того
неустойчивое нервно-психическое состояние
пожилого человека.
Вопросы подготовки пожилого человека
к поступлению в учреждения социального
профиля, его информирование об образе
жизни в этом учреждении должны быть в
центре внимания родственников, врачей
и работников социального обеспечения.
Необходимо поддержать у пожилого человека
чувство собственного достоинства, предоставить
ему большую свободу в таких действиях,
как выбор соседа по комнате, столу, в праве
перевезти в дом-интернат часть любимых
вещей и мебели. Проживающим в домах-интернатах
желательно создать условия для хранения
некоторых продуктов (фруктов, кондитерских
изделий и т.п.) для приготовления чая,
предоставить возможность иметь свои
полки с книгами. Это поможет избежать
ощущения резкой перемены жизни и потери
самостоятельности.
Хронических больных, лишенных возможности
самостоятельно передвигаться, чаще всего
расселяют в комнатах на 3—4 человека,
что, по мнению специалистов, вполне оправдано:
облегчается уход за ними, а старики получают
возможность общаться друг с другом. Для
особо тяжелобольных необходимо предусмотреть
комнаты на одного человека.
В то же время большинство престарелых
стремятся к индивидуальному расселению,
особенно лица, занимавшиеся интеллектуальным
трудом. Для них целесообразно предусмотреть
комнаты на одного и двух человек (супружеские
пары).
Среди множества вопросов, возникающих
в связи с постарением населения, важное
место занимает проблема бытового обслуживания
населения старшего возраста. Все возрастающие
санитарно-бытовые потребности пожилых
людей вызывают необходимость организации
разного типа учреждений и специальной
подготовки персонала, способных удовлетворить
эти запросы.
Одна из новых форм социального обслуживания
—развитие сети специальных домов для
одиноких пожилых граждан и супружеских
пар с комплексом служб социально-бытового
назначения. В настоящее время в Российской
Федерации открыто свыше 100 таких домов,
в них проживает более 8 тыс. человек.
В соответствии с примерным Положением
о специальном доме одиноких пожилых людей,
утвержденным Министерством социальной
защиты населения 7 апреля 1994 г., этот дом
предназначается для постоянного проживания
одиноких граждан, а также супружеских
пар, которые сохранили полную или частичную
способность к самообслуживанию в быту
и нуждаются в создании условий для самореализации
своих основных жизненных потребностей.
Основная цель создания таких домов —
обеспечение благоприятных условий проживания
престарелых граждан, оказание им социально-бытовой
и медицинской помощи, создание условий
для активного образа жизни, в том числе
посильной трудовой деятельности.
Специальные дома для одиноких престарелых
могут быть построены по типовому проекту
или располагаться в переоборудованных
отдельных зданиях или в части многоэтажного
здания. Они состоят из одно- и двухкомнатных
квартир и включают в себя комплекс служб
социально-бытового назначения, медицинский
кабинет, библиотеку, столовую, пункты
заказов на продовольственные товары,
сдачу белья в прачечную или химчистку,
помещения для проведения культурного
досуга и для облегчения самообслуживания
проживающих граждан. При таких домах
организуются круглосуточно действующие
диспетчерские пункты, обеспеченные внутренней
связью с жилыми помещениями и внешней
телефонной связью.
В соответствии с указанным Положением
медицинское обслуживание проживающих
в этих домах граждан осуществляется медицинским
персоналом соответствующих территориальных
органов и служб.
В Положении четко определены основные
правила, требования и условия строительства
и предоставления жилья в специальных
жилых домах для пожилых людей, проживания,
оплаты и т.д.
На основе действующего законодательства
гражданам, проживающим в таких домах,
пенсия выплачивается в полном размере.
Они имеют право на первоочередное направление
в стационарные учреждения органов социальной
защиты.
Специальные жилые дома для одиноких людей
и супружеских пар — это один из путей
решения сложной задачи оказания социальной
помощи, а также целого комплекса социальных
проблем престарелых граждан.
Таких домов в России пока еще мало, но
они получают все большее признание и
развитие.
В башкирском городе Стерлитамаке, например,
сумели построить девятиэтажный дом для
одиноких ветеранов и инвалидов, которым
трудно себя обслуживать. В этом доме есть
целый блок бытовых услуг, столовая, предусмотрены
помещения для мастерских.
Жизнь вносит свои изменения в содержание,
формы и методы социальной работы с пожилыми
людьми и на селе. Наглядным примером является
Дом ветеранов акционерного общества
«Белоколодезский» Белгородской области.
Этот дом существует немногим более пяти
лет и предназначен для бывших колхозников.
Он построен по проекту бывшего руководителя
колхоза «Белоколодезский» Н.В. Таволжанского,
позаботившегося не только о строительстве
этого дома, но и о том, чтобы обстановка
и быт по возможности не отличались от
домашних. Даже вход в здание особый —
в виде часовенки, где пожилые люди (здесь
их проживает немногим более 30 человек)
могут помолиться; внутренние помещения
изолированы; комнаты, рассчитанные на
двоих, оснащены ванной и туалетом; питание
четырехразовое, если необходимо — с доставкой
в комнату; есть подсобное хозяйство. В
последние годы здесь появились трудности
с питанием, лекарствами, не хватает денежных
средств, да и зарплата у социальных работников
очень низкая, но коллектив пытается справиться
с этими проблемами.
Весь комплекс мероприятий, направленных
на удовлетворение санитарно-бытовых
нужд пожилых людей, в конечном счете обеспечивает
им ощущение независимого положения в
обществе, устраняет чувство физической
и психологической неполноценности, оторванности
и изоляции.
В последнее время стали активно создаваться
новые формы социального обслуживания
престарелых: отделения милосердия и геронтологические
центры: если в 1995 г. на территории Российской
Федерации было 330 таких учреждений, то
на 1 января 1998 г. — свыше 1000.
Например, в г. Санкт-Петербурге работает
96 отделений милосердия, оснащенных необходимыми
средствами малой механизации. Здесь создана
комфортная среда для проживания, работает
внимательный и отзывчивый персонал.
В Орловской области часть отделений милосердия
открыта при больницах, финансирование
происходит по долевому принципу здравоохранения
и социальной защиты населения. Для лиц,
проживающих в этих учреждениях, плата
составляет 75% от размера пенсии.
Открыты геронтологические центры в Ростовской,
Ульяновской областях, г. Москве, Ставропольском
крае.
Экономический кризис в обществе актуализировал
проблемы бродяжничества и бездомности.
Среди лиц, не имеющих определенного места
жительства и занятий, есть и пожилые люди,
по разным причинам попавшие в эту категорию
(пострадавшие от стихийных бедствий,
жертвы мошенничества, беженцы и вынужденные
переселенцы, лица, страдающие алкоголизмом
или потерей памяти, и т.д.).
В целях решения их проблем в последние
годы принят ряд федеральных актов. Исключена
уголовная ответственность за бродяжничество
и попрошайничество. Создана сеть учреждений
социально-медицинского обслуживания
лиц без определенного места жительства
и занятий: в 44 используется стационарная
форма обслуживания, в 24 — полустационарная
форма (отделения дневного пребывания),
32 являются домами-интернатами для постоянного
проживания, 9 — центрами социальной адаптации.
Обязательными являются первичный медосмотр
и санитарная обработка, все остальные
услуги предоставляются в зависимости
от профиля и возможностей конкретного
учреждения.
В специальных домах-интернатах всем проживающим
назначаются диспансеризация и элементарные
лечебные процедуры, предлагается достаточный
объем социально-медицинских услуг.
В центрах социальной адаптации помимо
медицинских оказываются психологические,
правовые и другие услуги.
Названные учреждения расположены на
территориях с большим количеством пенитенциарных
учреждений и транспортных узлов, обслуживающих
миграционные потоки: Центральный, Северо-Кавказский,
Западно-Сибирский и Уральский регионы,
Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Ростов,
Кемерово.
К сожалению, проблемы лиц без определенного
места жительства и занятий далеки от
разрешения, а созданная в 1996 г. на федеральном
уровне Межведомственная комиссия по
проблемам профилактики бродяжничества
ликвидирована в результате реорганизации.
Практически эта работа делегирована
субъектам Российской Федерации и муниципальным
органам.
Итак, с одной стороны, предприняты определенные
и конкретные меры по улучшению социального
обслуживания пожилых людей, с другой
стороны, существует ряд проблем в этой
сфере, требующих неотложного решения.
Наиболее важная из них — реорганизация
институциональной системы в отношении
пожилых людей, предусматривающая, на
наш взгляд, прежде всего развитие нетрадиционных
форм занятости, возможность повышения
качества образования и профобучения
в соответствии с концепцией обучения
на протяжении всей жизни.
Кроме того, необходимо более активно
вовлекать представителей «третьего возраста»
в политическую жизнь общества. Пожилые
люди обладают большим потенциалом для
оказания воздействия на жизненные ресурсы
социальных общностей.
Отметим, что изменения электората происходят
под влиянием не только социально-экономических
процессов, но и смены поколения. Геронтологический
сектор является многочисленным и одним
из самых активных, а вопрос о социальном
обеспечении старости приобретает серьезное
политическое значение.
Важно также обеспечить возможности получения
различных видов социальной помощи и поддержки.
Необходимы «плюрализация социальных
услуг», увеличение социального сервиса
с учетом потребительских предпочтений
и возможностей пожилых людей, развитие
видов самопомощи и взаимопомощи, клубов
по интересам и т.д. Нужно создать инфраструктуру
досуга и реализации потребностей в творчестве.
Необходима корректировка действующей
пенсионной системы — создание и совершенствование
комплексного механизма стимулирования
к «зарабатыванию» пенсии.
Система уравнивания пенсий без учета
трудового стажа привела к тому, что в
настоящее время утрачивается такая жизненно
необходимая ценность, как труд. Люди,
всю жизнь работавшие на благо государства,
получают пенсию, не соответствующую даже
прожиточному минимуму.
Первостепенным остается возрастание
в современных условиях личной ответственности
за формирование собственной жизни. Необходимы
актуализация адаптационных ресурсов
пожилых людей, консолидация их интересов,
объединение усилий. Представляется приоритетным
развитие геронтологического потенциала
посредством образования, здравоохранения
и социальных программ. Нужен национальный
проект, поддерживающий различные нововведения
в работе с пожилыми людьми.