Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:45, реферат
Семья-это один из важнейших социальных институтов, который влияет на формирование и развитие личности. Огромное влияние на личность делает семью сильным средством социализации и социальной адаптации личности к окружающей среде. В условиях нынешнего демографического кризиса в России особую актуальность приобретают как теоретические проблемы, связанные с многодетной семьей, так и практические вопросы социальной работы с этими семьями. На сегодняшний день проблемы связанные с многодетной семьёй приобретают наибольшую актуальность.
При проведении социономического консультирования важно придерживаться основных принципов этой деятельности. Ряд исследователей (А.А. Осипова и др.) вполне справедливо выделяют шесть основных принципов социально-психологического консультирования:
- доброжелательное и
- ориентация на нормы и ценности клиента;
- запрет давать советы клиенту;
- анонимность консультирования;
- включенность клиента в процесс консультирования;
- разграничение личных и профессиональных отношений.
Социально-психологическое консультирование предполагает использование своеобразных приемов и методов работы с клиентами. К их числу обычно относят: наблюдение, тестирование, внушение, убеждение, информирование, метод художественных аналогий, минитренинг, консультационный инструктаж и др.[31]
Татьяна Шеляг, исследуя социальный статус многодетных семей и их способность к самопомощи, отмечает: "Представляется весьма полезным введение в органах муниципального самоуправления ставки консультанта по малому бизнесу, владеющего информацией о ресурсах и запросах своей местности и способного, кроме того, опираясь на наблюдения территориального работника социальных служб, судить о целесообразности или нецелесообразности выделения кредитов и оказания иной помощи каждой конкретной семье. Это могло бы способствовать, по меньшей мере, отсечению таких претендентов, которые заведомо не способны к предпринимательской деятельности"[ ].
Исходя из вышесказанного, можно заключить, что социальное консультирование, как одна из технологий социальной работы с многодетными семьями, играет важную роль в системе социального обслуживания населения, особенно социально уязвимых категорий.
Одной из технологий социальной работы с многодетной семьей, направленной на поддержку данной категории семей, является социальный патронаж.
Патронаж - это индивидуальная деятельность специалиста, благодаря которой семья (клиент) получает конкретную помощь и поддержку от социальной службы, призванной мобилизовать и повысить ее адаптационные возможности.
В настоящее время различают два направления социального патронажа семьи.
Первое направление
Второе направление
Рассматривая первое направление, отметим, что, например, медико-социальный патронаж действует в отношении больных и физически неполноценных членов семьи, в том числе детей (инвалидов), нуждающихся в повседневном уходе.
Социальный патронаж способствует
изучению и прояснению ситуации с
учетом социального и психологического
состояния клиента при
Социально-педагогический патронаж
включает в себя всестороннюю и действенную
помощь семье, имеющей различные
проблемы, силами специалистов социальных
служб, ориентирующихся на собственные
педагогические возможности, а также
на ресурсы социально-
Социальный патронаж семьи включает следующие направления: информационно-аналитическое, связанное с идентификацией и фиксацией ситуации как неблагополучной или опасной; прямое вмешательство в ситуацию; заключение социальной службой договора о сотрудничестве и его планирование; непосредственная поддержка клиента патроната (патронат); контроль, оценка и завершение работы с клиентом.
Таким образом, патронаж в системе патроната и социальной работы означает:
- на уровне клиента
- его начало с момента
- на уровне содержания
патронажной работы - выдвижение
тех задач, которые выходят
за рамки содержания
- на уровне методов
патронажа - использование не
только традиционных путей
- на уровне организации - это система патроната, т. е. особая форма организации среды в отношениях с клиентом и к самому клиенту, которая при соблюдении принципов гуманизма и учета интересов клиента предполагает определенную долю авторитарности и жесткости, отсутствующих при реализации общих подходов в социальной работе;
- на уровне границ социальной
работы - максимальное расширение
ее пространства, означающее необходимость
постоянного целенаправленного
привлечения к процессу
- на уровне продолжительности
работы - пролонгация процесса оказания
помощи и поддержки и выход
за рамки какого-то одного
Таковы основные характеристики
технологий работы социальной работы
с многодетной семьей. Умелое применение
действенных социальных технологий,
включая технологий социальной работы
с социально уязвимыми группами
многодетных семей, может обеспечить
прогрессивное развитие государства
и выбор наиболее оптимального механизма
общественного
Заключение
Серьезные демографические
проблемы России, и, прежде всего, проблемы
воспроизводства населения
Основные функции семьи - это преемственность и передача социального опыта, социализация человека в обществе прежде всего. Нарушения в функционировании семьи, как социального института, пагубно сказывается на механизмах функционирования общества, нарушает социальную структуру общества. Современной семье требуется помощь общества и государства в восстановлении нормального функционирования семейных отношений. Наиболее уязвимыми являются многодетные семьи в связи с комплексом проблем, которые сопровождают эту семью на всех этапах ее развития. Многодетные семьи нуждаются в значительно более высоком уровне помощи, чем семьи, воспитывающие одного-двух детей. Причем, если сам факт наличия детей осложняет положение семьи и повышает риск ее малообеспеченности, то наличие такого числа детей, которое в современной социальной обстановке может расцениваться как отклонение, детерминирующее повышенный уровень социальной уязвимости семьи, ставит их в особо сложную социальную ситуацию, обусловленную материальными и жилищными трудностями, психологическими проблемами, неадекватной оценкой общественного мнения.
Многодетная семья - это семья, имеющая в своем составе трех и более детей в возрасте до 18 лет, в том числе усыновленных и приёмных.
Социальная работа с многодетной семьей включает в себя реализацию таких технологий как социальная диагностика, социально-педагогический патронаж, социальное консультирование, социальная адаптация и социальная профилактика.
Социальный работник должен
помочь пережить трудности, максимально
расширить все ресурсы
Список литературы
1. demoscope.ru/weekly/2011/0491/
2. Мартынова Т. Н. «Современное состояние и перспективы развития системы социальной защиты семьи» [Текст] /Т. Н. Мартынова// Кемерово, 2009
3. Указ Президента РФ 5.05.1992 г. №431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (в ред. Указа Президента РФ от 25.02.2003 №250) [Текст]
4. Феофанов К. Многодетная семья: права и льготы // 9 месяцев. - №8, 2003
5. soc-work/article/96
6. Тюгашев Е.А. Семьеведение: Учебное пособие. [Текст] – Новосибирск: СибУПК, 2006.
7. Холостова Е.И. Социальная работа с семьей . [Текст] – М.: ИД «Дашков и К», 2008. – 212 с.
8. Прокофьева Л., Куприянова Е. Кроме детей, в дефиците все…[Текст] //Демоскоп weekly. - №373-374, 2009
9. Бедность: альтернативные подходы к определению и измерению: коллективная монография. – М., 1998. – 228 с. Науч. докл./ [Текст] // Московский центр Карнеги; Вып. 24
10 Шеляг Т. Социальный статус многодетных семей и их способность к самопомощи [Текст] // Социальная педагогика. - 2005. - № 1. - с.31-42
11. Прокофьева Л.М. и др. Анализ социально-демографического положения многодетных семей. Доклад на II Всероссийской конференции «Многодетная семья в современной России» [Текст] // http://www.demographia.ru/
12. Лодкина Т.В. Социальная педагогика: Защита семьи и детства ./ [Текст] // – М.: Издательский центр «Академия», 2007
13. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. ./ [Текст] // – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
14. Закон г. Москвы от 05.11.2008 №56 «О социальной поддержке многодетных семей» [Текст]
15. Госпорьян, А., Новикова, М. Тенденции развития семьи в России // Социальное обеспечение. - 2005. - № 24. - с.4-7[Текст]
16. Павленок, П.Д. Системный подход в социальной работе // Отечественный журнал социальной работы. - 2005. - № 2. - с. 8-16.
17. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина - М.: ИНФРА-М. - 2002. – 427 с. [Текст]
18. Холостова Е.И. Социальная работа с семьей . – М.: ИД «Дашков и К», 2008. – 212 с. [Текст]
19. Госпорьян, А., Новикова, М. О системе социального обслуживания семьи детей // Социальное обеспечение. - 2004. - с.24-30.
20. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: Учеб. пособие / Под ред. проф. П.Д. Павленко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2006. - 596 с. [Текст]
21. Филатова Е.В. Теория социальной работы. – Кемерово: Издательство «Кузбассвузиздат», 2006[Текст]
22. Лодкина Т.В. Социальная педагогика: Защита семьи и детства . – М.: Издательский центр «Академия», 2007
23. ФЗ Кемеровской области от 14.11.2005г. №123-ОЗ "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Кемеровской области"[Текст]
24. ФЗ Кемеровской области от 08.04.2008 № 14-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий многодетных матерей» [Текст]
Информация о работе Социальная работа с многодетными семьями