Социальная работа с детьми-инвалидами

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 11:42, доклад

Краткое описание

Сегодня дети – инвалиды относятся к наиболее социально незащищенным категориям населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше. Они не имеют возможности получить образование, не могут заниматься трудовой деятельностью. Многие дети – инвалиды не имеют семей и не могут участвовать в общественной жизни. Государство, обеспечивая социальную защищенность инвалидов, призвано создавать им необходимые условия для индивидуального развития, творческих возможностей и способностей.

Файлы: 1 файл

Соц работа с детьми инвалидами.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

Важным и трудно преодолимым барьером для инвалида является пространственно-средовой. Даже в тех случаях, когда лицо с физическими ограничениями имеет средства передвижения (протез, кресло-коляска), сама организация жилой среды и транспорта не является пока дружественной к инвалиду. Недостает оборудования и приспособлений для бытовых процессов, самообслуживания, свободного передвижения. Дети с сенсорными нарушениями испытывают дефицит специальных информационных средств, извещающих о параметрах окружающей среды. Для лиц с интеллектуально-психическими ограничениями отсутствуют возможности ориентироваться в среде, безопасно передвигаться и действовать в ней. [13]

Значительное место в жизни детей-инвалидов и семей, в которых они воспитываются, занимают проблемы получения информации. Инвалидам затруднён доступ к получению информации как общего плана, так и имеющий непосредственное значение для них (исчерпывающие сведения о своих функциональных нарушениях, о мерах государственной поддержки инвалидов, о социальных ресурсах их поддержки). Это вызвано, как правило, экономическими причинами. Например, не все родители детей – инвалидов могут купить компьютер; некоторые дети испытывают дефицит специальных носителей информации (телепередачи с сурдопереводом, книги брайлевского шрифта, диски для слепых и т.д.).

Дети-инвалиды имеют трудности с получением образования, хотя законы Российской Федерации и её субъектов гарантируют им обязательное обучение независимо от степени физической и / или психической недостаточности с момента ее обнаружения, при этом продолжительность основного общего образования устанавливается специальными образовательными стандартами и не может быть менее девяти лет. Также гарантируется бесплатность обучения; свободный доступ к образованию любого уровня; обучение с возможно минимальной изоляцией от общества. На практике же инвалиды сталкиваются с трудностями, если желают получить качественное образование и приобрести престижную профессию.

Из-за своей патологии подростки-инвалиды с ограниченными возможностями имеют крайне узкий доступ к рабочим местам или не имеют вообще.

В условиях нашей страны барьер между личностью инвалида и продуктивным трудом может обусловливаться и отсутствием трудовой мотивации с его стороны. По данным отечественных и зарубежных экспертов, трудовая деятельность доступна примерно 2/3 всех инвалидов, работает же не более 11% из них. Это вызвано не столько отсутствием специальных рабочих мест, сколько доминирующей ориентацией на получение льгот и пособий вместо труда. К сожалению, формирование современной трудовой мотивации и трудовой этики в нашем обществе блокируется тем обстоятельством, что нередко инвалидная пенсия является более солидным источником дохода, чем заработная плата работающего. И очень часто бывает, что родители вынуждены содержать всю жизнь детей с отклонениями. Такое положение обусловлено не столько ограниченностью их индивидуальных физических или интеллектуальных ресурсов, сколько неразвитым характером рынка труда для лиц с особыми нуждами. В условиях российской рыночной экономики адаптация рабочих мест для таких инвалидов рассматривается работодателем как невыгодная и нежелательная.

В ряде случаев инвалид абсолютно не способен к трудовой деятельности, даже самой простой. Однако в других ситуациях инвалидам предоставляются (или оказываются доступны) рабочие места, требующие низкой квалификации, предусматривающие монотонный, стереотипный труд и невысокую заработную плату. При таких условиях ребенок-инвалид практически обречён на убогое существование.[14]

Дети – инвалиды, как правило испытывают трудности в общении. Расстройство общения – одна из наиболее трудных социальных проблем детей-инвалидов – является следствием физических ограничений, эмоциональной защиты самоизоляции, выпадения из учебного или трудового коллектива, дефекта получаемой информации. Восстановление нормальных для возраста и социального статуса коммуникацией является одной из наиболее важных целей социальной реабилитации инвалида.[15]

Наибольшую распространенность в среде детей – инвалидов имеют сердечно-сосудистые заболевания, заболевания желудочно-кишечного тракта и костно-суставной системы. По своему соматическому состоянию многие дети инвалиды не могут себя обслужить самостоятельно, передвигаться, поддерживать контакты с окружающими. Это не только отягощает их жизнь, но и усложняет уход персонала за ними. Такие дети с трудом приспосабливаются к новым условиям пребывания, болезненно переносят любые изменения режима в условиях проживания. Даже незначительные перемены в быту приводят к выраженной декомпенсации хронической, соматической патологии и снижению защитных сил. Контингент психической патологии со временем усиливает симптомы негативного ряда. Это необратимые снижения интеллекта и памяти, сужение круга интересов, утраты побуждений к какой-либо деятельности.

Поэтому такие дети остро нуждаются в мероприятиях медико-социальной реабилитации.

В личности ребенка-инвалида идет постоянная борьба между социальным и биологическим. Если общество оставляет его без внимания и заботы, то он попадает под власть физических недугов, которые определяют его характер, отношения с людьми, семейное положение, уровень образования, карьеру, в общем, весь жизненный путь. Если же социум берет человека под свою опеку, то влияние инвалидности отступает на задний план.

Таким образом, основными социальными проблемами детей-инвалидов и семей, в которых они воспитываются, является экономические, жилищно-бытовые, коммуникативные, проблемы с обучением и трудоустройством. Со многими из рассмотренных проблем ребенок и семья не могут справиться самостоятельно. Они прибегают к помощи специалиста, в лице которого очень часто выступает социальный работник, в том числе и социальный работник учреждения здравоохранения.

 

2.3 Направления и формы социальной работы с детьми – инвалидами в учреждении здравоохранения

Главными направлениями социальной работы с детьми – инвалидами является: повышение эффективности профилактической работы по предупреждению детской инвалидности и обеспечение максимального восстановления здоровья детей-инвалидов, их реабилитация.

Профилактика – это «сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата».[16]

«Социальная реабилитация – это динамичная система деятельности, направленная на достижение полного или частичного восстановления личностного и социального статуса больного методом, главное содержание которого состоит в опосредовании через его личность лечебно-восстановительных воздействий и мероприятий».[17] Социальная реабилитация своей главной целью считает восстановление или формирование нормативного, личностного и социального статуса больного на основе раскрытия и развития его интеллектуального, нравственного, эмоционального и творческого потенциала.

Работая в этих направлениях, социальный работник учреждения здравоохранения использует следующие формы работы:

1. Социальный патронаж семей, имеющих детей-инвалидов.

Патронаж (от фр. рatrоnаgе – покровительство) – «вид социального обслуживания, преимущественно на дому, клиентов группы риска, который заключается в постоянном социальном надзоре, регулярном посещении их жилищ социальными работниками, оказании им необходимой экономической, материально-бытовой и др. помощи, проведении несложных медицинских манипуляц».[18] Социальные патронажи осуществляются социальным работником 1 раз в месяц. Регулярно посещаются дети, неспособные к передвижению, состоящие на учете. В ходе патронажа выявляются социальные проблемы ребёнка и семьи. Социальный работник в сотрудничестве с медиками, психологом, педагогами, представителями общественности помогает семьям решить эти проблемы: оказывает помощь в оформлении документов, необходимых для получения льгот, оказывает помощь в приобретении необходимых ребёнку лекарств, средств передвижения, участвует в организации благотворительности, в проведении праздников для детей – инвалидов, подключает к решению их проблем волонтёров и т.п.

2. Социальный работник создаёт банк данных детей, нуждающихся в технических средствах реабилитации, в дорогостоящих лекарствах, медицинских услугах, которые не могут предоставить лечебные учреждения города. На основании банка данных он организует помощь этим детям.

3. Социальный работник совместно с медицинскими работниками повышает уровень медицинской грамотности родителей по вопросам здорового образа жизни, медицинской реабилитации в домашних условиях, организует проведение конкурсов, праздников, викторин, пропагандирующих заботу о своем здоровье.

4. Социальным работником проводится информационная деятельность:

– оформление стендов о правах детей – инвалидов и гарантиях и льготах для них и их семей;

– выпускает Памятки для семей с детьми – инвалидами с информацией о правах и льготах, об учреждениях города, работающих с детьми – инвалидами, с перечнем предоставляемых услуг.

5. Социальный работник в сотрудничестве с местной администрацией, представителями общественности обеспечивает проведение благотворительных акций, «Круглых столов».

Так, в детской поликлинике г. Беломорска для детей с ограниченными возможностями 1 раз в квартал проводятся «Круглые столы» с привлечением специалистов различных ведомств и служб города. Организованы благотворительные акции – рождественские, новогодние праздники с выдачей новогодних подарков всем детям, Акция Милосердия. В День защиты детей и в Декаду инвалидов ежегодно посещаются семьи тяжелобольных детей-инвалидов с выдачей им продуктовых наборов, предметов первой необходимости.

6. Социальный работник активно привлекает к своей деятельности добровольцев: лиц из числа верующих, представителей Общества Красного Креста и других организаций, которые по убеждению или из чувства сострадания и сочувствия оказывают непосредственную посильную физическую, моральную, психологическую помощь людям, нуждающимся в посторонней помощи. [19]

Таким образом, основными направлениями деятельности социального работника с детьми – инвалидами в учреждении здравоохранения являются профилактика и реабилитация. Работая в этих направлениях, социальный работник учреждения здравоохранения выявляет детей – инвалидов, проживающих на территории, находящейся в ведении данного учреждения, осуществляет патронаж семей, в которых воспитываются дети – инвалиды, проводит диагностику социальных проблем детей – инвалидов и их семей, организует сотрудничество различных субъектов социальной работы в оказании помощи детям – инвалидам и их семьям, проводит просветительскую работу.

 

Заключение

Основными социальными проблемами детей-инвалидов и семей, в которых они воспитываются, является экономические, жилищно-бытовые, коммуникативные, проблемы с обучением и трудоустройством. Со многими из рассмотренных проблем ребенок и семья не могут справиться самостоятельно. Они прибегают к помощи специалиста, в лице которого очень часто выступает социальный работник, в том числе и социальный работник учреждения здравоохранения.

Основными направлениями деятельности социального работника с детьми – инвалидами в учреждении здравоохранения являются профилактика и реабилитация. Работая в этих направлениях, социальный работник учреждения здравоохранения выявляет детей – инвалидов, проживающих на территории, находящейся в ведении данного учреждения, осуществляет патронаж семей, в которых воспитываются дети – инвалиды, проводит диагностику социальных проблем детей – инвалидов и их семей, организует сотрудничество различных субъектов социальной работы в оказании помощи детям – инвалидам и их семьям, проводит просветительскую работу.

 

Список литературы

1. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида: Перевод с английского. М.: Педагогика, 1999.

2. Боровая Л.П. Социально-психологическая помощь семьям, имеющих тяжело больных детей. // Социально-педагогическая работа. – 1998. – №6. – С. 59–63.

3. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Роль и место социального работника в обслуживании инвалидов и пожилых людей. М., 2008.

4. Законодательные основы в области оказания помощи детям с психофизическими особенностями в развитии/ Под ред. М.С. Сергеева. М., 2008.

5. Лебединская, О.И., Кошовская Т.В. Роль и место социальных работников в учреждениях здравоохранения // Социальная работа в учреждениях здравоохранения. – М., 2006.

6. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. М.: Педагогика – Пресс, 1996.

7. Мартыненко, А.В. Медико-социальная работа: теория, технологии, образование. М.: Наука, 1999.

8. Словарь-справочник по социальной работе. М., 1997.

9. Смирнова Е.Р. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1997. – №2. – С. 51–56.

10. Социальная работа в учреждениях здравоохранения. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2002.

11. Социальная работа: теория и практика: учеб. пособие / Отв. ред. Е.И. Холостова. – М.: ИНФРА-М, 2003.

12. Социальная работа с инвалидами. Настольная книга специалиста / Под ред. Е.И. Холостовой. М.: Институт социальной работы, 2006.

13. Тен Е.Е. Основы социальной медицины: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003.

14. Холостова Е.И., Н.Ф. Дементьева. Социальная реабилитация. Учебное пособие. М., 2006.

15. Холостова Е.И. Теория социальной работы. М.: Юристъ, 2006.

16. Энциклопедия социальной работы. В 3 т. Т. 1.: пер. с англ. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993.

 


[1]  Социальная работа с инвалидами. Настольная книга специалиста / Под ред. Е. И. Холостовой. М.: Институт социальной работы, 2006. С.22.

[2]   Законодательные основы в области оказания помощи детям с психофизическими особенностями в развитии/ Под ред. М.С. Сергеева. М., 2008. С. 15.

[3] Словарь-справочник по социальной работе. М., 1997.

[4] Социальная работа: теория и практика: учеб. пособие / Отв. ред. Е. И. Холостова. - М.: ИНФРА-М, 2003. С. 32 33.

[5] Тен Е. Е. Основы социальной медицины: учеб. пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003.  С. 79.

[6] Тен Е. Е. Основы социальной медицины: учеб. пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003.  С. 80.

[7] Энциклопедия социальной работы. В 3 т. Т.1.: пер. с англ. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993.  С. 145.

[8] Социальная работа: теория и практика: учеб. пособие / Отв. ред. Е. И. Холостова. - М.: ИНФРА-М, 2003. С. 227.

[9]  Законодательные основы в области оказания помощи детям с психофизическими особенностями в развитии/ Под ред. М.С. Сергеева. М., 2008. С. 40.

[10]     Законодательные основы в области оказания помощи детям с психофизическими особенностями в развитии/ Под ред. М.С. Сергеева. М., 2008. С. 35.

[11]   Социальная работа с инвалидами.  Настольная книга специалиста / Под ред. Е. И. Холостовой. М.: Институт социальной работы, 2006. С.46.

[12]  Боровая Л.П. Социально-психологическая помощь семьям, имеющих тяжело больных детей. // Социально-педагогическая работа. - 1998. - №6. - С. 59-63.

[13]  Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида: Перевод с английского. М.: Педагогика, 1999.   С. 82.

[14]  Смирнова Е.Р. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1997. - №2. - С. 51-56. 

[15]  Боровая Л.П. Социально-психологическая помощь семьям, имеющих тяжело больных детей. // Социально-педагогическая работа. - 1998. - №6. - С. 62.

[16]   Холостова Е.И. Теория социальной работы. М.: Юристъ, 2006. С. 217.

[17]  Холостова Е.И., Н.Ф. Дементьева. Социальная реабилитация. Учебное пособие. М., 2006.  С. 26.

[18]  Холостова Е.И. Теория социальной работы. М.: Юристъ, 2006. С. 221.

[19] Лебединская, О. И., Кошовская Т. В. Роль и место социальных работников в учреждениях здравоохранения // Социальная работа в учреждениях здравоохранения. - М., 2006. С. 53. 

 



Информация о работе Социальная работа с детьми-инвалидами