Социальная работа с алкоголиками

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 18:44, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – разработка технологий социальной работы по профилактике алкоголизма.
Задачи работы:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме алкоголизма и выявить основные понятия, симптомы и факторы развития алкоголизма.
2. Рассмотреть технологии социальной работы с лицами, злоупотребляющими алкоголем и выявить основные направления первичной профилактики алкоголизма.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Основные понятия алкоголизма 5
1.1. Анализ литературных источников по исследуемой проблеме…………....5
1.2. Симтомы алкоголизма……………………………………………………….7
1.3. Факторы развития алкоголизма.……………………………………………11
Глава 2. Алкоголизм как социально-психическое явление………………13
2.1. Медико-психические особенности алкоголизма………………………….13
2.2. Причины и особенности алгоголизма в молодёжной стреде…………….17
2.3. Влияние семьи алкоголиков на социально-психологическое
развитие подростков……………………………………………………………..27
Глава 3. Технологии профилактики и социальной работы с лицами, злоупотребляющими алкоголем……………………………………………..32
3.1. Современные технологии социальной работы с алкоголиками…………32
3.2. Основные аспекты профилактики алкоголизма…………………………..35
3.3. Рекомендации Всероссийского семинара по профилактики асоциальных явлений в подростковой и молодежной среде…….…………………………..38
Глава 4. Эксперементальное исследование на предмет подвержености молодёжи к алкоголизму, проведённое среди студентов НГТК…….42
4.1. Цель, задачи и основные этапы исследования…………………………….42
4.2. Анктетирование как метод социологического исследования…………....44
4.3. Анализ результатов проведенного исследования…………………………45
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...51
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………..54
ПРИЛОЖЕНИЕ…

Файлы: 1 файл

ВКР дипломная работа на проверку.doc

— 320.00 Кб (Скачать)

    Итак, в ходе болезни происходят глубокие изменения личности, всех ее основных параметров и составляющих. Это в  свою очередь неизбежно приводит к появлению и закреплению  в структуре личности определенных установок, способов восприятия действительности, смысловых смещений, клише, которые начинают определять все, в том числе и "неалкогольные" аспекты поведения подростков, порождать их специфические для алкоголиков характерологические черты, отношения к себе и окружающему миру. В работе К.Г. Сурнова (1982) было, в частности, выделено несколько таких установок, определяющих смысловой, предметный и стилевой аспекты поведения.

    Перечислением некоторые из них мы и подведем итог анализу нарушений деятельности и смысловой сферы:

    - установка на быстрое удовлетворение потребностей при малых затратах усилий;

    - установка на пассивные способы защиты при встречах с трудностями;

    - установка на избежание ответственности за совершаемые поступки;

    - установка на малую опосредованность деятельности;

    - установка довольствоваться временным, не вполне адекватным потребности результатом деятельности.

    Выдающийся  психиатр и общественный деятель, борец  с алкоголизмом, академик Владимир Михайлович Бехтерев (1857—1927) так охарактеризовал психологические причины пьянства: “Все дело в том, что пьянство является вековым злом, оно пустило глубокие корни в нашем быту и породило целую систему диких питейных обычаев. Эти обычаи требуют пития и угощения вином при всяком случае”.

    Потребность в алкоголе не входит в число естественных жизненных потребностей человека, как, например, потребность в кислороде  или пище, и потому сам по себе алкоголь не имеет побудительной  силы для человека. Потребность эта, как и некоторые другие “потребности” человека (например, курение) появляется потому, что общество, во-первых, производит данный продукт и, во-вторых, “воспроизводит” обычаи, формы, привычки и предрассудки, связанные с его потреблением. Разумеется, что эти привычки не присущи всем в одинаковой степени.

    С чего начинается пьянство в молодежной среде. Поводы первого приобщения к алкоголю разнообразны. Но прослеживаются их характерные  изменения в зависимости от возраста.

    До 11 лет первое знакомство с алкоголем  происходит либо случайно, либо его дают “для аппетита”, “лечат” вином или же ребенок сам из любопытства пробует спиртное (мотив, главным образом присущий мальчикам). В более старшем возрасте мотивами первого употребления алкоголя становятся  традиционные поводы: “праздник”, “семейное торжество”, “гости” и т.д. С 14-15 лет появляются такие поводы, как “неудобно было отстать от ребят”, “друзья уговорили”, “за компанию”,  “для храбрости” и т.д. Мальчишкам свойственны все эти группы мотивов первого знакомства с алкоголем. Для девочек типична в основном вторая, “традиционная” группа мотивов.

    Обычно  это бывает, так сказать, “невинная” рюмочка в честь дня рождения или другого торжества. И хотя это происходит с согласия родителей, в кругу семьи, все же и такое  приобщение детей к вину опасно. Ведь стоит раз прикоснуться к спиртному, как уже снимается психологический барьер и подросток считает себя вправе выпить с товарищами или даже одному, если появляется такая возможность. Недаром в народе говорят: “реки начинаются с ручейка, а пьянство с рюмочки”.

    В целом мотивы употребления спиртного  подростками делятся на две группы. В основе мотивов первой группы лежит  желание следовать традициям, испытывать новые ощущения, любопытство и  т.п. Формированию этих мотивов способствуют некоторые свойства психики несовершеннолетних, пробуждающееся в них чувство взрослости, желание быть как все, стремление подражать старшим и т.п. Возрастными особенностями подростков      в определенной мере можно объяснить и употребление ими спиртных напитков “для храбрости”. Этот мотив связан с отсутствием у несовершеннолетних жизненного опыта, знаний, позволяющих им свободно вступать в общение с окружающими (например, с лицами более старшего возраста, девушками).

    Особого внимания заслуживает вторая группа мотивов потребления алкоголя, которые формируют пьянство как тип поведения правонарушителей. В число этих мотивов входит стремление избавиться от скуки. В психологии скукой называют особое психическое состояние личности, связанное с эмоциональным голодом. У подростков этой категории существенно ослаблен или утрачен интерес к познавательной деятельности. Подростки, употребляющие спиртное почти не занимаются общественной деятельностью. Существенные сдвиги наблюдаются у них в сфере досуга. Эти ребята меньше интересуются художественной литературой, редко участвуют в самодеятельности, почти не бывают в театре, утрачивают интерес к серьезной музыке, живописи. Наконец, некоторые подростки потребляют спиртное, чтобы снять с себя напряжение, освободиться от неприятных переживаний. Напряженное, тревожное состояние может возникнуть в связи с определенным положением их в семье, школьном коллективе.

    Проведение  свободного времени преимущественно  с друзьями характерно для подростков. И хотя подростковые группы складываются стихийно, их составляют ребята, близкие по уровню развития, запросам и интересам. Но если подростковая группа не объединена какой-то полезной деятельностью, в ней преобладает “пустое” времяпровождение скучающих несовершеннолетних и такая группа становиться благоприятной почвой для распития спиртных напитков. 

    2.3. Влияние семьи алкоголиков на социально-психологическое

    развитие  подростков 

    Жизнь ребенка – это неуклонный процесс  взросления. Особенно резко ускоряется этот процесс в подростковом возрасте. Маленький мальчик или девочка  получают от родителей и от школы во многом идеализированное представление о мире. Школьник видит мир не столько таким, каким он является, сколько таким, каким бы он хотел его видеть. Школьник фиксирует свое внимание на всем лучшем, что сосредоточено в окружающих его людях. И вот тут-то возможны отклонения в психологии ребенка. Это может быть связано с тем, что в окружающем мире он не обнаруживает того добра, к которому расположена его душа, которое он сам ищет в мире. Ребенок может ожесточиться и даже возненавидеть такой мир. В другом случае может быть так, что он неожиданно для себя увидит, что реальный мир далек от идеала (реальный мир для ребенка – это в первую очередь его семья и школа). Это чаще всего случается в подростковом возрасте. Подросток может растеряться, утратить веру в добро, и, если родители не помогут ему, не одобрят, не успокоят его, это может привести к беде (Ярославцев И.В., 2006)

    Не  зря говорят, что подростковый период – это переходный возраст. Это  очень сложное время, отделяющее подростка от взрослого человека. В этом возрасте нарастают нравственный максимализм, требовательность к окружающим; подросток мучается оттого, что окружающие не соответствуют его представлениям (зачастую утрированным) о ценностях бытия. Нужно быть осторожным, деликатным, мягким в обращении с подростком. Но как часто у родителей не хватает такта, тепла, времени, душевной потребности помочь сыну или дочери разобраться во всех этих запутанных проблемах, разрешить которые не всегда под силу и умудренному знаниями и опытом взрослому человеку. Однако все эти нравственные представления, душевные переживания невозможны в семье, в которой главенствуют пьянство. Ведь у подростка нет и не может быть не только светлых идеалов, у него нет как таковых отца и матери, которые должны создавать все это.

    Когда рассказывают о вреде, приносимом пьяницами  своим детям, тут вроде бы трудно удивить: к этому безобразному явлению  люди как будто уже привыкли. Только напрасно привыкли, напрасно смирились. Всем миром нужно бороться с пьянством, неминуемо калечащим детей. Нет семьи, в которой бы пьянство одного или обоих супругов не привело к беде, даже если пьяницы лечатся.

    На  протяжении ХХ века менялись представления  народа об алкоголизме. Если в первую половину столетия пьянство считалось  пороком, которого следует стыдиться, то потом оно стало восприниматься как неотъемлемая часть жизни общества. Дело дошло даже до того, что алкогольные напитки стали включать в рубрику продуктов питания.

    Алкоголизмом  можно назвать систематическое  бесконтрольное употребление алкоголя, наносящего физический и психологический ущерб не только самому пьющему человеку, но и его окружению. В медицинском смысле – это болезнь, относящаяся к группе токсикоманий (пристрастие к этиловому спирту); в социальном смысле – неумеренное употребление спиртных напитков (пьянство), приводящее к нарушению норм поведения в быту, обществе, в сфере трудовой деятельности.

    Уже в начале ХХ в. злоупотребление алкоголем  начало рассматриваться как болезнь. Немного позже термин «болезнь»  был заменен на другой, а именно – «зависимость», причем подчеркивалась зависимость от алкоголя (алкогольная зависимость), которая подразумевала соотношение двух компонентов – физической и психической зависимости (Ярославцев И.В. 2006)

    Научное изучение проблемы болезненного пьянства бесконечно, мнения ученых расходились и расходятся по любому аспекту этой проблемы. Спиртные напитки, которые продаются повсюду, стали свободно приобретать даже подростки.

    Одним из самых мощных неблагоприятных  факторов, разрушающих не только семью, но и душевно равновесие подростка, является пьянство родителей. Оно может сыграть роковую роль в жизни подростка. Какой бы аспект проблемы отклонений от нормального психического развития подростка мы ни затронули, почти всегда вынуждены говорить о тлетворном влиянии пьянства родителей. Именно оно приводит к появлению у подростка негативных черт характера, лишает родителей, из-за него он попадает в колонию, детский дом и т.д.

    Когда в семье пьет один из родителей, это  приводит к разводам, которые отрицательно сказываются на социализации подростков, так как супругам после развода обычно не удается сохранить нормальные отношения, столь важные для полноценного развития подростка. Утрата возможности более или менее регулярно общаться с родителем, покинувшим семью, по мере необходимости прибегать к его помощи, сочувствию, одобрению травмирует психику подростка.

    Если  же пьют оба родителя, это вдвойне  опасно. В нетрезвом состоянии  они начинают устраивать скандалы, драки; в момент ярости, повышенной раздражительности могут кричать, наказывать своих детей за незначительные «промахи» в поведении, и часто это провоцирует ответное агрессивное поведение подростка, у которого и так достаточно причин для огорчений, горьких размышлений. Лишившись постоянного общения с родителями, он теряет долю уверенности в том, что его любят, защищают, понимают. Такому подростку трудно находиться среди сверстников, ведь их родители делают им подарки, интересуются их образованием, они вместе с ребенком проводят свободное время, а у него всего этого нет, и это постоянно его будет травмировать. У таких подростков снижается общий психический тонус, нарушаются процессы саморегуляции, доминирует пониженное настроение. У большинства подростков развиваются чувства неуверенности в себе, тревоги, исчезает заинтересованное отношение к миру. Ухудшается эмоциональная регуляция, эмоционально-познавательные взаимодействия и, как результат, тормозится интеллектуальное развитие.

    Неполнота эмоциональной жизни в семье  алкоголиков вызывает у подростка психические расстройства и нарушения социальной адаптации: у одних это тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям; у других – гиперактивность с уходом в асоциальную, по стопам родителей или, что еще хуже, криминальную деятельность; у многих наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе, пытаясь привлечь к себе внимание взрослых, при неумении создавать прочные эмоциональные привязанности. В этих семьях подростки могут забросить школу, т.к. у них может не быть даже элементарных вещей: ручки, тетради, учебников. Также у них нет возможности хорошо одеваться, и у подростка возникает страх, что он будет отличаться от своих сверстников, что они будут смеяться над ним и презирать его. Но если даже он сможет учиться в школе, то он лишен возможности заниматься дома, ведь там происходят постоянные пьянки, драки. Из-за этого подростки могут уйти из дома и жить на вокзалах, в подвалах и т.д., опять подвергаясь негативному влиянию, но уже со стороны самого общества, и опять происходит негативная социализация личности такого подростка.

    Нередко встречается прямое культивирование  патологических форм поведения родителей. Еще один механизм формирования уродливого характера подростка. Например, пьяница-отец приучает сына пить и драться, доказывая ему, что только так должен вести себя настоящий мужчина.

    Нередко встречаются случаи, когда родители не имеют средств, чтобы купить спиртное, и подталкивают своих детей к  попрошайничеству, воровству, проституции  и даже убийствам.

    Зачастую, уходя в пьянство, родители оставляют без внимания болезни детей. В подростковом возрасте, когда идет созревание организма, протекание этих болезней обостряется. Довольно часто, не получив качественного лечения, эти заболевания становятся хроническими – подросток превращается в инвалида.

    Нередки случаи, когда родители приводят домой  собутыльников, которые, пользуясь нетрезвым состоянием родителей, подвергают их детей сексуальному насилию. Участились случаи насилия и со стороны родителей. Все это травмирует психику подростка. Пьяницы не только уподобляют себе подростков, которые в силу своей незрелости не могут противостоять пагубным традициям. Пьянство – причина многих неврозов и нарушений поведения у членов семей пьяниц.

    В подавляющем числе случаев различные психические расстройства у подростков вызываются пьянством родителей, их социальной деградацией, хулиганством, низким самоконтролем и т.д. Если из-за пьяниц-отцов дети становятся невротиками, то от пьяниц-матерей часто рождаются умственно неполноценные дети, воспитание которых в дальнейшем превращается в тяжелую хроническую травму для родителей и близких и обузу для всего общества.

Информация о работе Социальная работа с алкоголиками