Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 17:53, контрольная работа
Объект данного исследования - подростки и молодежь, нуждающиеся в социально-профилактической работе и реабилитации.
Предмет - социальная профилактика и реабилитация подростков и молодежи с девиантным поведением.
Цель данной работы - изучить особенности социально-профилактической работы среди молодежи и подростков с девиантным поведением.
стимулирующую, направленную на активизацию положительной мотивации деятельности подростка, предполагающую различные воспитательные приемы – внушение, убеждение, пример и др.
В зависимости от личностных особенностей подростка и условий, в которых он находится, при построении реабилитационных программ следует учитывать, в каком состоянии находится подросток. Это может быть предкризисное состояние, обусловленное социальной запущенностью вследствие конфликтов в семье или со сверстниками; побегами из дома, непосещением образовательного учреждения. Работа социального педагога с этой категорией детей ориентирована на социальное оздоровление внутреннего мира подростка. Социальный педагог должен владеть приемами экстренной диагностики ситуации, в которую попал данный ребенок – в семье, школе, коллективе; выявления причин возникновения социально-личностно-
Других подходов требует ребенок, который находится в кризисном состоянии, обусловленном агрессивным поведением подростка. Зачастую такое поведение представляет собой реакцию подростка на проблемную, неразрешимую для него ситуацию. В работе с данной категорией детей используются: экстренная диагностика эмоционального состояния; выявление причин данной проблемы; обучение навыкам решения возникающих проблем, умениям управлять своими эмоциями; работа над формированием позитивной «Я-концепции».
Другое направление социально-педагогической деятельности относится к бездомным. Работа с «детьми улицы» строится, в основном, в двух направлениях:
создание условий для выживания таких детей (организация питания, ночлега, оказания медицинской помощи);
освобождение от негативного опыта прошлой жизни через укрепление веры в себя, в свое будущее.
Третье направление связано с подростками, экспериментирующими с психоактивными веществами. Чаще всего это подростки, имеющие низкую самооценку, низкую удовлетворенность своими поступками, повышенную потребность в социальном одобрении, высокую тревожность. Основной метод работы – патронаж, основная форма работы – организация социально-психологического тренинга, направленного на формирование позитивной «Я-концепции». Эффективная реализация данных реабилитационных программ возможна при соблюдении трех условий:
1) высокой мотивации всех участников программы: ребенка, родителей, социального педагога, специалистов;
2) психолого-педагогической компетентности специалистов и руководителей реабилитационного учреждения;
3) координации деятельности различных государственных служб: образования, здравоохранения, правоохранительных органов.
Существующие технологии работы с дезадаптированными детьми направлены на то, чтобы поставить девиантное поведение под социальный контроль, включающий в себя: во-первых, замещение, вытеснение наиболее опасных форм девиантного поведения общественно-полезными или нейтральными; во-вторых, направление социальной активности ребенка в общественно одобряемое либо нейтральное русло; в-третьих, отказ от уголовного или административного преследования подростков, занимающихся бродяжничеством, наркоманией, гомосексуализмом, проституцией и др.; в-четвертых, создание специальных служб социальной помощи: суицидологической, наркологической и др.
Заключение
Взросление - всегда весьма сложный, многоэтапный и по - своему опасный процесс. Одна из основных сложностей заключается в том, что взросление как социально-педагогический процесс, включает в себя много различных сторон.
Основным, или ведущим, механизмом взросления является присвоение подростками различных категорий ценностей, образцов поведения и т.п. Роль взрослых в демонстрации такого рода образцов (как позитивных, так негативных) является ведущей.
Последнее десятилетие характеризуется существенным усложнением общественных отношений. Количество и форма социальных связей претерпели (и до сих пор претерпевают) заметные изменения. Их стало намного больше, ситуация осложняется и тем, что повысилось разнообразие форм взаимодействия между людьми. Здесь не каждый взрослый человек сразу найдет адекватный и эффективный способ взаимодействия с окружающей средой. Подросток же, имея ограниченный запас социального опыта, по большей части просто теряется среди множества вариантов и форм поведения. Еще одним важным аспектом усложнения общественной жизни, способным привести к негативным последствиям, является возникновение огромного количества разнообразных демонстраций “успешных взрослых”, то есть тех, кто может служить своего рода ориентиром, примером для подражания. Подростку приходится выбирать из множества разнообразных образцов, многие из которых далеки от того, что можно считать положительными примерами. Не владея процедурами перехода от детского поведения к взрослому, они интуитивно пытаются нащупать такой метод, который сразу поможет им стать взрослыми. Но так как подростков никто не обучает не только процедурам, но и внутреннему содержанию взрослости, а взрослые достаточно редко объясняют, либо демонстрируют, что быть взрослым - это уметь отвечать за свои действия, то подростки выбирают, как правило, наиболее атрибутивные и внешне представленные образцы “ взрослости”, а именно внешний облик (одежда, прическа, макияж и пр.) и формы поведения (курение, нецензурная брань, употребление алкоголя и
наркотиков, либо цивилизованные - этикет).
“Таким образом, появляется “класс” подростков, которые не имея
реального понятия о социальной роли взрослых, их правах и обязанностях, тем не менее считают себя таковыми и принимают на себя функции взрослого человека. Успешность их исполнения подросткам весьма сомнительна, поскольку для выполнения указанных функций требуется наличие определенных качеств и некоего социального опыта. Дефицит знаний о социальных ролях взрослого человека в повседневной реальности зачастую приводит подростка к регулярным неудачам и, как следствие - к возникновению комплекса неуспешности.”
Подросток, испытывающий в жизни затруднения - социальный, психологический дискомфорт, частые неудачи, отсутствие возможности самореализации, желание самоутвердиться, боязнь стать изгоем и пр., начинает сравнивать себя с транслируемым образом и зачастую находит большое сходство во внешних признаках. Копирование остальных аспектов поведения, на наш взгляд, возникает по трем причинам. Во-первых, конформизм -предположение невозможности, либо боязнь или нежелание изменить свой образ, отсутствие вариантов иного поведения. Во-вторых, как самореализации и компенсации собственной неполноценности путем копирования “успешного” поведения (вплоть до правонарушений) лиц с идентичными внешними признаками.
В-третьих, привлекательность преступлений по какой-либо причине, когда совпадение внешних признаков является лишь индуктором его совершения. Все описанное выше не может быть разрешено таким простым средством, как полный запрет на трансляцию криминальных хроник; напротив, требуется проведение специальной работы по созданию методов представления в общество такой информации, учитывающих специфику аудитории и предмета сообщений.
Список литературы:
1. Басов Н. Ф. Социальная работа с молодежью.- М.: Дашков и К., 2010.
2. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с детьми группы риска.- М.: Владос., 2008.
3. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. - М., 2008.
4. Холоства Е.И. Семейное воспитание и социальная работа.- М., 2010.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Профилактика девиантного поведения ……………………….…5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМ.М.АКМУЛЛЫ
Контрольная работа
по дисциплине «Основы социальной работы»
Тема:
«Социальная профилактика и реабилитация подростков с девиантным поведением».
Уфа – 2011г.
3
Информация о работе Социальная профилактика и реабилитация подростков с девиантным поведением