Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 20:10, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение форм и методов досуга пожилых людей.
Задачи данной работы заключаются в следующем:
1.1. Изучить социальные проблемы пожилых.
1.2. Проанализировать социальную работу с пожилыми людьми.
Введение 3
Глава1. Основные направления социальной работы с людьми.
1.1. Социальные проблемы пожилых 6
1.2. Социальная работа с пожилыми людьми 10
Выводы 18
Заключение 19
Список литературы 21
Досуг и отдых могут включать следующие виды деятельности:
спорт или разнообразная физическая активность (роль зрителя, участника, тренера или какая-либо другая организационная деятельность);
- художественная деятельность (живопись,
рисование, литературное
- поделки (вышивание, вязание, плетение различных изделий и другое ручное творчество);
- забота о животных;
- хобби (разнообразная
- посещение музеев, театров, галерей, экскурсии;
- игры (настольные игры, компьютерные игры)
- развлечения (просмотр
- общение с другими людьми (телефонные
разговоры, написание писем,
Жизнь человека не является полноценной,
если не реализуется его право
на отдых, на предпочтительные формы
проведения свободного времени. Досуг
и отдых играет особо важную роль
в жизни людей пожилого и старческого
возраста, особенно когда их участие
в трудовой деятельности затруднено.
В современных экономических
условиях пожилые люди занимают в
обществе маргинальное социокультурное
положение. Ограничение набора социальных
ролей и культурных форм активности
сужает рамки их образа жизни. Поэтому
особое значение придается досугу после
ухода на пенсию или в связи
с болезнью, когда пожилой человек
должен адаптироваться к новым условиям
к жизни вне сферы трудовой
деятельности. Полноценная жизнедеятельность
многих пожилых людей невозможна
без предоставления им различных
видов помощи и услуг, соответствующих
их социальным потребностям. Организация
досуга является одним из важных элементов
реабилитации и ухода за больными,
инвалидами и пожилыми. В последнее
время разрабатываются новые
технологии социокультурной реабилитации,
способствующие социальной адаптации
слабо защищенных групп населения.
Проблема интегрирования пожилых и
людей старческого возраста в
социокультурную жизнь общества
предусматривает разработку и реализацию
специальных государственных
Жизнь человека не является полноценной, если не реализуется его право на отдых и предпочтительные формы проведения свободного времени. Досуг играет особо важную роль в жизни людей пожилого возраста, особенно, если их участие в профессиональной трудовой деятельности затруднено. В современных экономических условиях пожилые люди занимают в обществе маргинальное социокультурное положение. Ограничение набора социальных ролей и культурных форм активности сужает рамки их образа жизни. Поэтому особое значение придается досугу после ухода на пенсию или в связи с болезнью, когда пожилой человек должен адаптироваться к новым условиям жизни.
Высокая численность пожилых людей в составе населения означает усиление их роли в процессах жизнедеятельности общества и сопровождается обоснованным повышением ожиданий в части предоставления социальных гарантий благосостояния.
Основу политики Российской Федерации как социального государства составляет создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие всех граждан, поддержание стабильности в обществе. Соответственно одним из основных направлений государственной социальной политики становится установление и поддержание баланса между интересами различных возрастных и социальных групп. Это предполагает комплексное решение проблем повышения уровня и качества жизни населения наряду со специально разработанными государственными мерами в отношении отдельных групп населения, в том числе пожилых людей.
Цель государственной
Адаптация понимается как
динамическое состояние
Цель социальной адаптации лиц пожилого возраста и инвалидов, сохранение и продление социальной активности клиентов. Развитие личностного потенциала пожилых людей, предоставление возможности выгодно и приятно проводить свободное время, удовлетворение разнообразных культурно-просветительских потребностей, потребностей в коммуникации и признании, а также пробуждение новых интересов, облегчение установления дружеских контактов, активизация личной активности пожилых людей и инвалидов, формирование, поддержка и повышение их жизненного тонуса [2; с. 284].
Стадии адаптации:
1) начальная (знакомство, узнавание
о требованиях среды или
2) стадия терпимости (я не хочу, но надо);
3) аккомодация (принятие правил поведения в социальной среде или группе);
4) ассимиляция (полное принятие тех правил поведения, которые предъявляет группа) [3;4].
Таким образом, социальная адаптация
подразумевает способы
Социально психологическая адаптация
пожилых людей проживающих в
стационарных учреждениях занимает
центральное место в
Признаки
Типы адаптации:
1) конструктивный (оптимально приспособленные
люди) могут адаптироваться в
любых условиях. В качестве доминирующих
выступают потребности и
2) защитный (в целом адекватно
приспосабливающиеся) на
3) активно-агрессивный – вину
за собственные трудности
4) пассивный – для них
По истечении периода
На этом этапе велика роль социально-педагогического воспитания, усилий психолога и в целом всего обслуживающего персонала по поддержанию благоприятного психологического климата среди проживающих [4].
Основные критерии эффективности социальной и социально-адаптационной работы:
1)критерии результативности (характеризуется высокой заинтересованностью пожилых людей, людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности в социальной и социально-адаптационной работе);
2)критерии оптимальности (характеризуются максимальной эффективностью при наименьших физических, умственных и временных затратах со стороны клиентов);
3)критерии мотивационной значимости (характеризуется созданием условий для повышения активности клиентов);
4)критерии управляемости (характеризуется предрасположенностью клиентов к различным видам социальной и социально-адаптационной работы);
5)критерии системности (характеризуется системным использование каждого из направлений социальной и социально-адаптационной работы).
6)В целом для работы с пожилыми людьми социальный работник должен осуществлять контакты с врачом и медицинским персоналом, используя данные из истории болезни, о прошлой жизни, знакомиться с состоянием здоровья клиента, его возможностями по передвижению, способностями к самообслуживанию [8;10].
Задача всего общества, и социального
работника, в частности, сделать
так, чтобы у пожилого человека не
возникало чувство
Наблюдается положительная динамика роста числа социальных услуг адаптивного характера, ориентированных на создание наилучших условий для жизнедеятельности граждан пожилого возраста в стационарных учреждениях.
Задача всего общества, и социального
работника, в частности, сделать
так, чтобы у пожилого человека не
возникало чувство
Социальная работа как профессиональная деятельность способствует социальной адаптации людей, оказавшихся в новых жизненных условиях. Результатом процесса социальной адаптации является развитие у пожилого человека способности к самоконтролю, установление и расширение социальных связей
Выводы.
В пожилом возрасте у человека возникают
новые задачи развития, при этом
наиболее важными психологическими
задачами являются: сохранение согласованности
с собственной идентичностью
и нахождение смысла жизни. Решение
этих и других возрастных задач может
быть облегчено при использовании
пожилым человеком внутренних ресурсов,
таких как: мудрость, нереализованные
потребности духовно-
Для благополучного старения необходимо наличие некоторых внутренних условий. Возможность и потребность в их приобретении, в благоприятной психологической атмосфере и соответствующей социальной обстановке, на наш взгляд, и следует считать основным ресурсом пожилого человека. Активное приспособление к новой ситуации, деятельный стиль жизни в это период дает возможность дальнейшего развития человека, в частности развитие его личности.
При таком рассмотрении проблемы старости
возникает возможность и
.
Заключение.
Установлено, что период старости
наступает при пересечении
Старость – явление в большей степени социального, чем физического порядка, психологически развитие продолжается и в старости.
Душевное здоровье стареющего человека определяется его вовлечённостью в общение. Сужение социальных связей связано с прекращением обязательной профессиональной деятельности, с постепенным “вымыванием” возрастной когорты сверстников, с нарастающей усталостью от интенсивных социальных контактов.
После 60 лет постепенно приходит осознание социального отчуждения стариков от последующих поколений, которое переживается болезненно, особенно в обществах, где нет необходимости социальной поддержки старости.
Как правило,
старики не строят долгосрочных планов
– это связано с общим
Итак, в течение позднего
возраста наблюдаются изменения
личностных свойств. Уменьшение жизненной
энергии влечет за собой обеднение
эмоциональной жизни. Наряду с процессами
старения в организме человека развиваются
приспособительные механизмы, благодаря
которым полноценная
Таким образом, возникла острая необходимость в формировании нового, позитивного имиджа старости в обществе. У современного общества есть только два пути развития отношения к пожилому возрасту: обеспечение «доживания» или интеграция представителей позднего возраста в социум.
Путь «доживания» представляет
собой тупиковую ветвь. Следовательно,
единственно приемлемый путь решения
проблем пожилых людей –
Проблемы социальной работы со старыми людьми в настоящее время находятся в центре внимания многих социальных институтов, социальных и исследовательских программ, направленных на решение социальных вопросов, обеспечение приемлемого уровня жизни пожилых и старых людей.
Одна из важнейших форм социальной защиты пожилых людей – социальное обслуживание, которое в настоящее время сложилось в целостную систему, постоянно совершенствующуюся, о чем свидетельствует создание новых учреждений социального обслуживания, введение новых видов услуг и т.д.
При организации социальной адаптации пожилых людей в стационарном учреждении специалист по социальной работе должен понимать и осознавать множество психологических, соматических и морально-этических проблем, существующих у пожилых и старых людей.