Социальная адаптация пожилых

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 20:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение форм и методов досуга пожилых людей.
Задачи данной работы заключаются в следующем:
1.1. Изучить социальные проблемы пожилых.
1.2. Проанализировать социальную работу с пожилыми людьми.

Оглавление

Введение 3
Глава1. Основные направления социальной работы с людьми.
1.1. Социальные проблемы пожилых 6
1.2. Социальная работа с пожилыми людьми 10
Выводы 18
Заключение 19
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

Социальная адаптация пожилых людей.docx

— 42.94 Кб (Скачать)

Досуг и отдых могут включать следующие виды деятельности:

спорт или разнообразная физическая активность (роль зрителя, участника, тренера  или какая-либо другая организационная  деятельность);

- художественная деятельность (живопись, рисование, литературное творчество);

- поделки (вышивание, вязание,  плетение различных изделий и  другое ручное творчество);

- забота о животных;

- хобби (разнообразная деятельность  по интересам);

- посещение музеев, театров, галерей,  экскурсии;

- игры (настольные игры, компьютерные  игры)

- развлечения (просмотр телепередач,  фильмов, чтение литературы, прослушивание  радиопередач);

- общение с другими людьми (телефонные  разговоры, написание писем, приглашений,  организация и посещение вечеров  и других развлекательных мероприятий).

Жизнь человека не является полноценной, если не реализуется его право  на отдых, на предпочтительные формы  проведения свободного времени. Досуг  и отдых играет особо важную роль в жизни людей пожилого и старческого  возраста, особенно когда их участие  в трудовой деятельности затруднено. В современных экономических  условиях пожилые люди занимают в  обществе маргинальное социокультурное  положение. Ограничение набора социальных ролей и культурных форм активности сужает рамки их образа жизни. Поэтому  особое значение придается досугу после  ухода на пенсию или в связи  с болезнью, когда пожилой человек  должен адаптироваться к новым условиям к жизни вне сферы трудовой деятельности. Полноценная жизнедеятельность  многих пожилых людей невозможна без предоставления им различных  видов помощи и услуг, соответствующих  их социальным потребностям. Организация  досуга является одним из важных элементов  реабилитации и ухода за больными, инвалидами и пожилыми. В последнее  время разрабатываются новые  технологии социокультурной реабилитации, способствующие социальной адаптации  слабо защищенных групп населения. Проблема интегрирования пожилых и  людей старческого возраста в  социокультурную жизнь общества предусматривает разработку и реализацию специальных государственных программ в сфере культурной и оздоровительной  политики. [6]

Жизнь человека не является полноценной, если не реализуется его право  на отдых и предпочтительные формы  проведения свободного времени. Досуг  играет особо важную роль в жизни  людей пожилого возраста, особенно, если их участие в профессиональной трудовой деятельности затруднено. В современных экономических условиях пожилые люди занимают в обществе маргинальное социокультурное положение. Ограничение набора социальных ролей и культурных форм активности сужает рамки их образа жизни. Поэтому особое значение придается досугу после ухода на пенсию или в связи с болезнью, когда пожилой человек должен адаптироваться к новым условиям жизни.

Высокая численность пожилых людей  в составе населения означает усиление их роли в процессах жизнедеятельности  общества и сопровождается обоснованным повышением ожиданий в части предоставления социальных гарантий благосостояния.

Основу политики Российской Федерации  как социального государства  составляет создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное  развитие всех граждан, поддержание  стабильности в обществе. Соответственно одним из основных направлений государственной  социальной политики становится установление и поддержание баланса между  интересами различных возрастных и  социальных групп. Это предполагает комплексное решение проблем  повышения уровня и качества жизни  населения наряду со специально разработанными государственными мерами в отношении  отдельных групп населения, в  том числе пожилых людей.

Цель государственной социальной политики в отношении граждан  старшего поколения - устойчивое повышение  уровня и качества жизни пожилых  людей на основе социальной солидарности и справедливости, соблюдения баланса  интересов всех социально-демографических  групп населения и рационального  использования финансовых и других ресурсов.[13]

 Адаптация понимается как  динамическое состояние системы,  непосредственный процесс приспособления  к условиям внешней среды с  одной стороны, а с другой, - свойство любого живого организма,  обеспечивающее ее устойчивость  в меняющихся условиях.

Цель социальной адаптации лиц  пожилого возраста и инвалидов, сохранение и продление социальной активности клиентов. Развитие личностного потенциала пожилых людей, предоставление возможности  выгодно и приятно проводить  свободное время, удовлетворение разнообразных  культурно-просветительских потребностей, потребностей в коммуникации и признании, а также пробуждение новых  интересов, облегчение установления дружеских  контактов, активизация личной активности пожилых людей и инвалидов, формирование, поддержка и повышение их жизненного тонуса [2; с. 284].

Стадии адаптации:

1) начальная (знакомство, узнавание  о требованиях среды или группы);

2) стадия терпимости (я не хочу, но надо);

3) аккомодация (принятие правил  поведения в социальной среде  или группе);

4) ассимиляция (полное принятие  тех правил поведения, которые предъявляет группа) [3;4].

Таким образом, социальная адаптация  подразумевает способы приспособления, регулирования, гармонизации взаимодействия индивида со средой. В процессе социальной адаптации человек выступает  как активный субъект, который адаптируется к среде в соответствии со своими потребностями, интересами, стремлениями и активно самоопределяется [20].

Социально психологическая адаптация  пожилых людей проживающих в  стационарных учреждениях занимает центральное место в деятельности специалистов. Самые трудные для пожилого человека первые 6 месяцев проживания в стационарном отделении.

Признаки неудовлетворительного  прохождения адаптационного периода: ухудшается настроение, безразличие, тоска, чувство безысходности. Эмоциональная  неустойчивость: слезы, раздражительность, вспыльчивость и т. п.

Типы адаптации:

1) конструктивный (оптимально приспособленные  люди) могут адаптироваться в  любых условиях. В качестве доминирующих  выступают потребности и четкая  жизненная позиция;

2) защитный (в целом адекватно  приспосабливающиеся) на первом  плане выступают потребности  в защите собственного «Я»,  он приспосабливается за счет  себя и может себя защитить;

3) активно-агрессивный – вину  за собственные трудности приписывают  внешним обстоятельствам «виноват  не я». Они характеризуются агрессивностью  и неадекватностью восприятия  действительности;

4) пассивный – для них характерна  пассивность, жалость к самому  себе, депрессия, безынициативность [5].

По истечении периода карантинного наблюдения работа по социальной реабилитации с пожилыми людьми продолжается с  учетом личностных, возрастных особенностей и состояния здоровья.

На этом этапе велика роль социально-педагогического  воспитания, усилий психолога и в  целом всего обслуживающего персонала  по поддержанию благоприятного психологического климата среди проживающих [4].

Основные критерии эффективности  социальной и социально-адаптационной  работы:

1)критерии результативности (характеризуется высокой заинтересованностью пожилых людей, людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности в социальной и социально-адаптационной работе);

2)критерии оптимальности (характеризуются максимальной эффективностью при наименьших физических, умственных и временных затратах со стороны клиентов);

3)критерии мотивационной значимости (характеризуется созданием условий для повышения активности клиентов);

4)критерии управляемости (характеризуется предрасположенностью клиентов к различным видам социальной и социально-адаптационной работы);

5)критерии системности (характеризуется системным использование каждого из направлений социальной и социально-адаптационной работы).

6)В целом для работы с пожилыми людьми социальный работник должен осуществлять контакты с врачом и медицинским персоналом, используя данные из истории болезни, о прошлой жизни, знакомиться с состоянием здоровья клиента, его возможностями по передвижению, способностями к самообслуживанию [8;10].

Задача всего общества, и социального  работника, в частности, сделать  так, чтобы у пожилого человека не возникало чувство отчужденности, ненужности. Это достижимо если он окружен теплом и заботой, имеет  возможность максимально реализовать  свой духовный и интеллектуальный потенциал.

Наблюдается положительная динамика роста числа социальных услуг  адаптивного характера, ориентированных  на создание наилучших условий для жизнедеятельности граждан пожилого возраста в стационарных учреждениях.

Задача всего общества, и социального  работника, в частности, сделать  так, чтобы у пожилого человека не возникало чувство отчужденности, ненужности. Это достижимо если он окружен теплом и заботой, имеет  возможность максимально реализовать  свой духовный и интеллектуальный потенциал.

Социальная работа как профессиональная деятельность способствует социальной адаптации людей, оказавшихся в  новых жизненных условиях. Результатом  процесса социальной адаптации является развитие у пожилого человека способности  к самоконтролю, установление и расширение социальных связей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы.

В пожилом возрасте у человека возникают  новые задачи развития, при этом наиболее важными психологическими задачами являются: сохранение согласованности  с собственной идентичностью  и нахождение смысла жизни. Решение  этих и других возрастных задач может  быть облегчено при использовании  пожилым человеком внутренних ресурсов, таких как: мудрость, нереализованные  потребности духовно-познавательного, творческого  плана, способность  и желание  к изменению, способность  к социальным контактам и необходимость  в них.

Для благополучного старения необходимо наличие некоторых внутренних условий. Возможность и потребность в  их приобретении, в благоприятной  психологической атмосфере и  соответствующей социальной обстановке, на наш взгляд, и следует считать  основным ресурсом пожилого человека. Активное приспособление к новой  ситуации, деятельный стиль жизни  в это период дает возможность  дальнейшего развития человека, в  частности развитие его личности.

При таком рассмотрении проблемы старости возникает возможность и необходимость  подготовки людей к старению. Задача эта заключается не только в поддержании  физического состояния индивида, но и требует создания условия  для его психологической адаптации, разработки мер психологического обеспечения.

 

.

 

 

 

Заключение.

Установлено, что период старости наступает при пересечении человеком  условной границы в 60 - 65 лет, но процент  людей этого возраста, не считающих  себя стариками, в мире с каждым годом  нарастает в связи с общим  прогрессом медицины, социальным прогрессом и повышением качества жизни.

Старость – явление в большей  степени социального, чем физического  порядка, психологически развитие продолжается и в старости.

Душевное здоровье стареющего человека определяется его вовлечённостью в  общение. Сужение социальных связей связано с прекращением обязательной профессиональной деятельности, с постепенным  “вымыванием” возрастной когорты  сверстников, с нарастающей усталостью от интенсивных социальных контактов.

После 60 лет  постепенно приходит осознание социального  отчуждения стариков от последующих  поколений, которое переживается болезненно, особенно в обществах, где нет  необходимости социальной поддержки  старости.

Как правило, старики не строят долгосрочных планов – это связано с общим изменением временной жизненной перспективы. Большее значение для них имеет  жизнь в настоящем и воспоминания о прошлом, чем будущее.

Итак, в течение позднего возраста наблюдаются изменения  личностных свойств. Уменьшение жизненной  энергии влечет за собой обеднение  эмоциональной жизни. Наряду с процессами старения в организме человека развиваются  приспособительные механизмы, благодаря  которым полноценная деятельность может продолжаться до глубокой старости.

Таким образом, возникла острая необходимость в формировании нового, позитивного имиджа старости в обществе. У современного общества есть только два пути развития отношения к пожилому возрасту: обеспечение «доживания» или интеграция представителей позднего возраста в социум.

Путь «доживания» представляет собой тупиковую ветвь. Следовательно, единственно приемлемый путь решения  проблем пожилых людей – интеграция. Однако, реализовать это не представляется возможным, пока старость в современном  обществе не будет реабилитирована  и осуществлена реконверсия социальной ответственности в отношении  старшего поколения.

Проблемы социальной работы со старыми  людьми в настоящее время находятся  в центре внимания многих социальных институтов, социальных и исследовательских  программ, направленных на решение  социальных вопросов, обеспечение приемлемого  уровня жизни пожилых и старых людей.

Одна из важнейших форм социальной защиты пожилых людей – социальное обслуживание, которое в настоящее  время сложилось в целостную  систему, постоянно совершенствующуюся, о чем свидетельствует создание новых учреждений социального обслуживания, введение новых видов услуг и  т.д.

При организации социальной адаптации  пожилых людей в стационарном учреждении специалист по социальной работе должен понимать и осознавать множество психологических, соматических и морально-этических проблем, существующих у пожилых и старых людей.

Информация о работе Социальная адаптация пожилых