Социализация молодежи: сущность, пути, противоречия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 15:21, контрольная работа

Краткое описание

Социализация, воспитание молодого поколения рассматриваются в единстве с закономерностями социальной действительности, с логикой функционирования и развития российского общества. Глубокие изменения, происходящие в обществе, сказались на всех сферах его жизни, в том числе на системе образования, воспитания и социализации. Практика убеждает, что перевод социализации и воспитания личности в новое состояние – проблема сложная и противоречивая.

Оглавление

Введение
Глава I. Социализация молодежи
Понятия процесса социализации
Социальный портрет молодежи
Глава II. Сущность социализации молодежи
2.1. Проблемы социализации молодежи
2.2. Противоречия и пути социализации молодежи
Заключение

Файлы: 1 файл

реферат по социологии молодежи.docx

— 43.62 Кб (Скачать)

           Решение многообразных и острых проблем  молодежи в России возможно лишь при реализации последовательной государственной молодежной политики.

    Глава II. Сущность социализации молодежи

    2.1. Проблемы социализации  молодежи

     Все механизмы социализации молодежи, так  или иначе, касаются решения трех групп проблем: социально-психологических, естественно-культурных и социально-культурных.

     Социально-психологические  проблемы связаны со становлением самосознания молодых людей, их самоопределением, самоактуализацией, самоутверждением и саморазвитием. На этапе молодости  эти проблемы социализации имеют  особое, специфическое содержание, появляются разные способы их решения.

     Естественно-культурные проблемы также оказывают влияние  на процесс социализации молодежи в  современном российском обществе. Его  содержание связано с достижением  человеком определенного уровня физического и сексуального развития. Проблемы эти часто касаются региональных различий, поскольку темпы физического  и полового созревания могут заметно  разниться: на юге они оказываются  значительно более высокими, чем  на севере. Естественно-культурные проблемы социализации могут затрагивать  также вопросы формирования эталонов мужественности и женственности  в различных культурах, этносах, регионах.

     Социально-культурные проблемы социализации имеют своим  содержанием приобщение личности к  определенному уровню культуры, к  той или иной совокупности знаний, умений и навыков.

     В юношеском возрасте (18–23 года), можно  выявить следующие опасности, которые  негативно влияют на процесс социализации, такие как: пьянство, наркомания, проституция; нищета, безработица; стрессы; вовлечение в противоправную деятельность, в тоталитарные группы; одиночество; разрыв между уровнем притязаний и социальным статусом; невозможность продолжить образование.

     Все перечисленные проблемы социализации и их решения являются объективной  необходимостью для личности. В случае осознания таких проблем она  вполне способна их плодотворно решать — конечно, при наличии необходимых  объективных предпосылок для  этого. Значит, тогда человек выступает  субъектом собственного развития, субъектом  социализации.

     Однако  нужно иметь в виду, что если какие-либо проблемы социализации не решаются на том или ином ее этапе, это может  тормозить процесс развития личности, делать его неполноценным. Осмысление такой ситуации может заставить  человека ставить перед собой  новые цели, менять способы их достижения. В целом это не страшно. Гораздо  хуже, если нерешенные или не решаемые проблемы не будут осознаны личностью, и она не станет искать никаких  поворотов в процессе социализации.

     В этом случае может возникнуть явление, которое некоторые авторы применительно  к такой личности определяют термином «жертва социализации». Дело в том, что процесс социализации противоречив. С одной стороны, он предполагает успешность освоения личностью социальных ценностей, норм, стандартов поведения, с другой — способность человека определенным образом противостоять обществу в том случае, если оно (или eгo отдельные структуры) мешают удовлетворению его потребностей в социализации.

     Следовательно, необходима, с одной стороны, идентификация  личности с обществом, с другой —  обособление в нем. Здесь и  возможны две крайности, которые  приводят личность к тому, что она  становится «жертвой социализации». Во-первых, в случае полной идентификации с  обществом и «абсолютного» принятия его ролевых предписаний и  ролевых ожиданий, неспособности хоть в чем-то ему противостоять личность превращается в конформиста. Во-вторых, неприятие многих социальных требований принципиального для общества характера способно превратить человека в борца против его устоев (что особенно характерно для тоталитарного или авторитарного режима). Острота этого противоречия сопряжена не только с характером общества, но и процесса социализации, а также влиянием социальных факторов на личность.

     Между тем социализация предполагает высокую  степень внутренней активности личности, необходимость ее самореализации. Другими  словами, много зависит от человека, его умения управлять собственной  деятельностью. Но этот процесс имеет  место тогда, когда объективные  условия жизни порождают определенные потребности и интересы, создают  у личности те или иные стимулы  деятельности. В этом и состоит  существо перехода объективной детерминации личностной деятельности в субъективную.

     Социализация  связывает разные поколения, через  нее осуществляется передача социального  и культурного опыта. Центральное  звено социализации - значимая деятельность. И если ее нет, энергия направляется на «дискотечно - потребительское» времяпрепровождение, утверждение себя лишь в сфере  развлечений. Постоянное навязывание  потребительской психологии и бездуховности  нашей молодежи привело к кризису  нравственных идеалов и смыслообразующих целей, культивированию сиюминутных  гедонистических удовольствий, что  способствует широкому распространению  девиантного поведения.

     Примером  такого поведения может служить  массовое распространение алкоголизма  среди молодежи.

     Самое опасное в нынешнем состоянии  российского общества - усиливающееся  ощущение духовной пустоты, бессмысленности, бесперспективности, временности всего происходящего, которое зримо охватывает все новые и новые слои россиян. Ломка ценностных ориентации отражается в настроениях молодежи. Самое главное и основное здесь - нарастание разочарованности в перспективах, психологии «ноувизма» («здесь и сейчас»), распространение правового нигилизма, снижение нравственных критериев. Молодое поколение оказалось в нелепой, тяжелой и сложнейшей ситуации, когда оно, логикой истории призванное продолжать развитие на базе унаследованных материальных и духовных ценностей, вынуждено, находясь в стадии становления, участвовать в выработке этих ценностей, зачастую осуществлять эту работу самостоятельно, нередко вопреки рецидивам старого мышления своих отцов, их попыткам реставрировать прошлое. В результате естественные противоречия «отцов и детей» в нашем обществе приняли гипертрофированный характер и также стали источником конфликтов на фоне процессов отчуждения молодежи в обществе, снижения ее социального статуса, сокращения социальных молодежных программ, возможностей получения образования, работы, политического участия.

     Из  всего вышесказанного можно сделать  вывод, что обособленное от прошлого и будущего настоящее остается в  «собственном соку» — в самозамкнутом, безвыходном пространстве. Социализация распадается, когда наряду с культивируемым веками должным (культ духа, традиции, пространства, качества) возникает, растет, оформляется как культ наличное (наружное временное, повседневное, количественное).

     Самооценка  молодежью изменений, произошедших в их жизни, с одной стороны, отражает характер социальных перемен (их позитивную или негативную направленность, состояние  социума в целом) статичное, динамичное, кризисное, с другой стороны, показывает, как происходит процесс социальной адаптации молодых людей к этим переменам.

     Социализация  является успешной, если имеется, с  одной стороны, эффективная адаптация  человека в обществе, а с другой – способность в какой-то мере противостоять обществу, а точнее – части тех жизненных коллизий, которые мешают развитию, самореализации, самоутверждению человека.

    2.2. Противоречия и  пути социализации  молодежи

     В условиях модернизации российского  общества изучение проблем социализации и воспитания имеет важное значение для уяснения возникающих противоречий, связанных с жизнедеятельностью молодёжи, и для нахождения научно обоснованных путей и методов  их разрешения. Причины появления  противоречий в сфере социализации и воспитания молодёжи: 
1. Существования остаточных явлений предыдущего общества, которое под воздействием реформ трансформируется в новое социально-экономическое, политическое и духовное общественное устройство. 
2. Действие объективных законов современного общества, неизбежность борьбы нового со старым, прогрессивного с консервативным. Так в условиях реформирования системы образования стало появляться противоречие между возрастающими требованиями теоретико-методологического, проблемного характера обучения и неумением преподавателей и учащихся пользоваться методологией науки и творчески воспринимать информационные потоки. Живучесть консервативных тенденций и стереотипов в жизнедеятельности людей является достаточно сильной и распространённой. 
3. Нарушение объективных законов общественного развития, нравственных, правовых и политических требований общества. Противоречия, вытекающие из реальных общественных отношений, по субъективным причинам порою недооцениваются, своевременно не блокируются и не разрешаются. В результате они превращаются в фактор торможения процессов общественного развития, почву, на которой могут возникать конфликты. 
Основной социальной причиной нарушений общественных норм определённой частью молодых людей является уклад жизни, уровень развития производительных сил, зрелости общественных отношений, политической системы, системы образования, обучения и воспитания. Так преступность, пассивность, потребительские настроения, скептицизм молодёжи явились следствием стагнации общества, его перехода к иному общественному строю, а также серьёзных недостатков в реализации современных реформ, в процессе социализации и воспитания. 
Реальная жизнь показывает что, только целенаправленное комплексное исследование закономерностей и противоречий становления и развития личности создаёт научную основу для осуществления мер по социализации, воспитанию молодёжи и управлению этим процессом. Игнорирование, поверхностное изучение реальных противоречий в процессе социализации человека может нанести ущерб его формированию. 
Противоречия, охватывающие общество в целом, являются внешними по отношению к противоречиям социализации и воспитательного процесса. 
В числе последних необходимо определить основное противоречие, оно является глубинным и выражает сущность процесса социализации, воспитания человека. Разрешение основного противоречия непосредственно влияет на социализацию, воспитание, социальные роли и статусы личности, на разрешение других противоречий, характерных для этого процесса. Такое противоречие может быть разрешено лишь тогда, когда процесс социализации, воспитания перейдёт в качественно новое состояние. 
Основное противоречие в сфере социализации и воспитания молодёжи - это противоречие между объективно усложняющимися общественными отношениями, всё возрастающими требованиями, предъявляемые обществом к социализации и подрастающему поколению, и недостаточно использующимися социально-экономическими, идеологическими, политико-воспитательными средствами воздействия на человека. 
Развитие самой личности происходит противоречиво, и учёные по-разному подходят к трактовке и пониманию этого вопроса. Например, Б. Т. Лихачёв выделяет такое противоречие, как противоречие "между объективной необходимостью стать гражданином, развитием чувства долга ответственности, общественной активности, целеустремлённости и субъективной трудностью такого становления из-за отсутствия жизненного опыта, волевой напряжённости, развития сознательности". 
Думается, что такие определения противоречий становления личности, отражающие разнообразные грани, структурные элементы формирования, развития и самореализации личности молодого человека, дают основания для конкретизации формулировки основного противоречия социализации и воспитания. Движущим противоречием, источником самовыражения, самореализации молодёжи является противоречие между объективной необходимостью развития их способностей, склонностей, выполнения ролей, статусов в обществе и субъективной трудностью такого становления в силу недостаточного опыта, всё усложняющихся условий жизнедеятельности, социальных связей, возрастающих информационных потоков. 
Своевременность разрешения основного и других противоречий в сфере социализации и воспитания личности обусловливает характер совершенствования процесса развития личности, а преодоление противоречий означает зарождение новых противоречий. Следовательно, противоречия - есть источник формирования, развития личности. 
Общественно-экономические и политические преобразования, происходящие в России, оказывают влияние на обострение противоречий в обществе, в том числе и в системе управления процессами воспитания.  
В этой системе усугубляются противоречия. 
* Противоречие между стремлением видеть российское общество процветающим, с современной рыночной экономикой, гражданским обществом и тем состоянием России, в котором она, с точки зрения большинства молодёжи, находится. Это - полуразвалившаяся экономика, коррумпированность властей, нищенское существование большинства молодых людей, нарастание криминального беспредела и т. д. 
* Противоречие между оставшимися административными методами воспитания и управления и стремлением молодёжи к демократическим, гуманистическим формам жизнедеятельности, к самостоятельности, к самоуправлению. Догматизм и шаблоны в преподавании, оторванность его от действительности, бесконфликтность и прямолинейность некоторых учебных курсов, особенно гуманитарного цикла, их претензии на истину в последней инстанции формируют у молодёжи облегчённое представление о модернизации российского общества, собственности, политике и власти, мере труда, и потребления, настоящих и мнимых ценностях. Учителя оказались неподготовленными к новым условиям организации учебно-воспитательного процесса.  
* Противоречие между объективной необходимостью реформы системы образования и воспитания и возможностями государства обеспечить её ресурсами, средствами. 
* Противоречие между старыми ценностями общества, с которыми, молодые люди ещё не успели расстаться, и новыми, которые они ещё не успели освоить. Молодёжь отрицательно относится к коммунизму и социализму как ценностям старого общества и в то же время настороженно воспринимает индивидуализм, приветствует ценность рынка, частой собственности, свободы, демократии, религии, церкви. 
* Противоречие между нарождающимся новым производством, рыночными отношениями и невостребованным инновационным инвестиционным потенциалом молодёжи. Ныне в стране отчётливо проявляется отчуждение молодёжи от производительного труда, для многих молодых людей труд утратил смысл как средство самореализации, самоутверждения. Вместе с тем реалии жизни (безработица, неплатежи, задержки заработной платы и т. п.) стимулируют определённую часть молодёжи к пересмотру традиционных взглядов, побуждают к добросовестному труду, приобретению новых профессий, к учёбе. 
* Противоречие между потребностями молодёжи в повышении своего благосостояния и возможностями российского общества удовлетворить таковые потребностями. 
* Противоречие между представлениями о социальной справедливости, социальном равенстве и бурно растущей социальной и имущественной дифференциации населения, в том числе молодёжи. 
* Противоречие между формированием в России новой политической системы и непоследовательностью осуществления политического курса на демократизацию. В России ныне наблюдается политическая усталость, апатия молодёжи от безрезультатных политических дискуссий, обещаний и т. п. Это - следствие ответной реакции молодёжи на безразличие государства и общества к её проблемам. Вместе с тем, в обществе утверждается политический плюрализм в создании новых молодёжных структур. 
* Противоречие между декларируемым строительством правового социального государства и правовой, социальной незащищённостью молодёжи, в том числе детей. В стране чётко обозначились обнищание молодёжи, снижение рождаемости, рост числа разводов, показателей сиротства и детской заболеваемости, смертности. В Российском обществе стала проявляться тенденция "дурных болезней от дурного поведения". Особое влияние на молодое поколение оказывает преступный мир, а распространение его морали, психологии создаёт предпосылки воспроизводства закононепослушания молодых людей. Усугубляется процесс маргинализации молодёжи и детей, которые оказались в положении изгоев общества (бродяги, нищие, наркоманы, алкоголики и т. п.). 
Одной из основных причин негативных явлений в нашем обществе является несоответствие слова и дела. Порою в школе, вузе, на работе, молодые люди получают информацию об успехах реализации программ, о новых законах, но в реальной жизни они видят другое. Принятые программы не реализуются, демократия часто является прикрытием для бюрократов, не срабатывает принцип социальной справедливости. В такой ситуации у некоторой части молодёжи происходит как бы раздвоение их сознания и жизнедеятельности. На работе или в процессе учёбы молодой человек имеет вполне благопристойное поведение, а в быту, в семье, с друзьями совершает безнравственные поступки. 
Разрешение противоречий может осуществляться в разнообразных формах и различными средствами. Главное заключается в том, чтобы личные интересы, потребности молодого человека не расходились с требованиями общества, с индивидуальными возможностями и способностями личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

     Мы  все забыли мудрость предков и  в погоне за самыми современными телевизорами, музыкальными центрами или просто борясь за выживание, в нашем несовершенном  мире, позабыли о главном, о завтрашнем дне, о собственных детях…

     Молодое поколение в большинстве своем  оказалось без надежных социальных ориентиров. Разрушение традиционных форм социализации, основанной на социальной предопределенности жизненного пути, с одной стороны, повысило личную ответственность молодых людей  за свою судьбу, поставив их перед необходимостью выбора, с другой – обнаружило неготовность большинства из них включиться в  новые общественные отношения. Выбор  жизненного пути стал определяться не способностями и интересами молодого человека, а конкретными обстоятельствами.

     Очевидным является тот факт, что молодое  поколение России переживает кризисную  социально-психологическую ситуацию. Разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Выработка новых происходит хаотично, бессистемно и лавинообразно. Молодежь утрачивает ощущение смысла происходящего и не имеет определенных жизненных навыков, которые позволили  бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный  жизненный стиль.

     Отсюда, можно сделать некоторые выводы.

       Во-первых, преобразования в России  осуществляются противоречиво, порождая  противоречие между требованиями обновления, творчества, созидающей инициативы и консерватизмом, инерцией, корыстными интересами. Действенное средство преодоления такого противоречия - реальные подвижки в экономике, социальной сфере, образовании, в развитии демократии и гласности.

     Во-вторых, успех социализации и воспитания молодёжи возможен при использовании  позитивных факторов, заложенных в  современных собщественных отношениях, в образе жизни, и нейтрализации  факторов, которые мешают осуществлению  задач социализации, обучения и воспитания.

     В-третьих, в процессе формирования ценностных ориентаций подрастающих поколений  на активное участие в обновлении российского общества творчески  использовать позитивный социальный опыт, накопленный Россией и всем человечеством.

     В-четвёртых, перестройка системы образования  и общественного воспитания может  быть успешна лишь тогда, когда она  станет делом всего общества. Важно  переориентировать всю общественную жизнь, социокультурную среду, систему  воспитания, обучения на молодое поколение.

     В-пятых, систематически проводить конкретно-социологические  и политологические исследования, педагогические и психологические эксперименты по актуальным проблемам молодёжи, на основе которых управлять процессами обучения и воспитания молодёжи.

     Таким образом, изучение противоречий, проявляющихся  в процессе социализации и воспитания молодёжи, создаёт теоретико-методологическую базу формирования государственной  молодёжной политики, определения эффективных  механизмов её реализации. 
 
 

     Использованная  литература

  1. Андреева Г.М. Социальная Психология. М.: Аспект Пресс, 2002
  2. Волков Ю.Г. Социология. – Ростов-на-Дону. 1999.
  3. Социология молодежи. /Под ред. В.Т. Лисовского. – СПб. 1999.
  4. «Социально-политический журнал», 1998 г., № 1.

Информация о работе Социализация молодежи: сущность, пути, противоречия