Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 14:39, реферат
Цель: исследовать особенности социализации молодежи с опорно-двигательными нарушениями, а также разработать рекомендации для успешного включения ее в общество
Объект: молодежь
с опорно-двигательными
Предмет: особенности социализации молодежи с опорно-двигательными нарушениями
Цель: исследовать
особенности социализации молодежи
с опорно-двигательными
Задачи:
- проанализировать
подходы к понятию “
- выявить особенности
взаимоотношения общества и
- определить
роль института семьи,
- выявить факторы, оказывающие влияние на формирование устремлений молодежи с инвалидностью в процессе социализации
- разработать практические рекомендации по созданию условий для успешной социализации молодежи с опорно-двигательными нарушениями
Гипотезы:
- не существует единого подхода к понятию “социализация”
- общество не признает равноправие молодежи с физическими недостатками и полноценных людей
- институт семьи,
образования, социальной
- большое влияние
на формирование устремлений
молодежи с инвалидностью
Актуальность
В настоящее время процесс социализации является предметом исследования специалистов многих отраслей науки. Психологи, педагоги, философы, социологи и др. обращают свое внимание на различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и факторы социализации. Однако проблема социализации лиц с физичекими недостатками, особенно молодежи с инвалидностью- это относительно новое направление в изучении социального положения этой группы. Инвалидность- сложная характеристика, которая состоит из представлений о собственных ограничениях, а также из особенностей статуса, определяемого обществом и политикой государства. Успешность социализации девушки либо молодого человека с физическими ограничениями зависит от восприятия своей инвалидности и возможности вхождения в социум.
На современном этапе развития общества возникли предпосылки для перехода взаимоотношений между обществом и лицами с ограниченными возможностями на иной уровень. С одной стороны люди с недостатками развития стремятся объединиться в единое сообщество, в котором бы они взаимодействовали на равных правах. А с другой стороны, человек с ограниченными возможностями развития имеет право отличаться от нормального большинства и при этом чувствовать себя в обществе не изгоем. Однако, в настоящее время еще рано говорить о том, что общество взаимодействует с людьми с инвалидностью как с равноправным партнером. Это связано с тем, что общество еще не готово к признанию равноправия здоровых людей и людей с ограниченными возможностями развития. Кроме того, люди с недостатками развития обладают низким уровнем осонания личностных качеств и имеют пассивную жизненную позицию.
Актуальность темы исследования также связана с необходимостью разработки социальных программ, которые направлены на снижение напряженности в обществе, вызванной данной проблемой. Кроме того, молодежь с ограничениями в самообслуживании и передвижении испытывает свои трудности, как и молодые люди с другими видами нарушений. В данном случае выявление проблем, связанных с ограничениями молодежи, позволяет создать программу действий, позволяющую помочь работающим в этой сфере учреждениям и организациям.
Для молодежи с физическими нарушениям внешняя среда играет особую роль. Преодоление таких барьеров, как выход из дома, передвижение по улице возможно только при активной жизненной позиции самого молодого человека или девушки, которые могут добиваться от государства создания определенных законов.
Таким образом, проблемы социализации молодежи, имеющей инвалидность, актуальны в силу внедрения практический рекомендаций для успешного включения ее в общество. А также эти рекомендации способны повлиять на формирование жизненных устремлений молодого поколения.
Степень научной разработанности
Мыслители с древнейших времен задумывались о проблемах взаимоотношений между людьми, некоторые из них не оставили без внимания и проблему взаимоотношения общества и лиц с ограниченными возможностями развития. К таким мыслителям относятся: Конфуций, Платон, Арстотель, Сенека и др. В эпоху Возрождения идеи о том, что человек является центром и целью мироздания, также привели к интересу по отношению к людям с ограниченными возможностями развития и к попыткам их обучения. В последующие века многие мыслители, так или иначе, затрагивали тему человека с физическими нарушениями. К их числу относятся: И. Кант, Гегель, А. Н. Радищев, Ницше, К. Маркс, Бехтерев и др. Значительный вклад в развитие системы специального образования внесли ученые: Л. Брайль, О. П. Правдина, С. Л. Рубинштейн, Л. И. Аксенова и многие другие.
В буквальном переводе на русский язык “социализация” означает “обобществление”. Первоначально данный термин использовался в политэкономии и означал обобществление земли, средств производства и т. п. По отношению же к человеку этот термин впервые использовал Ф. Г. Гидденс в своей работе “Теория социализации” (1887 год) и употребил его в значении, близком к современному “подготовка человеческого материала к общественной жизни”. Среди отечественных философов термин “социализация” одним из первых употребил И. А. Бердяев. В англоязычных странах данное понятие оформилось к 40-м годам XX века в связи с усилением интереса к социальным проблемам, накоплением материала, связанного с исследованием человека и общества. За рубежом разработкой проблемы социализации занимались такие авторы, как Парсонс, Эриксон, Бандура, Смелзер и другие.В нашей стране ученые стали оперировать понятием ”социализация личности” в 60-е годы. За это время вышло в свет немало публикаций, посвященных изученю данного явления (исследование Б. Г. Ананьева, Л. М. Архангельского, О. И. Иванова, И. С. Кона, Ю. И. Левады, В. Д. Мерлина и других авторов).
В сибирском
регионе проблемами социализации личности,
проблемами образования как средством
социализации с начала 80-х годов
и по настоящее время занимается
Центр комплексных
В России за последние несколько лет проблема социализации была разработана в следующих диссертационных работах: Василенко О. В. “Социализация студенческой молодежи в образовательном процессе”, Гущин В. А. “Игра как средство социализации студентов”, Рубчевский К. В. “Социализация в современнх условиях”, Ширчеева А. А. “Социальная адаптация в сфере семьи” и др.
Кроме того, проблема
социализации людей с ограниченными
возможностями развития широко
используется, разрабатывается в
педагогике и социологии. Так, за последние
годы в рамках педагогических наук
проблемам социализации людей с
ограниченными возможностями
Таким образом, тема социализации людей с ограниченными возможностями развития действительно является весьма актуальной. Об этом свидетельствует довольно большое количество работ по педагогике и социологии, посвященных данному вопросу. Но эти работы, как правило, охватывают лишь некоторые аспекты проблемы социализации лиц с тем или иным видом нарушения развития.
Информация о работе Социализация молодежи с физическими нарушениями