Социализация личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 12:56, контрольная работа

Краткое описание

В наше время значение личности в обществе можно рассматривать по-разному. С одной стороны, личность – это значимая часть социума, основной его компонент – каждый сформировавшийся духовно человек, который отдает себя на пользу своего государства. С другой, индивид является всего лишь частичкой общества, его маленьким фрагментом, что уменьшает в разы значение каждого человека в мировом масштабе. Тем не менее, все эти частицы – люди – должны тесно взаимодействовать друг с другом во имя поддержания целостности системы. А значит, каждый индивид должен занимать в обществе свою нишу, выполнять определенную задачу.

Оглавление

Введение…………………………………………………….3
Личность – часть общества………………………………...4
Социализация: понятие, общая характеристика………….5
Первичная социализация…………………………………...7
Агенты первичной социализации………………………….9
Вторичная социализация…………………………………..10
Институты социализации………………………………….11
Теории социализации………………………………………12
- Кули – Мид
- Фрейд – Эриксон
- Пиаже
Ресоциализация и десоциализация ……………………….19
Вывод…………………………………………………………………22
Список литературы…………………………………………23

Файлы: 1 файл

Социализация личности.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

Подразумевая конкретно членов семьи и родственников, употребляют  понятие «агенты». В первичной социализации агенты социализации могут называться также институтом социализации, если говорить о них в общем виде. Например, институт семьи.

Институты социализации – это учреждения, влияющие на процесс социализации и  направляющие его. Первичным институтом социализации можно также называть не только семью, но и школу, которая в которой ребенок испытывает большое влияние агентов.

Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, хотя по убывающей она сохраняется  и во второй. И напротив, вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека, когда, повзрослев, он сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации: производством, государством, СМИ, армией, церковью и т.д.

Первичная социализация есть та первая социализация, которой индивид подвергается в детстве и благодаря которой он становится членом общества. Вторичная социализация – это каждый последующий процесс, позволяющий уже социализированному индивиду входить в новые сектора объективного мира его общества.

 

Вторичная социализация

Вторичная социализация, как уже  было сказано, охватывает в большей  степени зрелость и старческий период. Период зрелости характеризуется большим, по сравнению с предыдущим периодом, количеством друзей у молодых  людей, состоящих в браке. В среднем, их число составляет семь человек, они подбираются по сходству вкусов, взглядов на мир, интересов и по географическому удобству общения. Деятельность в расцвете зрелости направлена на достижение поставленных жизненных целей, это не позволяет много времени уделять друзьям. Поддерживаются лишь самые прочные связи.

С приходом старости и теми драматическими событиями, что сопровождают этот период, жизнь человека переворачивается. Теряются дружеские связи. Но социализация личности на этом не заканчивается, ведь этот процесс длится всю жизнь, хотя и несколько меняет свое направление по сравнению с предыдущими этапами.

Доктор Орвиль Г. Брим приводил различия между социализацией взрослого  и ребенка: социализация взрослого  в большой степени направлена на изменение своего внешнего поведения, а детская – корректирует базовые ценностные ориентации; взрослые оценивают нормы, дети в большинстве случаев могут их только усваивать; социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыкам, социализация же детей формирует главным образом мотивацию их поведения.

То есть детям в их большинстве  свойственно в основном усвоение получаемых данных и принятие их такими, какие они есть, без возможности  обсуждать мнение взрослых, предположим, родителей. Взрослые люди вынуждены устанавливать себе приоритеты в сложных ситуациях, которые часто не совпадает с мнением их родителей или противоречит каким-то нормам.

 

Институты вторичной социализации

Как и в первичной социализации, во вторичной, или продолженной, есть свои агенты социализации. Первичные агенты социализации тоже играют здесь роль и могут также выступать как агенты вторичной. Агенты вторичной социализации – представители школы, университета, предприятия, армии и т.д., то есть все те, кто является представителем официальных структур и влияет на социальную деятельность человека. Термин «вторичная» обозначает тех, кто стоит во втором «эшелоне влияния», оказывает менее важное влияние, так как личность человека уже почти сформирована. И их воздействие обычно менее глубокое, чем у первичных. Вторичными в социологии называют формальные организации, официальные учреждения. И именно они относятся к институтам социализации. Вторичные агенты выполняют одну или две функции и, в отличие от первичных, их влияние довольно ограниченно. Агенты не могут заменять друг друга, так как они выполняют различные функции и имеют узконаправленную специальность. Например, судья не может заменить бригадира или учителя.

Еще одно различие между агентами первичной и вторичной социализации – агенты вторичной социализации получают за свою деятельность материальное вознаграждение.

 

Теории социализации

Большинство концепций, которые разбирают основные этапы  социализации, ограничиваются рассмотрением  первичной социализации.

Кули –  Мид

Американские ученые Чарльз Хортон Кули (1864-1929) и Джордж Герберт Мид (1863-1931) считали, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром.

Огромное значение в  социализации индивида, по мнению Ч. Кули, играют первичные группы (семья, друзья, и т. д.). Мнения родителей, друзей, соседей  становятся для ребенка настолько  важными, что под их влиянием у него развивается способность выделять себя из группы и осознавать свое «Я», которое Ч. Кули назвал «зеркальным Я». Другие люди – это своеобразные зеркала, в которые смотрится индивид и формирует своё собственное «Я» как некую сумму зеркальных «Я», отражающих личностный мир других. Таким образом, человеческое «Я» оказывается результатом взаимодействия индивида с окружающими его людьми. Личность представляет собой совокупность психических реакций человека на мнения о нем окружающих.

«Зеркальное Я» становится важнейшим элементом самосознания ребенка. Благодаря этому, у него формируется самооценка, умение смотреть на себя глазами окружающих людей, вырабатывается чувство гордости, уважения или унижения за собственное Я. С возрастом у детей вырабатывается чувство самоконтроля под влиянием требования окружающих. Они все в большей степени учитывают нормы и ценности социального окружения.

Дж. Мид развил дальше и систематизировал теорию «зеркального Я».

Он полагал, что необходимой  стороной взаимопонимания и согласованного социального взаимодействия является способность человека, формирующаяся еще в детстве, принимать (примерять) на себя роли других людей.

Главное в формировании этой способности, по его мнению, принадлежит  детским играм. Входе игры дети поставлены перед необходимостью принимать на себя определенные роли (к которым у них может быть различное ценностное отношение), что влечет за собой развитие их самосознания, усвоение ими норм и ценностей социальной группы, ее требований и установок по отношению к ним.

По мнению Дж. Мида, этот процесс включает в себя несколько  стадий, связанных с формированием  «Я»:

    1. стадию имитации – копирование поведения взрослых людей или представителей реферативной группы;
    2. игровая стадия – проигрывание ролей, ролевые игры, когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, воспитателя, продавца и т. д.
    3. стадия коллективных игр – осознание детьми ожиданий других людей на основе образа «обобщенного другого»5.

Г.Мид выходит за рамки  исключительного межиндивидуального взаимодействия на уровень группы и вводит понятия “значимого другого”, “роль обобщённого другого” и т.п. Значимыми для формирования индивида являются не все реакции (зеркала), а лишь некоторые – “значимые другие”. Индивид проводит отбор значимых для него “других” и тем самым принимает ответственность за свой выбор и своё действие.

«Обобщенный другой» - по Дж. Г. Миду – это возникающее в процессе социализации представление индивида об абстрактном «другом». Это представление включает совокупность ожиданий, установок, ценностей группы, на которые индивид ориентирует свое поведение.

Фрейд – Эриксон

Зигмунд Фрейд (1856-1939) – австрийский психолог, основоположник психоаналитической ориентации в социологии. 3. Фрейд рассматривал социализацию как сложный процесс взаимодействия природного и социального. По его мнению, социализация есть происходящий в социальной среде процесс обуздания физиологических побуждений (особенно сексуальных), противоречащих нормам культуры социального окружения.

В структуре личности 3. Фрейд выделяет три части: Ид («Оно»), Эго («Я»), Суперэго («Сверх-Я»). Ид («Оно») – это первоначальная, основная часть структуры личности. Содержание Ид целиком бессознательно и включает в себя основные родовые инстинкты и воспоминания, которые оказались вытесненными из сознания. Ид – источник энергии, включающий в себя либидо (энергию созидающую) и мортидо (энергию разрушающую), направленный на удовлетворение инстинктов и получение удовольствия.

Эго («Я») – та часть структуры личности, которая находится в контакте с внешней реальностью. Эго контролирует поведение человека, помогает ему ориентироваться в окружающем мире. С одной стороны, Эго следует бессознательным инстинктам, а с другой – подчиняется нормативам и требованиям реальности. Эго регулирует выбор подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряженность, связанную с Ид. Например, когда Ид испытывает голод, Эго запрещает употреблять в пищу несъедобные продукты; удовлетворение нашего побуждения откладывается до момента выбора подходящей пищи.

Следующая часть структуры  личности – Суперэго («Сверх-Я»). Это, в первую очередь, совокупность всех установок, ценностей усвоенных ребёнком от своих родителей (первичной группы). Оно служит судьей или цензором деятельности и мыслей Эго. 3. Фрейд указывал на три функции Суперэго: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов. В качестве совести Суперэго ограничивает, запрещает, судит сознательную деятельность. Суперэго стремится усовершенствовать поведение человека в соответствии с культурой, законами, запретами, принятыми в обществе, т. е. с коллективным сознанием.

Следуя концепции З. Фрейда, можно выяснить, что индивид  находится все время в состоянии  конфликта с обществом.

В своем же сексуальном  развитии личность проходит, по Фрейду, четыре стадии, каждая из которых связана с определенной эрогенной зоной:

- оральная – ребенок  получает удовлетворение от жизни  через рот, например, вместе с  едой;

- анальная – ребенок  учится ходить на горшок;

- фаллическая – осознание  ребенком своей половой принадлежности  и связанных с ней возможностей или ограничений;

- генитальная – на  этой стадии дети активно выражают  озабоченность проблемами половой  близости6.

Идеи З. Фрейда, о которых ранее уже упоминалось, были пересмотрены и дополнены Э. Эриксоном, американским психологом. Он предложил ввести критерии психического развития «Я», связанного с формированием основных ориентиров по отношению к себе и своему окружению. По его мнению, как и в современной теории, процесс социализации не заканчивается в подростковом периоде, а продолжается и позднее, весь жизненный цикл. В соответствии с критериями психического развития выделяют восемь стадий человеческого развития, пять из которых приходится на детство, а последние три приходятся на определенные периоды жизни взрослых. Эти стадии стали сегодня общепризнанными:

Доверие – недоверие  – грудной возраст;

Автономия – сомнение – 1-2 года;

Инициатива – чувство  вины – 3-5 лет;

Трудолюбие – неполноценность  – 6-11 лет;

Идентификация – диффузия – юность, 12-18 лет;

Интимность – одиночество  – начало взрослого периода;

Творческая активность – застой – средний возраст;

Умиротворение – отчаяние – старость7.

Первый кризис человек  переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются ли его  основные физиологические потребности  ухаживающим за ним человеком. В результате положительного исхода у ребенка развивается чувство доверия к окружающему миру. В случае обратного исхода – соответственно, недоверие.

Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и помогают ему контролировать естественные отправления, ребенок получает опыт автономии. Напротив, слишком строгий и непоследовательный контроль приводит к развитию у ребенка стыда и сомнений, связанных главным образом со страхом потерять контроль над своим собственным организмом.

Третий кризис соответствует  второму детству. В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые он постоянно строит и которые ему позволяют осуществить, способствуют развитию у него чувства инициативы. Наоборот, переживание повторных неудач и безответственности могут привести его к покорности и чувству вины.

Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. В школе ребенок  учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от царящей в школе атмосферы и принятых методов обучения и воспитания у ребенка развивается вкус к работе или же, наоборот, чувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей, таки и в плане собственного статуса среди товарищей.

Пятый кризис переживают подростки обоих полов в поисках  идентификации (усвоения образцов поведения  значимых для подростков людей). Этот процесс предполагает объединение  прошлого опыта подростка, его потенциальных  возможностей и выбора, который он должен сделать сам. Неспособности подростка к идентификации или связанные с ней трудности могут привести к ее «распылению» или же к путанице ролей, которые подросток играет или будет играть в аффективной, социальной или профессиональных сферах.

Шестой кризис свойственен молодым взрослым людям. Он связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит совершать цикл «работа – рождение детей – отдых», чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие.

Информация о работе Социализация личности