Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 14:05, контрольная работа
Цель и задачи работы: рассмотреть содержание понятия социализации личности, исследовать сущность и особенности социализации, ее этапы, а также роль культуры в социализации личности.
Введение.
1. Понятие «Социализация личности»
2. Социализация личности:основные этапы и их особенности
2.1. Сущность социализации, и ее стадии.
2.2. Факторы социализации и формирования личности
2.3. Фазы и основные этапы социализации личности и их особенности
3. Роль культуры в социализации личности.
Заключение
Практические задания
Список использованной литературы
Приспособление к старости не обязательно представляет собой процесс роста. Развитие личности может прекратиться или даже повернуть вспять из-за ослабления физических и психологических возможностей человека, что часто происходит в старости. Некоторые пожилые люди перестают играть активную роль в обществе из-за расстройства здоровья, финансовых затруднений и эмоциональных переживаний. Эта тенденция вызывает беспокойство в старости, когда они уходят на пенсию, - неожиданно они становятся совсем ненужными обществу.
В то время как у молодых этапы социализации ассоциируются с такими торжественными ритуалами, как конфирмация, церемония вручения диплома, свадьба и т.д., в пожилом возрасте жизнь скрашивают лишь изредка отмечаемые дни рождения да ежемесячное получение пенсии. Поэтому люди нехотя смиряются с наступающей старостью, вместо того чтобы принимать ее как новый и неповторимый этап жизни. Кроме того, на предыдущих этапах жизнь обычно приносит все новые радости и блага - увеличение дохода, власть, любовные приключения, а в пожилом возрасте человека ожидают главным образом потери.
Вместо вступления в новые общественные группы пожилые люди становятся все более одинокими - их дети уезжают, друзья умирают, вечером им страшно выйти из дома. Социализация пожилых отличается от социализации на более ранних этапах жизни еще и тем, что роли пожилых людей четко не определены. Вдова уже больше не жена, чиновник, ушедший на пенсию, уже не вице-президент. Положение вдовы и пенсионера даже нельзя считать ролями, поскольку они мало связаны с определенными нормами или идеалами.
Не имея четко определенных ролей, люди пожилого возраста стремятся выглядеть молодыми в обществе, где высоко ценится энергия молодости. Подлинная роль стариков в этом обществе остается неясной. Люди, значительная часть жизни которых осталась позади, не пользуются особым престижем или почетом.
Конкретный возраст, в том числе пожилой, определяет пригодность или непригодность, к выполнению социальных ролей и видов деятельности. С выходом на пенсию завершается активный период социализации, уменьшается нужность стариков в семье. Пожилой человек перестает выполнять главнейшую функцию - быть производителями материальных ценностей. Из производителя он превратился в потребителя, а тем самым в иждивенца. Хотя старый человек зачастую такой же беззащитный, слабый и беспомощный, как и ребенок, но в отличие от ребенка старик не являются целью жизни не для кого. Родители ищут эмоциональное удовольствие в общении с детьми, а в общении со своими пожилыми родителями они зачастую видят только обязанность. Старик - это человек, переставший служить и целью жизни, для своих выросших детей, как ребенок, и средством жизни, как взрослый. У него свое положение в структуре семьи и в социальной жизни общества.
Вместе с тем переход от зрелости к старости раскрывает новые социальные возможности и роли. Пожилые люди выступают партнерами, конкурентами или противниками других возрастных групп на рынке труда, в системе социализации и образования, в ведении домашнего хозяйства и в межличностном общении. Правда, во всех этих сферах их роль минимальна: на работе пожилых увольняют в числе первых, а принимают на работу в числе последних; по ведению домашнего хозяйства им оставляют простейшие функции (подмети пол, сходить в магазин), а принципиальные вопросы молодые оставляют за собой; проводить эффективное образование и социализацию в современном обществе пожилые не могут потому, что их знания по сравнению с молодежью быстро устаревают, а взгляды и манеры признаются архаичными.
Переход из фазы зрелости в фазу старости касается изменений трудового статуса, содержания работы, мотивации и отношения к жизни, а также отношения к работе как к источнику доходов и материального удовлетворения, трудоспособности, круга общения и самооценки. Непривычный избыток свободного времени, уход с производства и появление новых ролей вынуждают пожилого человека заново проходить процесс адаптации, хотя старение человеческого организма истощает резервы для повторной адаптации. В результате возникает чувство неуверенности в завтрашнем дне и средствах существования. Ощущения себя в положении социального иждивенца часто выражается в чувстве социального унижения.
До сих пор десятилетиями, взрослея, человек накапливал в себе потребность заботиться о других. И вот теперь его лишают такой возможности, предлагая "просто отдыхать". Невостребованная потребность, резкая смена ценностных ориентаций и установок изменяют личность. Процесс старения многократно усиливается под воздействие психологического груза. Обостряются физические недуги и болезни. Предчувствуя будущую ненужность, в традиционных обществах (правда, не во всех) старые люди, бывало, покидали насиженные места и уходили умирать в одиночестве. В современном обществе сделать такой переход менее болезненным могут дополнительная работа пенсионеров в общественном производстве, привлечение их к активной общественной и политической деятельности.
Специалисты обнаружили закономерность: с возрастом снижается способность адаптироваться к социальным изменениям. Чем старше человек, тем больше он неудовлетворен различными сторонами жизни. Психологи отмечают: старики становятся ворчливее, раздражительнее и угрюмее. Но известно и другое: с возрастом человек больше дорожит жизнью и ценит каждый лишний ее день.
Прекращение работы и выход на пенсию ведут к негативным последствиям: вынужденное увеличение и бытовых нагрузок, материальная зависимость от родственников, уменьшение авторитета и престижа, чувство изолированности, боязнь одиночества. Образ жизни и досуг становятся пассивными, малоподвижными и однообразными (сидение на лавочке у дома или в сквере) неспешные и укороченные прогулки, чтение газет и просмотр телепередач больше прежнего).
Ощущение приближения старости и чувство бесперспективности возникают потому, что у стариков теряется то, что свойственно другим возрастным группам, а именно - наличие жизненных планов. Жизненный план - идеализированная картина предстоящей жизни, стержнем которой служит предполагаемая траектория социальной карьеры и сумма возможных достижений. В молодом возрасте жизненные планы принимают форму неопределенной мечты, смутных желаний, в зрелом - четко выстроенной должностной карьеры, а в пожилом возрасте они исчезают.
Благодаря жизненным планам социализация молодых в современном обществе, их стихийного и неуправляемого процесса превращается в целенаправленную стратегию поведения. Зрелый индивид сверяет с поставленной целью то, чего он реально достиг, и вносит необходимые поправки. Но пожилой человек в современном обществе, подобного уже сделать не может - впереди у него нет необходимого запаса времени и сил. Жизненные планы ориентируют человека особым образом: они вносят мотивацию достижения. Но у пожилых нет того, ни другого. Поэтому у них преобладают пассивные формы деятельности и стихийное приспособление к новым социальным ролям.
По опыту своей работы в органах социальной защиты, когда при изменении нормативных актов, была изменена структура социального обеспечения (пенсионное обеспечение передано в Пенсионный фонд). Пожилые люди не знали куда обратиться, льготы были заменены денежными выплатами, было много агрессии со стороны пожилых людей, по поводу того что, «сидят, ничего не хотят». Разъяснение норм законодательства, как правило, основному контингенту людей пожилого возраста была не понятна. «Монетизация» завершена, и люди в основном приспособились, хотя есть отдельные моменты, когда какой то процент граждан пожилого возраста, не хочет понимать, что обратного пути нет, и не будет.
Я считаю, что пожилой человек имеет реальные шансы для адаптации в современном обществе, если он имеет родственные связи, не одинок, занимается общественной жизнью, т.е. ведет активный образ жизни, а подведя итоги своего пути, удовлетворен своими результатами. На любом этапе социализации личности, можно найти человека не удовлетворенного, имеющего не простой характер, и получающего удовлетворения в негативном воздействии на окружающих «тут не так, раньше было лучше» или «вырастили Вас на свою голову» и т.д.
Список использованной литературы
1. Бороноева А.О. Основы социологии и политологии. Учебное пособие/А.О.Бороноева, М.А.Василика.-М.:Гардарики,
2. Ильенков И.В. Что такое личность, Москва 2001 г.
3. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя. – М., 1989. – С. 19.
4. Кравченко А.И. Социология. Учебное пособие для вузов/ А.И. Кравченко. - М.:Академия, 2002
5. Куликов Л.М. Основы социологии и политологии. Учебное пособие /Л.М.Куликов. - М.:Финансы и статистика,2000.
6. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М. 2001. С. 208
7. Сластенин В., Исаев И., Мищенко А., Шиянов Е. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений
8. Социология, под. Ред. Лавриненко В.Н., Юнити – Москва, 2002 г.
9. Харчева В. Основы социологии. Учебник для студентов средних специальных учебных заведений/ В.Харчева. - М.: Лог
10. Штомпка П. Социология социальных изменений, Москва, 2006 г.
11. politlogia.narod.ru/s/SANZ_
12. http://belportal.info/kultura-
[1] Что такое личность, Ильенков И.В., Москва 2001. С. 52-56.
[2] Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М. 2001. С. 72-80.
[3] Куликов Л.М. Основы социологии и политологии. Учебное пособие /Л.М.Куликов. – М.:Финансы и статистика,2000.- С 117-118
[4] Бороноева А.О. Основы социологии и политологии. Учебное пособие/А.О.Бороноева, М.А.Василика.-М.:Гардарики,
[5] Куликов Л.М. Основы социологии и политологии. Учебное пособие /Л.М. Куликов. - М.:Финансы и статистика,2000. С. 74-80.
[6] Социология социальных изменений, Штомпка П., Москва, 2006 г. С. 58-63.
[7] Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М. 1991. С. 208
[10] http://belportal.info/kultura-
[11] Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя. – М., 1989. – С. 19.
[12] Бороноева А.О. Основы социологии и политологии. Учебное пособие/А.О. Бороноева, М.А. Василика.-М.:Гардарики,2000. С. 79-90.