Социализация личности в современном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 18:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить процесс социализации личности в современном обществе.
Объект исследования - личность
Предмет исследования – социализация личности
Задачи исследования вытекают из поставленной цели:

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Понятие и сущность социализации ……………………………….…4
§1.1.Понятие социализации…………………………………….………4
§ 1.2.Фазы и этапы социализации……………………………….……6
§ 1.3.Агенты социализации……………………………..…………….12
Глава 2. Социальные факторы социализации………………………………15
§ 2.1.Факторы социализации………………………………….………15
§ 2.2.Средства и Механизмы социализации…………………..….…16
§ 2.3.Три группы проблем социализации……………….……………21 Заключение……………………….……………………………………………26
Список используемой литературы…………………………

Файлы: 1 файл

курсач 1к..docx

— 364.43 Кб (Скачать)

    К психологическим и социально-психологическим  механизмам можно отнести следующее.

    Импринтинг (запечатление) -  фиксирование человеком  на рецепторном и подсознательном  уровнях особенностей воздействующих на его жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних  этапах возможно запечатление каких  либо образов, ощущений.

    Экзистенциальный  нажим – овладение языком и  неосознаваемое усвоение норм социального  поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.

    Подражание  – следование какому либо примеру, образцу. В данном случае – один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.

    Идентификация (отождествление) – процесс неосознаваемого  отождествления человеком себя с  другим человеком, группой, образом.

    Рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различным «Я» человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

    К механизмам социализации можно отнести  следующие.

    Традиционный  механизм социализации представляет собой  усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые  характерны для его семьи и  ближайшего окружения. Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма  весьма рельефно появляется тогда, когда  человек знает, «как надо», «когда надо», но это его знание противоречит традициям  его окружения. В таком случае оказывается прав французский мыслитель  Мишель Монтень, который писал: «… Мы сколько угодно можем твердить свое, а обычаи и общепринятые житейские  правила тащат нас за собой». Кроме  того, эффективность традиционного  механизма проявляется в том, что те или иные социальные элементы, усвоенные например, в детстве, но в последствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд  из села в город), могут всплыть  в поведении человека при очередном  изменении жизненных условиях или  последующих возрастных этапах.

    Институциональный механизм социализации, как следует  уже из самого названия, функционирует  в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданные  для его социализации, так и  реализующие социализирующие функции  попутно, параллельно со своими основными  функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а  так же средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями  происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта  социально одобряемого поведения, а так же опыта имитации социально  одобряемого поведения и конфликтного и бесконфликтного выполнения социальных норм.

    Надо  иметь ввиду, что средства массовой коммуникации как социальный институт влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление  образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Эффективность этого  влияния определяется тем, что, как  подметил реформатор западноевропейского  балета Жан Жорж Новер, «поскольку страсть, испиваемые героями, отличаются большей  силой и определенностью, нежели страсти людей обыкновенных, им легче  подражать». Люди в соответствии с  возрастными и индивидуальными  особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни  и т.д.

    Стилизованный механизм социализации действует в  рамках определенной субкультуры. Под  субкультурой понимается комплекс морально-психологических  черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного  возраста или определенного профессионального  или культурного слоя, который  в целом создает определенный стиль поведения и мышления той  или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.

    Межличностный механизм социализации функционирует  в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для  него лицами. Значимыми для него могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник  своего или противоположного пола. Но нередки случаи, когда общение  со значимыми людьми в группах  или организациях может оказывать  на человека влияние не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа  или организация.

    Социализация  человека, а особенно детей, подростков, юношей, происходит с помощью всех названных механизмов. Однако у различных  половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно, и порой это различие весьма существенно.

    §2.3. Три группы проблем социализации.

    Все механизмы социализации так или  иначе касаются решения трех групп проблем: социально-психологических, естественно-культурных и социально-культурных. Социально-психологические проблемы связаны со становлением самосознания личности, ее самоопределением, самоактуализацией, самоутверждением и саморазвитием. На каждом этапе социализации эти проблемы имеют особое, специфическое содержание, появляются разные способы их решения. Одно остается неизменным: их значение для личности. Часто она не осознает существа этих проблем, но они глубоко «сидят» в каждом человеке, заставляя предпринимать действия, направленные на их решение.

    Естественно-культурные проблемы также проявляют себя на каждом этапе социализации. Их содержание связано с достижением человеком определенного уровня физического и сексуального развития. Проблемы эти часто касаются региональных различий, поскольку темпы физического и полового созревания могут заметно разниться: на юге они оказываются значительно более высокими, чем на севере. Естественно-культурные проблемы социализации могут затрагивать также вопросы формирования эталонов мужественности и женственности в различных культурах, этносах, регионах.

    Социально-культурные проблемы социализации имеют своим  содержанием приобщение личности к определенному уровню культуры, к той или иной совокупности знаний, умений и навыков. Эти проблемы касаются и ценностных ориентации личности, и ее мировоззрения, и духовного склада. Они также специфичны на каждом этапе социализации, поскольку имеют познавательный, морально-нравственный, ценностно-смысловой характер.

    Все перечисленные проблемы социализации и их решения являются объективной необходимостью для личности. В случае осознания таких проблем она вполне способна их плодотворно решать — конечно, при наличии необходимых объективных предпосылок для этого. Значит, тогда человек выступает субъектом собственного развития, субъектом социализации.

    Однако  нужно иметь в виду, что если какие-либо проблемы социализации не решаются на том или ином ее этапе, это может тормозить процесс развития личности, делать его неполноценным. Осмысление такой ситуации может заставить человека ставить перед собой новые цели, менять способы их достижения. В целом это не страшно. Гораздо хуже, если нерешенные или нерешаемые проблемы не будут осознаны личностью, и она не станет искать никаких поворотов в процессе социализации.

    В этом случае может возникнуть явление, которое некоторые авторы применительно к такой личности определяют термином «жертва социализации». Дело в том, что процесс социализации противоречив. С одной стороны, он предполагает успешность освоения личностью социальных ценностей, норм, стандартов поведения, с другой — способность человека определенным образом противостоять обществу в том случае, если оно (или его отдельные структуры) мешают удовлетворению его потребностей в социализации.

    Следовательно, необходима, с одной стороны, идентификация личности с обществом, с другой — обособление в нем. Здесь и возможны две крайности, которые приводят личность к тому, что она становится «жертвой социализации». Во-первых, в случае полной идентификации с обществом и «абсолютного» принятия его ролевых предписаний и ролевых ожиданий, неспособности хоть в чем-то ему противостоять личность превращается в конформиста. Во-вторых, неприятие многих социальных требований принципиального для общества характера способно превратить человека в борца против его устоев (что особенно характерно для тоталитарного или авторитарного режима). Острота этого противоречия сопряжена не только с характером общества, но и процесса социализации, а также влиянием социальных факторов на личность.

 

    

    Заключение.

    В данной курсовой работе я рассмотрела  понятие и сущность социализации, изучила фазы и основные этапы  социализации в современном обществе.

   Т.о. Социализация – это процесс посредством которого индивидом усваиваются основные элементы культуры: символы, ценности, смыслы, нормы.

   На  основе этого усвоения в ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, деяний, умений, благодаря  которым человек становится дееспособным участником социального взаимодействия.

      Также я поняла, что первый этап и второй этап социализации – качественно разные этапы одного и того же процесса. Первый этап - самый важный и самый трудный, поэтому дети, изолированные от себе подобных, «погибают»,а взрослые нет. Возможны ускоренные обучение и взросление, но невозможна ускоренная социализация, т.к. это кумулятивный процесс, в ходе которого накапливаются социальные навыки.

    Изучив, содержание процесса социализации, т.е. агенты социализации, факторы социализации и механизмы. Я поняла, что социализация – это сложный процесс становления личности, установления собственного «Я», который проходит всю жизнь, через определенные жизненные этапы, и уровни (первичный и вторичный) социализации. Где на каждом из этих уровней действуют агенты социализации, причем первичные агенты оказывают наибольшую помощь на начальном этапе, а вторые – на продолженном. Т.е. начальная социализация – область первичных (межличностных) отношений и приписываемых статусов. Продолженная социализация – область вторичных (формальных) отношений и достигаемых статусов.

    Если  говорить о проблеме социализации личности, она является одной из основных в социологии, изучающей установленные и действующие в обществе механизмы передачи социального опыта от поколения к поколению, соотношение процессов и институтов социализации. И видно, что процесс социализации противоречив, и может привести личность к тому, что может стать «жертвой социализации».

    Подведя итог, видно,  что в приведенных выше рассуждениях о личности и ее социализации акцентировалось внимание на факторах, которые способны сделать эффективным этот процесс. Между тем социализация предполагает высокую степень внутренней активности личности, необходимость ее самореализации. Другими словами, много зависит от человека, его умения управлять собственной деятельностью. Но этот процесс имеет место тогда, когда объективные условия жизни порождают определенные потребности и интересы, создают у личности те или иные стимулы деятельности. Это и делает сущность перехода объективной детерминации личностной деятельности в субъективную.

    Т.о. социология рассматривает очень  широко социализацию:

    1.Проблемы  социализации личности в конкретном обществе и возможные пути их решения.

    2.Специфику групп и институтов общества, затронутых процессом социализации.

    3.Ценности, нормы и привычки, передаются  в процессе социализации от  одного поколения к другому. 
 
 
 
 

 

  

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

    1. Зборовский Г.Е.Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики, 2004. - 592 с.

    2. Бабосов Е.М.Общая социология: Учеб. пособие для студентов вузов./

    Е. М. Бабосов. - 2-е изд., стер. - Мн.: «ТетраСистемс», 2004. -640 с.

    3. Добренков В.И. – Социология. – М., - 2002

    4. Кравченко А.И.  Общая Социология. Учебное пособие/ А.И. Кравченко. – М.:Академя, 2002. – 416с.

    5. Клочко Ю.Н.Социализация личности, её социальный статус и социальная  роль./Ю.Н.Клочко, Н.Ю.Ермилова

    6. Яшина М.Н. Социализация личности  как процесс

    7.Тощенко  Ж.Т. Социология. Общий курс.- М.:Прометей, 1994.-384с.

    8.Харчева  В. Основы социологии.М.: «Логос», 1997.

          9.Волков ЮГ, Добренькое В И., Иечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология. М., 2000. Гл. 3.

         10. Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994 - 256 с.

    11. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. М. 1997 С.117 
 
 
 
 

 

   Приложение  № 1.

     
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Социализация личности в современном обществе