Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 21:18, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 30 вопросов по дисциплине "Социология".

Файлы: 1 файл

БИЛЕТЫ по обществознанию.docx

— 247.28 Кб (Скачать)

С распространением персональных компьютеров оказалось  возможным выполнить основное критериальное условие информационного общества — ничем не ограниченный доступ к информации каждого члена общества в любое время и в любой точке страны. Вместе с тем, их внедрение открывает неограниченные возможности для автоматизации производства, научных исследований, образования, медицинских исследований, всех видов социально-бытового сервиса и общения людей.

Получение нового знания (цель науки), неразрывно связано с одной из целей образования — распространением нового знания. Оно также претерпевает значительные изменения. Во-первых, благодаря информационным технологиям образование становится все более доступным. Они также способствуют развитию творческих навыков, логического мышления обучающихся, умению решать комплексные проблемы. Увлечение новыми информационными технологиями, как правило, расширяет и углубляет разносторонность интересов подростков, делает их более адаптированными, приспособленными к условиям постоянно технологически изменяющейся окружающей среды, готовит их к тому, что скоро их поколение будет двигать вперед науку и способствовать прогрессу.

3. Вы приобрели в магазине телевизор, гарантия которого три года. Какие дейст 
вия вам необходимо осуществить, чтобы в случае поломки телевизора до истечения 
гарантийного срока воспользоваться правами, предусмотренными законом?

В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» на товары, предназначенные для длительного пользования, к которым относятся и телевизоры, изготовитель вправе устанавливать срок службы — период, в течение которого изготовитель обязывается обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению. Более того, изготовитель вправе устанавливать на такой товар гарантийный срок — то есть период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка изготовитель или продавец обязаны удовлетворить требования потребителя. Продавец (изготовитель) отвечает за недостатки товара, на который установлен гарантийный срок, если не докажут, что они возникли после передачи товара потребителю из-за нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара.

Что же может потребовать  потребитель в случае поломки  телевизора?

  • потребовать замены на товар такой же марки (этой же модели);
  • потребовать замены на такой же товар другой марки (модели) с соответствующим пе 
    рерасчетом покупной цены;
  • потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
  • потребовать незамедлительного устранения недостатков товара или возмещения расхо 
    дов на их исправление потребителем или третьим лицом;
  • отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за 
    товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить то 
    вар, имеющий недостаток.

При этом потребитель  вправе потребовать также полного  возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

 

БИЛЕТ № 3

1. Право, его роль в жизни государства и общества.

Изучение  понятия права следует начинать с вопроса о происхождении права. В эпоху Первобытности жизнь людей была подчинена строгим правилам поведения — социальным нормам, появившимся в целях регулирования их деятельности. Социальные нормы первобытного общества закрепляли ту или иную территорию за соответствующим кланом; указывали, на каких животных надо охотиться, время охоты на них; запрещали убийства, телесные повреждения, каннибализм, кровосмешение, колдовство (им могли заниматься лишь колдуны), воровство, похищение женщин и детей, нарушение супружеской верности и т.д.; помогали организовывать приготовление пищи, разжигание и поддержание огня, строительство жилищ и т.д. Нарушителей, если такие встречались, ждало наказание — общественное порицание, изгнание из общины или смертная казнь. Эти правила поведения представляют собой мононормы, то есть единые, специфические нормы поведения первобытного общества, которые предшествуют становлению правовых и моральных систем.

Постепенно  с возникновением государства, усложнением  социальных связей в обществе мононормы начинают перерастать в нормы права и морали. Но тем не менее все социальные нормы сохранили общие признаки:

  • представляют собой правила поведения общего характера;
  • обладают той или иной степенью обязательности;
  • направлены на упорядочение общественных отношений. 
    Право имеет и свои специфические характеристики:
  • правовые нормы устанавливаются государством; другие социальные нормы складыва 
    ются стихийно или устанавливаются отдельными общественными организациями (на 
    пример, уставы партий);
  • правовые нормы обязательно выражены в официальной форме: в законах или других 
    нормативных правовых актах; это всегда записанные нормы, для других социальных 
    регуляторов запись необязательна;
  • исполнение норм права обеспечивается и охраняется государством;
  • нарушение правовых норм влечет ответственность перед государством;
  • в каждом конкретном обществе существует только одна правовая система; для других 
    социальных регуляторов возможно параллельное существование различных социаль 
    ных норм (например, наличие разных религий в одном государстве).

Право сложная философская категория, определение которой занимало многие умы, начиная с Античности. Все определения можно свести к двум точкам зрения: первая была сформулирована школой естественного права (Ж.Ж. Руссо, А. Радищев, Т. Гоббс и др.), другая же относится к нормативистской школе права (Р. Иеринг, Г. Кельзен, Н. Коркунов, Л. Дюги, П.И. Новгородцев и др.). Итак, право — это:

  1. узаконенная справедливость, средство цивилизованного разрешения противо 
    речий;
  2. система обязательных правил поведения, формально определенных и закреп 
    ленных в официальных документах, поддерживаемых силой государственного при 
    нуждения.

И то, и другое определение верно определяют сущность права, только делают это с разных позиций. В действительно правовом государстве эти обе характеристики права совпадают.

2. Испанский социолог М. Кастелье вывел следующую формулу постиндустриаль 
ного общества: «Я думаю, следовательно, я произвожу». Какую черту этого общества 
постарался выразить ученый? Чем еще характеризуется данное общество?

В 70-80-е гг. XX столетия в наиболее развитых странах началась третья волна изменений в истории человечества — переход к постиндустриальному обществу, которое также называют информационным.

Информационное  общество — это новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания. В экономику активно внедряются информационные и телекоммуникационные технологии. Информация превращается в один из главных факторов производства, пронизывает все сферы жизни общества. Использование информационно-коммуникационных технологий неизмеримо повысило мобильность капиталов, товаров и услуг, стимулировало предпринимательскую деятельность, развитие торговли, занятость, дало возможность более эффективно и творчески решать различные экономические и социальные проблемы, позволило людям шире использовать свой потенциал.

Согласно  теории основоположника постиндустриального  общества Д. Белла, «осью» такого общества является знание, и прежде всего знание научное. В постиндустриальном обществе резко возрастает прикладная роль научных исследований, в том числе фундаментальных. Основным двигателем технологических изменений стало внедрение в производство научных достижений. Наибольшее развитие получают наукоемкие и информационные технологии, такие как нанотехнология, микроэлектроника, программное обеспечение, робототехника, биотехнологии и др.

Важная черта  постиндустриального общества —  усиление роли и значения человеческого фактора. Меняется структура трудовых ресурсов: уменьшается доля физического и растет доля умственного высококвалифицированного и творческого труда. Увеличиваются затраты на подготовку рабочей силы: расходы на обучение и образование, повышение квалификации и переквалификации работников.

3. На улице вы увидели группу людей, которые призывали взрослых вместе с детьми перекрыть пролегающую поблизости автомобильную магистраль, чтобы заставить власти прекратить начавшуюся вырубку находящегося рядом старинного парка. Как вы поведете себя? Объясните вашу позицию.

Действия  указанной группы людей подпадают  под нормы Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Проведение данной акции носит явно противоправный характер, так как согласно статьи 8 указанного закона публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. К тому же к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:

  1. территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам 
    и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил тех 
    ники безопасности;
  2. путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, неф- 
    те-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;
  3. территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской 
    Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, испол 
    няющих наказание в виде лишения свободы;
  4. пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то 
    пограничных органов.

Таким образом, попытка перекрыть автомобильную  магистраль является явным нарушением правил дорожного движения и может привести к тяжким последствиям. Поэтому к таким действиям призывать нельзя. Если есть сомнению в законности вырубки старинного парка, об этом необходимо немедленно сообщить в районную администрацию.

 

БИЛЕТ № 4

1. Ресурсы и потребности,  ограниченность ресурсов.

Потребности — это то, без чего нельзя поддерживать не только жизнь человека, но и его  развитие как личности и как члена общества. Потребности человека - это состояние объективной нужды организма в чем-то, что составляет необходимое условие его нормального функционирования. Именно потребности являются основой активности человека.

Их можно разделить на несколько  групп:

  1. Биологические (или как их иногда называют — органические, или материальные) потребности — 
    потребности в пище, одежде, жилище, санитарно-гигиеническом благополучии и другие, удов 
    летворяющие предметно-чувственную, практическую и материальную деятельность.
  2. Социальные потребности — необходимость в общении с другими людьми, в общественной дея 
    тельности, в общественном признании; стремление завоевать уважение в коллективе сверстни 
    ков, потребность в друге, которому можно довериться, в любимом человеке. Позже возникает 
    стремление найти место в жизни, получить общественное признание и т.д.
  3. Духовные (идеальные, или познавательне) потребности: в знаниях, творческой деятельности, 
    создании прекрасного и т.д.

Но  многие потребности носят материальный характер и удовлетворяются в  рамках экономической сферы. Человек в своей хозяйственной деятельности научился удовлетворять разнообразные потребности, производя товары и услуги, то есть экономические блага. Товары предметно осязаемы, их производство разделено во времени. А производство и потребление услуг невозможно разделить во времени.

Ресурсы (факторы производства). Постепенно с развитием общества экономическая наука расширяла представления о факторах, необходимых для производства благ. К ним относят все природные, людские и произведенные человеком ресурсы:

 

Природные

факторы

Человеческие

факторы

Капитал

Информационные

факторы

Земля, природ-ные ископаемые,

растения, животные и пр.

Умственные и физические   усилия

человека

Деньги,     машины, оборудование

Знания,   управленческие и информационные навыки


На рубеже VIII-VII тыс. до н.э. человечество перешло от собирательства, то есть присваивающего хозяйства (сбор дикорастущих плодов, охота, рыболовство), к производству (воздействию человека на природу с целью создания благ или оказания услуг). С появлением земледелия, скотоводства, ремесел основным производителем продуктов потребления становится непосредственно человек. В таком хозяйстве труд человека соединяется с действием природных сил (прежде всего земли и пр.), что во много раз увеличивает эффективность использования природных ресурсов. Таким образом, земля и труд в начале Нового времени считались основными факторами.

Чтобы осуществлялось производство, необходим еще третий фактор — капитал (или средства производства). Под этим понятием подразумеваются такие производственные ресурсы, как здания, сооружения, оборудование, то есть все те блага, что создаются людьми для того, чтобы производить другие блага. Признание понятия капитала как фактора производства связывают с именем К. Маркса.

Возросшая активность предпринимателей в эпоху научно-технического прогресса в XX в. заставила признать в качестве фактора производства предпринимательскую деятельность.

Научно-технический  прогресс пытается решить и проблемы ограниченности ресурсов, находя и осваивая новые виды энергии (атомная энергетика, солнечные батареи и т.д.), повышая эффективность использования имеющихся ресурсов. Однако в целом это не снимает проблемы, и объем произведенных товаров и услуг всегда ограничен. Вместе с тем потребности людей меняются качественно и количественно, и для их удовлетворения обществу необходимы экономические ресурсы в возрастающем объеме и высокого качества. То есть экономические ресурсы ограничены относительно потребностей людей, и научно-технический прогресс не в состоянии устранить эту ограниченность. Отсюда вытекает проблема экономического выбора — поиск и предпочтение наилучшего варианта использования ресурсов, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при определенных затратах.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"