Семья как социальный институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 12:27, реферат

Краткое описание

Необходимость изучения семьи связана с тем, что она является социальным институтом, от функционирования которого зависит благополучие всего общества. Сложность ее изучения вызвана тем, что семья, как малая группа, является закрытой системой, не терпящей постороннего вмешательства в ее дела.

Файлы: 1 файл

СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ.docx

— 29.79 Кб (Скачать)

Уральский Государственный  университет им. М.Горького

 

 

 

 

 

 

Семья как социальный институт

Реферативная  работа

 

 

 

 

Исполнитель: Кондратьева 

                                                                          Наталия Ивановна

                                                                             2 курс, группа 211-К


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Екатеринбург

2011

 

 

Введение

По мнению исследователей, семья имеет двойственный характер, это:

 1) социальный институт, выполняющий ряд важных общественных функций, включенный в социальную систему и, в силу этого, непосредственно зависящий от ее политических, экономических, культурно-религиозных и иных отношений;

2) малая группа, основанная на единой общесемейной деятельности и связанная узами супружества (отношения между мужем и женой), родительства (или усыновления) (отношения между родителями и детьми) и родства (отношения между братьями, сестрами и другими родственниками). В каждой конкретной семье необязательно должны иметься все три типа связей (например, неполную семью связывают толькородительские узы), но наиболее крепкими являются такие семьи, где они представлены в комплексе.

Необходимость изучения семьи связана с тем, что она является социальным институтом, от функционирования которого зависит благополучие всего общества. Сложность ее изучения вызвана тем, что семья, как малая группа, является закрытой системой, не терпящей постороннего вмешательства в ее дела.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Семья как  социальный институт

Специфика социологического изучения семьи заключается в  том, что семья рассматривается как особый социальный институт, выполняющий одну из самых важных функций общества - воспроизводство его членов и осуществляющий их первичную социализацию.

Семья выступает  как существенный элемент социальной структуры общества, одна из ее подсистем, деятельность которой регулируется и направляется господствующими в обществе ценностями, нормами, традициями, обычаями и т.п.

Социальный институт семьи, будучи включенным в нормативную структуру общества, представляет собой ценностно-нормативный комплекс, посредством которого регулируется поведение членов семьи - родителей и детей, определяются присущие им социальные роли и статус.

В социологической  литературе довольно часто проводят разграничение понятий «брак» и «семья».

Первым термином принято обозначать социально-правовые аспекты социально-родственных отношений, институализацию отношений между мужем и женой как гражданами государства.

Брак – это  исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой  общество: упорядочивает и санкционирует их новую жизнь и  устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности

Понятие «семьи»  характеризует ее с точки зрения межличностных отношений между супругами, между супругами и детьми. Семья определяется как своеобразная малая, первичная группа, члены которой объединяются в единое целое на основе общих интересов, общих чувств и стремлений.

Семья – это  основанная на браке или кровном  родстве малая социальная группа (социальная ячейка) члены которой  связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью, взаимопомощью.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых  складывается в семейный цикл или  жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие:

1) вступление в брак – образование  семьи;

2) начало деторождения – рождение  первого ребенка;

3) окончание деторождения –  рождение последнего ребенка;

4) «пустое гнездо»  – вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;

5) прекращение существования семьи  – смерть одного из супругов. На каждом этапе семья обладает  специфическими социальными и  экономическими характеристиками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные формы  брака

Эндогамный брак преобладал в доиндустриальных обществах. В соответствии с его нормами и предписаниями заключить брак могли только мужчины и женщины, принадлежащие к одной и той же социальной группе или общине. Этот брак получил распространение в сословных и кастовых обществах.

В Древней Индии, например, насчитывалось более 200 различных каст, и господствующая религиозная традиция запрещала браки между представителями различных каст. Многие элементы эндогамного брака сохранились и в феодальном обществе: выходцы из дворянских семей могли сочетаться браком только с представителями своего сословия.  

Второй тип  брака, также широко распространенный в истории  человечества – экзогамный брак. Его нормы требовали выбирать брачных  партнеров за пределами своей общности.     

Другим критерием  типологии браков и супружества  может служить 
численность партнеров, вступающих в семейно-родственные отношения.  
По этому критерию различают моногамный брак, заключаемый между  
одним мужчиной и одной женщиной, и полигамный брак, состоящий из  
нескольких партнеров. Последний тип подразделяется на два отдельных  
вида: полигиния - брак одного мужчины с двумя и более женщинами, и  
полиандрия - брак нескольких мужчин с одной женщиной.   

По данным американского  культурантрополога Дж. Мэрдока, среди изученных им 250 первобытных обществ 43 имели моногамную форму семьи, 193 предпочитали полигамную, и только в двух имела место полиадрия, ни в одном не было группового брака. Однако в 61 из 193 обществ с преобладанием полигамной формы супружества менее чем один мужчина из пяти имел в действительности более одной жены.

Возможны и  другие варианты типологии браков. Например, по критериям престижа и власти выделяют такие типы семей, как патриархальная, в которой власть безраздельно принадлежит мужу, матриархальная, где власть сосредоточена в руках жены-матери, эгалитарная - муж и жена обладают одинаковым объемом прав.

3. Семья как  малая группа

Отличительные особенности  семьи как малой группы общества состоят в следующем:

1)     семья представляет собой особого рода союз между супругами, отличающийся духовной общностью, глубокими интимно-доверительными связями;

2)  в семье преобладают доверительные отношения между супругами и детьми;

3)  особенность семьи проявляется в способе ее формирования: люди 
вступают в брак на основе взаимных симпатий, духовной близости.

Основные  функции современной семьи могут быть сведены к следующему:

1)    репродуктивная - биологическое воспроизводство членов семьи;

2) воспитательная - социализация личности;

3) хозяйственно-бытовая - поддержание физического здоровья членов семьи, уход за детьми;

4) экономическая - экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;

5)  сфера первичного социального контроля – моральная регламентация  поведения членов  семьи в различных  сферах, ответственность и обязательства родителей перед детьми;

6) сфера духовного общения - развитие личности члена семьи;

7) социально-статусная - предоставление социального статуса членам семьи; воспроизводство социальной структуры.

8)   досуговая - организация рационального досуга, социальный контроль в сфере досуга;

9)   эмоциональная - эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия;

10)сексуальная - сексуальный контроль.

11) накопления собственности и передача ее по наследству.

Среди перечисленных  функций важнейшими являются репродуктивная и воспитание детей. Известный отечественный социолог И. Кон дает описание различных типов культур (в зависимости от господствующих норм половой морали), среди которых выделяет два основных типа: антисексуальная (репрессивная) и просексуальня (терпимая).

Примером репрессивной морали может служить средневековая христианская мораль. Пример противоположного типа - культуры народов Полинезии: сексуальность и эротизм здесь активно поощряются, половые проблемы свободно обсуждаются, выражаются в ритуалах, песнях, танцах,

Для социологической  теории семьи большой интерес  представляет вопрос об эволюции типов семей и тех трансформациях, которым она подвергалась в условиях современного индустриального общества. Известно, что в аграрном обществе господствовала расширенная семья, которую иногда называют патриархальной.

При переходе от аграрного общества к индустриальному произошли демографическая революция, результатом которой явилось возникновение нового типа семьи - нуклиарной, или малодетной, получившей особой распространение в урбанизированных районах.

Каковы основные причины столь существенной трансформаци семьи. Основные из них могут быть сведены к следующим:

1)           свойственная индустриальной экономике организаций производственного процесса требует отдаления места работы от места жительства, что приводит к росту мобильности населения, ослабившей частоту, и интенсивность контактов между членами расширенной семьи;

2)  рост социальной мобильности и свойственная индустриальному обществу ориентация на «достигаемый статус» приводит к тому, что члены семьи начинают занимать различные социальные позиции, что также приводит к ослаблению родственных связей;

3)  рост дифференциации и специализации общественного труда в индустриальном обществе приводит к широкому распространению; 
культурно-образовательных учреждений и развитию сферы услуг, эти учреждения берут на себя многие традиционные функции семьи образовательную, хозяйственную, досуговую и др.

Важную роль в  семейно-брачных отношениях играют тенденции семьи. Тенденции –  это более или менее устойчивые, повторяющиеся явления, факты, события, которые уменьшаются или увеличиваются  по отношению к какому-либо начальному периоду. Назовем некоторые из них на сегодняшний день:

1)      брак по любви, равноправный, добровольный без материальных расчетов;

2)      рост общественной ценности семьи в становлении и развитии личности;

3)      укрепление чувств супругов в индивидуальной половой любви;

4)      опережение смертности над рождаемостью. Россия ежегодно вымирает почти на 1 миллион человек. К средине столетия россиян будет всего 100 млн.

5)      сокращение рождаемости;

6)      рост числа разводов;

7)      стремление девушек к замужеству с богатым (без любви, но терпимым).

8)      Рост преступности, в том числе подростковой и д.р.

Свойственная  современному обществу тенденция превращена 
семьи в «дружественный интимный союз» позволяет в отдельных случая 
адаптироваться к требованиям социально-профессиональной структуры 
общества. В некоторых социальных слоях общества начинает создаваться 
новый тип семьи, успешно сочетающий в себе ценностные ориентации 
супругов на создание собственной семьи и их профессиональные интересы, 
связанные с ориентацией на «достигаемый статус», т.е. карьеру в выбранной 
профессии. Этот тип получил название «бикарьерной семьи». На западе- 
эта форма получила распространение в верхних слоях среднего класса, у 
нас - в некоторых слоях интеллигенции.

 

 

4. Ролевые отношения  в семье

Для понимания семьи как социального  института большое значение имеет  анализ ролевых отношений в семье.

Семейная роль – один из видов  социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяемости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т. д.

 Исполнение семейной роли  зависит от выполнения ряда  условий, прежде всего, от правильного  формирования ролевого образа. Индивид  должен четко представлять себе, что значит быть мужем или  женой, старшим в семье или  младшим, какого поведения от  него, какие правила, нормы диктует  ему то или иное поведение.  Для того, чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно определить свое место и место других в ролевой структуре семьи.

Ролевые отношения в семье, образующиеся при выполнении определенных функций, могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом.

Социологи отмечают, что ролевой  конфликт чаще всего проявляется  как:

Информация о работе Семья как социальный институт