Сексуальная революция. Тенденции изменения сексуальных норм и поведения в ХХ веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 19:34, контрольная работа

Краткое описание

Многие люди считают, что секс - это извечный, всегда и везде одинаковый биологический инстинкт. На самом деле человеческая сексуальность - исторический процесс, компоненты которого изменяются на наших глазах. Особенно важные изменения претерпела сексуальность во второй половине ХХ века.

Файлы: 1 файл

семинар3=.docx

— 53.92 Кб (Скачать)

    2. Сексуальная революция.  Тенденции изменения  сексуальных норм  и поведения в  ХХ веке.

И.С.Кон  СЕКСУАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ ХХ ВЕКА

Многие люди считают, что секс - это извечный, всегда и  везде одинаковый биологический  инстинкт. На самом деле человеческая сексуальность - исторический процесс, компоненты которого изменяются на наших  глазах. Особенно важные изменения  претерпела сексуальность во второй половине ХХ века.

О сексуальной революции  ХХ в. написано очень много вздора. На самом деле ассоциирующиеся с нею сдвиги - результат закономерного развития европейской культуры нового времени. В основе этих процессов лежит несколько главных тенденций.  

1) Изменение отношений  между полами 

Прежде всего это резкое ослабление поляризации мужских и женских социальных ролей. Слово "гендер", которым ученые называют социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества, у нас мало кому известно. Мы привыкли выводить все психологические и поведенческие свойства мужчин и женщин из биологии. Но с вовлечением женщин в общественно-производственную деятельность и образование, привычное "половое разделение труда" перестало выглядеть универсальным. Оказалось, что мужчины и женщины могут одинаково успешно выполнять самую разную работу, а изменение характера деятельности неизбежно влияет на их психику и самосознание. Сегодня гендерное разделение труда между мужчинами и женщинами утратило былую жесткость и обязательность, большинство социальных ролей вообще не дифференцируются по половому признаку. Главная тенденция современной культуры - установка на развитие индивидуальности, безотносительно к какому бы то ни было заданному стандарту.

Культурные стереотипы мужественности (маскулинности) и женственности (фемининности) также становятся менее и полярными и более внутренне противоречивыми. Традиционные черты в них переплетаются с новыми и значительно полнее, чем раньше, учитывают многообразие индивидуальных вариаций, причем отражают не только мужскую, но и женскую точку зрения.  

Серьезные сдвиги происходят в брачно-семейных отношениях. Хотя современные люди значительно терпимее относятся к разводу, аборту, внебрачным связям и проституции, они отнюдь не поддерживают идею отмирания брака  и семьи. По всем социологическим  опросам, женатые люди больше удовлетворены  жизнью, чем одинокие. Большинство  людей считают совместную жизнь  с постоянным сексуальным партнером  наиболее близкой к идеалу.  

 Однако сами  семейные ценности дифференцируются, на первый план выходит не  столько постоянство, сколько  качество жизни и уровень субъективного  благополучия. Современные партнерства  и браки тяготеют к тому, чтобы  быть самоценными отношениями,  основанными на взаимной любви  и психологической интимности. По  мере того как некоторые старые  экономические и социальные функции  семьи (семья как производственная  единица, как ячейка потребления  и как институт первичной социализации  детей) отмирают или приобретают  подчиненное значение, увеличивается  ценность психологической близости  между членами семьи, будь то  супруги или родители и дети. Поскольку внутрисемейные отношения  стали более интимными, повышается  автономия и значимость каждого  отдельного члена семьи.  

 Повышается индивидуальная  избирательность брака. Переход  от брака по расчету или  по обязанности к браку по  свободному выбору - громадное достижение  человечества. Но это предполагает также возможность расторжения брака по психологическим мотивам, что делает институт брака менее устойчивым. Кроме неодинаковой длительности любовных чувств у разных людей, на статистику разводов влияет увеличение общей продолжительности жизни (раньше было меньше разводов, но многие семьи разрушались вследствие смерти одного из супругов и по другим причинам) и уменьшение численности семьи.

 Это способствует  появлению социально-психологической  установки на возможную временность  брачного союза. Социологи называют  этот тип отношений "серийной  моногамией", имея в виду, что  индивид одновременно живет только  с одной женой (мужем), но на  протяжении жизненного пути у  него может быть несколько  таких союзов.

 Растет и число  одиночек, по тем или иным причинам  не вступивших в зарегистрированный  брак. В традиционном обществе  женитьба была фактически, а порой  и юридически обязательным условием  получения статуса взрослого.  Сегодня дело обстоит иначе.  Одни не вступают в брак, так  как не приспособлены к нему  психологически или физиологически. Другие избегают связанной с  браком ответственности, предпочитая  удовлетворять сексуальные потребности  "на стороне" (раньше это  было труднее). Третьи (их довольно  много) состоят в фактическом  браке, но не регистрируют его.  Юридически не оформленные сожительства, которые раньше осуждались и практиковалось главным образом как временный, пробный период подготовки к браку, стали массовыми, особенно среди молодежи, и не только как этап подготовки к браку, но и как его альтернативная форма. Новой экспериментальной формой супружества являются так называемые "открытые браки", в которых супруги признают друг за другом право на какие-то, большей частью краткосрочные, сексуальные связи на стороне, удовлетворяющие те потребности, которых не может удовлетворить постоянный партнер.  Эти социальные сдвиги влияют и на сексуальное поведение.  

2) Отделение сексуальности  от репродукции 

Главная тенденция  нового времени - отделение сексуального поведения, направленного прежде всего на получение удовольствия, от репродуктивного, направленного на деторождение. Соотношение сексуальности и репродукции - большая научная и мировоззренческая проблема. Первоначально, еще до возникновения человека, сексуальное удовольствие возникло как стимул и вознаграждение за сложное и энергоемкое поведение, обеспечивающее продолжение рода. Однако в процессе эволюции, как это часто бывает, сексуальная функция и связанная с нею мотивация отделилась от репродуктивной и стала самоценной.

    В конце  ХХ в. под мотивационное разделение сексуальности и репродукции была подведена и материальная база. Особенно большое социальное (а не только медицинское) значение имеет появление эффективных противозачаточных средств (контрацептивов), освобождающих людей от страха перед нежелательными "последствиями" половой жизни, что особенно важно для женщин. С одной стороны, эффективная контрацепция позволяет людям заниматься сексом, не опасаясь нежелательного в данный момент зачатия. С другой стороны, искусственное осеменение и генная инженерия сделали принципиально возможным "непорочное зачатие", без какого бы то ни было сексуального общения и даже личного контакта родителей. Это уже не просто теория. В настоящее время в мире живет свыше одного миллиона людей, которые были зачаты "искусственно".  

Соответственно меняются и научные представления. Всемирная  организация здравоохранения (ВОЗ), начиная с 1975 г., разграничивает понятия  репродуктивного и сексуального здоровья. Репродуктивное здоровье охватывает медицинские проблемы, относящиеся  к зачатию, беременности, родам и  выхаживанию младенцев, а сексуальное  здоровье - то, что помогает людям  эффективно контролировать свою сексуальность  и наслаждаться ею. ВОЗ подчеркивает, что сексуальное здоровье - не просто отсутствие расстройств, дисфункций или болезней, а связанное с сексуальностью состояние физического, эмоционального, душевного и социального благополучия. Это предполагает положительный и уважительный подход к сексуальности, свободный от принуждения, дискриминации и насилия, а также свободный доступ к сексуальной информации, образованию и медицинскому обслуживанию. Поскольку все эти явления тесно связаны с общим качеством жизни и правами человека, состояние сексуального здоровья неодинаково не только у разных индивидов, но и в разных странах.  

3) Новая сексуальная  культура.

 Прежде всего налицо крах традиционных антисексуальных установок и их псевдонаучного обоснования. Интеллигенция, а вслед за ней и другие слои общества перестают видеть в сексуальности нечто постыдное и низменное. Реабилитированная эротика находит разнообразное выражение как в массовой, так и в "высокой" культуре, будь то литература, кино или изобразительное искусство. Здесь действует подмеченная Д. С. Лихачевым общая закономерность художественного прогресса - сужение сферы запретного.

    Изменение  отношения к телу связано с  общим изменением отношения к  эмоциям. В противовес принятой  в Х1Х в. установке на подавление  эмоций , современная культура, включая научную психологию, подчеркивает ценность самораскрытия и эмоциональной чувствительности. "Воспитание чувств" в сегодняшнем понимании означает умение не

 только контролировать  и подчинять чувства разуму, но  и выражать свои чувства, слушаться  веления сердца. Это касается  и любовно-эротических переживаний.  

 Все эти сдвиги  закрепляются и передаются следующим  поколениям благодаря изменениям  в системе социализации детей  и молодежи. Расширение диапазона  контактов и совместной деятельности  мальчиков и девочек способствует  выравниванию многих традиционных  гендерных особенностей, а ослабление внешнего контроля (со стороны родителей или юношеской субкультуры) за их поведением дает молодым неслыханную прежде свободу принятия решений, включая вопросы половой жизни. Не забудем также акселерацию: более раннее половое созревание означает также более раннее пробуждение сексуальных интересов, задолго до наступления социальной гражданской зрелости. Это заставляет взрослых, хотят они того или нет, создавать систему сексуального образования не столько с целью возможно дольше удержать молодежь от половой жизни, сколько для того, чтобы научить молодых людей разумно управлять собственной сексуальностью. А если официальная педагогика отстает от жизни и недостаточно эффективна, "просветительские" функции берет на себя молодежная субкультура, ценности которой часто отличны от "взрослых".  

4) Поведение и  установки 

 Эти тенденции  являются долгосродными, длительными (вот уже свыше полувека) и проявляются, хотя в разной степени, во всех индустриально развитых странах, включая Россию.  

  1) Более раннее  сексуальное созревание и пробуждение  эротических чувств у подростков.

  2) Более раннее  начало сексуальной жизни. 

  3) Социальное  и моральное принятие добрачной  сексуальности и сожительства. Большинство  населения и особенно молодые  люди считают добрачные связи  нормальными, не скрывают и  не осуждают их.

   4) Ослабление "двойного стандарта", то есть  разных моральных норм поведения  для мужчин и женщин.

  5) Признание сексуальной  удовлетворенности одним из главных  факторов супружеского благополучия  и стабильности брака. 

   6) Ресексуализация женщин, т.е признание за ними права на сексуальное удовольствие, которое традиционная мораль зачастую отрицала, считая женщин асексуальными существами, которые даже в браке только уступают домогательствам более примитивно устроенных и чувственных мужчин.

   7) Сужение  сферы запретного в культуре и рост терпимости по отношению к необычным и непродуктивным формам сексуальности.

Важная особенность  современной сексуальной культуры - нормализация гомосексуальности. Это  предполагает а) отмену ее уголовного преследования; б) отказ считать  гомосексуальность психической  болезнью; в) признание за ее носителями всех обычных гражданских прав. Хотя дискриминация людей по признаку их сексуальной ориентации остается серьезной социально-политической проблемой, по данным массовых национальных опросов, в последние 30 лет наблюдается заметный рост терпимости к однополой любви, особенно среди молодых и более образованных людей,  

Однако разрушение старых стандартов значительно опережает  формирование новых норм и образцов сексуального поведения. Это углубляет  разрыв между поколениями. Многое из того, что было абсолютно неприемлемо  для родителей, дети считают нормальным и естественным. Произошедшее в 1960-70-х годах (в некоторых странах этот процесс продолжается) повсеместное заметное снижение возраста сексуального дебюта (у женщин - минимум на два года) и автономизация подростковой и юношеской сексуальности от внешних форм социального контроля (со стороны родителей, школы, церкви и государства) создает множество опасных ситуаций, прежде всего - нежелательных беременностей, абортов и заболеваний, передаваемых половым путем (ЗППП). Последнюю угрозу сделал особенно серьезной СПИД. В 1970-х годах раннее начало сексуальной жизни было повсеместно связано с различными антинормативными поступками (плохая успеваемость, пьянство, хулиганство, конфликты с учителями и родителями и т.д.). В дальнейшем в европейских странах эта взаимосвязь ослабела. Хотя раннее начало сексуальной жизни и сейчас нередко сочетается у подростков с проблемным поведением и стремлением скорее повзрослеть, проявления и последствия этого зависят как от индивидуальных особенностей подростка, так и от социальных условий его развития.  

Информация о работе Сексуальная революция. Тенденции изменения сексуальных норм и поведения в ХХ веке