Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 23:02, доклад
Народная мудрость и подчас очень точные поговорки предков не обходили вниманием практически ни одну сферу человеческой жизни. Семья как неотъемлемая часть социума являлась, является и будет являться предметом пословиц, высмеивающих недостатки, говорящих об особенностях семейных отношений и наставляющих на правильный образ жизни. Кроме привычной поговорки о том, что муж и жена в сумме одна сатана, существует огромное число пословиц, отражающих взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Некоторые из них вполне применимы и актуальны в настоящее время.
Народная мудрость и подчас очень точные поговорки предков не обходили вниманием практически ни одну сферу человеческой жизни. Семья как неотъемлемая часть социума являлась, является и будет являться предметом пословиц, высмеивающих недостатки, говорящих об особенностях семейных отношений и наставляющих на правильный образ жизни. Кроме привычной поговорки о том, что муж и жена в сумме одна сатана, существует огромное число пословиц, отражающих взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Некоторые из них вполне применимы и актуальны в настоящее время.
Например, жена без мужа сравнивается с человеком без головы, а мужчина в отсутствие у него второй половины – что без ума. Мудрые предки очень верно отметили и тот факт, что чужая жена всем девицей кажется. У этой поговорки существует и современный, правда обратный, аналог: чужой, когда выпьет, веселый, юморной, говорливый, а свой – дурак дураком.
Любые намеки да попреки одного человека к другому издавна называются семейными пороками (в каждой русской избушке есть свои погремушки). А неженатого мужчину сравнивают с гусем без воды, гусем без гусыни, семью богатырями без силы и конем без поля или без узды.
В русских народных сказках семейные отношения, семья – на первом месте. Сестрица Алёнушка оберегает братца Иванушку, мать передаёт дочке куклу, чтоб та ей помогала, отец привозит подарки дочерям. Да и многие сказки начинаются с фразы: «Жили-были дед да баба, и был у них сыночек…». На почётном месте, в самом начале сказки, семейное положение, как правило, описывается.
В русском фольклоре сохранился пласт языческих верований, на которые со временем накладывались православные семейно- этические представления. Е.Н.Трубецкой отмечал, что сказочное содержит в себе христианское начало. Семья в Православии – это одновременно спасительный ковчег и подвиг крестоношения. Именно через семью человек угождает Богу и расширяет свое бытие. Семья дана Богом человеку для помощи. Недаром даже и про ветреных людей сложилась у нас поговорка: “Женится – переменится” Семейная жизнь приучает к высоким христианским добродетелям. Семья – одна из основных ценностей человеческой жизни. Именно эту идею и выражают русские народные волшебные сказки, в которых женятся, как правило, только достойные герои, а у отрицательных героев свадьба всегда срывается, потому что хорошая жена – это награда, которую нужно заслужить. В сказках даны счастливые семьи, живущие по законам Православия. В семьях, живущих по христианскому закону, всегда царит любовь и согласие между супругами. Отношения между супругами в сказочном фольклоре Священное Писание дает основную модель семьи, где муж является ее главой, он должен предстоять перед Богом, жена должна быть покорна супругу. Именно идея превосходства мужа над женой помогает восстановить в семье должные отношения. Нарушение установленной иерархии отношений Волшебная сказка дает и тип непокорной жены. К нему можно отнести три разновидности жен: Царь-девица - жена-воительница, по сути, выполняющая мужские функции (“Конек-горбунок”, “Про Ивана дурака”) Мудрую (хитрую) жену ( “Василиса Премудрая” ) Вторую жену (мачеху)( “Морозко”) Отношение в сказках ко второму браку Второй брак приводит к нарушению законов христианской этики Волшебная сказка невольно отражает негативное отношение к повторным бракам после смерти одного из супругов. Отношение ко второму браку двойственно: он не осуждается, но он всегда имеет плохой конец. Мачеха и её родная дочь Основная черта характера мачехи – ненависть, направленная на падчерицу. Эта героиня нарушает заповедь – возлюби ближнего своего как самого себя. Грешит мачеха и перед родной дочерью, нанося ей большой вред чрезмерной любовью. Христианство считает за грех, если мать воспитывает детей в духе честолюбия, сребролюбия, побуждает их к гневу, мести, пробуждая у них честолюбивые мечтания относительно их будущего. А именно это и делает мачеха по отношению к родной дочери.. Честолюбие, сребролюбие и стремление к мести – основные качества мачехиной дочки, например, в сказке “Дудочка” Падчерица Падчерица – самый трогательный образ русской волшебной сказки, образ, воплотивший идеал добродетельной дочери и девушки. Восприятие этой героини шло прежде всего через христианской мировоззрение. Её основные черты: Смирение Трудолюбие Кротость и жертвенность Жалость Незлопамятность Отношениям между родителями и детьми По духу христианской морали: человек должен иметь семью. Сказка впитала в себя все существующие модели отношений родители – дети. В них входят: родители – дитя отец –сын; отец – дочь; мать – сын; мать – дочь. Любовь к отцу и матери в сказке, как правило, проявляется в заботе о престарелых родителях: получив царство (или же просто женившись) сын всегда вспоминает о них. Существует сказочный сюжет об уводе детей в лес, когда родители хотят своим детям смерти. Сказка старается смягчить это действие, объясняя, что семья голодает. Интересно, что в сказках с сюжетом об уводе детей в лес родными отцом и матерью обиды у детей на родителей никогда не возникает. В сказке “Мальчик с пальчик” говорится, что родители радуются вернувшимся детям. «Морозко» Отношения между отцом и сыном Отношения между отцом и сыном строятся на конфликте (сын не повинуется отцу) или любви Отец может изгнать сына из дому за неповиновение. Например, в “Сказке про Ивашку худого поваришку” герой отказывается рассказать отцу сон, в котором он видел себя царем, а отца в подчинении у себя. Сказка дает модель “строгий отец – нарушивший запрет сын”, что напоминает притчу о блудном сыне. Подобные отношения даны в сказках типа “Булат-молодец”, “Чудище – Медный лоб”. Отношение между отцом и дочерью Дочери , как правило, подчиняются отцу. Сказка почти никогда не дает конфликтной ситуации между отцом и дочерью. Довольно часто дочери по приказанию отца начинают выбирать себе женихов. Сказка ставит отца выше матери, что также соответствует нормам христианской морали. Отношения между матерью и детьми Мать в сказке – авторитет для своих детей. Русская народная волшебная сказка не дает конфликтной ситуации между родными матерью и дочерью. Между ними - только взаимная любовь и забота. Русская пословица говорит: «По дочери судят о матери». Согласно православному воспитанию, "кто хочет хорошо воспитывать детей, воспитывает их в строгости и трудах". Подведем итоги Русский фольклор впитал в себя православные традиции в отношении семьи: брак заключается только один раз и на всю жизнь семья – дар, которым нужно дорожить и который необходимо оберегать муж выше жены дети должны подчиняться воле родителей и жить по заповедям Божьим даже если в сказке говорится о нарушении моральных
В то же время в пословицах и поговорках отмечаются и негативные стороны семейной жизни: «Женишься раз, а плачешься век», «Добрая женитьба к дому приучает, худая от дому отлучает», «Женился на скорую руку, да на долгую муку». Развод до 1917 года расценивался как тягчайший
грех. Говорили: «Женитьба есть, а раз-женитьбы нет». Эти факторы обеспечивали семье ее устойчивость среди других социальных институтов.
Особенности патриархальной семьи нашли выражение в пословицах: в них отражается домостроевский взгляд на жену и детей, враждебное отношение свекрови и невестки, мачехи к неродным детям.
Семьи были многодетные, и многодетность была нормой патриархальной семьи, и ряд пословиц был посвящен этой проблеме:
«Дети — благодать Божья»;
«Живот болит, а детей родит»;
«Горьки родины, да забывчивы»;
«Ребята, что мокрицы — от сырости заводятся»;
«Татьяна хромонога, народила детей много»;
«Плодятся и множатся, что голуби».
В пословицах и поговорках отражается быстрый рост маленьких детей:
«У ребят, что у зайчат: по два зуба»;
«Растет, как пшеничное тесто на опаре».
Бездетность считалась грехом или наказанием господним:
«Не умела родить ребенка, корми серого котенка»;
«У кого детей нет — во грехе живет».
Если первым рождался мальчик, это предвещало богатую и зажиточную жизнь. Обычно первенца ждали с радостью, но к последующим детям относились уже равнодушно. В народе говорили:
«Мальчик родился — на подмогу, а девочка — на потеху»;
«С сыном дом наживешь, а с дочкой остаток проживешь»;
«Сын хлебом кормит, а дочь последний кусок унесет»;
«Растить дочку, что лить в дырявую бочку».
Привязанность, любовь к детям отражаются в таких пословицах, как:
«Свое дитя и горбато, да мило»;
«Свой дурак дороже чужого умного»;
«Кто девку хвалит? Отец да мать».
Особая роль отводилась воспитанию и обучению детей. Говорилось о своевременном раннем воспитании детей:
«Не учили, когда поперек лавки ложился, а во всю вытянулся, так не научишь»;
«Народила, да не научила»;
«Не устанешь детей рожаючи, а устанешь на место сажаючи»;
«Умел дитя родить, умей и научить».
Говорилось и о горьких последствиях неправильного воспитания:
«Дети крадут, отец прячет» («Дети воруют, мать горюет»);
«Блудный сын — ранняя могила отцу»;
«На старости две радости: один сын — вор, другой — пьяница».
Хорошими детьми гордились: «Добрый сын всему свету завиди-ще»; «Дай Бог деток, да дай Бог и путных».
Родительский авторитет был мощным фактором воспитания:
«Родительское благословение на воде не тонет, в огне не горит»;
«Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает»;
«Не оставляй отца и матери на старости лет, и Бог тебя не оставит»;
«Мать праведна — ограда каменна»;
«Материнская молитва со дна моря вынимает».
Нравственные ценности воспитания таких качеств, как трудолюбие, доброта, также нашли отражение в пословицах: «Паси, чтоб вскормить, не паси, чтоб озолотить»;
«Отцовским умом жить деткам, а отцовскими деньгами не жить»;
«Корми сына до поры: а придет пора — сын тебя покормит»;
«Все купишь, а отца-матери не купишь».
Выбор спутника жизни, любовь в семье
Смысл этих пословиц сводится к тому, что семья с самого начала должна строиться на уважении и любви, очень серьезно нужно относиться к выбору спутника жизни, если хочешь, чтобы семейная жизнь была долгой и крепкой. Несмотря на то, что некоторые из этих пословицы и поговорок устарели, их смысл не теряет значение и сейчас:
-Выбирай жену не в хороводе, а в огороде
-Не с богатством жить, а с человеком
-Муж - голова, а жена- сердце
-Семья сильна, когда над ней крыша одна
Воспитание детей в семье. Родители и дети.
-Кто родителей почитает, тот вовек не погибает
-Умел дитя родить, умей и научить
-Полна хата детей, так и счастье в ней
-Один сын – не сын, два сына-полсына, три сына- сын
-Сколько в лесу пеньков, столько вам и сынков ,сколько в лесу кочек, столько вам и дочек. Особо почитались на Руси многодетные семьи, где родители воспитывали детей в труде и почитании старших, а дети должны уважать родителей
Отдельную группу занимают пословицы о матери
-Без матери родной и цветы не цветут
-Всякой матери свое дитя мило
-Нет милее дружка, чем родная матушка
-При солнышке тепло, при матушке добро
-Другой матери не будет
Самое дорогое для матери – это ее ребенок. Это незыблемое чувство объединяет многие поколения, наполняя добротой и любовью сердца людей.
Пословицы и поговорки о старшем поколении-бабушке и дедушке
-Молодой работает, старший ум дает
-Молодость плечами крепче, старость - головой
-Старость к правде ближний путь знает
-Не ладны те детки, коих не журят бабки и детки
-Корми деда на печи - сам будешь там
Старшее поколение обладает большим жизненным опытом и житейской мудростью, поэтому нужно уважать старших членов семьи, почитать их возраст и прислушиваться к советам. Это особенно нужно знать и нашему молодому поколению, потому что каждого ожидает преклонный возраст, и как к тебе потом будут относиться твои дети, зависит от того, как ты относишься сейчас к своим родителям.
Информация о работе Русская семья в произведениях народного творчества