Ролевая дифференциация и психологический комфорт в школьном классе

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 15:05, творческая работа

Краткое описание

Распределение социальных ролей неизбежно в любом коллективе и является неотъемлемой частью процесса групповой социализации. Взаимному влиянию индивида и группы всегда сопутствуют разнообразные чувства и переживания. Особенно, на мой взгляд, интересно распределение социальных ролей в подростковых коллективах, так как во время пубертатного периода психофизиологические изменения, происходящие с человеком, оказывают большое влияние на взаимодействие с другими людьми.

Файлы: 1 файл

Отношение школьников к распределению социальных ролей в классе.doc

— 61.00 Кб (Скачать)

Правительство Российской Федерации

Национальный Исследовательский  Университет - Высшая Школа Экономики 
Факультет Социологии

 

 

 

Домашняя работа

по курсу  
«Социологическая теория»

по теме

 

«Ролевая дифференциация и психологический комфорт в школьном классе»

 

 

 

 

 

Выполнила

студентка 1 курса

132 группы 
Лукина П.А.

 

Проверил

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2012

 

«Ролевая дифференциация и психологический комфорт в школьном классе»

 

Распределение социальных ролей неизбежно в любом коллективе и является неотъемлемой частью процесса групповой социализации. Взаимному влиянию индивида и группы всегда сопутствуют разнообразные чувства и переживания. Особенно, на мой взгляд, интересно распределение социальных ролей в подростковых коллективах, так как  во время пубертатного периода психофизиологические изменения, происходящие с человеком, оказывают большое влияние на взаимодействие с другими людьми.

В любом школьном классе есть умники и хулиганы, самые популярные у  противоположного пола девочки и  мальчики, активисты и тихони. Вероятно, в начальной школе это деление не слишком значимо и определимо, но, безусловно, к концу средней школы распределение социальных ролей становится более четким. Интересно, что сами ученики часто готовы открыто признавать значение ролевой дифференциации. Они не просто знают, кто из них выполняет те или иные функции в рамках их малой группы, но и многое делают для того, чтобы контролировать существующий порядок.

Я не берусь говорить о том, насколько принятие тех или иных ролей влияет на дальнейшее личностное развитие ребят. Тут большую роль играет психологический аспект вопроса. Но вот то, как школьники относятся к тем социальным ролям, которые им достались и насколько они довольны, сложившейся внутри класса ситуацией,  я попыталась выяснить.

Мною было проведено анкетирование учащихся ГБОУ СОШ №1288. На вопросы анкеты, подготовленной мною, ответили ребята из 7-11 классов. Такая неслучайная выборка была связана с желанием открыто говорить о ролевой дифференциации, используя минимум скрытых вопросов, поэтому я не стала опрашивать ребят помладше.

Прежде чем приступить к эмпирической части моего исследования я попыталась сформулировать гипотезу. Мне казалось, что осознание социальной дифференциации будет мешать школьникам и негативно влиять на психологический комфорт в классе. Я предположила, что большая часть опрошенных признает существование лидеров и аутсайдеров внутри класса, а так же оценит свой коллектив как достаточно дружный и сплоченный. Однако, очень большого дисбаланса мнений не ожидалось.

Сам процесс сбора данных удивил меня не меньше чем результаты исследования. Мне казалось, что девочек мои  анкеты должны заинтересовать больше, чем мальчиков, однако на деле все  оказалось совсем не так. Мальчики дольше заполняли анкеты, были вдумчивы и старались вникнуть. Я полагаю, это связано с тем, что статусные игры для представителей мужского пола важнее, а значит и участвовать в опросе интереснее. Причем эта тенденция сохраняется и в старших классах.

После оцифровки анкет были получены нижеследующие результаты. Как мы видим из диаграммы 1, большинство опрошенных не видят явного лидера в классе, хотя перевес ответов не такой большой, как и ожидалось. Я думаю, это связано с тем, что в классе часто случаются стычки на этот счет и никто никому уступать не хочет. Место же аутсайдера ( диаграмма 2) явно определено в любом классе, если верить полученным данным. Подавляющее большинство респондентов открыто утверждают, что аутсайдеры есть. Многие респонденты при личной беседе признались, что при любой удобной ситуации они готовы переругаться с одноклассниками.

 

 

   Учитывая такую ситуацию, очень странным оказывается то, что в 82% случаях ученики чувствуют  себя комфортно в классе. Постоянные  ссоры, борьба за лидерство и деление на сильных и слабых не мешают ученикам получать удовольствие от общения друг с другом. Из этого мы можем сделать вывод, что подобная атмосфера скорее способствует процессу ролевой дифференциации.

                                      

Итак, после проведенного маленького исследования, моя гипотеза была опровергнута. Психологический климат не просто не портится в случаях, когда школьники знают кто из них кто, он скорее даже держится на это знании.


Информация о работе Ролевая дифференциация и психологический комфорт в школьном классе