Роль семьи в процессе социализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 19:46, контрольная работа

Краткое описание

Биологические предпосылки детства вызревали очень медленно на протяжении эволюции животного мира. Чем выше мы поднимаемся по эволюционной спирали, тем необходимее становится потребность в специальном периоде обучения и социализации. У человека она наибольшая. Но и в рамках человеческой истории детство продолжает удлиняться, и функции его становятся все более значимыми. Беспомощность ребенка, его зависимость от окружения заставляют думать, что процесс социализации проходит при посторонней помощи. Это люди и учреждения. Их называют агентами социализации.

Оглавление

Введение
1.Понятие «семьи» и ее функции.
2.Роль семьи в процессе социализации.
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

контр.раб.docx

— 30.56 Кб (Скачать)

Проблема  взаимоотношений между родителями и детьми в семье, выступающая  фактором построения ребенком картины  социального мира, часто осложняется  общей ситуацией, в которой оказывается  семья. Так, при бурном темпе социального  развития семья часто «не успевает»  за его ходом. Родительская позиция  при таких условиях быстро устаревает, нарушая процесс межпоколенных трансляций норм и представлений о жизни общества. В таких ситуациях родителям, которые хотят видеть своего взрослеющего ребенка успешным, зачастую уже недостаточно просто передать ему накопленный жизненный опыт — у них просто нет опыта жизни в новых условиях. В то же время очень сложно предположить, какие ценности и стандарты поведения будут адекватны завтрашнему дню, еще труднее передать ребенку те ценностно-нормативные модели, которым не следуешь сам и всегда можешь полностью принять. Нечеткость и расплывчатость образа нового, становящегося социального мира, которая присуща родителям, естественно осложняет формирование адекватного представления об этом мире и у ребенка. Если же побеждает привязанность родителей к старому образу мира, и именно этот образ пытаются передать ребенку, то такая услуга потом может значительно осложнить самостоятельность составления картины мира подросшему человеку. Его разлад в мире в данном случае будет более вероятен: построение собственного мира на основе складывающегося опыта приходит в разительное противоречие с уже построенным при помощи родителей старым образом. Отчасти, в этом - причина роста юношеской преступности, а также чисто поверхностного усвоения норм рыночной экономики: утрата интереса и мотивации к образованию, вкуса к подлинной культуре, своеобразное понимание «красивой жизни».

Семья также играет ведущую роль в экономической  социализации подростков, в основе которой лежит, прежде всего, ценностное освоение экономической реальности, индивидуальное этическое наполнение экономических категорий, а не нейтральное  приобретение соответствующих знаний и практических навыков. Этот процесс  во многом зависит от семьи. Исследования показали, что в рамках одной культуры лучше осведомлены о деньгах, ценах, системе оплаты дети из семей  с более высоким социально-экономическим  статусом, но более сформированные экономические понятия имеют  дети из небогатых семей.

Семья в ходе экономической социализации играет особую роль как психологическая  структура, выполняющая, прежде всего, воспитательную функцию (забота о младших  в семье, помощь больным, уход за животными).

Отечественная наука рассматривает роль семьи  в экономической социализации и  через формирование полезных навыков  и привычек.

Многие  из них связаны с культурой  поведения в быту: выключить свет, выходя из комнаты; брать вещи чистыми  руками и класть их на место; не рисовать на стенах, вытирать обувь. Отношение  детей к личной и общественной собственности формируется в  детстве и закрепляется в подростковый период.

Несмотря  на то, что в условиях социальной нестабильности современная семья  не может претендовать на ту роль, которую  она играла в традиционных обществах, ее значение в процессе социализации подрастающего поколения весьма важно.

В современном  обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролями, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддийской культурами стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда и ведущее участие в решении семейных проблем. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту самосознания женщины, равенства в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличивая уровень смертности.

Итак, наиболее активный период социализации подрастающего  поколения протекает в сложных  условиях экономической и политической нестабильности, ломке традиционных ценностей. И именно поэтому, в контексте  социальных перемен семья призвана стать эффективным инструментом формирования новых ценностей и  норм поведения. Семья остается ведущим  социальным институтом в формировании и развитии социально значимых ценностей  и установок личности подростка, его социализации. В связи с  этим тип семьи может выступать  как фактор социальной среды, посредством  которого осуществляется воздействие  макроизменений на развитие личности подростка. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Семья — агент первичной социализации. Родители передают детям свой жизненный  опыт, социальные роли, обучают ремеслам и теоретическим знаниям, закладывают  основы владения устной и письменной речью, контролируют их действия.

     Социализация  – процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы  его группы таким образом, что  через формирование собственного «Я»  проявляется уникальность данного  индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для  его успешного функционирования в данном обществе. Главную роль в процессе социализации играет семья.

     Семья является неотделимой составной  частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными  и материальными процессами как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, следовательно тем выше культура всего общества. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция (семейная социализация) семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети. Будет ли это общество, построенное на принципах добра и справедливости

     Процесс социализации на протяжении всего жизненного цикла индивида предлагает две основные, не равные по времени и интенсивности  стадии. Первая стадия – период активного  становления индивида как общественного  существа – занимает около трети  жизни. Вторая стадия – период развития сложившейся личности в ходе ее дальнейшего  функционирования в обществе:

     Семейная  социализация ребенка имеет решающее значение для становления семейных потребностей. Общий семейный климат прямо влияет на восприятие детьми семейных ролей и на желание обзавестись  в будущем своей семьей. Этот климат в значительной мере неблагоприятен ныне для адекватной потребности в семье и семейных ролях – отсутствие совместной деятельности родителей и детей, которая непосредственно цементирует семейное единение, ведет к атмосфере потребительства и бытового самообслуживания, к редукции семейных ролей до уровня бытовщины. Профессиональная занятость членов семьи вне дома превращает эти редуцированные семейные роли и потребности в «бремя». И, к сожалению, социальная проблема соотношения семейных и внесемейных (прежде всего профессиональных) ролей все чаще трактуется через перераспределение семейных ролей через разделение семейного бремени между мужем и женой.

     Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая  характеризуется обретением личностью  интегрального социального статуса. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков  социализации является отклоняющее (девиантное) поведение. Этим термином в социологии чаще всего обозначают различные формы негативного поведения лиц, сферу нравственных пороков, отступления от принципов, норм морали и права. К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство.

     Многочисленные  формы отклоняющегося поведения  свидетельствуют о состоянии  конфликта между личностными  и общественными интересами. Отклоняющееся  поведение – это чаще всего  попытка уйти из общества, убежать  от повседневных жизненных невзгод  и проблем, преодолеть состояние  неуверенности и напряжения через  определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может  быть связано со стремлением личности к новому, передовому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться  вперед. 

 

      ЛИТЕРАТУРА

  1. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2004
  2. . Вебер М. Основные социологические понятия – М.: Прогресс, 1990.
  3. http://www.jurnal.org/articles/2010/ped6.html
  4. http://otherreferats.allbest.ru/sociology/00057033.html
  5. Волков А.Г. Социология семьи. М., 1994.

Информация о работе Роль семьи в процессе социализации