Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 14:49, доклад
Стереотип накладывает отпечаток субъективного восприятия своей религии, делая его императивным для всех членов группы. Это тесная взаимосвязь между стереотипами как феноменами религии и влиянием на восприятие личности себя и других индивидуумов приводит к тому, что проблема стереотипа как явления и его изучение в украинском обществе является актуальным.
3.Религиозные заблуждения и стереотипы
Важнейшим элементом
в структуре религии и
религиозный стереотип, который является проводником сжатых представлений относи-
тельно групповой религиозности. Стереотип часто определяет, какова роль религии для
осознания субъекта себя внутри своей религиозной культуры. Стереотип накладывает
отпечаток субъективного восприятия своей религии, делая его императивным для всех
членов группы. Это тесная взаимосвязь между стереотипами как феноменами религии
и влиянием на восприятие личности себя и других индивидуумов приводит к тому, что
проблема стереотипа как явления и его изучение в украинском обществе является акту-
альным.
Мышление индивида нуждается в опоре на общечеловеческие стандартизован-
ные знания и общепринятые способы мыслительной деятельности. Когнитивный ком-
понент стереотипа не только облегчает и интенсифицирует познавательные процессы в
ходе социализации индивида, но, вероятно, может приводить и к диаметрально проти-
воположным результатам, то есть к деструкции мышления и картины мира.
Стереотип понимается как когнитивная структура с фиксируемой оценкой пред-
ставленного знания, функционирующая в качестве механизма стабилизации социально
значимой деятельности. В силу своей универсальности и активности когнитивного
компонента, стереотипы могут формироваться в любой области человеческого знания,
участвуют в процессе смыслопорождения, выступая при этом регулятором социального
поведения.
Проблемы стереотипов и место, которые они занимают в структуре сознания,
жизнедеятельности человека, рассматривали многие авторы: И.В. Налетова [1], В.В. Ко-
валев [2], М.М. Гордус [3], Н.П. Суходольская [4] и др., однако, несмотря на разнообра-
зие подходов в изучении стереотипа как феномена, в контексте религиозного сознания
они изучены и рассмотрены
дальнейшего теоретического осмысления как социофилософского феномена.
Цель статьи – раскрыть роль стереотипа в религиозном сознании.
Одним из признаков сознания является недостаточно устойчивый, аморфный
характер, когда отсутствует завершенная система социальных представлений, стерео-
типов, а многие из существующих взглядов значительно противоречат друг другу. Эти
противоречия порождают ряд проблем, связанных с восприятием действительности, где
стереотипы являются структурирующим элементом, который закрепляет в религиозном
сознании эти представления.
Стереотип формируется и сохраняется в общественном сознании. Говоря о воз-
никновении стереотипов, этот процесс связывают с действием двух тенденций, прису-
щих сознанию. Во-первых, это конкретизация, стремление к ассоциации абстрактных
понятий к каким-либо конкретным образам. Во-вторых, это упрощение – выделение одного или нескольких простых признаков в качестве ведущих для обозначения слож-
ных явлений. К сказанному можно добавить, что возникновение стереотипа происходит
под влиянием повторяющихся эмоциональных и смысловых акцентов при аналогичном
восприятии факторов или информации о них.
Стереотип связан с личностным смыслом (отношение мотива действия и пове-
дения к его цели) и личностным ростом. Овладение культурой предполагает знание оп-
ределенной совокупности представлений о мире и, как следствие, усвоение некоторой
системы ориентиров и умений, которые для любого члена общества или социальной
группы являются необходимыми. Изменения характера социальных отношений ведет к
изменению параметров стереотипов, вплоть до полного их разрушения или замены
другими.
Именно стереотипы управляют процессом восприятия. Они маркируют объекты
либо как знакомые, либо как странные и необычные. Они наполняют восприятие Я че-
ловека старыми образами и проецируют на мир то, что было скрыто в памяти.
В мыслительном процессе воспроизводятся идеи, взгляды, представления, кото-
рые отражают определенную систему деятельности и отношений, некие образцы пове-
дения. Содержание этих идей обусловлено практикой и воспринимается как должное.
Стереотип, несомненно, влияет на формирование сознания. Так, стереотипы образуют-
ся в процессе социализации субъекта в семейной жизни, с помощью воспитания, вну-
шения и подражания, но целостное восприятие действительности и выработка своей
«картины мира» происходит уже за границами семейного окружения в процессе вза-
имодействия с окружающей средой, как результат институционального воздействия
социальных институтов. Определённые
предпосылки воспроизводства
складываются в религиозной микросреде. В условиях религиозного окружения индивид
усваивает стереотипы религиозного поведения, которые превращаются в привычку.
Религиозное сознание непосредственно влияет на поведение, главной составной
частью которого является участие в религиозных обрядах. В процессе усвоение рели-
гиозных элементов человек формирует свою картину мира, в которой религия занимает
центральное место. Происходит удвоение мира, практическую ценность начинает
иметь мир сакральный, возникает определенное отношение к этому миру сверхъестест-
венного. Так, для верующего реально оказываются существующими все образы сверхъ-
естественного: например, для христианского миропонимания Бог, сатана, ангелы, рай,
ад и т.д. Более того, все они становятся предметами его чувств, отношения к ним эмо-
ционально окрашивается, эти образы вызывают соответственно либо положительные,
либо отрицательные эмоции.
Религиозный стереотип оказывает влияние на религиозную идентичность чело-
века или группы людей, так как указывает на конфессиональную принадлежность (на-
пример, я – христианин, потому-то и потому-то), либо этническую (например, такой
стереотипический ряд, как араб – мусульманин, датчанин – протестант, латиноамери-
канец – католик, русский – православный и т.п.). Так, для привлечения адептов новые
религиозные организации и течения используют наработанные техники (штампы и сте-
реотипы), выступая как идеальный вариант для спасения и даруя чувство, что пришед-
ший человек вливается в группу, где все счастливы. С другой стороны, религиозный
стереотип влияет и на социум нерелигиозных людей, становясь оправданием их пове-
дения по отношению к Церкви и религии.
Таким образом, стереотипы в картине мира бывают неполными, но это картина
возможного мира, к которой человек приспосабливается. Механизм стереотипизации
(механизм образования
ного сознания. Стереотипизация сознания осуществляется в границах «интерпретатив-
ного поля», то есть поля, в рамках которого происходит осмысление и определение яв-ления сознанием и его дальнейшее восприятие, которые обладают сложными и само-
стоятельными механизмами саморегулирования и самоуправления нервной деятель-
ности и всем организмом в целом.
Любое поведение осуществляется на основе принятия решения в соответствии с
имеющимися представлениями и взглядами. Мир, который окружает человека, сложен
и многообразен, и является источником информации. Человек пропускает информацию
через себя, выбирая для себя то, что имеет значение, является важным для его жизне-
деятельности.
Следовательно, человек как субъект строит свое отношение к миру по принципу
предпочтения: один предпочитает одно, другой – другое.
Сам принцип предпочтения не является полностью зависимым от субъекта, так
как он вырабатывается социальной средой. И повторение однородных ситуаций, с ко-
торыми индивид сталкивается в своем отношении с миром, приводит к тому, что пред-
почтение оказывается
представлений, эти взгляды находят свое отражение в индивидуальных идеалах и нор-
мах, которые, в свою очередь, соотносятся с общественными. В качестве оценочного
критерия принцип предпочтения выполняет регулятивную функцию в поведении чело-
века, направляет отбор и дифференциацию поступков и действий людей в соответствии
с нормами и правилами своей религиозной системы.
Но существуют ситуации, когда свободы выбора нет, такое положение дел ха-
рактерно для замкнутых общностей, в том числе и религиозных. Для последних общ-
ностей взаимосвязь индивидов осуществляется во многом посредством различных об-
рядов, ритуалов, обычаев, подчеркивающих принадлежность к данной группе (общнос-
ти). А обряды в данном случае выступают как исторически сложившиеся стереотипные
способы поведения. Они идентичные и общие для множества людей и воспроизводятся
в неизменном виде в течение длительного времени.
Специфика религиозного сознания обуславливает особенность религиозного
стереотипа. Так, если социальный стереотип устанавливается вследствие воздействий
объективного мира, то возникновение религиозного стереотипа во многом определяет-
ся миром воображаемым (представляемым).
Следует подчеркнуть, что установку стереотипа обуславливает мир сверхъес-
тественного не сам по себе, а отношение субъекта к представляемому. Воображаемое
тогда вызывает установление стереотипа, когда человек относится к его содержанию
как к данному, ожидаемому в действительности, то есть как к цели, к которой веру-
ющий человек стремится.
В процессе стереотипизации происходит обобщение, схематизация доминиру-
ющих в том или ином социуме (группе) религиозных образов и оценок, связанных с
неким понятием о сакральном. Это может быть перцептивный образ, когда происходит
обобщение, стандартизация определенных признаков референта (предмета, явления,
лица, категории лиц, ситуации).
Оценочные признаки вплетаются в структуру образа и формируют определенное
отношение к референту. Полагаем, что доминирующий признак определяет и характер
стереотипа (прескриптивный / императивный или предикативный) или, точнее, степень
выраженности (соотношения) данных параметров в структуре стереотипа, если исхо-
дить из того, что стереотип характеризуется наличием обоих параметров (приписывает
референту набор признаков и предписывает нормы поведения и отношения к нему).
Если степень устойчивости социального стереотипа зависит не только от внеш-
них условий, но и от конкретных носителей (общество, группа, личность) с их обыден-
ными представлениями, эмпирическими настроениями, преломляющимися через сис-
тему экспликаций, иногда выстроенных
в целостную научную или
сознательную (или бессознательную) настроенность, веру (рациональную либо ирра-
циональную) в те или иные религиозные ориентации.
Выводы. В
религиозном сознании стереотип
проявляется как в форме
па мышления, так и стереотипа поведения личности. Он возникает на основе спонтан-
ных религиозных чувств и эмоций и определяется естественными условиями развития
людей, закрепляемыми в коллективном религиозном сознании.
Позитивные и негативные стереотипы, как правило, ограниченны. Причина это-