Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 10:34, реферат
Целью написания данного реферата является исследование региональных социальных программ как одного их механизмов государственного и муниципального регулирования развития экономический и социальных отношений, определение состава тех целей и задач становления высокоразвитой региональной экономики, которые могут быть решены на каждом этапе управления региональными социальными программами [2, c. 11-23].
Для достижения данной цели передо мной были поставлены определенные задачи:
- изучение основных направлений и методов региональных социальных программ в нашем государстве;
- исследование практики разработки, финансирования и реализации региональных социальных программ;
Введение 3
Использование региональных социальных программ в нашем
государстве 5
Практика разработки, финансирования и реализации региональных
социальных программ 7
Заключение 11
Список использованной литературы 12
Содержание
Введение
государстве
социальных
программ
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
Кризисные ситуации
для экономики переходного
Работа, которая
проводится в сфере социально-
Данную ситуацию помогут решить региональные социальные программы, которые своей деятельностью направлены на улучшение качества жизни населения, обеспечение качественного социального обслуживания и улучшения материального и финансового положения граждан.
Главная роль региональных социальных программ в рыночной экономике определяется таким фактором, как неспособностью рынка позволить в полном объеме мобилизовать дополнительные финансовые и материальные ресурсы для развития регионов, остро нуждающихся в улучшении качества жизнедеятельности.
Целью написания данного реферата является исследование региональных социальных программ как одного их механизмов государственного и муниципального регулирования развития экономический и социальных отношений, определение состава тех целей и задач становления высокоразвитой региональной экономики, которые могут быть решены на каждом этапе управления региональными социальными программами [2, c. 11-23].
Для достижения данной цели передо мной были поставлены определенные задачи:
- изучение основных
направлений и методов
- исследование
практики разработки, финансирования
и реализации региональных
- рассмотрение
определенных типов
Объектом исследования в данной работе являются региональные социальные программы.
Разработка региональных социальных программ является целенаправленным процессом в мобилизации определенных способностей регионов разных таксономических уровней и функций.
Региональные социальные программы являются разновидностью определенных целевых комплексных систем и предполагают механизм регулирования и управления региональной стратегией экономических, социальных и научно-технических способностей, типом трудовой деятельности, способностью приоритетной концентрации ресурсов для решения необходимых, стоящих на первом месте, проблем в сфере социально-экономических отношений. Например, определенный тип региональной социальной программы можно разделить на следующие виды: по территориальной принадлежности – областные региональные социальные программы; по виду функциональной ориентации – экологические региональные программы; по объему и степени проблемы – узкоспециализированные региональные программы и так далее.
Специфика региональных социальных программ проявляется в том, что они должны формироваться и реализовываться на уровне республик, краев, областей, округов и городов федерального значения. Их необходимость реализации должна исходить из общегосударственных и территориальных интересов. Выбор определенного вида региональной социальной программы производится непосредственно территориальными органами власти и управления. Данные программы действуют только в пределах географического ограниченного региона. Финансовая поддержка региональных социальных программ происходит непосредственно с помощью субсидий государства – и это только в том случае, когда тот или иной вид проблемы носит федеральный характер и не может быть решен только непосредственно за счет средств региона. Для финансовой поддержки региональных социальных программ могут быть также привлечены иные источники финансирования (иностранные инвестиции, частные капиталовложения и прочее) [3, c. 210-214].
Основными задачами региональных социальных программ являются:
- процесс сглаживания
межрайонных различий в сфере
социальной политики по таким
показателям, как
- реализация
оптимальной территориальной и
отраслевой экономической
- ведение деятельности по охране окружающей среды;
- исключение последствий после стихийных бедствий и катастроф глобального масштаба;
- духовное возрождение
регионов, сохранение их исторического
наследия, укрепление культурного
потенциала, стабилизация общественно-
Характеризуя состояние разработки и реализации региональных программ на уровне субъектов Федерации, необходимо отметить принявшую повсеместных характер практику их создания – разрабатываются программы как комплексные, охватывающие все сферы территориального хозяйства, так и отраслевые, посвященные какой– либо одной отрасли; кроме того, встречаются программы, посвященные проблемам группы отраслей (например; отраслям социальной инфраструктуры), а также программы, направленные на решение проблем внутри региональных поселений. Однако повсеместный характер попыток использования программного подхода сочетается с почти повсеместным его неверным толкованием. Корни данного явления уходят в практику использования программного метода в административно-командной экономике, когда разработка программы рассматривалась как средство привлечения бюджетных ресурсов вышестоящего уровня, а также связаны с подменой понятий – под «программой» может пониматься любой план мероприятий администрации или ее подразделений, как текущий, так и перспективный. В связи с этим представляется целесообразным вкратце остановиться на практике разработки региональных программ в Самарской области. Основными моментами практики использования программного подхода в области являются следующие: [4, c. 121].
- важными факторами, определяющими необходимость программной разработки проблемы на областном уровне являются: стратегическая значимость проблемы для развития области, невозможность решения проблемы без концентрации ресурсов различной принадлежности и целевой поддержки со стороны Администрации области, необходимость координации межотраслевых связей для решения проблемы, высокая эффективность технических, организационных и иных мероприятий, предлагаемых для реализации и обеспечивающих структурные сдвиги в экономике, значительный социальный, экономический, экологический эффект;
- в процессе разработки и реализации областных целевых программ участвуют: инициатор программной разработки проблемы на областном уровне, государственный заказчик областной целевой программы, головной исполнитель областной целевой программы. Инициатор программной разработки проблемы на областном уровне – любое физическое или юридическое лицо, выходящее с предложением и обоснованием о программной разработке проблемы на областном уровне; государственный заказчик областной целевой программы – Администрация Самарской области; головной исполнитель областной целевой программы - комитет, управление, департамент администрации, другая организация, на которую возложена ответственность за своевременную подготовку и реализацию целевой программы, обеспечение эффективного использования средств, выделяемых на реализацию программы, функция координации действий, участников реализации утвержденной программы;
- головной исполнитель программы направляет подготовленный проект целевой программы с пояснительной запиской, бизнес – планом, социально экономическими и технико-экономическими обоснованиями, соглашениями (договорами) о намерениях между государственным заказчиком программы и предприятиями, организация, подтверждающими финансирование программы за счет внебюджетных источников, предварительной бюджетной заявкой на предстоящий год в комитет по экономике Администрации области;
- комитет по экономике направляет проект программы на экспертизу и, кроме того подготавливает свое заключение по материалам программы, исходя из следующих критериев; степень приоритетности проблемы, предлагаемой для программного решения; обоснованность, комплексность и экологическая безопасность программных мероприятий, сроки их реализации; необходимость привлечения, в первую очередь, внебюджетных средств для реализации программы в увязке с возможностями её государственной поддержки за счет централизованных ресурсов; эффективность механизма осуществление программы; социально экономическую эффективность программы в целом, ожидаемые конечные результаты реализации программы и ее влияние на структурную перестройку экономике области;
- после получения экспертизы и комитета по экономике. Администрации головной исполнитель представляет проект целевой программы главе Администрации области, целевые программы, одобренные постановлением главы Администрации области, представляются на рассмотрение Губернской Думы; после утверждения Губернской Думой целевой программы и бюджетных ассигнований на ее реализацию в областном бюджете на очередной год головной исполнитель заключает с исполнителями программы договоры на выполнение работ. Утвержденные целевые программы реализуются за счет средств областного бюджета, внебюджетных источников, средств местных бюджетов. К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования целевых программ, относятся:
- взносы участников реализации программ, включая предприятия и организации государственного и негосударственного секторов экономики;
- целевые отчисления от прибыли предприятий, заинтересованных в осуществлении программ, кредиты банков, средств фондов и общественных организаций, частных и зарубежных инвесторов, заинтересованных в реализации программ (или ее отдельных мероприятий), другие поступления;
- для осуществления целевых программ могут создаться специальные фонды. Источниками средств, направляемых в эти фонды, являются: прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий и организаций, средства областного и местного бюджетов, средства внебюджетных фондов и др. Частные и иностранные инвесторы могут финансировать программы на основе долевого участия; привлечение иностранного капитала к реализации программных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством об иностранных инвестициях [5, c. 114].
Эффективность практики использования программного метода в Самарской области обуславливается также четкой системой контроля за реализацией программ: головные исполнители программ направляют ежемесячно в комитет по экономике Администрации статическую, справочную и аналитическую информацию о реализации программ и кроме того, ежегодно, до 1 февраля в комитет по экономике – доклады о ходе работ по программам и использовании средств за истекший год. Комитет по экономике с участием головных исполнителей программ, администрации городов и районов организует контрольные проверки хода реализации программ. По данным отчетности и контрольных проверок комитет по экономике подготавливает и представляет главе Администрации области доклад о ходе реализации областных целевых программ за отчетный год.
Заключение
В моем реферате были рассмотрены региональные социальные программы, целью которых является которые своей улучшение качества жизни населения, обеспечение качественного социального обслуживания и улучшения материального и финансового положения граждан.