Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 11:03, реферат
Обращение социологов к анализу социальных процессов с психологической точки зрения было вызвано как внутренней логикой развития социологической теории, так и успехами психологической науки и, в частности, в области экспериментальной психологии. Это давало социологам значительные преимущества по сравнению с прежним натуралистическим (биологическим)'- редукционизмом относительно развития (эволюции) общества. Психологический (социально-психологический) подход к исследованию общества показывал, что его эволюция происходит не иначе, как под влиянием интеллектуальных, эмоциональных и волевых действий одних людей на других, а не путем спонтанного, фаталистического развития — представления столь популярного среди биологического направления. Переход от биологического детерминизма понимания общественной жизни к психологическому был значительным шагом вперед в становлении социологии.
1.Введение…………………………………………………………………….3
2.Исторические предпосылки и сущность психологического
направления в социологии………………………………………………..5
3.Г. Тард и Г. Лебон об особенностях массовой психологии……………..8
4.Заключение………………………………………………………………..12
5.Список использованной литературы…………………………………….14
В новое время властелином мира становится тот, кто становится «властелином толпы». Поэтому стремящийся утвердить свою власть, с одной стороны, должен потакать толпе, учитывать ее запросы и настроения, отличающиеся низменным характером, подлаживаться под вкусы «улицы», «черни». С другой же стороны, он, для того чтобы «овладеть толпой», должен «злоупотреблять сильными выражениями». «Преувеличивать, утверждать, повторять и никогда не пробовать доказывать что-нибудь рассуждениями», — пишет Лебон. И продолжает «Кто умеет вводить толпу в заблуждение, тот легко становится ее повелителем; кто же стремится образумить ее, тот всегда бывает ее жертвой» 4
4.Заключение
Психологическое направление было шагом вперед как в логико-методологическом плане, связанном с пониманием и исследованием феномена «социальная реальность», так и в построении теоретической концепции общественного развития. Так, в отличие от биологизаторских тенденций органической школы, представители психологического направления видели в усложнении форм общественной жизни результат развития сознательного начала, «направленной эволюции», то есть разумного управления социальными процессами. Высшая, собственно человеческая ступень эволюции характеризовалась не действием «слепых сил природы», а проявлением идеальной цели. Более того, будущее человечества связывается с преодолением индивидуального целеполагания, с его переходом к «коллективному телезису», носителем которого выступает государство, обеспечивающее сознательную кооперацию индивидов. В недрах этой школы зарождались многие идеи эмпирической социологии, методы и техника проведения социологических исследований. Без этого, как известно, немыслимо существование современной социологии.
Психологическая социология привлекла большое внимание к исследованию таких проблем как общественное мнение, специфика коллективной (социальной) психологии, ее связь с индивидуальной психологией, соотношение рационального и эмоционального моментов в общественной жизни, формирование социального самосознания индивида и группы и ряд других.
Однако
сведение предмета социологии только
к психологическим (социально-психологическим)
аспектам взаимодействия оставляет
в тени многие общественные отношения
и процессы, их структуру и динамику,
институциональный срез общества. Понятно,
что многие аспекты социальной действительности,
происхождение тех или иных социальных
общностей и их функционирование
нельзя свести к отдельным актам человеческой
психики или феноменам психологического
взаимодействия.
5.Список использованной литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология - М.1998.
2. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. - 5-е изд. - М.: Книжный дом «Университет», 2001.
3. Громов И.А. Западная теоретическая социология – М.: Издательство «Ольга»,1996.
4. Западная социология. Исторические этапы, основные школы и направления развития (XIX—XX вв.): Учебное пособие. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.
5. Лебон Г. Психология народов и масс - СПб.: Маркет, 1995.
6. Осипов Г.В. История социологии в Западной Европе и США - М.: Издательство НОРМА, 2001.
7. Хевеши М.А.
Массовое общество в XX веке. Социологические
исследования, 2001, №7.
Информация о работе Психологическое направление в социологии