Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 17:34, реферат
Общепризнано, что социальный опыт, приобретаемый  ребенком в процессе обучения и воспитания, в самом широком значении этих слов, является главным источником психического развития. Биологические  факторы (генетические, морфологические, физиологические) выступают как условия, обеспечивающие возможность развития психики. Эти условия в ходе онтогенеза изменяются, создавая на каждом этапе специфические предпосылки для усвоения качественно нового опыта и формирования новых психических возможностей. <...> 
   Психофизиологическое  созревание — это процесс, определяющий последовательность возрастных изменений в центральной нервной системе и других системах организма, обеспечивающих условия для возникновения и реализации психических функций.
Введение:
 
   Общепризнано, 
что социальный опыт, приобретаемый 
ребенком в процессе обучения и воспитания, 
в самом широком значении этих 
слов, является главным источником 
психического развития. Биологические 
факторы (генетические, морфологические, 
физиологические) выступают как условия, 
обеспечивающие возможность развития 
психики. Эти условия в ходе онтогенеза 
изменяются, создавая на каждом этапе 
специфические предпосылки для усвоения 
качественно нового опыта и формирования 
новых психических возможностей. <...> 
   Психофизиологическое 
созревание — это процесс, определяющий 
последовательность возрастных изменений 
в центральной нервной системе и других 
системах организма, обеспечивающих условия 
для возникновения и реализации психических 
функций. 
Важно отметить, что психическое и физиологическое развития всегда взаимосвязаны, но не синхронны :
Во-первых: различны темпы физического и психического развития. Такие же различия существуют и в психическом развитии, в интересах, в умственной зрелости, уровне самостоятельности, причем различия эти не исключение, а правило.
Во-вторых: 
существуют большие внутренние диспропорции: 
отдельные биологические 
В третьих: социальное возмужание по времени не тождественно физическому. Физическое созревание происходит значительно быстрее и заканчивается раньше. С социальным же созреванием дело обстоит гораздо сложнее. В наще время сроки обучения удлинились; позже начинается и трудовая деятельность. В то же время средний возраст вступления в брак уменьшился (раньше обзаводятся собственной семьей). Отсюда неопределенность нормативных критериев социальной зрелости в общественном и индивидуальном сознании.
Созревание 
охватывает длительный период времени, 
поэтому для характеристики отдельных 
этапов развития используется понятие 
зрелости или степени зрелости. Эта характеристика 
меняется в ходе онтогенеза до тех пор, 
пока не достигнет конечного уровня, т. е. 
уровня полной зрелости, характерной для 
взрослого человека. 
 
   Выделяют 
следующие критерии созревания: 
К настоящему времени выработаны определенные критерии, по которым можно судить о динамике процессов созревания и степени зрелости отдельных систем и функций организма. Оценка зрелости может проводиться на морфологическом и функциональном уровнях, т. е. можно говорить о зрелости как самого субстрата (тех или иных мозговых образований), так и его функций (в том числе поведенческих, например, способности к произвольной саморегуляции).
Динамика морфологического созревания в настоящее время привлекает особое внимание психологов. По некоторым данным, в интервале от рождения до двух лет происходит интенсивный и избыточный синаптогенез — образование синапсов (контактов между нейронами). Количество этих контактов в раннем онтогенезе значительно выше, чем у взрослых. Постепенно уменьшаясь, количество морфологических контактов доходит до уровня, типичного для взрослых, приблизительно к семи годам.
К числу функциональных критериев созревания, в первую очередь, относятся показатели биоэлектрической активности головного мозга, определяемые по электроэнцефалограмме (ЭЭГ). <...> Интенсивная компьютеризация электрофизиологических исследований сделала возможной объективную оценку и формализацию множества показателей, извлекаемых из электроэнцефалограммы.
   Важное 
место среди функциональных критериев 
психофизиологического созревания занимают 
поведенческие, из них наиболее изучены 
показатели, отражающие возрастную динамику 
рефлекторной деятельности. Известно, 
например, что дети рождаются с целым набором 
безусловных рефлексов (поисковым, хватательным, 
сосательным, шейным, тоническим и др.). 
Наличие этих рефлексов свидетельствует 
о функциональной зрелости ЦНС новорожденного, 
однако к концу первого года жизни большинство 
из них исчезает. При этом существует четкая 
связь между созреванием мозга и исчезновением 
большинства их этих простейших рефлексов. 
Причина в том, что многие из них контролируются 
подкорковыми структурами, в первую очередь 
средним мозгом, который развивается у 
плода с большим опережением. 
Темп созревания
Динамика функционального созревания ЦНС может быть охарактеризована как количественно, так и качественно.
Темп характеризует интенсивность процессов возрастного развития ЦНС и других систем организма на отдельных отрезках онтогенеза. По некоторым представлениям темп возрастных преобразований изменяется в ходе развития, и ребенок переживает периоды ускорения и замедления биологического созревания.
   Так 
же можно отметить такое явление, как половые 
различия в темпах созревания: у девочек 
созревание идет быстрее, соответственно 
этому имеют место половые различия по 
целому ряду показателей, свидетельствующие 
о более раннем наступлении зрелости у 
девочек. 
   Биологический 
возраст. 
Значительные индивидуальные колебания в темпах роста и развития дали основания для введения такого понятия, как биологический возраст. Представление о биологическом возрасте имеет значение, потому что для практических целей нередко нужно объединять детей не по календарному (паспортному) возрасту, а с учетом реально существующих различий в их развитии. У большинства детей биологический и календарный возраст совпадают. Однако нередко встречаются дети, у которых биологический возраст опережает календарный или отстает от него.
Основными критериями биологического возраста считаются: 1) зрелость, оцениваемая по срокам прорезывания молочных и постоянных зубов; 2) скелетная зрелость (порядок и сроки окостенения скелета); 3) зрелость, оцениваемая по срокам наступления вторичных половых признаков.
Наряду с типичными показателями уровня развития, характерными для большинства представителей определенной возрастно-половой группы, встречаются отклонения такие как Акселерация и ретардация.
Акселерация представляет ускорение физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков.
Различают два вида акселерации — эпохальную и внутригрупповую. Первая определяется как явление, присущее всем детям и подросткам в сравнении с предшествующими поколениями.
Внутригрупповая, или индивидуальная, акселерация рассматривается как ускоренное развитие отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах. Число таких детей колеблется в пределах от 13 до 20% в разных возрастах.
Ретардация 
развития возникает при задержке физического 
развития и формирования функциональных 
систем организма детей и подростков. 
 
Пластичность 
и сензитивность ЦНС в онтогенезе 
В основе взаимодействия влияний среды и развивающихся физиологических особенностей лежит способность ЦНС изменять свои морфофункциональные характеристики под влиянием опыта. Эта способность называется пластичностью.
В настоящее 
время имеется множество экспериментальных 
данных, свидетельствующих о том, что на 
ранних этапах развития изменения среды 
могут весьма существенно изменить морфофункциональные 
особенности ЦНС, а также поведение животных 
и человека. 
Эффекты 
обогащения и обеднения 
среды. 
Показано, что морфологические и функциональные характеристики ЦНС закономерно меняются в зависимости от характера внешних воздействий. Так, если детеныш животного растет в условиях лишения зрительного опыта, наблюдается морфологическая деструкция зрительных центров головного мозга и искажения в ходе созревания зрительных функций.
   При 
обогащении среды, напротив, отмечается 
усиленное развитие морфологических 
элементов (увеличивается длина 
полушарий, утолщается поперечник коры, 
укрупняются тела нейронов, увеличивается 
ветвление отростков нейронов и т. д.). В 
целом все перечисленное свидетельствует 
об улучшении динамики мозгового созревания. 
   Влияние 
среды на функциональные 
показатели созревания 
ЦНС детей.  
   Теоретическое 
и практическое значение имеет решение 
вопроса о том, как меняются под влиянием 
внешних условий функциональные показатели 
созревания ЦНС ребенка. Проведено немало 
исследований особенностей биоэлектрической 
активности мозга  у 
детей с сенсорным дефицитом при разных 
видах амблиопии и потере слуха. Несмотря 
на разнообразие клинического материала 
и способов оценки функциональных нарушений 
эти исследования дают основания для общего 
вывода: чем больше ограничение притока 
сенсорных стимулов (зрительных, слуховых 
и др.), тем больше отклонений от нормального 
хода созревания отмечается в характеристиках 
биоэлектрической активности. 
   Критические 
и сензитивные 
периоды развития.  
   Способность 
нервной системы изменяться под влиянием 
внешних воздействий носит, однако, преходящий 
характер. Она приурочена главным образом 
ко времени наиболее интенсивного морфофункционального 
созревания и определяет феномен возрастной 
чувствительности к воздействиям среды, 
с которым связано понятие о сензитивном 
и критическом периодах развития.  
   Определение 
критического периода.  
Первоначально понятие «критический период» было введено в эмбриологии для обозначения периодов повышенной чувствительности к действию факторов, выходящих за границы физиологической нормы. В период внутриутробного развития каждый орган претерпевает критические
210
стадии дифференциации в строго определенные моменты развития. Вредоносное воздействие на зародыш приводит к избирательному нарушению в развитии именно того органа, который находится в стадии наиболее интенсивного формирования.
В основе избирательного повышения чувствительности лежит усиление процессов обмена веществ в наиболее быстро растущих органах и тканях. В общем критические периоды в ходе внутриутробного развития ребенка совпадают с процессами наиболее интенсивного роста и дифференцировки, как бы маркируют процесс развития, отмечая стадии морфогенеза.
   Таким 
образом, критическим в полном смысле 
слова, видимо, следует называть тот 
период времени, когда организм должен 
испытывать воздействие определенного 
типа и это является условием его 
дальнейшего нормального развития. 
Изменения в ходе критического периода 
носят необратимый характер, в результате 
чего структура и функция приобретают 
законченную форму, не чувствительную 
к модифицирующим воздействиям в более 
позднем возрасте.  
   Особенности 
сензитивного периода.  
Термин «сензитивный» правильнее использовать для обозначения периода, во время которого некий набор стимулов оказывает большее влияние на развитие функции, нежели до и после. Фактически сензитивный период представляет собой период повышенной пластичности, во время которого структура и функция демонстрируют свою способность к модификационной изменчивости в соответствии со спецификой внешних условий.
   Образно 
выражаясь, критический период означает 
«теперь или никогда», сензитивный же 
— «можно и в иное время, но лучше теперь».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Биологическое 
созревание 
и психическое развитие.
 
   Общепризнано, 
что социальный опыт, приобретаемый 
ребенком в процессе обучения и воспитания, 
в самом широком значении этих 
слов, является главным источником психического 
развития. Биологические факторы (генетические, 
морфологические, физиологические) выступают 
как условия, обеспечивающие возможность 
развития психики. Эти условия в ходе онтогенеза 
изменяются, создавая на каждом этапе 
специфические предпосылки для усвоения 
качественно нового опыта и формирования 
новых психических возможностей. <...>