Психофизиология развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 17:34, реферат

Краткое описание

Общепризнано, что социальный опыт, приобретаемый ребенком в процессе обучения и воспитания, в самом широком значении этих слов, является главным источником психического развития. Биологические факторы (генетические, морфологические, физиологические) выступают как условия, обеспечивающие возможность развития психики. Эти условия в ходе онтогенеза изменяются, создавая на каждом этапе специфические предпосылки для усвоения качественно нового опыта и формирования новых психических возможностей. <...>
Психофизиологическое созревание — это процесс, определяющий последовательность возрастных изменений в центральной нервной системе и других системах организма, обеспечивающих условия для возникновения и реализации психических функций.

Файлы: 1 файл

психофизиологическое развитие.doc

— 115.50 Кб (Скачать)

Введение:

 
   Общепризнано, что социальный опыт, приобретаемый  ребенком в процессе обучения и воспитания, в самом широком значении этих слов, является главным источником психического развития. Биологические  факторы (генетические, морфологические, физиологические) выступают как условия, обеспечивающие возможность развития психики. Эти условия в ходе онтогенеза изменяются, создавая на каждом этапе специфические предпосылки для усвоения качественно нового опыта и формирования новых психических возможностей. <...> 

   Психофизиологическое  созревание — это процесс, определяющий последовательность возрастных изменений в центральной нервной системе и других системах организма, обеспечивающих условия для возникновения и реализации психических функций. 

   Важно отметить, что психическое и физиологическое развития всегда взаимосвязаны, но не синхронны :

Во-первых: различны темпы физического и  психического развития. Такие же различия существуют и в психическом развитии, в интересах, в умственной зрелости, уровне самостоятельности, причем различия эти не исключение, а правило.

Во-вторых: существуют большие внутренние диспропорции: отдельные биологические системы  организма могут созревать в  разное время. Еще больше вариаций в  психическом плане: например  старший  подросток может быть в одних отношениях уже взрослым, а в других совершенно ребенком. Детство в нем причудливо уживается с взрослостью.

В третьих: социальное возмужание по времени  не тождественно физическому. Физическое созревание происходит значительно  быстрее и заканчивается раньше. С социальным же созреванием дело обстоит гораздо сложнее. В наще время сроки обучения удлинились; позже начинается и трудовая деятельность. В то же время средний возраст вступления в брак уменьшился (раньше обзаводятся собственной семьей). Отсюда неопределенность нормативных критериев социальной зрелости в общественном и индивидуальном сознании.

Созревание охватывает длительный период времени, поэтому для характеристики отдельных этапов развития используется понятие зрелости или степени зрелости. Эта характеристика меняется в ходе онтогенеза до тех пор, пока не достигнет конечного уровня, т. е. уровня полной зрелости, характерной для взрослого человека. 
 

   Выделяют следующие критерии созревания: 

   К настоящему времени выработаны определенные критерии, по которым можно судить о динамике процессов созревания и степени зрелости отдельных систем и функций организма. Оценка зрелости может проводиться на морфологическом и функциональном уровнях, т. е. можно говорить о зрелости как самого субстрата (тех или иных мозговых образований), так и его функций (в том числе поведенческих, например, способности к произвольной саморегуляции).

   Динамика  морфологического созревания в настоящее  время привлекает особое внимание психологов. По некоторым данным, в интервале  от рождения до двух лет происходит интенсивный и избыточный синаптогенез — образование синапсов (контактов между нейронами). Количество этих контактов в раннем онтогенезе значительно выше, чем у взрослых. Постепенно уменьшаясь, количество морфологических контактов доходит до уровня, типичного для взрослых, приблизительно к семи годам. 

   К числу функциональных критериев созревания, в первую очередь, относятся показатели биоэлектрической активности головного мозга, определяемые по электроэнцефалограмме (ЭЭГ). <...> Интенсивная компьютеризация электрофизиологических исследований сделала возможной объективную оценку и формализацию множества показателей, извлекаемых из электроэнцефалограммы.

   Важное место среди функциональных критериев психофизиологического созревания занимают поведенческие, из них наиболее изучены показатели, отражающие возрастную динамику рефлекторной деятельности. Известно, например, что дети рождаются с целым набором безусловных рефлексов (поисковым, хватательным, сосательным, шейным, тоническим и др.). Наличие этих рефлексов свидетельствует о функциональной зрелости ЦНС новорожденного, однако к концу первого года жизни большинство из них исчезает. При этом существует четкая связь между созреванием мозга и исчезновением большинства их этих простейших рефлексов. Причина в том, что многие из них контролируются подкорковыми структурами, в первую очередь средним мозгом, который развивается у плода с большим опережением. 

Темп  созревания

   Динамика  функционального созревания ЦНС  может быть охарактеризована как количественно, так и качественно.

   Темп характеризует интенсивность процессов возрастного развития ЦНС и других систем организма на отдельных отрезках онтогенеза. По некоторым представлениям темп возрастных преобразований изменяется в ходе развития, и ребенок переживает периоды ускорения и замедления биологического созревания.

   Так же можно отметить такое явление, как половые различия в темпах созревания: у девочек созревание идет быстрее, соответственно этому имеют место половые различия по целому ряду показателей, свидетельствующие о более раннем наступлении зрелости у девочек. 

   Биологический возраст. 

   Значительные  индивидуальные колебания в темпах роста и развития дали основания  для введения такого понятия, как  биологический возраст. Представление  о биологическом возрасте имеет значение, потому что для практических целей нередко нужно объединять детей не по календарному (паспортному) возрасту, а с учетом реально существующих различий в их развитии. У большинства детей биологический и календарный возраст совпадают. Однако нередко встречаются дети, у которых биологический возраст опережает календарный или отстает от него.

   Основными критериями биологического возраста считаются: 1) зрелость, оцениваемая по срокам прорезывания молочных и постоянных зубов; 2) скелетная зрелость (порядок и сроки окостенения скелета); 3) зрелость, оцениваемая по срокам наступления вторичных половых признаков.

Наряду  с типичными показателями уровня развития, характерными для большинства представителей определенной возрастно-половой группы, встречаются отклонения такие как Акселерация и ретардация.

Акселерация представляет ускорение физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков.

Различают два вида акселерации — эпохальную и внутригрупповую. Первая определяется как явление, присущее всем детям и подросткам в сравнении с предшествующими поколениями.

Внутригрупповая, или индивидуальная, акселерация рассматривается как ускоренное развитие отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах. Число таких детей колеблется в пределах от 13 до 20% в разных возрастах.

Ретардация развития возникает при задержке физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков. 
 

Пластичность и сензитивность ЦНС в онтогенезе 

В основе взаимодействия влияний среды и развивающихся физиологических особенностей лежит способность ЦНС изменять свои морфофункциональные характеристики под влиянием опыта. Эта способность называется пластичностью. 

В настоящее время имеется множество экспериментальных данных, свидетельствующих о том, что на ранних этапах развития изменения среды могут весьма существенно изменить морфофункциональные особенности ЦНС, а также поведение животных и человека. 

Эффекты обогащения и обеднения  среды. 

   Показано, что морфологические и функциональные характеристики ЦНС закономерно меняются в зависимости от характера внешних воздействий. Так, если детеныш животного растет в условиях лишения зрительного опыта, наблюдается морфологическая деструкция зрительных центров головного мозга и искажения в ходе созревания зрительных функций.

   При обогащении среды, напротив, отмечается усиленное развитие морфологических  элементов (увеличивается длина  полушарий, утолщается поперечник коры, укрупняются тела нейронов, увеличивается ветвление отростков нейронов и т. д.). В целом все перечисленное свидетельствует об улучшении динамики мозгового созревания. 

   Влияние среды на функциональные показатели созревания ЦНС детей.  

   Теоретическое и практическое значение имеет решение вопроса о том, как меняются под влиянием внешних условий функциональные показатели созревания ЦНС ребенка. Проведено немало исследований особенностей биоэлектрической активности мозга  у детей с сенсорным дефицитом при разных видах амблиопии и потере слуха. Несмотря на разнообразие клинического материала и способов оценки функциональных нарушений эти исследования дают основания для общего вывода: чем больше ограничение притока сенсорных стимулов (зрительных, слуховых и др.), тем больше отклонений от нормального хода созревания отмечается в характеристиках биоэлектрической активности. 

   Критические и сензитивные  периоды развития.  

   Способность нервной системы изменяться под влиянием внешних воздействий носит, однако, преходящий характер. Она приурочена главным образом ко времени наиболее интенсивного морфофункционального созревания и определяет феномен возрастной чувствительности к воздействиям среды, с которым связано понятие о сензитивном и критическом периодах развития.  

   Определение критического периода.  

   Первоначально понятие «критический период» было введено в эмбриологии для обозначения периодов повышенной чувствительности к действию факторов, выходящих за границы физиологической нормы. В период внутриутробного развития каждый орган претерпевает критические

210

стадии дифференциации в строго определенные моменты развития. Вредоносное воздействие на зародыш приводит к избирательному нарушению в развитии именно того органа, который находится в стадии наиболее интенсивного формирования.

В основе избирательного повышения чувствительности лежит усиление процессов обмена веществ в наиболее быстро растущих органах и тканях. В общем критические периоды в ходе внутриутробного развития ребенка совпадают с процессами наиболее интенсивного роста и дифференцировки, как бы маркируют процесс развития, отмечая стадии морфогенеза.

   Таким образом, критическим в полном смысле слова, видимо, следует называть тот  период времени, когда организм должен испытывать воздействие определенного  типа и это является условием его  дальнейшего нормального развития. Изменения в ходе критического периода носят необратимый характер, в результате чего структура и функция приобретают законченную форму, не чувствительную к модифицирующим воздействиям в более позднем возрасте.  

   Особенности сензитивного периода.  

   Термин «сензитивный» правильнее использовать для обозначения периода, во время которого некий набор стимулов оказывает большее влияние на развитие функции, нежели до и после. Фактически сензитивный период представляет собой период повышенной пластичности, во время которого структура и функция демонстрируют свою способность к модификационной изменчивости в соответствии со спецификой внешних условий. 

   Образно выражаясь, критический период означает «теперь или никогда», сензитивный же — «можно и в иное время, но лучше теперь».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Биологическое созревание 
и психическое развитие.

 
   Общепризнано, что социальный опыт, приобретаемый  ребенком в процессе обучения и воспитания, в самом широком значении этих слов, является главным источником психического развития. Биологические факторы (генетические, морфологические, физиологические) выступают как условия, обеспечивающие возможность развития психики. Эти условия в ходе онтогенеза изменяются, создавая на каждом этапе специфические предпосылки для усвоения качественно нового опыта и формирования новых психических возможностей. <...>

Информация о работе Психофизиология развитие