Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 17:34, реферат
Общепризнано, что социальный опыт, приобретаемый ребенком в процессе обучения и воспитания, в самом широком значении этих слов, является главным источником психического развития. Биологические факторы (генетические, морфологические, физиологические) выступают как условия, обеспечивающие возможность развития психики. Эти условия в ходе онтогенеза изменяются, создавая на каждом этапе специфические предпосылки для усвоения качественно нового опыта и формирования новых психических возможностей. <...>
Психофизиологическое созревание — это процесс, определяющий последовательность возрастных изменений в центральной нервной системе и других системах организма, обеспечивающих условия для возникновения и реализации психических функций.
Введение:
Общепризнано,
что социальный опыт, приобретаемый
ребенком в процессе обучения и воспитания,
в самом широком значении этих
слов, является главным источником
психического развития. Биологические
факторы (генетические, морфологические,
физиологические) выступают как условия,
обеспечивающие возможность развития
психики. Эти условия в ходе онтогенеза
изменяются, создавая на каждом этапе
специфические предпосылки для усвоения
качественно нового опыта и формирования
новых психических возможностей. <...>
Психофизиологическое
созревание — это процесс, определяющий
последовательность возрастных изменений
в центральной нервной системе и других
системах организма, обеспечивающих условия
для возникновения и реализации психических
функций.
Важно отметить, что психическое и физиологическое развития всегда взаимосвязаны, но не синхронны :
Во-первых: различны темпы физического и психического развития. Такие же различия существуют и в психическом развитии, в интересах, в умственной зрелости, уровне самостоятельности, причем различия эти не исключение, а правило.
Во-вторых:
существуют большие внутренние диспропорции:
отдельные биологические
В третьих: социальное возмужание по времени не тождественно физическому. Физическое созревание происходит значительно быстрее и заканчивается раньше. С социальным же созреванием дело обстоит гораздо сложнее. В наще время сроки обучения удлинились; позже начинается и трудовая деятельность. В то же время средний возраст вступления в брак уменьшился (раньше обзаводятся собственной семьей). Отсюда неопределенность нормативных критериев социальной зрелости в общественном и индивидуальном сознании.
Созревание
охватывает длительный период времени,
поэтому для характеристики отдельных
этапов развития используется понятие
зрелости или степени зрелости. Эта характеристика
меняется в ходе онтогенеза до тех пор,
пока не достигнет конечного уровня, т. е.
уровня полной зрелости, характерной для
взрослого человека.
Выделяют
следующие критерии созревания:
К настоящему времени выработаны определенные критерии, по которым можно судить о динамике процессов созревания и степени зрелости отдельных систем и функций организма. Оценка зрелости может проводиться на морфологическом и функциональном уровнях, т. е. можно говорить о зрелости как самого субстрата (тех или иных мозговых образований), так и его функций (в том числе поведенческих, например, способности к произвольной саморегуляции).
Динамика морфологического созревания в настоящее время привлекает особое внимание психологов. По некоторым данным, в интервале от рождения до двух лет происходит интенсивный и избыточный синаптогенез — образование синапсов (контактов между нейронами). Количество этих контактов в раннем онтогенезе значительно выше, чем у взрослых. Постепенно уменьшаясь, количество морфологических контактов доходит до уровня, типичного для взрослых, приблизительно к семи годам.
К числу функциональных критериев созревания, в первую очередь, относятся показатели биоэлектрической активности головного мозга, определяемые по электроэнцефалограмме (ЭЭГ). <...> Интенсивная компьютеризация электрофизиологических исследований сделала возможной объективную оценку и формализацию множества показателей, извлекаемых из электроэнцефалограммы.
Важное
место среди функциональных критериев
психофизиологического созревания занимают
поведенческие, из них наиболее изучены
показатели, отражающие возрастную динамику
рефлекторной деятельности. Известно,
например, что дети рождаются с целым набором
безусловных рефлексов (поисковым, хватательным,
сосательным, шейным, тоническим и др.).
Наличие этих рефлексов свидетельствует
о функциональной зрелости ЦНС новорожденного,
однако к концу первого года жизни большинство
из них исчезает. При этом существует четкая
связь между созреванием мозга и исчезновением
большинства их этих простейших рефлексов.
Причина в том, что многие из них контролируются
подкорковыми структурами, в первую очередь
средним мозгом, который развивается у
плода с большим опережением.
Темп созревания
Динамика функционального созревания ЦНС может быть охарактеризована как количественно, так и качественно.
Темп характеризует интенсивность процессов возрастного развития ЦНС и других систем организма на отдельных отрезках онтогенеза. По некоторым представлениям темп возрастных преобразований изменяется в ходе развития, и ребенок переживает периоды ускорения и замедления биологического созревания.
Так
же можно отметить такое явление, как половые
различия в темпах созревания: у девочек
созревание идет быстрее, соответственно
этому имеют место половые различия по
целому ряду показателей, свидетельствующие
о более раннем наступлении зрелости у
девочек.
Биологический
возраст.
Значительные индивидуальные колебания в темпах роста и развития дали основания для введения такого понятия, как биологический возраст. Представление о биологическом возрасте имеет значение, потому что для практических целей нередко нужно объединять детей не по календарному (паспортному) возрасту, а с учетом реально существующих различий в их развитии. У большинства детей биологический и календарный возраст совпадают. Однако нередко встречаются дети, у которых биологический возраст опережает календарный или отстает от него.
Основными критериями биологического возраста считаются: 1) зрелость, оцениваемая по срокам прорезывания молочных и постоянных зубов; 2) скелетная зрелость (порядок и сроки окостенения скелета); 3) зрелость, оцениваемая по срокам наступления вторичных половых признаков.
Наряду с типичными показателями уровня развития, характерными для большинства представителей определенной возрастно-половой группы, встречаются отклонения такие как Акселерация и ретардация.
Акселерация представляет ускорение физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков.
Различают два вида акселерации — эпохальную и внутригрупповую. Первая определяется как явление, присущее всем детям и подросткам в сравнении с предшествующими поколениями.
Внутригрупповая, или индивидуальная, акселерация рассматривается как ускоренное развитие отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах. Число таких детей колеблется в пределах от 13 до 20% в разных возрастах.
Ретардация
развития возникает при задержке физического
развития и формирования функциональных
систем организма детей и подростков.
Пластичность
и сензитивность ЦНС в онтогенезе
В основе взаимодействия влияний среды и развивающихся физиологических особенностей лежит способность ЦНС изменять свои морфофункциональные характеристики под влиянием опыта. Эта способность называется пластичностью.
В настоящее
время имеется множество экспериментальных
данных, свидетельствующих о том, что на
ранних этапах развития изменения среды
могут весьма существенно изменить морфофункциональные
особенности ЦНС, а также поведение животных
и человека.
Эффекты
обогащения и обеднения
среды.
Показано, что морфологические и функциональные характеристики ЦНС закономерно меняются в зависимости от характера внешних воздействий. Так, если детеныш животного растет в условиях лишения зрительного опыта, наблюдается морфологическая деструкция зрительных центров головного мозга и искажения в ходе созревания зрительных функций.
При
обогащении среды, напротив, отмечается
усиленное развитие морфологических
элементов (увеличивается длина
полушарий, утолщается поперечник коры,
укрупняются тела нейронов, увеличивается
ветвление отростков нейронов и т. д.). В
целом все перечисленное свидетельствует
об улучшении динамики мозгового созревания.
Влияние
среды на функциональные
показатели созревания
ЦНС детей.
Теоретическое
и практическое значение имеет решение
вопроса о том, как меняются под влиянием
внешних условий функциональные показатели
созревания ЦНС ребенка. Проведено немало
исследований особенностей биоэлектрической
активности мозга у
детей с сенсорным дефицитом при разных
видах амблиопии и потере слуха. Несмотря
на разнообразие клинического материала
и способов оценки функциональных нарушений
эти исследования дают основания для общего
вывода: чем больше ограничение притока
сенсорных стимулов (зрительных, слуховых
и др.), тем больше отклонений от нормального
хода созревания отмечается в характеристиках
биоэлектрической активности.
Критические
и сензитивные
периоды развития.
Способность
нервной системы изменяться под влиянием
внешних воздействий носит, однако, преходящий
характер. Она приурочена главным образом
ко времени наиболее интенсивного морфофункционального
созревания и определяет феномен возрастной
чувствительности к воздействиям среды,
с которым связано понятие о сензитивном
и критическом периодах развития.
Определение
критического периода.
Первоначально понятие «критический период» было введено в эмбриологии для обозначения периодов повышенной чувствительности к действию факторов, выходящих за границы физиологической нормы. В период внутриутробного развития каждый орган претерпевает критические
210
стадии дифференциации в строго определенные моменты развития. Вредоносное воздействие на зародыш приводит к избирательному нарушению в развитии именно того органа, который находится в стадии наиболее интенсивного формирования.
В основе избирательного повышения чувствительности лежит усиление процессов обмена веществ в наиболее быстро растущих органах и тканях. В общем критические периоды в ходе внутриутробного развития ребенка совпадают с процессами наиболее интенсивного роста и дифференцировки, как бы маркируют процесс развития, отмечая стадии морфогенеза.
Таким
образом, критическим в полном смысле
слова, видимо, следует называть тот
период времени, когда организм должен
испытывать воздействие определенного
типа и это является условием его
дальнейшего нормального развития.
Изменения в ходе критического периода
носят необратимый характер, в результате
чего структура и функция приобретают
законченную форму, не чувствительную
к модифицирующим воздействиям в более
позднем возрасте.
Особенности
сензитивного периода.
Термин «сензитивный» правильнее использовать для обозначения периода, во время которого некий набор стимулов оказывает большее влияние на развитие функции, нежели до и после. Фактически сензитивный период представляет собой период повышенной пластичности, во время которого структура и функция демонстрируют свою способность к модификационной изменчивости в соответствии со спецификой внешних условий.
Образно
выражаясь, критический период означает
«теперь или никогда», сензитивный же
— «можно и в иное время, но лучше теперь».
Биологическое
созревание
и психическое развитие.
Общепризнано,
что социальный опыт, приобретаемый
ребенком в процессе обучения и воспитания,
в самом широком значении этих
слов, является главным источником психического
развития. Биологические факторы (генетические,
морфологические, физиологические) выступают
как условия, обеспечивающие возможность
развития психики. Эти условия в ходе онтогенеза
изменяются, создавая на каждом этапе
специфические предпосылки для усвоения
качественно нового опыта и формирования
новых психических возможностей. <...>