МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И 
НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО « Поволжский государственный 
технологический университет»
 
 
 
Кафедра социальных наук и технологий
 
 
 
Профессионально-этический 
кодекс социального работника
 
 
 
 
 
Выполнил: студент
группы СРб – 31
Репина Ю. А.
Проверил:
доцент Кохановская Л.С.
 
 
г . Йошкар – Ола, 2013г
 
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Подготовка молодежи к семейной 
жизни как социально-педагогическая проблема…………………………………………………………5
2. Характеристика отношений 
молодежи к будущей семейной жизни.10
Заключение…………………………………………………………………….…16Список 
литературы………………………………………………………………19 
Введение
Устойчивость брачно-семейных 
  отношений зависит от готовности молодых 
  людей к семейной жизни, где готовность 
  к браку понимается как система социально-психологических 
  установок личности, определяющая эмоционально 
  положительное отношение к семейному 
  образу жизни. 
  Важнейшая социальная функция 
  современной семьи - воспитание будущего 
  семьянина, то есть подготовка подрастающего 
  поколения к брачно-семейным отношениям. 
  Это обусловлено усиливающимися негативными 
  процессами: деградацией семейного образа 
  жизни, распространением альтернативных 
  форм брачно-семейных отношений, снижением 
  престижа семьи, потребности иметь детей, 
  ростом разводов и внутрисемейного насилия. 
  Положение молодежи в обществе, тенденции 
  и перспективы ее развития представляют 
  для общества большой интерес и практическое 
  значение, прежде всего потому, что они 
  определяют его будущее. Здесь существенное 
  место занимают отношение молодежи к браку 
  и семье как основной ячейке общества. 
  В большинстве регионов мира 
  средний возраст вступления в брак повышается, 
  и в настоящее время в подростковом возрасте 
  в мире заключается браков меньше, чем 
  десять лет назад. 
  Тем не менее, исследование 
  ценностных ориентаций молодежи показывает, 
  что семья остается основной ценностью 
  для молодежи. При этом рассматривается 
  как семья родителей, в которую они входят, 
  так и их собственная будущая семья. 
  Молодые люди ищут в семье своих 
  родителей поддержку и опору в процессе 
  социализации, а свою будущую семью готовы 
  строить на основе гуманистических и нравственных 
  принципов, но испытывают при этом огромный 
  недостаток в психологических знаниях 
  и умениях. 
  Среди многих аспектов проблемы 
  формирования готовности молодежи к семейной 
  жизни в данной работе выделяется правильное 
  понимание социальной роли семьи и брака 
  в современном обществе, наличие гражданского 
  правового сознания. 
  Брак и семья в представлении 
  отдельных людей все больше становятся 
  в основном средством удовлетворения 
  их потребностей в интимном и неформальном 
  общении. 
  Наряду с нравственным регулированием 
  брачно-семейных отношений существует 
  и правовое регулирование этих отношений, 
  которое фиксирует и закрепляет их социальную 
  сущность путем определения основных 
  гражданских прав и обязанностей членов 
  семьи друг перед другом и перед обществом. 
  С точки зрения формирования 
  личности, существенным моментом психологической 
  готовности молодого человека к вступлению 
  в брак является его готовность не только 
  к реализации потребности в близости с 
  человеком другого пола, но и к осознанию 
  значения своих действий, первым делом 
  в системе правовых норм, регулирующих 
  брачно-семейные отношения. 
  Таким образом, подготовка молодежи 
  к семейной жизни, формирование адекватных 
  представлений о семье и браке в условиях 
  существующей серьезной ситуации в сфере 
  демографии является серьезной общегосударственной 
  проблемой, чем и объясняется актуальность 
  темы реферата.  | 
|   | 
 
 
 
Подготовка молодежи 
к семейной жизни как социально-педагогическая 
проблема
 
Формирование гендерной 
культуры как аспект подготовки молодежи 
к семейной жизни.
На нашу гендерную роль влияет 
огромное количество внешних факторов 
с самого рождения. Мы наблюдаем за поведением 
наших родителей и других взрослых, стараясь 
подражать людям своего гендера, играем 
в определенные игры.
Будучи рожденными, девочка 
или мальчик вовлечены в совокупность 
хромосомных, гормональных, генитальных, 
социальных, коммуникативных и других 
различий. Очевидно, что вся жизнедеятельность 
человечества имеет половой оттенок – 
внешность, манеры, общение, темперамент, 
деятельность дома и вне его, ценности 
и т.д. Иными словами, различные процессы 
развития человека так или иначе включены 
в гендерную систему.
Средства массовой информации 
создают в нашем обществе стереотипы женственности 
и мужественности, которые мы не можем 
оставлять без внимания.
Мы вырастаем, стараясь в большинстве 
своем соответствовать своей роли, быть 
настоящим мужчиной или настоящей женщиной, 
далеко не всегда соглашаясь с тем что, 
предписывает нам общество.
Современное общество часто 
провоцирует человека к универсальному 
поведению в различных ситуациях. Соответственно, 
меняется представление о гендерных ролях 
мужчин и женщин, они касаются не только 
трудовой сферы, но и семейной. Существует 
множество ограничений, накладываемых 
женской или мужской ролью. Женские проблемы 
включают в себя: низкую зарплату, низкий 
статус и небольшие властные возможности, 
а так же загруженность домашними обязанностями. 
К мужским можно отнести: лишение содержательности 
отношений, недостаточная социальная 
поддержка, физические проблемы, вызванные 
переутомлением на работе и рискованным 
поведением. Эти ограничения указывают 
на то, что роли должны изменится.[9, 15]
В современном обществе наблюдается 
процесс ослабления семьи как социального 
института, изменение ее социальных функций, 
неролевых семейных отношений. Семья утрачивает 
свои ведущие позиции в социализации индивидов, 
в организации досуга и в других важнейших 
функциях.
Традиционные роли, при которых 
женщина вела домашнее хозяйство, рожала 
и воспитывала детей, а муж был хозяином, 
часто единоличным собственником имущества, 
и обеспечивал экономическую самостоятельность 
семьи, заменились ролевыми, при которых 
подавляющее большинство женщин в странах 
с христианской и буддийской культурами 
стали участвовать в производственной, 
политической деятельности, экономическом 
обеспечении семьи и принимать равное, 
а иногда ведущее участие в принятии семейных 
решений. Это существенно изменило характер 
функционирования семьи и повлекло за 
собой ряд позитивных и негативных для 
общества последствий. С одной стороны, 
оно способствовало росту самосознания 
женщины, равенство в супружеских отношениях, 
с другой стороны, усугубило конфликтную 
ситуацию, воздействовало на демографическое 
поведение, приводя к снижению рождаемости 
и увеличивало уровень смертности.
Прежние, веками действующие 
представления о том, какими должны быть 
мужчины и женщины, становясь мужем и женой, 
уже не соответствуют требованиям сегодняшнего 
дня. С точки зрения идеальных отношений, 
не должно быть неравенства и некоего 
особого распределения ролей. Мужчина 
и женщина начинают стремиться, прежде 
всего, к таким отношениям, которые на 
протяжении долгого времени характеризуются 
яркостью чувственно-эмоциональных переживаний, 
направленных на удовлетворение всей 
совокупности супружеских ориентаций 
в их совместной жизни.
Конечно, не стоит стремиться 
к абсолютному гендерному равенству. В 
определенных ситуациях все-таки стоит 
оставить привилегию мужчинам быть сильными 
и мужественными, а женщинам быть нежными, 
слабыми, женственными. Просто необходимо 
уменьшить негативные последствия, которые 
накладывает на нас наша гендерная роль, 
а это возможно лишь при склонении в какой-то 
степени к гендерному равенству.
Гендер в психологии - это социально-биологическая 
характеристика с помощью, которой людям 
дают определение «мужчина» и «женщина». 
Поскольку пол является биологической 
категорией, социальная психология часто 
ссылается на те гендерные различия, которые 
обоснованы биологически, как на половые 
[4,21].
В Концепции воспитание детей 
и учащейся молодежи в Республике Беларусь 
от 1989 г. гендерная культура, раскрывает 
содержание воспитательной работы и критерии 
сформированности - гендерная, культура.
Концепция предусматривает 
воспитание гендерной культуры у молодежи, 
которая предполагает формирование у 
ребенка представлений о жизненном предназначении 
мужчины и женщины, присуще им положительных 
качествах и чертах характера; раскрытие 
психологических, физиологических и этических 
особенностей мальчиков-юношей, девочек-девушек; 
формирование о женском и мужском достоинстве, 
этическом смысле красоты детства, юности, 
зрелости.
Процесс воспитания личности 
ребенка правильнее рассматривать как 
процесс воспитания личности определенного 
пола. Еще Ж.-Ж. Руссо подчеркивал, что нельзя 
один пол считать совершеннее другого, 
так и нельзя их уравнять. Воспитание гендерной 
культуры направленно на формирование 
целостной личности мальчика-юноши-мужчины 
и девочки-девушки-женщины [3,99].
Жизнедеятельность любого ребенка 
происходит в условиях неповторимого. 
Только ему свойственного окружения. В 
последнем значительное место занимают 
институты, прежде всего семья и школа. 
Следовательно, необходимо рассмотреть 
место и функции всех субъектов воспитательного 
процесса и их целенаправленную деятельность 
по созданию условий для формирования 
гендерной культуры подростков,
В.Е. Каган выделяет принципы 
полового воспитания: идейности, реалистичности, 
оптимизация задач, активности, понятности 
и ясности, доверия, правдивости, чистоты. 
Например, принцип идейности предполагает 
решение задач процесса, формирование 
гендерной культуры. Принцип реалистичности 
имеет в виду воспитания гендерной культуры 
подростков на основе реалистического 
понимания гендерной дифференциации. 
Часто используется принцип активности, 
предписывающий не ждать проблемных ситуаций, 
а пользоваться всеми существующими и 
создавать их. Внутренние побуждения, 
мотивы поведения мальчиков и девочек 
формируются посредством усвоения внешней 
социальной деятельности. Принцип понятности 
и ясности ориентирован на реальные возможности 
понимания и осмысления подростками преподносимой 
информации. Наблюдение принципа правдивости 
подрывает авторитет воспитателя. Принцип 
доверия предполагает серьезное отношение 
к переживаниям, интересам и проблемам 
ребенка. Принцип чистоты определяет нравственное 
наполнение и оформление сведений о ноле 
и отношениях людей разного пола.
Для достижения необходимого 
эффекта в процессе формирования гендерной 
культуры подростков необходимо решить 
ряд конкретных педагогических задач, 
к числу которых относится воспитание: 
социальной ответственности во взаимоотношениях 
между лицами женского и мужского пола; 
стремление иметь прочную, дружную семью, 
отвечающую современным требованиям общества: 
равноправия отца и матери в семье; рождение 
нескольких дети; взаимоотношения между 
детьми и родителями; способности понимания 
других людей и чувства уважения к ним 
не только как к людям вообще, но также 
как к представителями мужского или женского 
пола, способности учитывать и уважать 
их специфические психологические и половые 
особенности; адекватного понимания взрослости: 
ее содержания, истинных признаков, проявлений 
и качеств.
В соответствии с этими задачами 
каждый подросток должен на уровне своего 
возраста знать специфические особенности 
противоположного пола, считать их естественными 
и закономерными, понимать принцип равноправия 
мужчин и женщин, осознавать необходимость 
строить отношения с другими людьми, учитывая 
их гендерные особенности,
Для реализации проекта воспитания 
гендерной культуры подростков были выделены 
условия:
Таким образом, главной фигурой 
процесса формирования гендерной культуры 
выступает личность подростка, т.е. в основе 
заложена реализация и удовлетворения 
запросов» потребностей и интересов детей. 
Большое значение имеет единство намерений 
и действий семьи, школы и воспитания. 
Обязателен творческий подход к организации 
процесса воспитания гендерной культуры 
подростков в зависимости от ситуации, 
возраста учащихся, сложившихся; взаимоотношений 
в коллективе, Компетентность педагога 
заключается в четких представлениях 
о гендерной культуре, учете особенностей 
социального развития мальчика и девочки, 
знании об учете особенностей сексуального 
развития и полового созревания.
 
 Характеристика 
отношений молодежи к будущей семейной 
жизни
Подготовка к семейной жизни разворачивается 
на ранних этапах жизни. Супружеская и 
родительская социализация, как отмечают 
Исаев Д.Н., Каган В.Е., начинается на 2-м 
году жизни, когда ребенок в семейном общении 
воспринимает первые образцы маскулинности 
и фемининности.
Супружеское и родительское поведение 
матери и отца остается еще в тени, не осознается 
ребенком, но именно они оказываются в 
роли проводников половых ролей. В 2-3 года, 
когда ребенок знает свой пол и начинает 
соотносить «свое «я» с представлениями 
о людях своего и другого пола, в ролевых 
играх он осуществляет маскулинное и фемининное 
поведение, как прежде всего супружеское 
и родительское (социосексуальные игры 
в «папу — маму», «дочки — матери» и др.). 
В этих играх отражается формирование 
первого, простейшего уровня семейных 
установок, которые соответствуют общим 
стереотипам семьи.
Уже в этих играх мальчики выполняют 
роли, связанные с выходом за пределы семьи 
и возвращением в нее (охота, война, работа 
и т. д.), а девочки — связанные с домом 
роли; мальчики в проявлениях стиля игры 
более эксцентричны и инструментальны 
в этих играх, а девочки — более концентричны 
и эмоциональны.
В З-5 лет в подобных детских играх уже 
нетрудно проследить имитацию жизни собственной 
семьи или других виденных семей. Девочка 
уже не просто укачивает куклу, но делает 
это точно копируя свою мать. Эти игровые 
перевоплощения — один из сильных путей 
формирования супружеских и родительских 
ролей. Основной механизм этого формирования 
— идентификация и имитация. Ребенок идентифицирует 
себя с родителем своего пола и имитирует 
его поведение в случаях, когда родитель 
холоден, груб, несправедлив, жесток.
Многие взрослые в своей семье воспроизводят 
«почерк» родительской семьи. Эти глубокие 
неосознаваемые или психологически конфликтно 
осознаваемые идентификационные установки, 
по мнению Исаева Д.Н. и Кагана В.Е., при 
всей трудности их коррекции должны все 
же контролироваться взрослыми, чтобы 
не быть вновь воспроизведенными у детей. 
В известной мере обретаемые в этом возрасте 
установки зависят и от структуры характера 
ребенка.
В этом же возрасте —3-5 лет — дети просят 
у родителей брата или сестру, бывают трогательно 
ласковы и заботливы с младшими. Появление 
еще одного ребенка в семье обычно не сопровождается 
детской ревностью. Не в каждой семье в 
это время появляется второй ребенок. 
Но существенную важность приобретает 
реакция родителей на детские просьбы 
— осуждающая, отталкивающая, запрещающая 
или мягко объясняющая. Иногда родители 
пытаются пойти обходным, заместительным 
путем обзаведения домашними животными. 
В таком случае лучше, если это будут котята, 
щенки, а не взрослые собаки или кошки. 
Это возраст интенсивной закладки основ 
чадолюбия. Для его формирования небезразличны 
способы разъяснения происхождения детей 
— в них не должно быть места пугающей 
или «грязной» информации и они должны 
сигнализировать ребенку о том, что родительство 
— счастливое и необходимое человеку 
явление.
Младший школьник уже пытается разбираться 
в семейной ситуации, понимать и оценивать 
позиции родителей, вырабатывать собственные. 
При конфликтах с родителем уже может 
появляться осознаваемое желание «быть 
не таким». В периоде половой гомогенизации 
порой можно наблюдать, что, в то время 
как один ребенок сближается с родителем 
своего пола, другой ищет близости с взрослым 
своего пола вне семьи. Это серьезный сигнал 
для родителей, указывающий на их небольшие 
воспитательные потенции в будущем. Чем 
меньше ребенок эмоционально удовлетворен 
ситуацией в родительской семье, тем он, 
по-видимому, больше воспринимает внесемейные 
образцы — и тогда многое зависит от того, 
каковы эти образцы.