Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 22:21, доклад
Осуществляя профессиональную деятельность, человек должен не только физически присутствовать в профессиональном пространстве, но и адекватно в нем действовать. И в этом процессе важную роль играют профессиональные нормы: они помогают научиться видеть содержательный аспект ситуаций, понимать правила поведения, выражать к ним свое отношение, управлять своим поведением в конкретных ситуациях и, если есть такая необходимость, создавать новые ситуации. Профессиональные нормы играют важную роль и в организации поведения студентов, готовящихся к профессиональной деятельности.
Профессиональная группа Occupational group Профессиональная группа - совокупность лиц одной профессии: - объединенных сходными знаниями и навыками, чувством идентичности с профессией и другими ее представителями; - осознающими общность интересов.
Осуществляя профессиональную деятельность, человек должен не только физически присутствовать в профессиональном пространстве, но и адекватно в нем действовать. И в этом процессе важную роль играют профессиональные нормы: они помогают научиться видеть содержательный аспект ситуаций, понимать правила поведения, выражать к ним свое отношение, управлять своим поведением в конкретных ситуациях и, если есть такая необходимость, создавать новые ситуации. Профессиональные нормы играют важную роль и в организации поведения студентов, готовящихся к профессиональной деятельности. К концу обучения они не только овладевают всеми особенностями профессиональных норм, но и транслируют и создают новые нормы, которые в последующем ложатся в основу регуляции их профессионального поведения [27].
Анализ различных подходов (Г.М.Андреева, М.И.Бобнева, А.И.Донцов, А.В.Петровский, В.А.Ядов и др.) к изучению проблемы принятия норм показал, что до настоящего времени не сложилось общепринятого понимания хода освоения студентами профессиональных норм и их влияния на профессиональное становление личности [1; 2; 11; 21; 30]. Кроме того, несмотря на множество определений понятия «профессиональная норма», отсутствует единство в понимании особенностей профессиональных норм психологов как отдельной профессиональной группы.
Норма может одновременно рассматриваться как ролевое предписание и как средство социального контроля со стороны общности людей. М.И.Бобнева включает нормы в средства и способы специальной регуляции поведения: ролевые ожидания, обряды, обычаи [2]. Т.А.Ядов утверждает, что нормы регистрируются в должностных предписаниях и принимают вид неписанных правил повседневной деятельности.
В зарубежной социальной психологии профессиональные нормы рассматриваются в контексте динамической системы ценностей и норм организации, разделяемых ее членами и определяющих их деловое поведение (R.Peters, P.Walterman, V.Sate, G.Hofstede, K.Cameron, R.Quinn, S.P.Robbins, E.Schein). Исследователи доказали, что система организационных правил и норм задает ее членам модели поведения, обеспечивая способы интеграции и адаптации к изменяющимся условиям. Однонаправленное протекание этих процессов обеспечивает развитие организации и успешность деятельности [31; 32; 33].
Проанализировав соответствующую литературу, мы предположили, что имеет смысл обратить внимание на два момента. Во-первых, нормы задают поведение, построенное в интересах социума. В этом случае осуществляется нормирование изменений, которые происходят в социальной системе, за счет чего в социальном взаимодействии исчезает хаос. Во-вторых, нормы определяют поведение конкретного индивида, т.е. входят в систему личностных норм [29].
Следуя структурно-диалектическому подходу [6], мы полагаем, что социальная норма появляется в точке столкновения индивида и социума. Процесс обучения не составляет исключения: в результате изменения социальной ситуации (переход на следующий курс, ознакомление со специальностью и преподавателями) происходит принятие учебных норм, общение по личным интересам сменяется общением на уровне учебных предпочтений. По мере взросления студента учебная ситуация усложняется, требуется все больше средств для овладения ею (проявление ответственности, профессионализма, самостоятельности). В период завершения обучения и смены социальной ситуации развития студенты переходят от учебных норм к профессиональным.
Профессиональное становление – сложный процесс, развитие которого опосредуется межличностным вза
происходит принятие собственно
Таким образом, нормативное пространство учащихся распадается на три уровня: 1) уровень, характеризуемый развитием межличностных отношений; 2) уровень, в котором осуществляется принятие учебных норм; 3) уровень освоения собственно профессиональных норм. В результате перехода от одного уровня к другому происходит развитие нормативного профессионального пространства учащихся [27].
Основываясь на данных положениях, мы выяснили, что поведение студентов в нормативном пространстве вуза в зависимости от конкретного содержания личностного смысла может быть формальным и профессиональным: формальное поведение основано на исполнении административных норм и правил (присутствие на лекции, записывание под диктовку), а профессиональное поведение основано на содержательном освоении профессии (вступление в дискуссию, посещение конференций), что позволяет не только овладеть учебными нормами, но и достичь желаемой цели – стать профессионалом в своей деятельности [10;12;19].
Таким образом, в зависимости от мотивационного контекста поведения возможно изменение конкретного содержания личностного смысла. Организация поведения учащихся высших учебных заведений зависит от того, насколько нормативное пространство вуза ориентирует студентов на освоение системы профессиональных норм.
В соответствии с данными положениями было проведено исследование роли профессиональных норм в организации поведения студентов-психологов [28].
В исследовании приняли участие более 250 студентов I–V курсов очного отделения вуза. Возраст испытуемых составил от 17 до 22 лет.
Мы исходили из предположения, что в период обучения у студентов в учебных ситуациях происходит переход от поведения в соответствии с учебными нормами к поведению, основанному на профессиональных нормах. Причем этот переход опосредуется межличностными отношениями в студенческой группе.
На первом этапе исследования изучалась значимость для студентов учебно-профессиональной деятельности. Испытуемые были обследованы по следующим методикам [24]:
анкета «Профессиональные нормы»;
методика «Кто я?» в модификации М.Куна, Т.Макпартлэнд (M.Kuhn, T.McPartland);
анкета «Нормы».
Для определения выраженности межличностного общения в учебно-профессиональных ситуациях было проведено также систематизированное наблюдение.
Анкета «Профессиональные нормы» включала в себя вопросы, позволяющие выявить нормы поведения студентов. Составляя анкету, мы исходили из принятых психологическим сообществом норм. На основе анализа нескольких этических кодексов психолога мы выделили наиболее часто встречающиеся нормы [1]. Все нормы, включаемые в этический кодекс профессионального практического психолога, можно разделить по сферам деятельности: профессиональная позиция;повед
Применяя данную методику, мы стремились выяснить, как будет изменяться количество профессиональных норм в процессе обучения. В ходе анализа результатов применения методики был введен коэффициент значимости профессиональной нормы Pn, который определялся отношением общего числа совпадающих ответов, данных студентами в ходе опроса, к общему числу студентов. Динамика коэффициента значимости профессиональных норм Pn развивается в сторону увеличения: на I курсе обучения он является наименьшим и составляет 0,5; на II и III курсах возрастает до 0,6; далее, на IV и V курсах обучения, повышается до 0,7–0,8. Профессиональные нормы чрезвычайно сильно влияют на индивидуальную деятельность и развиваются как способ управления отношениями в группе.