Проблемы правового воспитания в современных условиях Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 19:34, реферат

Краткое описание

В современных условиях одними из наиболее важных задач правовой науки Казахстана являются разработка общегосударственной концепции правового воспитания - программы фактической реализации оказания всесторонней помощи правоохранительным органам в борьбе за снижение уровня преступности, в частности молодежной, а также выработка действенных средств социального контроля и профилактики правонарушений.

Файлы: 1 файл

Проблемы правового воспитания в современных условиях Казахстана.docx

— 23.03 Кб (Скачать)

-------------------------------- 

<*> Русинов Р.К., Тарасов Н.Н. Юридическое образование:  проблемы и перспективы // Правовое  воспитание и юридическое образование  в условиях демократизации советского  общества. Свердловск, 1991. С. 75 - 92. 

  

Для того чтобы высшее юридическое образование республики соответствовало общепринятым мировым  стандартам, необходимо смелое введение новых методик преподавания, приближение  учебного процесса к практическим целям. Также должен быть пересмотрен и  обновлен перечень учебных дисциплин  на основе отбора тех областей права, которые оказываются наиболее значимыми  в современный период. Изучение общеобразовательных  социально-гуманитарных дисциплин  должно напрямую зависеть от избранной  студентами специальности, как это  принято в таких развитых государствах, как США, Англия, Германия и т.д. Требование овладения иностранными языками  также является одним из важных. Необходимо добиться утверждения специального курса иностранного языка для  юристов. Для Казахстана это особенно актуально в связи с ростом деловой внешнеэкономической активности граждан нашей страны, а также  быстрым распространением зарубежных правовых моделей. В ходе реформы  юридического образования внимание должно уделяться даже таким "мелочам", как увеличение или уменьшение количества часов, отводимых на ту или иную дисциплину, введение различных режимов посещения  занятий, графиков обучения, появление  возможности выбора ряда предметов, перекройка и подновление курсов, экстернат и т.д. 

К концу XX в. получили распространение методы юридического образования, разработанные как  раз с целью научить будущих  юристов систематически усваивать  знания в ходе практической работы и в то же время расширить сферу  юридического анализа и практических знаний по сравнению с ранее существовавшим учебным курсом. Этот подход получил  название "клиническое юридическое  образование". Формы его различны, но в целом техника сводится к  следующему: студентов выводят на юридические ситуации, с которыми юристы сталкиваются на практике. В  одних случаях это ситуационные игры, в которых часть студентов  выступает в роли юрисконсультов, а другая - в роли клиентов. В других случаях студентам поручается представлять реальных клиентов и консультировать  клиентов под наблюдением и руководством руководителей "клиники". 

Студенческие юридические  клиники получили широкое распространение  в России, Киргизии, Узбекистане. В  Республике Казахстан подобные клиники  функционируют во многих вузах: КазНУ имени аль-Фараби, КазГЮА, ВШП "Адилет", АГУ имени Абая. Бесплатное оказание юридических услуг малоимущим гражданам помогает студентам осознать социальную роль юридической профессии в демократическом обществе, строящем правовое государство. Для вузов, выполняющих наряду с образовательной работой научно-исследовательскую, подобная практика студентов дает также своеобразную эмпирическую базу. Открытие бесплатных студенческих юридических клиник-консультаций не может, конечно, решить все проблемы правового просвещения. Такие консультации могут выступать лишь в качестве дополнительного способа, прежде всего из-за отсутствия необходимой массовости. 

Являясь наиболее грамотной  в правовом плане частью молодежи, именно студенты-юристы и молодые  специалисты должны принять на себя обязанность по пропаганде идей правового  государства среди сверстников. В связи с этим нельзя не обратить внимание на то, что будущий юрист не получает профессиональной подготовки в области воспитания. К сожалению, в юридических вузах страны курсы по правовому воспитанию, педагогике и психологии не проводятся. Следовательно, юристы не получают знаний и тем более практических навыков для выполнения исключительно важной функции - правового воспитания <*>. 

-------------------------------- 

<*> Ибраева А.С. Правовая культура: проблемы теории и практики. Алматы, 2002. 

  

Следует предусмотреть  и такую форму правового воспитания и просвещения, как распространение  среди населения правовых знаний в воспринимаемой ими форме, содержащих как начальные сведения о различных  правовых вопросах, так и ответы на конкретно постановленные задачи. Для социально незащищенных и  малообеспеченных слоев населения, а также для несовершеннолетних такие брошюры должны распространяться бесплатно. 

В качестве эффективнейшего  средства решения проблем правового  воспитания и правовой культуры видятся  институты гражданского общества (профессиональные и иные ассоциации, образовательные  и научные учреждения и т.д.). Сегодня  в нашей стране наблюдается рост подобных структур, и государство  должно всемерно поощрять и поддерживать их деятельность. Важная роль среди  институтов гражданского общества должна отводиться общественным объединениям. К примеру, уже несколько лет  в Казахстане функционирует общественное объединение "СтритЛо" (уличное право). Основной миссией данной организации является обучение правам и свободам человека. Данная программа получила распространение более чем в 40 странах, в средних школах Казахстана она введена в качестве обязательного предмета по обучению правам человека. Отличительной особенностью обучения в соответствии с данной программой является применение интерактивных методов, позволяющих обучать практическому праву. Интерактивные методы подразумевают обучение через опыт и практику, когда преподаватель и обучаемый находятся на равных ситуационных позициях. 

Таким образом, вытекает только один вывод: каких-либо ощутимых результатов в вопросах правового  воспитания можно добиться только в  том случае, когда будут объединены усилия государства и общества, государственных  органов, научных и образовательных  организаций, общественных объединений  и отдельных граждан. Только осознание  того, что вклад каждого может  изменить сложившуюся ситуацию, позволит добиться поставленной высокой цели - построения правового государства  и формирования гражданского общества.

Информация о работе Проблемы правового воспитания в современных условиях Казахстана