Проблемы получения высшего образования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 11:28, реферат

Краткое описание

Образование - автономная система, способная оказывать активное воздействие на функционирование и развитие общества. Как отрасль социальной сферы образование - это процесс и результат, система учреждений и государственная политика в области получения гарантированного Конституцией образования. Образование всегда было и остается неотъемлемой и важной сферой человеческой деятельности. Являясь фактором социально-экономического прогресса, образование относится к приоритетным направлениям политики государства.

Файлы: 1 файл

Высшее образование в росии.docx

— 26.21 Кб (Скачать)

Введение

Образование - автономная система, способная оказывать  активное воздействие на функционирование и развитие общества. Как отрасль социальной сферы образование - это процесс и результат, система учреждений и государственная политика в области получения гарантированного Конституцией образования. Образование всегда было и остается неотъемлемой и важной сферой человеческой деятельности. Являясь фактором социально-экономического прогресса, образование относится к приоритетным направлениям политики государства. Человек как субъект процесса, выступая производительной силой в общественном производстве, должен по своим качествам соответствовать уровню современного социально-экономического развития государства, в котором живет и трудится.

От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а, следовательно, и состояние экономики. Образование выступает фактором воспроизводства социально-профессиональной структуры общества. Система образования формирует гражданина, тем самым оказывает воздействие на политическую сферу общественной жизни. Через культурно-воспитательную функцию образование оказывает влияние на духовную жизнь общества. Формирование общей культуры является условием любой профессиональной подготовки в будущем, создает условия и предпосылки для социальной мобильности человека или социальной группы, сохраняет и передает культурное достояние общества из поколения в поколение.

Целями государственной политики в сфере образования является создание условий для реализации гражданами своих прав на образование, по своей структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества.

 

Современная система образования в Российской Федерации

Принятие в 1992 г. федерального Закона "Об образовании" означало начало реформ в отечественном высшем образовании. Данный закон ввел новые для нас понятия: бакалавриат, магистратура, многоуровневая система образования.

 

С одной стороны, это  открыло новые возможности вузам  и студентам, с другой стороны, внесло и некоторую сложность, связанную  с необходимостью выбора образовательной  системы.

В 2003 году Российская Федерация подписала  Болонскую декларацию, целью которой  является создание Единого европейского пространства получения высшего  образования. В настоящее время  система высшего образования  в России осуществляет постепенный  переход на существующую в Европе двухуровневую систему подготовки профессионалов с высшим образованием, которая состоит из бакалавриата и магистратуры.

БАКАЛАВР - в действующей системе образования это выпускник вуза, получивший базовое высшее образование (или, в терминологии государственного образовательного стандарта - ГОС, образование по некоторому выбранному направлению).

Проще сказать так: бакалавр – это выпускник вуза, который учился в вузе всего 4 года и получил фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации; вправе занимать все те должности, для которых их квалификационными требованиями предусмотрено наличие высшего образования.

Но почти во всех направлениях требуются  узкоспециализированные кадры. Узкой специализации придется обучаться, работая на практике под руководством опытного в конкретной узкой области специалиста, либо можно продолжать обучение самостоятельно. Если вуз дал вам действительно фундаментальную базовую подготовку - должны справиться. Но это не лучший вариант, так как сейчас требуется документальное подтверждение вашей квалификации.

МАГИСТРАТУРА – это лучший способ получение узкоспециализированного образования. Обучение в ней длится 2 года и завершается защитой выпускной работы - магистерской диссертации и, соответственно, присвоением степени магистра. Обучение направлено на более глубокое освоение теоретических аспектов направления подготовки профессионала с высшим образованием и ориентирует обучаемого на научно-исследовательскую деятельность по выбранному направлению.

 

По окончании обучения данной образовательной  программы, выпускнику вуза выдается диплом о высшем профессиональном образовании  и присваивается степень "магистр".

Стоит отметить несколько преимуществ двухуровневой системы подготовки профессионалов с высшим образованием.

Бакалавр по сравнению со специалистом соответствует международной классификации  и приветствуется зарубежными работодателями. Фундаментальная основа подготовки бакалавров в соответствии с ГОС позволяет без особых усилий сменить профессию, т.е. за один год можно перейти к любой совместимой профессии. По закону в России второе высшее образование является платным, а бакалавр может продолжить обучение в магистратуре на бюджетной основе. Так же бакалавры, поступившие в магистратуру в год окончания бакалавриата, в отличие от специалистов имеют отсрочку от призыва на срочную военную службу в армии на срок обучения в магистратуре, т.е. еще на 2 года.

 

Этапы получения высшего образования  в Российской Федерации

На первом этапе получения государственного высшего образования в России до недавнего времени были вступительные  экзамены в государственное высшее заведение. С 2009 г. прием в государственные вузы организован на системе баллов сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ). Причем, на разные специальности необходимо сдавать ЕГЭ по разным дисциплинам (за исключением математики и русского языка). Получается, что государство ставит перед будущим абитуриентом проблему выбора вуза задолго до окончания 11 класса. Ученик должен планировать заранее специальность, по которой он хочет получать высшее образование. ЕГЭ проходят в июне, а заявка на дисциплины ЕГЭ в марте. Поэтому, если ученик захотел получить государственное высшее образование по специальности, на которую предусмотрены его баллы по дисциплине, им не заказанной, то он лишается права получать высшее образование. Ему нужно либо сдавать на специальность, по которой предусмотрены сданные им ЕГЭ, либо пересдавать ЕГЭ в установленном порядке, то есть через год.

 

Мы видим, что уже на первом этапе  получения государственного высшего  образования возникают большие  проблемы.

Чтобы получить государственное высшее образование, обучаясь по очной форме  получения, студент должен выполнять учебный график на всех этапах обучения. Посещать лекции, семинарские и практические занятия, выполнять лабораторные работы и т.д. В системе государственного высшего образования в любом вузе есть бюджетные (бесплатные) места. Таких мест, как правило, мало вследствие чего конкурс очень и очень большой, так же зачастую в ВУЗах встречается так называемая “спонсорская помощь” при поступлении на бюджетные места, что практически полностью решает малоимущее население возможности получить высшее образование.

 

Государственные и частные  ВУЗы

В существующем законодательстве требования намного выше к негосударственным вузам и они находятся в гораздо более тяжелых конкурентных условиях. Поэтому они становятся более мобильными в плане ответов на потребности населения, так как гораздо больше вынуждены думать о качестве учебного процесса, о том, чтобы привлекать к нему лучших преподавателей. Именно эти вузы вынуждены стремиться к тому, чтобы у них было соответствующее нормативам количество докторов и кандидатов наук, они стараются приглашать на работу лучших ученых и педагогов и достаточно быстро избавляются от преподавателей, которых студенты оценивают негативно. Этот процесс для них облегчается благодаря более гибкой контрактной системе. В государственных вузах студенты годами вынуждены слушать лекции преподавателей, которые не соответствуют требованиям высшей школы, но избавиться от них практически невозможно.

Те, кто работают в негосударственных  вузах, знают, что срыв занятий педагогом  без соответствующей медицинской  справки является чрезвычайной ситуацией, которая обсуждается, а преподаватель  подвергается экономическим санкциям, в государственных же вузах срыв занятий – ежедневная обыденность. Это, в свою очередь, также приучает студентов к необязательности и  вырабатывает у них соответствующий  стиль жизни.

Видно как бурно развивается материальная база негосударственных вузов по сравнению с государственными, хотя внебюджетные вливания в последние намного больше за счет платной формы обучения, стоимость которого здесь, как правило, выше. Но негосударственные вузы тратят эти финансы на повышение зарплаты, чтобы привлечь к себе лучших преподавателей, а также на развитие материальной базы. Государственные вузы, получающие большие ресурсы, не очень-то занимаются улучшением своей материальной базы, поскольку прямо в этом не заинтересованы. Здесь прекрасно понимают, что бюджетные средства как шли, так и будут идти.

Так же руководство негосударственных вузов стремиться избавиться от взяточников. Так как хорошо понимают, что это понижает имидж института, и быстро избавляются от нечистых на руку сотрудников. Государству же это невыгодно потому, что с этих сумм не платятся налоги. А во многих государственных вузах система поборов поставлена на поток. Именно поэтому становятся массовыми переводы студентов из государственных вузов в негосударственные. При этом они говорят: «Их бесплатное обучение обходится мне дороже, чем ваше платное». Ректор государственного вуза часто не в состоянии бороться с данной системой, поскольку преподаватель избран по конкурсу на пятилетний срок, а студенты, как правило, боятся выносить это на судебное рассмотрение. Но в защиту преподавателей государственных вузов нужно сказать, что они получают нищенскую зарплату и часто вынуждены идти на это, чтобы обеспечить себя самым необходимым.

Но это не означает, что частные  вузы лучше государственных, так  как речь идет не о всей системе, а о частных примерах. Так же необходимо, что коммерциализация высшего образования происходит за счет быстрого роста количества филиалов вузов. Существуют вузы, которые имеют десятки, а иногда и сотни филиалов, где они реально не имеют возможности обеспечить необходимое качество учебного процесса, при этом один и тот же московский профессор очень часто числится во всех этих филиалах одновременно. Целесообразно закрыть и значительное количество негосударственных вузов, которые были открыты на пустом месте, а их руководители никогда не работали не только деканами и заведующими кафедрами, но и даже простыми преподавателями.

 

Заключение

Проанализировав проблемы в современном  высшем образовании, можно сделать  следующие выводы:

  1. Большинство современных ВУЗов перешло на смешанную схему финансирования, при которой наименьшую часть составляют бюджетные места, а основная доля приходится на платное образование. При этом плата за обучение и проживание в общежитиях растет с каждым годом, а бюджетные места сокращаются. В некоторых ВУЗах вообще нет бюджетных мест или только на определенные специальности.
  2. Поступить на платное обучение не очень сложно, так как нет большого конкурса, но при наличии материальной возможности. А на бюджетные места поступить очень сложно, потому что, во-первых, их количество ограниченное, во-вторых, часть бюджетных мест занимают льготники либо оказавшие спонсорскую помощь.
  3. Не секрет, что в ВУЗах процветает коррупция. В некоторых вузах, преподаватели заранее, перед началом учебного года, выставляют студентам «ценник» за оценку, для того чтобы сдать экзамен, при этом цена варьируется в зависимости от оценки.
  4. Качество обучения стало хуже, так как основное внимание направлено не на обучение хороших специалистов, знающих свое дело, не на развитие науки, а на увеличение размера прибыли.

Информация о работе Проблемы получения высшего образования в России