Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 18:21, реферат
Многие ученые пытались исследовать общество, определить его природу, сущность. Древнегреческий философ и ученый Аристотель под обществом понимал совокупность индивидов, которые объединились для удовлетворения своих социальных инстинктов. Эпикур считал, что главным в обществе является социальная справедливость как результат договора между людьми о том, чтобы не вредить друг другу и не терпеть вреда.
Оглавление
Введение
Общество — социальная организация страны, обеспечивающая совместную жизнедеятельность людей. Это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму связей и отношений людей в процессе их жизнедеятельности.
Многие ученые пытались исследовать общество, определить его природу, сущность. Древнегреческий философ и ученый Аристотель под обществом понимал совокупность индивидов, которые объединились для удовлетворения своих социальных инстинктов. Эпикур считал, что главным в обществе является социальная справедливость как результат договора между людьми о том, чтобы не вредить друг другу и не терпеть вреда.
Итак, общество – очень широкое понятие, под которое подходит множество объединений индивидов. Классификация и типология существующих обществ является одной из основных направлений социологии. Существует множество различных подходов к типологии общества, однако все социологи выделяют два основных типа общества: простые и сложные. К простым относятся общества, не имеющие руководителей и стратификации внутри него. Простые общества характерны для первобытных племен. Сложные общества обладают системой многоуровневого управления, им присуще наличие классов и слоев. Такое общество может функционировать при условии наличия государства. Одной из самых распространенных типологий общества является типология Д. Белла и К. Маркса.
Цель работы – охарактеризовать типологию общества по Д. Беллу и К. Марксу.
Типы общества
В середине XIX в. К. Маркс предложил свою типологию общества, которая исходит из первенствующей роли способа производства в определении общественно-экономической формации, обуславливающей тип общества. Согласно этой типологии человечество в своей истории последовательно пережило четыре формации: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую. Все эти типы общества в своем историческом развитии представляли собой не более как предысторию подлинно человеческого социального устройства. Только с началом созидания пятого типа общества - коммунистического, считает марксизм, человечество вступает в свою подлинную историю, ибо в таком обществе высшей целью и вместе с тем высшей ценностью станет развитие и саморазвитие человека как личности.1
Во второй половине XIX - начале XX вв. в западной теоретической социологии сложилась иная типология обществ. Трудами О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, А. Тойнби и др. социологов утверждалась идея о двух основных типах общества - традиционном (военном) и индустриальном (промышленном). Согласно этой типологии, традиционное общество отличается аграрным укладом экономической жизни, малоподвижными социальными структурами, основанными на традиции способом социально-политической и социокультурной регуляции, низкими темпами развития производства. В отличие от него, промышленное общество представляет такой тип организации общественной жизни, где индустриальное производство - основа экономической жизни, где предприниматель одновременно и собственник и главный субъект управления производством, где производственная деятельность базируется не на традиции, а на достижениях науки, приводящей, благодаря своим техническим применениям, к машинному производству, фабричной организации и дисциплине труда, рациональной системе хозяйства со свободной торговлей и общим рынком.
Во второй половине XX в. в западной социологии трудами Д. Белла, Р. Арона, Ж. Фурастье, А. Турэна, Дж. Гэлбрейта, 3. Бжезинского, О. Тоффлера и др. создана трехступенчатая типология обществ. Согласно этой типологии человечество в своем историческом развитии знает такие типы обществ (цивилизаций): аграрно-ремесленный, индустриальный и постиндустриальный.2
В обществе аграрно-ремесленного типа земля является основой экономики, семейной организации, политики, культуры, всей жизни. В этом обществе господствует простое разделение труда, существует несколько четко определенных социальных сословий: знать, духовенство, воины, рабовладельцы, рабы, илоты, помещики, крестьяне. Для него характерна жестко авторитарная система власти.
Общество индустриального типа характеризуется крупным машинным производством, развитой и сложной системой разделения труда при его сильной специализации, массовым производством товаров, ориентированных на рынок. Следствием этого являются высокая развитость средств транспорта и коммуникаций, высокая степень мобильности населения и его урбанизации. Критерием развитости общества этого типа являются экономическая эффективность и/или военное могущество. Массовое производство, рассчитанное на массовое же и потребление, переносит конвейерную организацию производства материальных товаров из экономической подсистемы общества и на его другие сферы, в том числе и на культуру, создаются индустрия печати, индустрия средств массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение), кинотеатры, пор но индустрия и т.п.3
На смену такому обществу приходит общество постиндустриального типа. Д. Белл, Дж. Гэлбрэйт, Ж. Фурастье, О. Тоффлер и др. утверждают, что в отличие от индустриального общества, символами которого были фабричная труба и паровая машина, символом постиндустриального общества становится компьютер. Массовое производство товаров заменяется демассифицированной продукцией, выпускаемой быстро, по заказу, под интересы и потребности определенных групп или покупателей и даже отдельных индивидов. Возникают новые виды промышленного производства: радиоэлектронная промышленность, нефтехимия, полупроводники, биотехнология, космические станции; водное хозяйство, ориентированное на разведение и откорм рыбы с последующим фабричным «сбором урожая». Резко возрастает роль знания, вследствие чего на смену пролетариату индустриального общества приходит «когнитариат», т.е. работники, способные качественно трудиться с применением глубокого знания все более сложной и разнообразной информации. Осуществляется широкое применение компьютерно-коммуникационных средств, которые являются не только олицетворением новой экономики, но и универсальной производительной силой. В постиндустриальном обществе научное знание становится не только важнейшим ресурсом новых, высоких технологий и связанной с ними новой экономики, но и всех других сфер человеческой деятельности, включая появление новых властных возможностей.4
Волков Ю.Г. отметил, что социологи создали множество классификаций общества. Популярен, в частности, подход, базирующийся на основном способе, с помощью которого члены общества добывают средства к существованию. Естественно, проблема выживания, а именно, как обеспечить себя пищей, одеждой и жильем, стоит перед всеми народами. И то, как они решают эту проблему, оказывает огромное влияние на другие стороны их жизни. Общества охотников и собирателей — самая ранняя форма организованной социальной жизни. Люди выживают благодаря охоте и сбору съедобной пищи. Поскольку используемые способы добывания пищи быстро сокращают запасы животных и растений в данной местности, люди постоянно находятся в движении. Более того, их общество невелико и не превышает, как правило, 50 человек5. На этом уровне развития крупные и сложные формы социальной организации практически невозможны. Основой для большинства взаимоотношений являются родственные связи по крови или браку. В таких обществах еще нет частной собственности, постоянной армии и политической системы.
Заключение
Итак, подведем итоги
Общество постоянно меняется и развивается. В рамках той же страны в разные исторические периоды образуются различные типы обществ. Существует несколько типологий по соответствующей определяющим признаком. Так, по признаку «письменность» общества делятся на дописемни и письменные. Хотя письменности уже около 10 тыс. лет, а до сих пор на земле случаются племена, ее не имеют.
По количеству уровней управления и степени дифференциации общества делятся на: простые (где нет руководителей и подчиненных, бедных и богатых (такие первобытные племена случаются иногда и сейчас)); сложные (где существуют несколько уровней управления и социальных слоев).
По способу получения средств к существованию различают:
1) общество первичных охотников и собирателей, просуществовавшее несколько сотен тысяч лет;
2) аграрное (традиционное) общество,
с которым связывают
3) индустриальные и
В советское время научной считалась только типология, предложенная в середине XIX в. К. Марксом. Основой этой типологии являются два критерия: способ производства и форма собственности. Согласно ей общества с разной культурой, политическим устройством, способом и уровнем жизни населения, но объединенные двумя признаками, составляют одну общественно-экономическую формацию. По К. Марксу человечество в своем историческом развитии прошло следующие формации: первоначальное; рабовладельческую; феодальную; капиталистическую.
В будущем капиталистическую формацию должна была заменить коммунистическая.
Современная социология использует синтетическую модель типологии, предложенную американским социологом Д. Беллом. Объединяя все существующие типологии, разделил всемирную историю на три стадии: доиндустриальную; индустриальную; постиндустриальную.
Изменение одной стадии другой сопровождается изменением форм собственности, способа производства, технологий, социальных институтов, политического режима, образа жизни, культуры, численности населения, социальной структуры общества.
Список литературы
1 Осипов Г.В. и др. Социология. М., 2005. – с.87
2 Романенко Л.М. Гражданское общество (социологический словарь-справочник). М., 2005. – с.115
3 Пригожин А.И. Современная социология организаций. – М.: Интерпракс, 2005. –с.76
4 Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для высших заведений. – М.: Наука, 2004. – с.99
5 Смелзер Н.Дж. Социология. М., 2004. –с.102
Информация о работе Проблема типологии общества в социологии (К.Маркс, Д.Белл)