Проблема неблагополучных семей в аспекте социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 21:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: на основе теоретического анализа проблемы, выявить специфику и особенности развития ребенка в неблагополучной семье, а также определить направления деятельности социального педагога по работе с детьми из неблагополучных семей.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты феномена неблагополучной семьи………....5
Виды неблагополучных семей …..…………….........................................5
Влияние неблагополучной семьи на развитие и воспитание ребенка……………………………………………………………………..17
Глава 2. Особенности социальной работы с неблагополучной семьей ……..29
Основные концепции работы социального педагога с неблагополучной семьей………………………………………………………………………...29
2.2. Программа «Социально-педагогическая помощь детям из неблагополучных семей»……………………………………………………….37
Заключение………………………………………………………………………45
Литература……………………………………………………………………….47
Приложение………………………………………………………………………50

Файлы: 1 файл

курсовая по насилию.doc

— 250.00 Кб (Скачать)

Групповые методы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы  и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя рол лидера при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей.

Коррекция – это коррекция отклонений в психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка; профилактика нежелательных, негативных тенденций, личностного и интеллектуального развития.

Психотерапия – это система лечебного воздействия на психику, на весь организм и поведение ребенка и взрослого, комплексное лечение психических, нервных и психосоматических расстройств, решающее задачи по смягчению или ликвидации имеющейся симптоматики и изменению отношений к социальному окружению и собственной личности.

Для выявления неблагополучных семей в программе представлены различные диагностики:

1. Наблюдение за детьми. Цель: определить наличие проблем у ребенка, общее эмоциональное состояние и психологический портрет.

2. Опрос, анкетирование  родителей. Цель: собрать необходимую информацию о семье, а так же  определить характер внутрисемейных взаимоотношений.

3.   Проективная  методики, направленные на изучение  детско – родительских взаимоотношений;  определение ведущих паттернов  поведения каждого из члена  семьи; выявить уровня развития  интеллекта, изучение  характера коммуникаций в семье – прямой или опосредованный.

Разработка  плана  работы с семьей, направленной на корректировку  отношение к ребенку, происходила  с  учетом типа внутрисемейного воспитания.

Были организованы:

  1. Родительские собрание для группового обсуждения актуальной проблемы, в результате беседы родители делятся своим жизненным опытом и прислушиваются к советам других родителей;
  2. Тренинги, направленные на развитие умений и навыков, которые помогают семьям учиться управлять своей микросредой, ведут к выбору конструктивных жизненных целей и конструктивного взаимодействия. Среди таких навыков надо выделить:
    • коммуникационные умения и навыки: умение «активного слушания», представляющее собой безоценочную реакцию, которая свидетельствует о том, что родители заинтересованно слушают и понимают своего ребенка; отработку «Я – сообщения», выражающего личную обеспокоенность родителя возможными последствиями действий ребенка, и др;
    • психогигиенические приемы преодоления стрессовых ситуаций. Повседневной саморегуляции, оказания психотерапевтического воздействия на ребенка и др;
    • психолого-педагогические приемы:  приемы раннего развивающего обучения, модификации поведения ребенка, игротерапии и др.

   3. Деловая игра, направленная на повышение и расширение знаний родителей в области семейного воспитания.

    4. При  любом  типе воспитания необходима индивидуальная консультация, так как она приносит наиболее продуктивные результаты.  Возможны беседы на темы, касающиеся семейного воспитания: стили воспитания, ошибки воспитания и их последствия. Но наиболее актуальны темы, которые интересуют самих родителей, поэтому необходимо заинтересовать и подтолкнуть их к обращению за индивидуальной консультацией при возникающих вопросах и проблемах.

   5. «Стенд для родителей», где  изложены основные положения касающиеся воспитания детей, представлена информация о возможной помощи, а так же  описание работы социального педагога по работе с семьей: основные направления, формы и методы его работы и обязательно график работы.

   6. Патронаж – одна из форм работы социального педагога,  представляющая собой посещения на дому с диагностической, контрольной и адаптационно – реабилитационной целями. Патронаж проводиться со следующими целями:

  • Диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных социальных факторов риска, исследования сложившихся проблемных ситуаций.
  • Контрольные (оценка состояния семьи и ребенка,  динамика проблем, выполнения родителями рекомендаций.
  • Адаптационно – реабилитационные (оказание конкретной образовательной, психологической и посреднической помощи)

При разработке  плана  работы с детьми, направленной на корректировку  отношения к взрослым могут быть организованы следующие мероприятия:

  1. классный час с целью выяснения мнения детей на заданную тему, ее обсуждения и определения возможных форм поведения в заданной ситуации.
  2. ролевые игры, направленные на определение существующих установок, касающихся семьи, а так же формирование новых, адекватных семейной ситуации.
  3. упражнения для выявления и развития воображения детей, способности к вербализации их фантазий
  4. индивидуальные консультации для более открытого и доверительного разговора.

В программе рассказывается о привлечение  социальным педагогом  различных специалистов для осуществления  помощи семье: информационной, посреднической, досуговой, социальной и  педагогической.

Во-первых, это педагогический коллектив школы, в лице классных руководителей, администрации и школьного   психолога.

Во-вторых, специалисты микросоциума.

Социальный педагог  сотрудничает с наркологическим диспансером, инспектором  по делам несовершеннолетних, органами социальной защиты населения, органами опеки и попечительства, учреждениями дополнительного образования, органами по делам молодежи. В программе подробно изложены цели и результаты взаимодействия социального педагога со специалистами микросоциума.

Динамика изменений, происходящих в семье в результате проведения программы просматриваются с  целью отслеживания и корректирования  работы, по каждому отдельному случаю ведется документация, которая описывается в программе.

Для контроля по реализации программы могут быть организованы контрольные посещения на дому, повторное  проведение диагностических методик, консультации с детьми и родителями для определения уровня и степени  ликвидации признаков неблагополучия.

Если при подведении итогов проведения программы заметна  ликвидация факторов неблагополучия в  семье, то это дает основание для  снятия с учета семью. Чаще всего  эффективность программы наблюдается  по следующим параметрам: у детей улучшилась успеваемость, сократились прогулы, эмоциональное настроение поднялось и общее психологическое состояние приблизилось к норме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В ходе работы нами были поставлены и решены следующие задачи исследования.

Проанализировано современное  состояние проблемы неблагополучия можно констатировать, что данная проблема очень актуальна, число  таких семей стремительно увеличивается, появляются новые виды неблагополучных семей в современном обществе, что усугубляется нехваткой высококвалифицированных специалистов в этой области, а именно социальных педагогов. Неразвитость социальной сферы и недостаток образованных специалистов, ориентированных на проблемах семьи, что  негативно отражается на ситуации в обществе.

Изучены особенности  социализации детей из неблагополучных  семей, мы выявили, что дети строят свои дальнейшие жизненные планы, основываясь на модели собственной семьи и это  порождает увеличение неблагополучных семей.

Выявив виды дезадаптации ребенка из неблагополучной семьи, мы пришли к выводу, что причины  не в структуре семьи, а в неправильном стиле  семейного воспитания и  нарушении типа родительско –  детских отношений.

Решение проблемы социализации ребенка из неблагополучной семьи возможно при условии осуществления комплекса мероприятий, направленных на:

    • раннее выявление и постановка на учет ребенка из неблагополучной семьи;
    • определение причин <spa

Информация о работе Проблема неблагополучных семей в аспекте социальной работы