Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 12:30, курсовая работа
Выделение института семьи из других институтов общества и тщательное его изучение не случайны. Именно семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. Характеристика молодых семей и причины их разводов в современной России
1.1Понятие и общая характеристика молодой семьи
1.2Типы молодых семей и стадии их развития
1.3Основные причины разводов в молодых семьях
РАЗДЕЛ 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРИЧИН РАЗВОДА МОЛОДЫХ СЕМЕЙ
2.1. Основные причины разводов молодых семей в современном российском обществе.
2.2Анализ факторов развода молодых семей в г. Ставрополе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Вопрос «Из-за чего в Вашей семье чаще всего происходят конфликты?»:
1)Из-за организации
домашних дел возникали
2)В 3 семьях из 15 возникали проблемы из-за воспитания детей.
3)7 респондентов из 15 ответили ,что у них возникали проблемы с
супругом(ой) вследствие разного отношения к людям.
На вопрос «Какие взаимоотношения у вас были с родителями супруги (га)?» респонденты ответили следующим образом:
Вопрос № 10 «Ваши
жилищные условия » дал следующие результаты:
Ответы на вопрос «Каковы были Ваши мотивы вступления в брак?» распределились так:
1)У 11 респондентов из 15 мотивом вступления в брак была любовь.
2)Из всего
числа опрошенных 10 ответили ,что
вышли замуж(женились ) из-за стремления
создать семью.
На вопрос «Во сколько лет вы вышли замуж (женились)?» респонденты
ответили:
Вопрос № 13 «Что на ваш взгляд , является главным условием успеха семейной жизни? »: 6 респондентов считают, что большая любовь,7 –успешные интимные отношения,6- общность интересов .
Ответы на вопрос «Какие из перечисленных причин по вашему мнению приводят к разводу?» распределились так:5 респондентов считают , что причиной развода в их семье была алкогольная зависимость одного из супругов; 4 из всех опрошенных ответили, что причиной их развода было именно несходство характеров; 9 семей развелись из-за сексуальной дисгармонии;11 семей из 15 развелись из-за безработицы одного из супругов, 14 респондентов из всех мною опрошенных ответили, что их брак распался из-за отсутствия детей; 4 брака из15 распалось из-за супружеской измены.
На вопрос «Кому в Вашей семье принадлежало окончательное решение о разводе?» ответы были даны такие:
Частота | Процент | ||
муж | 1 | 6,7 | |
жена | 8 | 53,3 | |
обоюдное согласие | 6 | 40,0 | |
Итого | 15 | 100,0 |
Вопрос № 17 «Были ли вы против развода? » дал следующие результаты:10 респондентов ответили , что они были против развода, остальные 5 приняли развод как должное.
На вопрос «Чьи жизненные позиции являлись определяющими в Вашей семье?» респонденты ответили следующим образом:
18.Чьи жизненные позиции являлись определяющими в Вашей семье? | ||
Частота | Процент | |
в основном мужа | 1 | 6,7 |
в основном мужа, но и жены тоже | 8 | 53,3 |
в основном жены, но и мужа тоже | 2 | 13,3 |
обоих в равной степени | 4 | 26,7 |
Итого | 15 | 100,0 |
У всех мною опрошенных жизнь сложилась следующим образом:
В исследовании учавствовало:
Из всех опрошенных 1 респондент имеет общее среднее образование, средне-специальное получили 3 респондентов, высшее образование имеют 8 человек и 3 респондентам получить высшее образование не удалось.
Таблица сопряженности 5.Является ли разница в возрасте частой причиной развода между супругами? * 20.Ваш пол: | ||||
20.Ваш пол: | Итого | |||
женский | мужской | |||
5.Является
ли разница в возрасте частой
причиной развода между |
да | 1 | 1 | 2 |
нет | 8 | 4 | 12 | |
1 | 0 | 1 | ||
Итого | 10 | 5 | 15 |
Большинство опрошенных мною женщин не считают разницу в возрасте частой причиной развода.
Таблица сопряженности 4.Жили ли вы вместе с родителями супруга (ги)? * 9.Какие взаимоотношения у вас были с родителями супруги (га)? * 20.Ваш пол: | ||||||
20.Ваш пол: | 9.Какие взаимоотношения у вас были с родителями супруги (га)? | Итого | ||||
дружеские | ровные | прохладные | ||||
женский | 4.Жили ли
вы вместе с родителями |
да | 1 | 2 | 1 | 4 |
нет | 1 | 4 | 0 | 5 | ||
Итого | 2 | 6 | 1 | 9 | ||
мужской | 4.Жили ли
вы вместе с родителями |
да | 1 | 1 | 2 | 4 |
нет | 1 | 0 | 0 | 1 | ||
Итого | 2 | 1 | 2 | 5 |
У женщин , живших с родителями супруга в большей степени были ровные отношения, нежели дружеские или прохладные.
У мужчин, живших вместе с родителями супруги , чаще всего были прохладные отношения.
Выводы по проделанной работе
В ходе исследования был опрошены 15 человек, что позволило выявить основные причины развода молодых семей. В опросе приняли участие 10 женщин и 5 мужчин. Практически все среднего достатка. Основными причинами развода являются совместное местожительство с родителями супруга(ги), организация домашних дел, разное отношение к людям , немалую роль играют денежные дела. Также не последнее место занимают бытовые разногласия и пьянство одного из супругов.
Увеличение
числа разводов молодых семей приводит
к тому, что многие супружеские пары и
их дети глубоко переживают неблагополучие
в семье, обычно сопутствующее разводу.
Обобщив результаты многих исследований,
пришли к выводу, что разведенные мужчины
и женщины временами скучают по своим
бывшим мужьям или жена.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Институт семьи признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.
Стабильность семьи – это состояние ее устойчивости как социального института. На нее влияют как внешние, так и внутренние факторы.
Актуальность темы «Причины разводов в молодых семьях» была подтверждена небольшим социологическим исследованием, которое еще раз доказало факт того ,что под каким бы углом зрения мы не рассматривали семью ,столь многослойное социальное образование, что не удивительны упоминания о ней почти во всех разделах социологии. Она сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой группы, входит в предмет изучения социологии воспитания и шире - социализации, социологии образования, политики и права, труда, культуры и т.д., позволяет лучше понять процессы социального контроля и социальной дезорганизации, социальной мобильности, миграции и демографических изменений; без обращения к семье немыслимы прикладные исследования во многих сферах производства и потребления, массовых коммуникаций, она легко описывается в терминах социального поведения, принятия решений, конструирования социальных реалий и т.д.
В
заключение хотелось бы сказать о
том, что очень важно, чтобы молодожены
научились обсуждать между собой любые
спорные вопросы и договариваться. Чтобы
одним из последствий их разногласий не
был развод.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
2. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. - 1987. - N2
3.
Андрущенко В.П.,Горлая Н.И.
5. Гаспорян Ю.А. Семья на пороге XXI века - СПб. 1999г.
6. Гидденс Э. Социология. _ М., 1999
7.
Голофаст В.Б. Социология
8. Дармодехин С.В., Елизаров В.В. Проблемы семьи и семейной политики // Социально-политический журнал. - 1994. - N10.
9. Дивицина Н.Ф. Семьеведение. – М., 2006
ПРИЛОЖЕНИЕ
Северо-Кавказский Государственный технический университет
Гуманитарный факультет
Кафедра
социологии и социальной
работы
АНКЕТА
Уважаемые дамы и господа!
Семья играет важную роль в нашей жизни. Каждого волнуют ее благополучие, внутрисемейные отношения, воспитание детей, наличие поддержки в трудных жизненных обстоятельствах. Этим проблемам посвящено исследование, в котором мы приглашаем Вас принять участие.
Порядок заполнения анкеты:
Пожалуйста,
внимательно прочитайте вопрос и
предложенные варианты ответов. Выберите
тот ответ, который соответствует
Вашему мнению, и обведите кружком
цифру напротив него или поставьте
«галочку».Свою фамилию указывать
не надо. Содержание анкет не разглашается.
Для анализа будет
1) Сколько лет вы состояли в браке?
Ответ
_______________
2)Есть ли у вас дети?
1.Один ребенок
2.Двое детей
3.Трое детей
4.нет
детей