Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 23:51, контрольная работа

Краткое описание

Первым в истории трудом по общей социологии можно читать «Государство» Платона (427-347 до н.э.). при этом понятия государство и общество использовались как синонимы.
Главная его мысль заключается в том, что человеческое общество должно воплотить в жизнь идеальную общественную систему, сознательно построенную и управляемую интеллектуальной элитой в соответствии с принципами разума и целесообразности.

Оглавление

Социологические идеи в истории философской мысли……………....3
Социологический проект О. Конта……………………………….….…5
Эволюционная социология Г.Спенсера………………………………..8
Список литературы…………………………………………………….12

Файлы: 1 файл

+Социология.doc

— 77.50 Кб (Скачать)

     Чем менее развитыми являются физические, эмоциональные и интеллектуальные способности человека, тем сильнее его зависимость от внешних условий существования, важнейшей частью которых может быть соответствующее групповое образование. В борьбе за выживание человек и группа совершают ряд непреднамеренных действий, объективно предопределенных функций. Этими функциями, осуществляемыми членами определенных групп и самими группами, определяются групповые организации и структуры, соответствующие институты контроля за поведением членов групп. Такие образования первобытных людей современным людям могут показаться очень странными и нередко ненужными. Но для нецивилизованных людей, полагал Спенсер, они необходимы, так как выполняют определенную социальную роль, позволяют племени осуществлять соответствующую функцию, направленную на поддержание его нормальной жизнедеятельности.

     Не  располагая необходимыми непосредственными  данными о функционировании общества как сложной социальной системы (эмпирическая социология появилась лишь в начале XX столетия). Спенсер старался провести последовательную аналогию между биологическим организмом и обществом как социальным организмом. Он утверждал, что непрерывный рост общества позволяет смотреть на него как на организм. Общества, как и биологические организмы, развиваются в “форме зародышей” и из небольших “масс” путем увеличения единиц и расширения групп, соединения групп в большие группы и соединения этих больших групп в еще большие группы. Первобытные общественные группы, подобно группам простейших организмов, никогда не достигают значительной величины путем “простого возрастания”. Повторение процессов образования обширных обществ путем соединения более мелких приводит к соединению вторичных образований в третичные. Таким образом. Спенсер осуществлял типологию обществ по стадиям развития.

     Главное направление происходящих изменений Спенсер видел в нарастании многообразия внутренней дифференциации общественного развития (социальное расслоение, появление новых организаций и т. д.) при одновременном усилении общественных связей. Спенсер выделил два типа общества: “военное”, в котором сотрудничество людей в достижении общей цели имеет принудительный характер, и “промышленное” с добровольным сотрудничеством. Общество как социальный организм, помысли Спенсера, состоит из трех главных систем: “производя-' щей средства для жизни”, “распределительной”, “регулятивной”. Последняя включает в себя систему социального контроля, который держится на страхе. “Страх перед живыми” поддерживается государством, а “страх перед мертвыми” — церковью. Спенсер активно отстаивал идею о том, что общество не может и не должно поглощать отдельную личность.

 

     

     Список  литературы 

    1. Алпатов М.В. Художественные проблемы искусства  древней Греции. М., 1987. 
    2. Асмус В.Ф. История античной философии. М., 1965. 
    3. Асмус В.Ф. Историко-философские этюды античной философии. М., 1984.
    4. Боннар А. Греческая цивилизация // Сочинения в трех томах. М., 1991. Т.3.
    5. Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология. М., Интерпракс, 1995. – Гл. 6.
    6. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. М., 1996. – Тема 14.
    7. Шереги Ф.А., Горшков М.К. Основы прикладной социологии. Учебник для вузов. М., 1995.

Информация о работе Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки