Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2011 в 07:25, курсовая работа
Социология (фр. sociologie, латин. Societas — общество и греч., Logos — наука об обществе) — это наука об обществе, отдельных социальных институтах, таких как государство, право, мораль и т.д., процессах и общественных социальных общностях людей.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………...3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Социология – наука об обществе ………………………………………….4
1. Понятие социологии в структуре социальных наук ……………….4
2. Социология – система знаний ………………………………………….6
3. Структура социологии …………………………………………………...8
2. Предмет и объект социологии. Функции социологии …....................11
1. Социология – наука о социальных отношениях общества ..........12
2. Социологические исследования – инструмент познания социальной реальности ……………………………………..…………..13
3. Методы социального познания ……………………………………….15
4. Функции социологии ……………………………………………………16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………...20
Особую
актуальность приобретает раскрытие
жизнедеятельности личности, социальных
общностей, групп, слоев и индивидов в
общественной жизни в их целостности.
Деятельность личности, социальных
общностей, групп в
общественной жизни и есть.
Предметом исследования социологии.
И в современных условиях, когда
усиливаются процессы социальной, политической
и хозяйственной деятельности и
концентрации, возрастает многовариантность
развития личности и социальных систем,
проблема рациональной деятельности
становится актуальной.
2.1. Социология — наука
о социальных отношениях общества
Конечно же, объектом социологического познания есть общество. Но не просто общество, а та сфера социальной действительности, на которую направлен процесс познания: социальные институты, социальные общности, слои и группы, социальные процессы, социальные отношения и т.п. Объект социального исследования содержит социальное противоречие, проблему, которая подлежит научному анализу. Объектом могут стать любые стороны социальной реальности, но лишь после того, как они включены в процесс социологического познания, а также осмыслены и выделены.
Однако социальный объект обладает множеством качественных и количественных характеристик и может изучаться различными общественными науками. Социальные общности изучаются философией, политэкономией, психологией, политологией, историей. Социолог же выделяет в социальном объекте те свойства и отношения, которые необходимы для познания явлений общественной жизни, исследования становления, функционирования и развития социальных систем. Ввиду того, что социальная система может обнаруживаться на различных уровнях социальной действительности, то при разработке одной и той же проблемы возможно обращение к различным социальным объектам.
В отличие от объекта науки, её предмет — это существенные свойства и отношения объекта исследования, познание которых необходимо для решения теоретической и практической проблематики.9 Предмет исследования предполагает объект, но не совпадает с ним. Предмет социологического исследования обусловливается свойствами объекта и характером проблем, стоящих перед социологом, уровнем научных знаний и средств познания, которыми он располагает. Надо сказать, что один и тот же социальный объект может изучаться с целью решения различных научных проблем, а предмет исследования обозначает границы, в пределах которых объект изучается в конкретном исследовании. Согласно сложившейся традиции при определении предмета социологического познания, выделяются ключевые, те или иные социальные явления. Обычно к ним относят человеческое взаимодействие, социальные отношения, социальные общности, социальные процессы и т.д.
Естественно, общество объективно состоит из различных социальных общностей, это имманентная, то есть свойственная черта любого человеческого объединения, обусловленная многими общими, специфическими факторами. Между социальными общностями, внутри них, а также между общностями и отдельной личностью не только могут, но и реально возникают многообразные отношения.
Любые
отношения, обусловливающие то или иное
социальное явление, подчиняют действиям
определённых закономерностей или тенденций.
Вот эти закономерности и тенденции социальных
отношений и составляют основной предмет
изучения социологии. Различные исследователи
определяют предмет социологии по-разному.
Эти различия связаны, прежде всего,
с тем, что акцент делается на разных сторонах
жизни социальных общностей и личности:
деятельности, поведении и отношениях.
В социологии существуют разные направления,
которые определяются неодинаковыми подходами
к исследованиям социальной жизни общества.10
2.2. Социологические
исследования — инструмент познания
Позитивистская социология, основанная
Огюстом Контом, рассматривает познания
социальной реальности, также как по аналогии
рассматривают общество с природой, используя
методы точных естественных наук. Понимающая
социология, которую основали Макс
Вебер и Георг Зиммель, анализирует, прежде
всего, значимые смысловые элементы социальной
жизни общества, делая акцент на понимании
изменений, движений.11
На разных этапах исторического развития человечества и в различных социологических школах акцент ставился на социальных общностях и различных сторонах их деятельности. Так уже сложилось, что в Европе социологическая мысль сосредоточила внимание на анализе макроструктур, то есть на изучении общества в целом. Американская же социология всегда больше тяготела к исследованиям микромира — малых социальных групп, социальных слоёв и общностей.
Внутри
каждой социологической школы существуют
многочисленные течения, которые, по определению
профессора Василия Фетисова «изучая
те или иные моменты, застревают на
отдельных ступеньках лестницы
исследований».12 Характеризуя социологию
как систему знаний важно учитывать, что
между классической социологией и современной
социологией существует определённое
различие. Классическая социология стремилась
к постижению окружающего мира как бы
со стороны. Задача её состояла в том, чтобы
описать объект, раскрыть сущность, не
рассматривая деятельности субъекта.
Современная социология пытается преодолеть
противопоставление объекта и субъекта,
теории и практики, познавательного
и ценностного отношения к миру.
Переход от теоретического к эмпирическому исследованию в социологии осуществляется с помощью операционализации теоретических понятий. Вследствие этого перехода формируются определённые гипотезы, выявляются те свойства и отношения объекта, которые подлежат описанию и классификации. Но надо учитывать, что предмет социологического исследования обычно имеет достаточно сложную структуру.
Отношение
человека к труду в качестве общего предмета
исследования включает субъективные и
объективные показатели отношения
к труду, мотивы и ценностные ориентации,
характеризующие отдельные типы отношения
к труду. Но не только наличие объекта
и предмета социологического исследования
определяет существование социологии
как науки. Для познания социальной реальности
требуется определенная система, совокупность
приёмов, процедур и операций, с помощью
которых осуществляется социологическое
исследование. Систематизированный способ
достижения теоретического или практического
результата решения проблем для получения
новой информации, осознания специфики
изучаемой предметной сферы и закон о
функционировании её объектов и называется
методом в социологии.13
2.3. Методы социального познания
Метод в социологии — это способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности.14 Метод в социологии зависит не только от исследования социологией проблемы и построенной теории, но и от общей методологической ориентации. Метод включает определённые правила, обеспечивающие надежность и достоверность знания. Методы социального познания можно разделить на всеобщие и конкретно-научные. Всеобщие методы социологии это есть нечто иное, как материалистическая диалектика. Суть всеобщих методов социологии в том, что экономический базис общества признается первичным, а политическая надстройка — вторичной.
При изучении социальных процессов применяются такие принципы материалистической диалектики как: объективность, историзм и системный подход. Принцип объективности означает изучение объективных закономерностей, которыми определяются процессы социального развития. Каждое явление рассматривается как многогранное и противоречивое. Изучается вся система фактов — положительных и отрицательных. Объективность социологических знаний предполагает, что процесс их изыскания соответствует объективной реальности и не зависящим от человека и человечества законам познания. Объективность научных выводов базируется на их доказательности, научности аргументации.
Принцип историзма в социологии предполагает изучение социальных проблем, институтов, процессов в возникновении, становлении и развитии, постижение специфики соответствующих исторических ситуаций, понимания общих тенденций развития и своеобразия конкретных обстоятельств. Историзм тесно связан с пониманием противоречий как движущих сил изменения сложившихся отношений, которые обнаруживаются во взаимодействии потребностей и интересов соответствующих социальных общностей. Историзм даёт возможность извлечь уроки из прошлого опыта, самим разработать обоснования современной политики. Используя принцип историзма, социология имеет возможность исследовать внутреннюю динамику социальных явлений и процессов, определить уровень и направление развития и объяснить те их особенности, которые обусловлены их исторической связью с другими явлениями и процессами.
Системный подход
— способ научного познания и практической
деятельности, при котором отдельные части
какого-либо явления рассматриваются
в неразрывном единстве с целым. Системный
подход сформировался путём конкретизации
принципов материалистической диалектики
при изучении сложных объектов и получил
распространение в социологии во второй
половине XX в. Основным понятием системного
подхода выступает система, которая
обозначает определённый материальный
или идеальный объект, рассматриваемый
как сложное целостное образование.
В связи с тем, что одна и та же система
может рассматриваться с различных точек
зрения, системный подход предполагает
выделение определённого системообразуемого
параметра, то есть свойства,
обусловливающее поиск совокупности
элементов системы, сеть связей и отношений
между ними, её структуру. В виду
того, что любая система находится
в определенной среде, то системный подход
должен учитывать её связи и отношения
с окружением.
2.4. Функции социологии
Социология как самостоятельная отрасль знаний реализует все присущие общественной науке функции: 15
Вообще функции гуманитарных наук принято делить на две группы: гносеологические, то есть познавательные и собственно социальные. Гносеологические функции социологии проявляются в наиболее полном и конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни. Социальные функции раскрывают пути и способы их оптимизации. Существуют и действуют функции только во взаимосвязи и взаимодействии.
Основной из гносеологических функций социологии является теоретико-познавательная и критическая. Речь идёт об оценке познаваемого мира с позиций интересов личности. Реализуя критическую функцию, социология дифференцированно подходит к действительности. С одной стороны показывает, что можно и нужно сохранить, упрочить, развить — ведь не всё надо менять и перестраивать. С другой стороны выявляет то, что действительно требует радикальных преобразований. Теоретико-познавательная, критическая функция, естественно, состоит в том, что социология накапливает знания, систематизирует их, стремится составить наиболее полную картину социальных отношений и процессов в современном мире. К теоретико-познавательной функции социологии относятся объективные знания об основных социальных проблемах развития современного общества.
Что же касается прикладной социологии, то она призвана обеспечить надёжную информацию о различных процессах, происходящих в разных социальных сферах общества, а именно, об изменении социальной структуры, семьи, национальных отношений и т.д. Очевидно, что без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри отдельных социальных общностей или объединений людей, обеспечить эффективное социальное управление невозможно. Степень системности и конкретности знаний социологии определяет эффективность реализации её социальной функции.
Описательная функция социологии — это систематизация, описание исследований в виде аналитических записок, различного рода научных отчётов, статей, книг и т.п. В них имеются попытки воссоздать идеальную картину социального объекта, его действие, взаимосвязи т.п. При исследовании социального объекта требуется высокая нравственная чистота и порядочность ученого, потому что на основе данных, фактов и документов делаются практические выводы и принимаются управленческие решения. Эти материалы есть точкой отсчета, источником сравнения для будущих поколений человечества. Социология не только познает мир, она позволяет человеку внести в него свои коррективы. Но человек должен всегда помнить, что преобразование общества — не самоцель. И преобразования нужны лишь тогда, когда соответствуют потребности и ценностям людей, ведут к улучшению благосостояния и общества и людей. Как бы ни была хороша полученная социологами социальная информация, она автоматически не превращается в решения, рекомендации, прогнозы. Познавательная функция социологии находит продолжение в прогнозах и преобразовательной функции.