Предмет и метод социологии.Причины девиации в обществе. Различные теоритические подходы

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 20:49, реферат

Краткое описание

В массовом сознании социология часто ассоциируется с проведением опросов населения и изучением общественного мнения. Этому способствуют многочисленные телевизионные передачи, статьи в газетах и журналах, в которых приводятся результаты социологических исследований, характеризующие распределение мнений людей относительно того или иного события, данные о степени поддержки избирателями различных политических партий, об удовлетворенности или неудовлетворенности респондентов работой, уровнем жизни, политикой правительства и т.д. Все это создает образ социологии как прикладной науки, способствующей решению самых злободневных проблем нашей общественной жизни.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Предмет и метод социологии. 4
Причины девиации в обществе. Различные теоритические подходы. 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 12

Файлы: 1 файл

Реферат социология.docx

— 40.85 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

Предмет и  метод социологии. 4

Причины девиации в обществе. Различные теоритические  подходы. 7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 12

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В массовом сознании социология часто  ассоциируется с проведением  опросов населения и изучением  общественного мнения. Этому способствуют многочисленные телевизионные передачи, статьи в газетах и журналах, в  которых приводятся результаты социологических  исследований, характеризующие распределение  мнений людей относительно того или  иного события, данные о степени  поддержки избирателями различных  политических партий, об удовлетворенности  или неудовлетворенности респондентов работой, уровнем жизни, политикой  правительства и т.д. Все это  создает образ социологии как  прикладной науки, способствующей решению  самых злободневных проблем нашей  общественной жизни.

В последние годы социология завоевала  широкое признание и заняла прочное  место среди других наук. Она доказала свое право на существование в  качестве самостоятельной научной  дисциплины. И это не случайно, ведь социология изучает человека и общество в многочисленных точках их взаимного  соприкосновения. Она освещает человеческий опыт, приглашает нас исследовать  такие аспекты социального мира, которые мы часто игнорируем, не замечаем или принимаем как должное. Изучая социологию, мы можем лучше понять то, как устроено человеческое общество, где сосредоточена власть, какие чувства управляют нашим поведением, и как наше общество стало таким, какое оно есть сегодня. Социология дает уникальную возможность приоткрыть завесу, плотно скрывающую первоосновы социальной жизни, и тем самым преодолеть убеждение, что вещи всегда таковы, какими они нам кажутся. Иными словами, эта наука вооружает нас особой формой сознания, помогающей лучше понять те социальные силы, которые сдерживают или, наоборот, освобождают нас. Поэтому, говоря словами П. Бергера, социология — «освобождающая наука. Она проясняет недоступные аспекты человеческой жизни и открывает окно в социальный мир, который мы часто не замечаем или понимаем неправильно.

Социология отнюдь не умозрительная  наука. Во-первых, потому,что она опирается на мощную экспериментальную базу, успешно используемую также и другими общественными науками, во-вторых, потому, что сама служит надежной теоретической опорой социальной практики.

Социология порождает особый взгляд на мир, особый способ видения окружающей среды. Мировосприятие социолога регулируется категориальной структурой социологического мышления, создающей особый род интуиции — способности схватывать тонкую материю социального взаимодействия.

 

Предмет и метод социологии.

 

Названием наука социология обязана  своему создателю Огюсту Конту  (1798–1857). Термин «социология» состоит из двух корней. Первый происходит от латинского societas, т. е. «общество», второй – от греческого loros, означающего в узком смысле «слово», а в широком – «учение», «наука». Таким образом, термин «социология» переводится как «наука об обществе».

Следовательно, объектом изучения социологии, как и других общественных, социальных наук, является человеческое общество.

Но человеческое общество изучают  и другие общественные и гуманитарные науки, например философия, история, экономика, политология и т. д. Каждая из них  изучает свою сферу общества, т. е. имеет свой предмет исследования. Есть он и у социологии.

Объектом любой науки выступает  часть внешней реальности, выбранной  для изучения, обладающая определенной завершенностью и целостностью. Как  уже было отмечено, объектом социологии является общество, однако при этом наука исследует не отдельные  его элементы, а все общество как  целостную систему.

Объектом социологии является совокупность свойств, связей и отношений, которые  носят название социальных. Понятие  социального можно рассматривать  в двух смыслах: в широком смысле оно аналогично понятию «общественное»; в узком смысле социальное представляет лишь аспект общественных отношений. Социальные отношения складываются между членами  общества, когда они занимают определенное место в его структуре и  наделены социальным статусом.

Следовательно, объектом социологии являются социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения  и способ их организации.

Предметом науки является результат  теоретического исследования выбранной  части внешней реальности. Предмет  социологии не может быть определен  так же однозначно, как объект. Это  обусловлено тем, что на протяжении исторического развития социологии взгляды на предмет этой науки  претерпевали значительные изменения.

Сегодня можно выделить следующие  подходы к определению предмета социологии:

1) общество как особая сущность, отличная от индивидов и государства  и подчиненная собственным естественным  законам (О. Конт);

2) социальные факты, под которыми  следует понимать коллективные  во всех проявлениях (Э. Дюркгейм);

3) социальное поведение как отношение  человека, т. е. внутренне или  внешне проявляемая позиция, ориентированная  на поступок или воздержание  от него (М. Вебер);

4) научное изучение общества  как социальной системы и составляющих  его структурных элементов (базиса  и надстройки) (марксизм).

В современной отечественной научной  литературе сохраняется марксистское понимание предмета социологии. Необходимо отметить, что это таит в себе определенную опасность, так как  представление общества в виде базиса и надстройки ведет к игнорированию  личности и общечеловеческих ценностей, отрицания мира культуры.

Поэтому более рационально предметом  социологии следует считать общество как совокупность социальных общностей, слоев, групп, индивидов, взаимодействующих  между собой. Причем главным механизмом этого взаимодействия является целеполагание.

Итак, учитывая все указанные особенности, можно определить, что социология – это наука об общих и специфических  социальных закономерностях организации, функционирования и развития общества, путях, формах и методах их реализации, в действиях и взаимодействиях  членов общества.

Социология использует не только типичные для общественных наук абстрактно-теоретические  методы (системно-категориальный анализ объекта), но и совокупность конкретно-эмпирических методов.

Наблюдение: изучение общества, общественного  мнения, общественных настроений, социальных процессов в их естественном состоянии. Наблюдение может быть внешним, сторонним, когда социолог не является сам участником какого-то социального процесса, и  внутренним, «включенным», когда социолог сам становится членом изучаемого коллектива или субъектом социального процесса. Наблюдение дает первичную информацию, которая затем может анализироваться, оцениваться, сравниваться и т.д.

Анализ статистических материалов: изучение документации, отчетов, справок, протоколов, статистики, материалов прессы, фактических данных и т.д., т.е. не непосредственного бытия социального  объекта, а его отражения в  первичной (как правило вербальной) документации. Используя статистические материалы, социолог воспроизводит состояние объекта в категориях социологии и выявляет тенденции развития объекта.

Интервью: это исследование в форме  заданного устного опроса субъектов  социума с целью получения  «социологической картины объекта». В качестве социальных субъектов, респондентов для интервью избираются, как правило, типичные представители какой-то социальной группы, эксперты-профессионалы, известные  лидеры. Результаты интервью могут  представлять индивидуально-личностный интерес (интервью с известным артистом или спортсменом) или социально-типологический (мнения типичных представителей какой-то группы).

Анкетирование: это форма письменного  опроса субъектов социума (групп, общностей) с целью получения совокупного  представления о состоянии и  функционировании социального объекта. Анкета или опросный лист включает в себя серию открытых (без конечного варианта возможных ответов) или закрытых (с конечным набором вариантов ответов) вопросов.

 

Социальное моделирование: оно  связано с изучением социального  объекта не в его натуральном, естественном виде, а в форме функциональных, структурных или атрибутивных моделей. Модель - это эвристический заместитель  натуры. Как правило, при социальном моделировании используется ЭВМ, информационно-математические модели объекта.

Социальный эксперимент: это изучение социального объекта в его  натуральном или модельном виде в контролируемых, искусственных  условиях.

Существуют и другие методы получения  социологической информации, но они, как правило, являются модификациями  названных. К тому же надо учитывать, что каждый из методов имеет множество вариаций. Например, различают такие виды опроса, как выборочный, зондажный, групповой, заочный, очный, панельный, одноразовый, прессовый, прямой, раздаточный, сплошной, экспертный и др. В каждом случае исследователь определяет тот или иной метод и его варианты. В то же время необходимо учитывать взаимодополняемость методов во избежание ошибок.

Каждый метод конкретно-социологического исследования предполагает набор необходимых  процедур, технологий, методик и  для эффективного проведения исследования, и для получения адекватных результатов.

Анализ – познание объекта на основе изучения его частей, его  компонентов, составляющих.

Синтез – познание целостности  объекта путем объединения знаний о его составных частях, элементах, подсистемах. Синтез как бы завершает  и продолжает анилиз, обеспечивая целостное, системное, интегративное знание объекта как целого.

Эксперимент – изучение объекта  в искусственных контролируемых условиях.

Экстраполяция – познание объекта  путем переноса знаний с одного (изученного) объекта на другой.

Моделирование – это изучение объекта  не в его непосредственном виде, а на основе исследования его моделей.

Индукция – получение из частных  знаний общего вывода.

Дедукция – это выведение  частных знаний об объектах из общих  положений, посылок.

Системный метод – изучение объекта  как системы, состоящей из состава (совокупность компонентов) и структуры (способ связей компонентов).

 

Причины девиации в обществе. Различные теоритические подходы.

 

Термин «девиация» (лат. deviacia – отклонение) означает отличное от нормы поведения человека или социальной группы.

Социологи по-разному объясняют  сущность девиантного поведения.

  1. Биологическое объяснение

Чезаре Ломброзо на основании многолетней практики в туринской тюрьме пришел к выводу («Преступный человек», 1876), что люди по своему биологическому складу предрасположены к определенному типу поведения. Причем биологическая предрасположенность человека к преступлениям отражается в его облике. Он считал, что так называемый «криминальный тип» есть результат возвращения к более ранним стадиям филогенеза человека. Этот тип отличается такими атавистическими чертами, как скошенный лоб, выступающая нижняя челюсть, удлиненные мочки ушей, редкая борода, чрезмерная волосистость головы, крупные клыки, приплюснутый нос, пониженная чувствительность.

Ч. Лоброзо выделил четыре типа преступников:

Прирожденный преступник имеет  врожденные анатомические и физиологические  признаки, а также патологические личностные особенности: отсутствие раскаяния  и угрызений совести, склонность к предательству, цинизм, тщеславие, мстительность, жестокость, леность, любовь к оргиям и азартным играм. Совершает  преступления сознательно, обдуманно, действует уверенно.

Душевнобольной преступник нарушает закон бессознательно в результате психической болезни.

Преступник по страсти обладает неуравновешенным характером и совершает  преступления необдуманно, в состоянии  аффекта.

Случайный преступник нарушает закон  в результате стечения обстоятельств, действует необдуманно, ситуативно.

С позиции биологического подхода  исследовал криминальное поведение  американский социальный психолог и  врач Вильям Шелдон (середина XX в.). Работая в центре реабилитации малолетних преступников, он исследовал более 200 юношей и сопоставил виды физической конституции (строения тела), их темпераменты и виды совершенных ими преступлений. Если Ч. Ломброзо сравнивал филогенетические черты разных периодов человеческой эволюции, то В. Шелдон сопоставил строение тела и поведение преступников по аналогии с собаками: каждой породе, предназначенной для выполнения определенных служебных функций, соответствует определенное строение тела. Он выделил три типа строения тела у людей с соответствующими соматическими, физиологическими и психологическими характеристиками.

Эктоморф (греч. экто – вне, снаружи; греч. морф – форма) – имеет тонкое хрупкое тело, чрезвычайно чувствителен, нервозен, склонен к самоанализу. К нарушению закона не склонен, преступником может стать случайно.

Эндоморф (греч. эндо – внутри) – имеет умеренно полное, мягкое, округлое тело, общителен, умеет ладить с людьми, потворствует своим желаниям. Преступником может стать в результате стечения обстоятельств.

Мезоморф (греч. мезо – средний, промежуточный) – имеет сильное мускулистое тело, порог чувствительности снижен, активен, беспокоен. Этот тип наиболее склонен к криминальному поведению.

Однако дальнейшие обследования преступников не подтвердили выводов сторонников  биологического объяснения девиации. Так, российский паталогоанатом Д. Н. Зернов на основании проверочного исследования (1901) пришел к выводу, что прирожденных преступников не существует. Он отметил признаки дегенерации у определенного количества преступников, но эти признаки примерно в такой же пропорции встречаются и у непреступников.

Сегодня большинство социологов не сомневается, что не существует фатальной предрасположенности лиц с физиологическими и психологическими аномалиями к совершению преступлений, однако при наличии ведущего фактора девиации – нравственной невоспитанности – эти аномалии могут выступать катализатором в механизме преступного поведения.

Информация о работе Предмет и метод социологии.Причины девиации в обществе. Различные теоритические подходы