Права, обязанности и ответственность социальных работников

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 04:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: определить параметры профессиональной ответственности социального работника, исследовать его права и обязанности на примере Государственного автономного учреждения социального обслуживания «Центр социального обслуживания населения «Эмет» Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Высокогорском муниципальном районе».

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 305.50 Кб (Скачать)

Уважение права  клиента на принятие самостоятельного решение на любом этапе совместных действий. Уважение этого права клиента  есть проявление уважения прав человека. Клиент социальной службы как личность обладает всеми правами человека, в том числе и правом самостоятельно определять свою судьбу, образ и стиль жизни, иметь собственные убеждения, суждения, взгляды, собственные понятия о добре и зле.

Приступая к  работе, социальный работник выясняет не только проблемы и потребности клиента, но и его видение решения проблемы, в том числе и конечного результата совместных действий. Последнее слово все равно остается за клиентом, поскольку он имеет право самостоятельно решать свою судьбу на основе собственного жизненного опыта, потребностей и мнения, а социальный работник может только постараться переубедить клиента, обязательно аргументируя свои доводы.

Причины того, что  человек попал в трудную жизненную  ситуацию могут быть разными – как объективными, так и субъективными, не зависящими от самого клиента и кроющимися в его личности и избранном им стиле жизни. Человек таков, каков он есть, и с ним надо работать, даже если клиентом социальной службы его сделали его же недостатки, но это вовсе не означает одобрения всех его поступков.

Учитывая особенности  личностных качеств клиента, принимая его таким, каким он является (а  не таким, каким его хотелось бы видеть), объективно оценивая его возможности  и способности (в том числе  потенциальные), социальный работник может строить свою тактику и помимо решения основной проблемы, воздействуя психолого-педагогическими методами добиваться положительной коррекции личностных качеств клиента, реализации его потенциала.

Самые важные морально-нравственные нормы для социального специалиста: совесть, объективность, тактичность, внимательность и наблюдательность, выдержка и самообладание, доброта, любовь к людям, самокритичность, адекватность самооценки, терпение, коммуникабельность, оптимизм, сила воли, эмпатия, стремление к самосовершенствованию, творческое мышление, конфиденциальность, доброжелательность, бескорыстие, честность и открытость, полнота информирования клиента о предпринимаемых действиях, отсутствие предрассудков и предубеждений в отношении клиента. [4;138]

Таким образом, качества личности социального работника  во многом определяют успешность его  взаимодействия с клиентом и являются необходимым условием его профессиональной пригодности. Формирование моральных  качеств происходит путем усвоения духовных ценностей общества и профессии, превращения их в процессе деятельности в убеждения и потребности. Эти качества личности социального работника, проявленные им по отношению к клиенту, его окружению и всему обществу, способствуют повышению уровня общественной нравственности и тем самым – решению ряда социальных проблем.

На современном этапе человеческого развития, принцип толерантности является одним из руководящих принципов социальной работы. Признание правомерности культурных, религиозных, расовых и прочих различий между индивидами, группами и социальными общностями, терпимое отношение к проявлениям непохожести во внешнем виде, поведении, ценностных ориентациях других людей.

Толерантность – свойство культуры индивида и общества, формируемое всем ходом исторического развития. Толерантность в современном обществе играет значительную роль в профессиональной подготовке специалистов по социальной работе. В случае если профессиональная дисциплина заставит социального работника взаимодействовать с клиентом вызывающим у него неприятную, отталкивающую, фобическую реакцию, такое самопринуждение может иметь негативные последствия для его психосоматического здоровья. Поэтому, не отрицая значения воспитания долга социального работника по отношению ко всем категориям клиентов, следует, во-первых, внутри профессии ориентировать сотрудников на определенные специфические разделы деятельности, внутренне более близкие каждому из них. В то же время развитие общей и профессиональной культуры, формирование специалиста по социальной работе на принципах толерантности как принятия и признания существующих между людьми различий в качестве важнейшего личностного качества специалиста по социальной работе позволит ослабить необходимость самопринуждения.

Толерантность в современном обществе имеет свои рамки и границы. Оно в значительной мере, в значительной степени диктуется особенностями воспитания, традициями, даже особенностями психофизиологической конституции человека. Неуважение к человеку, посягательство на его честь и достоинство вряд ли могут восприниматься терпимо.

Этические знания – необходимая часть профессиональной деятельности социального работника. Его способность действовать в соответствии с этическими нормами существенно повышает качество услуг, предлагаемых клиентам.

Социальные  работники служат на благо людей, действуя на основе следующих основных принципов:

  • Каждый человек ценен своей уникальностью, которую следует учитывать и уважать.
  • Каждый человек имеет право на самореализацию до той степени, пока не нарушаются подобные права других людей, и обязан вносить свой вклад в благосостояние общества.
  • Каждое общество, независимо от его формы, должно функционировать так, чтобы предоставлять максимум благ всем его членам.
  • Социальные работники привержены принципам социальной справедливости.
  • Социальные работники обязаны все свои знания и навыки направлять на оказание помощи отдельным людям, группам, общинам в их развитии, а также на разрешение конфликтов между личностью и обществом.

Предполагается, что социальные работники оказывают помощь каждому, кто обращается к ним за помощью и советом, без несправедливой дискриминации на основе пола, возраста, физических и умственных недостатков, цвета кожи, социальной и расовой принадлежности, вероисповедания, языка, политических взглядов, сексуальной ориентации.

Социальные  работники уважают основные человеческие права индивидов и групп в  соответствии с Декларацией прав человека ООН и другими международными конвенциями, вытекающими из этой Декларации.

Социальные  работники соблюдают принцип личной неприкосновенности, конфиденциальности и ответственного использования информации в своей работе. Социальные работники уважают оправданную конфиденциальность даже тогда, когда законодательство стран входит в противоречие с этими требованиями.

Предполагается, что социальный работник работает в тесном сотрудничестве со своими клиентами на благо клиентов, но не в ущерб остальным. Клиенты поощряются к участию в работе и должны предупреждаться о риске и выгодах предполагаемого курса действий.

Социальные работники обычно ожидают, что клиенты вместе с ними принимают на себя ответственность за выработку плана действий, направленных на изменение их жизни. К принуждению в решении проблем одной из сторон за счет ущемления интересов другой стороны можно прибегать только после тщательного взвешивания претензий конфликтующих сторон. Социальным работникам следует свести до минимума применение правового принуждения при решении вопросов клиента.

Социальная  работа несовместима с прямой или  косвенной поддержкой индивидов, групп, властных структур, использующих терроризм, пытки или другие действия, направленные на угнетение людей. Она во многом исходит из гуманитарных, религиозных и демократических идеалов и философских теорий и является универсальной возможностью удовлетворения человеческих потребностей, возникающих в процессе взаимодействия между личностью и обществом, а также развития потенциала человека.

Предназначением социальных работников является служение во имя повышения благосостояния человека и его самореализации, помощь в нахождении ресурсов для удовлетворения потребностей и чаяний индивидов, групп, наций, достижении социальной справедливости. [1;211]

Таким образом, социальный работник выступает своего рода «инструментом» социальной помощи и поддержки населения, призывая в себе все принятые в гуманном обществе этические, моральные и нравственные качества к служению людям. Выбрав эту профессию, человек должен не только изучить и уметь разбираться в этических принципах социальной специальности, но и придерживаться и признавать их всей своей душой.

К сожалению, в  нашей стране отсутствуют строгие  обязательства наличия в учреждениях  и службах социальной сферы деятельности Кодекса профессиональной этики социального работника, в котором были бы закреплены все профессионально-этические качества специалистов социальной работы. На основе рекомендаций Международной Федерации социальных работников и членом Международной  Федерации социальных работников – общероссийской общественной организацией «Союз социальных педагогов и социальных работников» мной был разработан примерный «Кодекс профессиональной этики специалиста социальной работы» (Приложение 3), в котором излагаются основные, базовые принципы и ценности социальной работы, связанные с реализацией специалистами социальной сферы своих профессиональных обязанностей. Главная цель «Кодека профессиональной этики специалиста социальной работы» - определить  и обозначить этические принципы и нравственные (моральные) позиции человека (клиента), специалиста (социального работника) и общества (различных институтов социума) в процессе их взаимодействия при удовлетворении социальных потребностей клиента. На мой взгляд, чтобы улучшить отношение людей к работникам социальной сферы деятельности и предотвратить массовое «перегорание» на работе самих социальных работников, государству следует узаконить подобный Кодекс этики. Кроме того, следует обнародовать и распространить этот закон, чтобы люди знали какие высокие требования задаются работникам социальной деятельности. Возможно тогда люди станут понимать насколько тяжело приходится специалистам социальной сферы в их профессиональной деятельности сохранять свои морально-нравственные качества в условиях негативного отношения.

  1. 3. Профессиональный портрет работника социальной сферы деятельности.

Социальные работники заняты разными  видами деятельности при исполнении своих профессиональных функций. Их работа характеризуется тремя  подходами при решении проблемы:

  • воспитательный подход – выступает в роли учителя, консультанта, эксперта. Социальный работник дает советы, обучает умению, моделированию и демонстрации правильного поведения, устанавливает обратную связь,     применяет ролевые игры, как метод обучения;

  • фасилитативный подход – осуществляет роль помощника, сторонника или посредника в преодолении апатии или дезорганизации личности, когда ей это сделать самой трудно. Деятельность социального работника при таком подходе нацелена на интерпретацию поведения, обсуждение альтернативных направлений деятельности и действий, объяснение ситуаций, подбадривания и нацеливания на мобилизацию внутренних ресурсов;
  • адвокативный подход применяется тогда, когда социальный работник выполняет ролевые функции адвоката от имени конкретного клиента или группы клиентов, а также помощника тех людей, которые выступают в роли адвоката от своего собственного имени, такого рода деятельность включает в себя помощь отдельным людям в выдвижении усиленной аргументации, подборе документально обоснованных обвинений.

Выполняя  различные социальные роли, специалист социальной работы реализует следующие функции:

  • Образовательно-воспитательную – специалист обеспечивает целенаправленное педагогическое влияние на поведение и деятельность детей и взрослых, содействует образовательной и воспитательной работе всех социальных институтов в зоне своего профессионального влияния: семьи, образовательных учреждений, трудовых коллективов, средств массовой информации, религиозных организаций и общественных объединений;
  • Диагностическую – специалист ставит «социальный диагноз», изучает психологические и возрастные особенности, способности человека, вникает в мир его интересов, круг общения, условия его жизни,  выявляет позитивные или негативные влияния, проблемы;
  • Организаторскую – специалист организует ту или иную общественно ценную деятельность детей и взрослых, помогает в трудоустройстве, профессиональной ориентации и адаптации, координирует деятельность подростковых и молодежных объединений, влияет на взаимодействие клиента с медицинскими, Образовательными, культурными, спортивными, правовыми учреждениями, общества и благотворительными организациями, обеспечивает реализацию планов, проектов и программ;
  • Прогностическую – специалист участвует в разработке планов, программ и прогнозов социального развития микрорайона и конкретного микросоциума, деятельности различных институтов, разрабатывает социально-педагогическую программу развития личности конкретного ребенка, схемы и алгоритмы решения конкретных социально-педагогических задач;
  • Профилактическую и социально-терапевтическую – специалист участвует и приводит в действие социально-правовые, юридические и психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний, организует социально-терапевтическую помощь нуждающимся, обеспечивает защиту прав человека в обществе, оказывает помощь подросткам и молодежи в период социального и профессионального самоопределения;
  • Организационно-коммуникативную – специалист способствует включению добровольных помощников, населения в социальную работу, в совместный труд и отдых, деловые и личные контакты, сосредоточивает информацию и налаживает взаимодействие между различными социальными институтами в их работе с клиентом;
  • Охранно-защитную – специалист использует весь арсенал правовых норм для защиты интересов клиентов, содействует применению мер социального принуждения и юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на клиента;
  • Посредническую – специалист осуществляет связи между семьей, образовательными учреждениями, ближайшим окружением, официальными инстанциями в интересах ребенка.

Информация о работе Права, обязанности и ответственность социальных работников