Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 22:59, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявить особенности социальной работы с молодой семьей.
Исходя из поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
1. Рассмотреть молодую семью как объект социальной работы.
2. Изучить структуру, задачи, формы и методы социальной работы с молодой семьей.
3. Изучить опыт работы социальных учреждений по работе с молодой семьей.
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Основы социальной работы с молодой семьей. 4
1.1 Молодая семья как объект социальной работы.. 4
1.2 Структура и задачи социальной работы с молодой семьей. 12
2. Практика социальной работы с молодой семьей. 19
2.1 Формы и методы социальной работы с молодой семьей. 19
2.2 Правовые нормы семейно-брачных отношений. 25
Исследование. 28
Заключение. 29
Список литературы.. 32
Мотивационная готовность к семейной жизни включает в себя любовь как основной мотив создания семьи, готовность к самостоятельности, чувство ответственности за создаваемую семью, готовность к рождению и воспитанию детей. Известно, что большинство людей создают семью по любви. Таких семей, по данным социологов, примерно 70-75%. Без сильного чувства, без сердечного влечения, по рассудку создают семью 15-20% молодоженов. Около 5-10% создают семью по материальным соображениям (один из будущих супругов имеет машину, отдельную благоустроенную квартиру, хорошо оплачиваемую должность и т.п.)[[11]].
Психологическая готовность к созданию семьи – это наличие развитых навыков общения с людьми, единства или схожести взглядов на мир и семейную жизнь, умения создать здоровый морально-психологический климат в семье, устойчивости характера и чувств, развитых волевых качеств личности. От атмосферы семьи, в которой выросли будущие супруги, зависит во многом и то, как сложится судьба будущей семьи, будет ли она благополучной или, напротив, столкнется с проблемами и трудностями, а то и распадется.
Данные социологических исследований свидетельствуют: развод родителей в три раза увеличивает вероятность развода у детей, в то время как вероятность развода детей из полной семьи составляет 5 из 100[[12]].
Педагогическая готовность
к созданию семьи включает в себя
педагогическую грамотность, хозяйственно-экономические
умения и навыки, сексуальную воспитанность.
Педагогическая грамотность молодых
людей, вступающих в семейную жизнь,
предполагает знание закономерностей
развития детей и особенностей их
воспитания, навыки ухода за младенцем.
Под хозяйственно-
Итак, стабильная благополучная семья может функционировать только при определенной подготовке молодых людей к совместной семейной жизни. Решение возникающих в молодой семье социальных проблем не может быть реализовано без организации социальной работы, разворачивания деятельности социальных служб для молодежи.
Социальная работа среди
молодежи оказывает большое влияние
на становление молодых семей. Она
рассматривается как
1.2 Структура и задачи социальной работы с молодой семьей
На данном этапе развития теории социальной работы признается затруднительным сформулировать определение, которое исчерпывало бы все содержание понятия социальной работы. Социальная работа рассматривается в аспекте содействия осуществлению социальных прав личности, группы и т.д. Такой подход способствует известной стадиальной определенности, т.к. социальные права признаются неотъемлемыми не в любом, а только в развитом демократическом обществе, пережившем модернизацию, - а также дает более конкретную специфическую характеристику деятельности, которая, впрочем, может в целом осуществляться лишь всем корпусом социальных институтов в совокупности, или несколькими из них, если речь идет о конкретной проблеме, конкретной социальной ситуации, а не всем поле социальной деятельности. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что смысл социальной работы - это деятельность по оказанию помощи индивидам, семьям, группам в реализации их социальных прав и в компенсации физических, психических, интеллектуальных, социальных и иных недостатков, препятствующих полноценному социальному функционированию[13].
Содержанием социальной работы является содействие функционированию индивида, семьи или группы, того или иного социального слоя, проблемной категории населения. Социальные проблемы проявляются в семье достаточно многосторонне. В значительной степени основные трудности и потребность в профессиональной помощи семьи зависят от ее типа. К числу проблемных относятся молодые семьи, социальная работа с которыми осуществляется в основном системами социальной защиты молодежи. Поэтому остановимся на этом вопросе подробнее.
В Федеральном законе "Об
основах социального
Система социальной защиты молодежи в субъектах РФ имеет следующую структуру учреждений социального обслуживания.
1. Обязательный минимум для каждого города, района, куда входят:
а) центр социального обслуживания (отделения: социальной помощи на дому, дневного, временного пребывания, срочной социальной помощи);
б) центр социальной помощи семье и детям;
в) социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних;
г) социальная гостиница;
д) социальный приют для детей и подростков.
2. Дополнительная сеть в городах и районах, куда входят:
а) центр психолого-педагогической помощи;
б) центр экстренной психологической помощи по телефону;
в) дом милосердия;
г) реабилитационные центры
для лиц с ограниченными
3.Республиканские, краевые, областные, окружные, межрайонные учреждения, куда входят:
а) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
б) дома-интернаты: детские, психоневрологические, специальные;
в) общежития для лиц с ограниченными возможностями.
Изучение реальных потребностей
молодежи в социальных услугах выступает
ключевым элементом при формировании
системы социальной работы с ними.
Согласно исследованиям молодежь нуждается,
прежде всего, в бирже труда, пунктах
правовой защиты и юридического консультирования,
работе телефона доверия и далее
- в сексологической
Одной из главных проблем
молодых рабочих является трудоустройство,
хорошо оплачиваемая и интересная работа.
Переход к рынку предполагает
коренное преобразование стимулов и
мотивов экономической
Понятно и выдвижение учащейся молодежью в число приоритетных центров «Телефона доверия». Это вызывается возросшей конфликтностью нашего бытия, отсутствием зачастую понимания в семье, на работе, неумением найти настоящих друзей и просто общаться[.[15] ]
При организации социальных служб для молодежи очень важно четко определить их задачи. Так, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних включает в себя четыре отделения: отделение диагностики, социальной реабилитации, дневного пребывания и стационар.
В задачи отделения диагностики входит: выявлять дезадаптированных детей и подростков, создавать банк данных о них; выявлять и анализировать факторы социальной дезадаптации детей, ее формы и стадии; изучать состояние здоровья, особенности личностного развития и поведения детей и подростков; разрабатывать индивидуальные программы социальной реабилитации несовершеннолетних, комплекс мероприятий, направленных на вывод их из сложной ситуации и создание условий для нормальной жизнедеятельности.
Основными задачами отделения
социальной реабилитации являются: организация
поэтапного выполнения программ социальной
Реабилитации несовершеннолетних; восстановление
утраченных контактов с семьей, внутри
семьи; оздоровление межличностных
отношений несовершеннолетних, восстановление
их социального статуса в
На основании изложенного, можно определить основные цели и задачи социальной работы с молодыми семьями:
- разработка и осуществление мер по укреплению молодой семьи, как репродуктивной социальной единицы;
- адаптация молодой семьи в условиях переходной рыночной экономики;
- улучшение материального, нравственного и духовного состояния молодой семьи;
- создание и развитие системы служб социально-психологической помощи молодой семьи;
- создание благоприятных условий для сочетания социальной и семейно-бытовой функции молодой семьи;
- стимулирование деловой активности молодежи;
- организация семейного досуга и отдыха.
Для реализации данных целей и задач, в рамках государственной поддержки молодых семей, государством осуществляется:
- формирование федеральных,
региональных, местных целевых программ
(проектов) по государственной поддержке
молодых семей, в первую
- введение в практику
социологических мониторингов
- совершенствование
- разработка и реализация
мер по поддержке инициатив
молодых граждан, молодежных
- формирование системы
социальных служб в целях
В сложившейся ситуации комитеты по делам молодежи администрации областей и республик и отделы по делам молодежи в городах и районах проводят работу по социальной помощи молодым семьям через систему социальных учреждений для молодежи.
Система социальных учреждений
для молодежи в основном состоит
из территориальных служб
В своей деятельности Служба
руководствуются исключительно
интересами и потребностями людей,
обратившихся к ним за помощью
и поддержкой. Для осуществления
своих задач Служба может образовывать
творческие и любительские объединения
и клубы, предприятия и организации
на различных формах собственности
в порядке, установленном
Объектами деятельности Служб в основном являются:
- молодые семьи, имеющие неблагополучные условия: социально-демографические (многодетные, неполные, бездетные разводящиеся, несовершеннолетних родителей); медико-социальные (где имеются инвалиды, лица, страдающие психическими заболеваниями, лица, злоупотребляющие алкоголем, принимающие наркотики); психологические и социально-педагогические (характеризующиеся неблагоприятными психологическим микроклиматом, эмоционально-конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью родителей, жестоким обращением с детьми); социально-правовые (в которых родители ведут аморальный, паразитический, криминальный образ жизни; где один из родителей осужден; где проживают лица, вернувшиеся из мест лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений).
Информация о работе Практика социальной работы с молодой семьей