Познавательные возможности метода опроса в социологических исследованиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучить познавательные возможности метода опроса в социологии.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Выявить специфику социологического опроса как диалога социальных общностей.
2. Описать статистическую традицию метода опроса
3. Определить основные познавательные возможности метода опроса в соответствии с качественной традицией социологии.
4. Проследить взаимосвязь количественного и качественного подходов в при использовании метода опроса.

Оглавление

Введение
Глава 1. Специфика социологического опроса как диалога
социальных общностей
Глава 2. Становление познавательных возможностей метода опроса
2.1. Статистическая традиция метода опроса
2.2. Качественная традиция
2.3. Взаимосвязь количественного и качественного подходов в
методе опроса
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

58128.rtf

— 289.49 Кб (Скачать)

Таким образом, гносеологические факты получаются в результате интерпретации онтологических. Поэтому гносеологический факт мыслим только в рамках определенной теоретической модели. Однако с наличием априорной модели связано и получение онтологических фактов. Так, априорные модельные соображения обусловили то, что у каждого респондента мы интересовались именно тем, распался ли его брак; то, что мы сравнивали число распавшихся браков именно для старых и молодых; то, что мы выбрали для проверки нашей гипотезы именно тот или иной математический метод. Таким образом, мы не можем говорить о полной независимости онтологических фактов от сознания исследователя: сама анкета является плодом его теоретических размышлений. В этом проявляется относительность деления всех фактов на онтологические и гносеологические.

С "измерительной" точки зрения наши действия свелись к следующему. Каждого респондента мы отобразили в наборе чисел: одно число - ответ на вопрос об изменениях в жизни, другое - возраст. Каждый набор чисел служит своеобразной моделью респондента. Такие числовые наборы (некоторые из них могут состоять и из одного числа) суть конструкты. При разных постановках задачи совокупность конструктов может пониматься по-разному - как векторное пространство, многомерная (одномерная) случайная величина и т.д. Подобные конструкты изучены в математике (хотя с таким же успехом можно было бы использовать, скажем, логические конструкты, либо какие-то новые формализованные образования, приводящие к рождению новых ветвей науки, близких по своей структурированности к логике и математике). Мы для того и пользуемся отображением эмпирических объектов в такие конструкты, чтобы затем, изучив их математическими средствами и проинтерпретировав адекватным образом полученные результаты, прийти к новым содержательным выводам. Подчеркнем, что, выбирая и реализуя математический метод, мы тем самым моделируем, отображаем в свойствах рассматриваемого конструкта наши априорные представления об изучаемых закономерностях. Отделить друг от друга выбор моделей для объектов и моделей для связывающих эти объекты закономерностей практически невозможно.

 

Заключение

 

В заключение проведённого исследования познавательных возможностей метода опроса в социологических исследованиях необходимо отметить ряд принципиальных моментов:

1. В современной науке социологический опрос понимается как диалог социальных общностей: социальных институтов и населения, реализующийся на трех уровнях коммуникации: психологическом (респондент-интервьюер на этапе сбора эмпирических данных), социально-психологическом (через множественные социально-групповые идентификации участников диалога в процессе его развертывания), и социетальном (на этапе формирования заказа, предмета и эмпирического объекта исследования, планирования, организации, анализа и интерпретации результатов, а также их введения в общественный, управленческий и научный оборот). Социетальный уровень коммуникации является определяющим в социологическом опросе, а два других - сопутствующими, выступающими в роли инструментальных факторов достоверности получаемой информации.

 2. В сфере коммерческих исследований «индустрия опросов» раскололась в настоящее время на две крупные подотрасли: количественную и качественную. В качественной доминируют фокус-групповые исследования, которые ведутся с очень большим, все возрастающим размахом. Используются в этой подотрасли и индивидуальные глубокие интервью. Прочие качественные методы в коммерческих исследованиях практически не используются.

Основным критерием, характеризующим познавательные функции исследования статистического типа, является надежность, т.е. воспроизводимость полученных результатов. Если провести повторный опрос по той же методике в той же самой социальной группе, и результаты обоих опросов будут идентичны -- значит, они надежны. Сегодня никто не оспаривает тот факт, что при правильно проведенном массовом репрезентативном опросе с помощью формализованных анкет автоматически достигается высокая степень воспроизводимости результатов.

 Однако в количественной традиции методики социологического опроса существуют недостатки. Низкая степень правдоподобия многих неявных содержательных гипотез, латентно закладываемых исследователями в формулировки и структуру формализованных вопросов, а порой и полное отсутствие такого правдоподобия, является очень серьезной и плохо осознанной проблемой. Таким образом, статистическую надежность результатов количественных исследований не следует путать с их надежностью и обоснованностью в широком смысле этого слова. Строго говоря, количественные исследования надежны лишь в той мере, в какой саму проблему надежности удается свести к ее статистическому толкованию. Если такое сведение не удалось или в принципе невозможно, количественные данные становятся крайне ненадежной основой для выводов.

3. Познавательные возможности метода опроса, в частности метода глубокого интервью (или фокус-групп) с качественной точки зрения характеризуются детальным изучением социального явления в его целостности и непосредственной взаимосвязи с другими явлениями.

 

Список использованной литературы

 

Бергер П.Л. Приглашение в социологию: гуманистическая перспектива. М.: Аспект Пресс, 1996.

Бурдье П. Социология политики. М.: Социо-Логос, 1993.

Белановский С.А. Метод фокус-групп.--М.: Издательство Магистр, 1996.-272.

Веселкова Н. В. Полуформализованное интервью//Социологический журнал, 1994. №3.

Волков, Ю.Г. Социология. / Ю.Г. Волков.- Серия «Высшее образование». Ростов - на - Дону.: Изд-во «Феникс», 2004. - 576 с.

Девятко И. Ф. Методы социологического исследования. М., 2002. - 203 с.

Козлова О. Н. Социология. - М.: Изд-во Омега - Л, 2006. - 320 с.

Кравченко, А.И. Социология : учебник для вузов / А.И. Кравченко. - 4-е изд., испр. и доп.- М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2003. - 384 с.

Лоусон, Т. Социология. А-Я: Словарь-справочник / Т. Лоусон, Дж. Гэррод. - М.: Фаир - Пресс, 2000. - 608с.

Маслова О.М. Познавательные возможности метода опроса/Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1. Социологический опрос. Под. Ред. В.Г.Андреенкова и О.М.Масловой. М.:Наука, 1990.

Маслова О.М. Ситуация интервью: формализованные и неформализованные методы исследования//Методология и методы социологических исследований. (Итоги работы поисковых исследовательских проектов за 1992-1996 годы). М.:ИС РАН, 1996.

Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 2. М.: Наука, 1990.

Мудрец Т.Е., Морев В.А. И тогда мы начали играть...//Социология: методология, методы, математические модели, 1996. № 7.

Общая социология: Учеб. пособие / Под общ. ред. проф. А. Г. Эфендиева. - М.: Инфра - М, 2005. -  360 с.

Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.:Добросвет, 1998.

Социология. Основы общей теории: учебник для вузов / Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева.- М.: Норма, 2003. - 290 с.

Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности: учебник / В.А. Ядов. - М. - Кн. Дом «Университет», 2003. - 596 с.

Miller W. L. The Survey Method in the Social and Political Science: Achievements, Failures, Prospects. L.: Frances Printer Publ., 1983. Part 1.

 

 

 

 

1 Miller W. L. The Survey Method in the Social and Political Science: Achievements, Failures, Prospects. L.: Frances Printer Publ., 1983. Part 1.

2 Бурдье П. Социология политики. М.:Социо-Логос, 1993. с.231 -241.

3 Маслова О.М. Познавательные возможности метода опроса/Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1. Социологический опрос. Под. Ред. В.Г.Андреенкова и О.М.Масловой. М.:Наука, 1990. С.49-64

4 Веселкова Н. В. Полуформализованное интервью//Социологический журнал, 1994. №3. С. 108.

5 Маслова О.М. Познавательные возможности метода опроса/Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1. Социологический опрос. Под. Ред. В.Г.Андреенкова и О.М.Масловой. М.:Наука, 1990. С. 19

6 Белановский С.А. Метод фокус-групп.--М.: Издательство Магистр, 1996. С. 22.

7 Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 2. М.: Наука, 1990. С. 91.

8 Белановский С.А. Некоторые мотивационные механизмы формирования молодежных коллективов и групп//Молодежь и культура. Проблемы досуга, художественного творчества, становления личности. М.: НИИ культуры РСФСР, 1985.

9 Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы. Изд. 2-ое. М.: Наука, 1987. С. 35.

10 Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы. Изд. 2-ое. М.: Наука, 1987. С. 63.

11 Маслова О.М. Познавательные возможности метода опроса/Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1. Социологический опрос. Под. Ред. В.Г.Андреенкова и О.М.Масловой. М.:Наука, 1990. С. 77.

12 Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности: учебник / В.А. Ядов. - М. - Кн. Дом «Университет», 2003. С. 338.

13 Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.:Добросвет, 1998. С. 19.

14 Белановский С.А. Метод фокус-групп.--М.: Издательство Магистр, 1996. С. 112.

15 Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.:Добросвет, 1998. С. 80.


 



 



Информация о работе Познавательные возможности метода опроса в социологических исследованиях