Позитивизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 20:37, курсовая работа

Краткое описание

Фрейд перед лицом отца позитивизма
Собственно говоря, позитивизм первоначально восходит к доктрине Огюста Конта, изложенной, главным образом, в "Курсе позитивной философии" (1830-1842), "Слово о позитивистском духе" (1844) и "Позитивистском катехизисе" (1852-1854) [1, 2].
Позитивистская философия Огюста Конта оставила спекуляцию о сверхъестественном с тем, чтобы устремиться к научному исследованию. Согласно ему, знание обо всём, начиная с астрономии и кончая социологией, должно

Файлы: 1 файл

Позитивизм.doc

— 68.00 Кб (Скачать)

     Эпистемологи хотят видеть в  сближении Фрейда с этой доктриной  происхождение экономической точки  зрения его метапсихологии, а  также и принцип постоянства  и принцип нирваны, которые  предложены в первой модели  психического устройства, поддержанной Фрейдом в его ранних трудах, из-за чего его иногда считают последним оплотом позитивизма. Попытка установить психологию как естественную науку на твёрдой базе неврологии соответствовала устремлениям позитивистов, с которыми Фрейд учился и чьи надежды и мечты он старался тогда реализовывать в своей работе. Он никогда не оставлял свои амбиции основать научную психологию. Тем не менее, его открытие бессознательного поспособствовало тому, чтобы его научное честолюбие отошло от позитивизма и углубилось в другие парадигмы.

   В самом деле, Лакан вместо того, чтобы  связать дальнейшие успехи Фрейда с  его учителями, указывает на его  отход, разрыв научным сообществом, представленным Брюкке, Гельмгольцем и Дюбуа-Реймоном. Он указывает на то, что если Фрейд и смог отступиться от их непоколебимой веры, предпосылки которой не позволяли отступаться, то от того, что он придаёт важность своим антиномиям детства, своим снам, своим невротическим пертурбациям, потому что его Желание могущественно, и оно помещает его в среду, полную случайностей, желания смерти, желания женщины, образов отца.

   Единственное  значение желания (влечения) для Фрейда отдаляет его от позитивизма, как  это констатирует Лакан: "доктрина Фрейда подразумевает желание диалектики. [...] И уже этим я сказал, что желание не есть жизненная функция в том смысле, в котором позитивизм придал определённый статус жизни" ([10], стр. 132).

   Но  относительно влияния позитивизма, который мог быть воспринят Фрейдом как сциентизм, Лакан полагает следующее: "Мы говорим противоположное тому, что обычно говорится о так называемом разрыве Фрейда со сциентизмом его эпохи, что этот самый сциентизм, если его очень хотят описать как верность идеалам Брюкке, в свою очередь идущих от договора, в котором Гельмгольц и Дюбуа-Реймон посвятили себя намерению обозначить физиологию и функции мышления, рассматриваемые как её составная часть, в математически определенных терминах термодинамики, почти оформившейся в те времена, он, привёл Фрейда, насколько его сочинения это показывают, к открытию того направления, которое вознесла его имя в вечность. Мы говорим, что это направление не отделялось никогда от идеалов этого, как его называют, сциентизма и что вклад, который оно вносит, не только не случаен, но и  продолжает оставаться существенным. Что именно этот вклад, это направление, выбранное им и важности которого он доверял, несмотря на отклонения, которым он был подвержен, и являлось тем оружием, с помощью которого Фрейд противостоял этим отклонениям, всегда с уверенностью, без колебаний и со всей строгостью" ([10], стр. 130). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Психологизм в русской литературе. Лекция из курса проф. В.Гудонене  

# 1. ТИП. ХАРАКТЕР. ЛТЧНОСТЬ. СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ  ЛИТЕРАТУРНОГО ПЕРСОНАЖА. 

  Писатель, уделяющий особое внимание среде, социальным мотивам поведения,

создает характкры-типы (Гоголь: вещи, окружающие персонажа, несут  отпечаток

его души). Мир героев Гоголя механичен, поэтому активен  рассказчик. Это

примета натуральной  школы (Некрасов, Даль, Тургенев). 

  Однако уже у Тургенева - осложненные характеры, социально-психологические

типы ("Хорь и  Калиныч"). 

  В дальнейшем (Достоевский, Толстой) социальное играет подчиненную роль,

главное внимание - на показ тайников души; микромир человека берется в

единстве и взаимосвязи  с объективным бытием. "Психологическая реальность".

Писателей теперь интересует не столько характер, сколько личность,

общечеловеческая  природа индивидуальности. 

  Характер - внешняя сторона личности, а личность надалена не только

сознанием, но и  самосознанием, способностью развиваться , даже выходить из

под контроля автора (Базаров, Раскольников, Анна Каренина и т.д.). 

  Самосознание - свойство зрелой личности. Это часть мироощущения и

миропонимания, обращенная на себя. Чем интенсивнее мыслительные процессы,

тем сильнее рефлексия (мышление, развернутое на себя), осмысленнее и

самооценка своего внутреннего мира. 

  Структура сомосознания:

  1) САМОПОЗНАНИЕ. В детстве мир человека нерасчлененный, он слит с его

  собственной жизнью. По мере развития рефлексии - понимание, что мое "Я" -

  лишь часть этого мира, и наконец - "различение" себя и мира. 

  2) САМООТНОШЕНИЕ - эмоционально-ценностное отношение к себе и к тому, что

  человек узнает о себе (самокритичность, обидчивость, совестливость,

  самолюбие). В этих самооценкох отражается значимость личности для себя

  самой. 

  3) САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ  - самоконтроль личности. 
 

  В философии независимость личности, "самозаконность" - связана с

кантовской философией "долженствования": самодисциплина, самообладание,

способность быть себе господином. 

  Такая личность, творящая себя, всегда в движении, в развитии. 
 
 

# 2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ  ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПИСЬМА И ИХ  ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЕ. 

Психологизм осуществляется в форме прямых

авторских размышлений или в форме самоанализа

героев, или косвенным образом - в изображении

их жестов, поступков, которые должен аналити-

чески истолковать  подготовленный автором

читатель (Гинзбург) 

Основные  формы Псл анализа  возможно разделить

на изображение  характеров изнутри (внутренняя

речь, образы памяти и воображения) и извне -

интерпритация писателем выразительных

особенностей  речи, речевого поведения, мимичес-

кого и  других средств внешнего проявления

психики (Страхов) 

"Суммарно-обозначающая" форма: писатель сам

кратко  называет те процессы, которые происходят

во внутреннем мире, но не прослеживает сам

процесс протекания чувства (Есин) 

  Три основных формы психологизма: 

1) Всеведущий автор  не только сам называет чувства,  но и комментирует их,

повествуеит о них  в форме косвенной речи, использует психологические

детали, портрет, пейзаж, музыку. 

2) Внешняя форма  изображения характеров извне,  или косвенный психологизм -

это описание особенностей речи, мимики, жестов, движений и других признаков

внешнего проявления психологии. 

3) Изображение характеров изнутри или прямая форма психологического

изображения. Путем  самораскрытия воссоздается поток  мыслей и чувств в

сознании и подсознании  персонажа (внутренний монолог, поток  сознания, сон,

исповедь, дневник). 

  В литературе XIX и XX вв. все три формы взаимопроникаемы, часто исполь-

одновременно. Это  требует дополнительных усилий читателя: он, вступив в

соавторство, сам  воссоздает недостающие звенья в  психологическом рисунке

душевной жизни  персонажа. 

  Пример, где все формы изображения даны в чистом виде и последовательности-

эпизод из  "Войны  и мира", где Николай растов на поле Аустерлицкого сражения

неожиданно встречается  с обожаемым им государем (том 1, ч.3, гл.18). 
 
 
 
 
 
 


Информация о работе Позитивизм