Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 22:09, курсовая работа
Актуальность данной проблемы определяется изменением наркоситуации в нашей стране, основной тенденцией которой является катастрофический рост числа наркозависимых, прежде всего, среди детей и подростков, что создает предпосылки к угрозе национальной безопасности страны, связанной с эпидемией наркозависимости среди молодежи. Распространение наркомании приняло за последнее десятилетие угрожающие размеры и приобрело черты социального бедствия.
Введение……………………………………………………………………………..4
1 Наркозависимые подростки в современном Российском обществе…………...6
Наркомания как социальная проблема……………………………………...6
Наркозависимые подростки как социальная группа…………………….. 10
2 Последствия наркотической зависимости……………………………………...15
Психологические последствия……………………………………………...15
Социальные последствия…………………………………………………....19
Выводы и рекомендации…………………………………………………………...22
Библиографический список………………………………………………………..24
В эти годы дети, которые подвержены риску начать употребление алкоголя и наркотиков, начинают яснее осознавать неблагополучность обстановки в семье. Они начинают страдать от чувства собственной неполноценности; они проявляют признаки недостаточно добросовестного отношения к учебе; у них может развиться убежденность в том, что школа не для них. Это убеждение возникает после чрезмерно большого количества неудач и плохих оценок10.
Взрослея, дети начинают принимать осознанные решения, касающиеся их жизни, включая решение о том, продолжать ли свое образование. Кто-то начинает подумывать о том, чтобы бросить учебу, выбрав вместо этого путь, который, по их мнению, потребует меньших усилий и быстрее принесет конкретные плоды. Этот период является для них определяющим, временем принятия решений относительно будущего. Учителя и другие взрослые должны осознавать, что дети в этом возрасте чрезвычайно ранимы. Трудные подростки легко поддаются соблазну начать торговать наркотиками, а также употреблять их, что приносит удовлетворение, заключающееся в быстром решении проблемы заработка, в обретении определенного веса среди сверстников или временном отрешении от жизненных проблем. Им также легко доступен алкоголь, который в начале обеспечит им удовольствие и уход от всех проблем.
Существуют другие особенности, характерные для детей этого возраста. Например, они начинают становиться независимыми, процесс, который продолжается на протяжении всей юности. Хотя большинство детей все еще привязано к своим семьям, они все больше начинают стремиться принимать решения самостоятельно и проводить больше времени со своими друзьями и меньше в кругу семьи.
В этом возрасте дети стремятся развивать отношения со своими ровесниками. Характер этих отношений может быть самым различным от крепкой дружбы до принадлежности к группе или команде, члены которых обычно бывают одного пола и возраста. Такое поведение возникает из потребности действовать независимо от родителей и быть принятым среди сверстников.
В попытке быть своим среди своих дети начинают одинаково одеваться, сбиваться в группки, придумывать свои шутки и собственный жаргон. Они не отчуждаются от своих семей, но все в большей степени обращаются к родителям, главным образом, когда нуждаются в защите, например, во время кризисных ситуаций, или в материальной поддержке, например, в деньгах. Как ни трудно для родителей это стремление детей к независимости, очень важно делать все, чтобы сохранять доверительные отношения с ними. Если дети не могут позволить себе быть откровенными в общении со своими родителями в этом возрасте, то эта проблема лишь усугубится в подростковом возрасте, а недостаточно хорошие отношения с родителями в юности делают молодежь неустойчивой к влиянию со стороны сверстников, для которых употребление алкоголя и наркотиков является нормой поведения11.
Ребят интересует все, что связано с наркотиками — их действие, как их принимают. О жутких последствиях употребления если и слышали (большинство из них говорят, что никогда не слышали), то всерьез эти сведения не воспринимают. Сами наркотики пока не пробовали, с наркоманами знакомы единицы (о таком знакомстве рассказывают с гордостью). Знания отрывочны, недостоверны, получены с чужих слов.
Необходимо отметить, что это возраст появления любопытства к наркотикам, возраст подражания и формирования моды. В этом возрасте школьники начинают играть в наркоманов и интересоваться видеофильмами о борьбе с наркомафией. Частое и практически всегда непрофессиональное обсуждение проблемы наркотиков средствами массовой информации (в первую очередь на телевидении) по большей части дает прямо противоположный эффект — усиливает любопытство к наркотикам и наркоманам.12
По данным американских исследователей дети начинают эксперименты с приемом наркотиков с десятилетнего возраста. В нашей стране это прерогатива следующей возрастной группы:
1) 12-14лет. Основной интерес у ребят вызывает возможность употребления «легких» наркотиков — марихуана наркотиком не считается. О существовании глобальной проблемы задумываются лишь некоторые; пробовали наркотик немногие — из любопытства; знакомы с потребителями и распространителями практически все.
О наркотиках знают много — из опыта знакомых или по рассказам. Многие сведения недостоверны, информации об отрицательных сторонах действия наркотиков практически нет. Опасность употребления сильно недооценивается. Разговаривают о наркотиках только между собой (это страшная тайна для взрослых, следовательно — органическая часть молодежной культуры).
Для многих подростков это возраст первого знакомства с наркотиками. Чаще всего это пробы вдыхания растворителей или прием под влиянием сверстников каких-либо таблетированных психоактивных препаратов.
2) 14-16 лет. По отношению к наркотикам формируются три группы:
- употребляющие и сочувствующие — интересуются вопросами, связанными со снижением риска при употреблении наркотиков. Не верят в привыкание. Употребление наркотиков считается признаком независимости и крутости. Среди членов этой группы много ребят, являющихся лидерами по характеру.
- радикальные противники — сам никогда не буду и не дам гибнуть другу. Многие из членов этой группы считают употребление наркотиков признаком слабости и неполноценности.
- группа, не определившая своего отношения к наркотикам. Значительная ее часть может начать употребление под влиянием друзей. В основном в этой группе находятся ребята, относящиеся к проблеме наркотиков с плохо скрываемым любопытством13.
3) 16-17 лет. Группы сохраняются, но число не определившихся значительно уменьшается. Качественно меняется содержание знаний о наркотиках — они детализируются и становятся более объективными. Появляется первая негативная информация (в основном из опыта сверстников, употребляющих сильные наркотики).
В группе употребляющих и сочувствующих пожинают первые плоды, в связи с этим большой интерес вызывают криминальные последствия употребления и скорость развития процессов, влияющих на здоровье. Глобальной проблемой наркоманию считают немногие.
Таким
образом, наркозависимые подростки
как социальная группа – это подростки
в возрасте от 12 до 17 лет, употребляющие
наркотики. Главной особенностью современной
наркотизации подростков является снижение
возрастной границы начала наркотизации
до 11 – 13 лет, в то же время первое знакомство
с препаратами бытовой химии отмечается
в 7 – 9 лет. Подростковая наркомания имеет
свои особенности. Такой социальный недуг
является следствием стремления детей
выглядеть старше, не отставать от сверстников,
узнать что-то новое и получать удовольствие.
Но, независимо от того, с чего именно началась
подростковая наркомания основа, на которой
собственно она и развивается - это не
осведомленность, невежество, ложные данные.
Подростковая наркомания цветет буйным
цветом только там, где невежество в отношении
наркотиков и их последствий позволяет
ей цвести.
2
Последствия наркотической
зависимости
2.1 Психологические последствия
В
спектре психологических
В механизмах формирования личностной патологии у больных наркоманиями, как и в развитии личности, вообще как интегративной характеристики психолого-поведенческих свойств индивида, немаловажную роль играют условия его воспитания и процессы социализации, система мотивов, побуждающих его к деятельности, которая складывается на основе совокупности потребностей, в том числе возникших в динамике болезни.
В самом общем виде, развитие личности по наркоманическому типу обуславливается процессом вхождения больного в новую социальную среду, в данном случае наркоманическую (наркотическую), с существенными трансформациями в ней, происходящими в результате этого процесса, протекающего на фоне патологических изменений, вызываемых в ЦНС хронической интоксикацией
В начале наркотизации преобладают аффективные расстройства, определяющие изменения структуры личности в сторону эмоциональной неустойчивости, повышенной чувствительности, мимозоподобности, склонности к неадекватному реагированию на окружающее. Преобладают истеровозбудимые формы реагирования, а также реакции в виде дисфорических депрессий14.
В процессе заболевания индивидуальные личностные характеристики постепенно сглаживаются и нивелируются, больные становятся все более похожими друг на друга. Их поведение в основном определяется психопатоподобными расстройствами, в структуре которых, помимо истеровозбудимых и депрессивных форм реагирования, можно отметить лживость, отсутствие чувства долга, критики, легкомысленное отношение к наркотизации и последствиям. Формируется своеобразный психопатоподобный дефект с деградацией личности и выраженным морально-этическим снижением, когда вся активность больного направлена на приобретение наркотика и добывание средств для его покупки, что больные осуществляют подчас с необычайной изворотливостью.
Развитие интеллектуально-мнестических расстройств и формирование психоорганического синдрома наблюдаются практически при всех видах наркомании. Наиболее быстро это происходит у больных, вдыхающих пары органических растворителей. Выраженные интеллектуально-мнестические расстройства отмечаются при злоупотреблении барбитуратами и другими седативными средствами. В конечных стадиях этих форм наркомании развивается состояние органической деменции. На 3-м месте по скорости развития психоорганического синдрома находятся больные, злоупотребляющие препаратами, приготовленными из эфедрина и эфедринсодержащих смесей. У больных, злоупотребляющих препаратами конопли, и у больных опийной, в том числе героиновой, наркоманией, интеллектуально-мнестические нарушения развиваются в более отдаленные сроки. Психоорганический синдром быстрее формируется при более раннем начале наркотизации и на фоне врожденных или резидуальных явлений органической недостаточности ЦНС.
Среди опасных психологических последствий наркомании и токсикоманий можно отметить высокий суицидальный риск. По данным разных авторов, у больных наркоманиями суицидальный риск повышен по сравнению со здоровыми лицами в 5-20 раз. У больных наблюдаются истинные суицидальные тенденции: они наносят себе тяжелые повреждения (обычно порезы), но чаще они делают это с демонстративной целью или чтобы снять напряжение на высоте аффекта (в этих случаях при виде крови больные, как правило, успокаиваются).
В результате употребление одурманивающего средства, а затем и вся способствующая этому деятельность (его добывание) становятся вполне естественными, а затем – необходимыми. Вызываемое приемом наркотиков состояние одурманивания – сильнейший подкрепитель любой деятельности, ведущей к его возникновению. Обусловленные действием наркотиков объективно ложные, но субъективно положительные ощущения и переживания становятся для употребляющего их человека высоко значимой самоцелью. Постепенно все поведение человека направляется на добывание и прием дурманящего зелья, а деятельность, имеющая иную, даже прежде самую ценную мотивацию, переходит в подчиненное положение или полностью прекращается.
Без наркотика подросток-наркоман начинает испытывать неудовлетворенность, нехватку чего-то необходимого, психический дискомфорт с чувством внутренней пустоты, скуки. С эмоциональной тупостью, подавленностью, тоскливостью, апатичностью или с раздраженностью, внутренней напряженностью с оттенком озлобления, вначале смутными, а затем отчетливыми навязчивыми мыслями о наркотике. Все эти явления свидетельствуют о развитии зависимости от наркотического средства – психической зависимости, являющейся основой и сущностью наркомании как особого, болезненного состояния психики. После того, как человек убеждается, что устранить состояние душевного дискомфорта можно лишь новым приемом наркотика. Подросток-наркоман подчиняет возникшей патологической, извращенной потребности в наркотике все свои помыслы, поступки, все свое поведение15.
Психические нарушения сопровождаются, помимо расстройств в сфере чувств, грубыми изменениями памяти. Память, как известно, обеспечивает человеку возможность накапливать багаж знаний, личный опыт. Под воздействием наркотических веществ удивительно стройная система запоминания, сохранения, переработки и воспроизведения полученных ранее знаний разрушается. Еще вчера здоровый, молодой, совершенствующийся мозг подростка мог запоминать целые блоки информации в виде стихов, математических формул, а после одного-двух глотков табачного дыма он уже на следующий день запоминает только 10% предложенной ему новой информации. Подростки под воздействием наркотических веществ становятся рассеянными. При попытке восстановить в памяти увиденное, услышанное не могут вспомнить наиболее важные признаки предметов, пересказать событие в хронологической последовательности. Ухудшающаяся память становится причиной все чаще допускаемых ошибок и просчетов при решении элементарных задач. У таких подростков возникает чувство скрытой тревоги, беспокойства, отчаяния. Попытка выучить изучаемый материал, зазубрить путем многократных повторений успеха не приносит, так как разрушается еще одно удивительное свойство памяти – длительность удержания информации. Такому учащемуся, студенту скудные знания, с большим трудом усвоенные сегодня, завтра уже оказываются совершенно незнакомыми. Все чаще и чаще дают о себе знать грубые провалы в памяти, которые стирают не только знания по изучаемым предметам, но и события недавнего прошлого, детства16.