Последствия иммиграции для принимающих стран на примере Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 18:02, доклад

Краткое описание

Французская Республика является одним из европейских государств, наиболее популярных среди иммигрантов, поток которых во Францию увеличивается из года в год. Если в 2008 количество иммигрировавших в Экзагон1 лиц достигало 5 342 2882, то в 2012 их число превысило 7 миллионов, включая их детей, родившихся на территории французского государства3.

Файлы: 1 файл

статья Авериной Е.В..doc

— 98.50 Кб (Скачать)

 

ПОСЛЕДСТВИЯ ИММИГРАЦИИ ДЛЯ ПРИНИМАЮЩИХ СТРАН  НА ПРИМЕРЕ ФРАНЦИИ

 

 

Е.В.Аверина,

3 курс факультета МО

МГИМО (У) МИД РФ

 

 

Ключевые слова: Франция, иммиграция, принимающие страны, последствия иммиграции, иммиграционная политика.

 

 

Immigration's Effects on Countries of Destination – Evidence from France

 

E.Averina

 

 

Key words: France, immigration, countries of destination, immigration’s effects, immigration policy.

 

 

Французская Республика является одним из европейских государств, наиболее популярных среди иммигрантов, поток которых во Францию увеличивается из года в год. Если в 2008 количество иммигрировавших в Экзагон1 лиц достигало 5 342 2882, то в 2012 их число превысило 7 миллионов, включая их детей, родившихся на территории французского государства3.

Численность иммигрантов  во Франции (1960-2005)

Источник: http://www.rusnauka.com/12.APSN_2007/Politologia/20647.doc.htm

 

Вследствие этого представляется логичным рассматривать последствия  иммиграции для принимающих стран  именно на примере этой страны. При этом необходимо отметить, что рассматривая иммиграционную политику Франции и ее последствия, мы будем говорить конкретно об африканских приезжих, так как именно они составляют костяк мигрантов, принимаемых Францией.

Если обратиться к истории4, то можно увидеть, что приток африканских иммигрантов во Францию начался после окончания Первой мировой войны с прибытием в страну сенегальских стрельцов, ставших французскими подданными, затем развился в экономическую иммиграцию после Второй мировой войны и деколонизации, когда африканцы стали прибывать во Францию в поисках работы, и в 70-х – 80-х годах стал поистине массовым5. И это неудивительно, ведь Франция в течение долгого времени характеризовалась очень гостеприимной для иммигрантов страной: не угнетала их какой-либо формой регистрации, ратовала за принцип равенства и, руководствуясь историческим «jus soli» (законом почвы), с легкостью предоставляла гражданство любому человеку, родившемуся на французской территории. Такая политика Франции объяснялась тем, что ей было выгодно привлекать дешевую рабочую силу из своих бывших колоний на работу, не требующую высокой квалификации и не пользующуюся популярностью среди самих французов.

Однако в 1974 году разразился экономический  кризис, и столь свободный прием иммигрантов пришлось ужесточить из-за резко возросшей в стране безработицы. Естественно, такой переход в иммиграционной политике не мог не породить определенные последствия. На них мы и обратим внимание в данной работе.

1.Экономическая и социальная напряженность внутри страны.

 

 

После того, как правительство  Жака Ширака вследствие высокого роста  безработицы из-за экономического кризиса 1974 года приостановило прием новых  рабочих-иммигрантов, в стране расцвела нелегальная иммиграция. Это, в свою очередь, вызвало недовольство населения, которое, будучи изнуренным затяжным  плачевным экономическим положением в стране, не желало мириться с усилившейся конкуренцией на рынке труда. Тем самым, во французском обществе укоренился образ иммигранта как «выходца из неблагополучных стран, приехавшего в надежде воспользоваться плодами цивилизации,  построенной усилиями поколений “коренных” французов, который является конкурентом на рынке труда, тем более опасный, чем менее он требователен к условиям найма»6.

Общее количество трудовых мигрантов в странах Западной Европы в 1995 и 2003 годах (тысяч)

Источник: http://www.polit.ru/article/2006/04/28/demoscope243/ 

 

 

Социальная напряженность  усугублялась и взаимной ксенофобией  между иммигрантами и французами. Первые довольно болезненно воспринимали то, как относились к ним коренные жители Франции, и тот факт, что при приеме на работу им приходилось испытывать дискриминацию. «Ассимиляция приравнивается в их представлении к исчезновению»7.  Вторые же страдали от кризиса идентичности, ведь, по их мнению, иммигрант – «это человек чуждой культуры и (или) религии, не желающий или не способный быстро интегрироваться во французское сообщество»8, упорно пытающийся принести свой устав в чужой монастырь, требуя, например, разрешение на ношение хиджаба мусульманскими девушками.

В итоге, мы наблюдаем  затруднение диалога культур  и провал планов по интеграции иммигрантов.

2.Политическая напряженность внутри страны.

С 80-х годов проблема иммиграции стала играть одну из ведущих ролей во внутрифранцузских политических прениях: правые неустанно боролись с иммигрантами, не имеющими вид на жительство, а левые ратовали за защиту их прав и свобод.

С наступлением нового столетия общенациональные дискуссии стали еще более острыми ввиду усилившегося притока иммигрантов из стран Магриба, где внутриполитическая ситуация изо дня в день становилась все более и более нестабильной и которая в конце концов привела к тем событиям в Ливии, Египте и Тунисе, свидетелями которых мы являемся сегодня.

 

Меры, предпринимаемые различными французскими правительствами в отношении иммигрантов, по сути, представляют чередование кнута и пряника. Так, после прихода к власти Ф.Миттерана правительство под руководством П.Моруа отошло от ужесточения иммиграционной политики, проводимого предшествующим правительством Ж.Ширака, и объявило амнистию для «сан-папье»9, воплотившуюся в легализации положения 145 тысяч иммигрантов за 1981 – 1983 года10. Однако в 1993 и в 1997 годах иммиграционная политика была вновь ужесточена в связи с принятием закона «господина Зеро»11 Ш.Паскуа, который ограничил въезд в страну иностранцев, сократил для них количество мест в вузах и установил ряд жестких критериев при предоставлении им работы, а также с принятием закона Ж.-Л.Дебре, который усиливал контроль за всеми иностранцами, въезжающими во Францию, и сделал более обширным круг полицейских мер, выявляющих нелегальных иммигрантов. Таким образом, тысячи иммигрантов были вновь превращены в нелегалов, лиц без документов.

И это лишь некоторые  эпизоды, свидетельствующие о некой  «чехарде» в политических решениях относительно иммиграции, которые привели  к тому, что и сегодня во французском  обществе по-прежнему нет единства ни во взглядах на иммиграцию, ни во мнениях по поводу интеграции, а в мире бытует суждение о том, что Франция не способна разрешить иммиграционные проблемы, по крайней мере, самостоятельно.

3.Подрыв имиджа Франции как демократического гражданского общества.

В 1985 году Франция вместе со странами Бенилюкса и ФРГ подписала  Шенгенское соглашение, по которому для большинства стран-членов ЕС вводился безвизовый режим. Это означало, что Франции придется проводить иммиграционную политику в соответствии с общеевропейскими требованиями, ведь, въезжая на французскую территорию, иммигранты могли свободно передвигаться и по остальным 4 странам. Согласно изменениям, иммигранты больше не имели права свободно приезжать во Францию, получать образование и работать в этой стране. Выдворение мигрантов было жестоким: полицией нередко применялись и грубость, и насилие. И несмотря на то, что впоследствии были предприняты некоторые шаги улучшить положение мигрантов, это можно расценивать скорее не как жест доброй воли, а лишь как потребность Франции в экономических и трудовых мигрантах. Кстати, ее не раз упрекали и в том, что она, давая иммигрантам высшее образование, готовит кадры для себя, тем самым способствуя «утечке мозгов» из Африки.

Таким образом, мы видим, что Франция демонстрирует прагматизм и утилитарность по отношению  к иммигрантам: «Как только потребность  в них исчезает или снижается, от них избавляются, нередко насильственно выдворяя из страны»12. Вследствие такой политики Французской Республики подрывается ее имидж демократического гражданского общества.

 

 

 

4.Мусульманский экстремизм.

 

Ожесточение иммигрантской политики Франции в 1990-х годах было воспринято африканцами как трагедия. Именно в те годы Франция принимала более половины всех прибывающих в Европу африканских эмигрантов13, и поэтому, когда они стали активно высылаться с территории этого государства, им ничего не оставалось, как возвращаться на родину, где их ждала безработица, нищета и разруха.

Стремясь отстоять свои права, иммигранты, ставшие после Дублинской конвенции 1990 года нелегалами, перешли к активному протесту, выражавшемуся в проведении таких мероприятий, как осада парижской церкви Сен-Бернар д’Амбруаз, марши-протесты, образование крупных мусульманских организаций (Парижская мечеть, Национальная федерация мусульман Франции, Союз исламских организаций Франции и др.), поджоги машин, домов и католических церквей весной-осенью 2005 года (тогда в стране было даже введено чрезвычайное положение) и многое другое.

Можно представить, каким  был ущерб, нанесенный Франции, если за одну лишь ночь с 5 на 6 ноября 2005 года было сожжено 1 295 машин14, а общая сумма издержек во время погромов составила 270 млн. евро…

5. Вклад в развитие экономики.

Однако не стоит целиком  и полностью очернять влияние  иммигрантов на принимающую их Францию.

Французский историк  Фернан Бродель писал по этому  поводу: «Иммигранты, давно живущие в нашей 
стране, внесли свой вклад в развитие экономики Франции, в обуржу- 
азивание части нашего пролетариата, в повышение общего уровня 
жизни. И если всем нам приходится за это платить тем или иным 
образом, пусть даже небольшим уменьшением нашей покупательной 
способности, то это вполне справедливо»15.

Действительно, не только иммигранты нуждаются во Франции,  но и сама эта страна нуждается в них как источнике и неквалифицированной рабочей силы,  и интеллектуальных ресурсов. По оценкам доклада ООН, в ближайшие 50 лет Франции каждый год потребуется 1,7 млн  иммигрантов16.


Заключение

Таковы основные штрихи иммиграционной политики Франции. В  целом, последствия, характерные для  Экзагона, свойственны и другим европейским  странам. В ближайшем будущем  трудно ожидать, что поток мигрантов значительно сократится или вовсе прекратится.

В связи с этим страны, охваченные этой проблемой, должны объединить свои усилия с целью наиболее эффективного регулирования иммиграционными процессами, потому что в одиночку в столь запутанном и имеющем давнюю историческую подоплеку деле таким государствам, как Франция, где окончательно произошел политический раскол по вопросу иммиграционной политики, не справится… Французский опыт демонстрирует, что принимающим странам придется столкнуться еще с многими вызовами, связанными с возникновением новых моделей сосуществования иммигрантов и коренными обитателями.

Закончить хотелось бы словами научного сотрудника Центра цивилизационных и региональных исследований РАН Екатерины Борисовны Деминцевой: «Проблема возникновения замкнутых инокультурных сообществ, сопротивляющихся попыткам ассимиляции, уже давно назрела в Западной Европе. Сегодня она все более актуальна и в России. Отечественным политикам полезно изучить опыт Франции, которая активно ищет ответы на вызовы, связанные с этническим многообразием»17.

1 Экзагон (фр. Hexagone - шестиугольник) – так французы называют свою страну из-за схожести ее территории с шестиугольником.

2 Tableau CD-MF2 - Immigrés selon le sexe, la catégorie de population et le pays de naissance détaillé – France, l’INSEE - http://www.insee.fr/fr/themes/detail.asp?reg_id=0&ref_id=pop-immigree-pop-etrangere-2008.

3 Stéphane Kovacs, France: 12 millions d'immigrés et d'enfants d'immigrés, Le Figaro, 10/10/2012 http://www.lefigaro.fr/actualite-france/2012/10/10/01016-20121010ARTFIG00262-immigration-les-chiffres-de-l-insee.php

 

 

4 Кстати, в Париже есть Музей иммиграции – Cité nationale de l’histoire de l’immigration -, коллекция которого прослеживает двухсотлетнюю историю иммиграции во Франции.

5 Н.И. Высоцкая, Африканская политика Франции (конец ХХ – начало ХХI  века), Очерки, М., 2006,стр. 97.

6 Е.О.Обичкина, Франция на рубеже ХХ-ХХI веков: кризис идентичности, Монография, М.:МГИМО (У) МИД России, 2003, стр. 64.

7 Е.Б.Деминцева, Иммигрантские сообщества: опыт Франции, Россия в глобальной политике,  http://www.globalaffairs.ru/number/n_7418

8 Там же.

9 Сан-папье (фр. sans-papiers – человек без документов, беспаспортный) – так французы называют иностранцев, не имеющих вид на жительство.

10 Е.О.Обичкина, Франция на рубеже ХХ-ХХI веков: кризис идентичности, Монография, М.:МГИМО (У) МИД России, 2003, стр. 63.

11 Так его прозвали за требование свести к нулю прием мигрантов.

12 Н.И. Высоцкая, Африканская политика Франции (конец ХХ – начало ХХI  века), Очерки, М., 2006,стр. 106.

13 Données de l’Office des migrations internationales http://www.iom.int/cms/fr/sites/iom/home.html

14 1 295 véhicules ont brûlé cette nuit, le plus lourd bilan depuis le début des émeutes, Le  Monde, 6.11.2005 http://www.lemonde.fr/societe/article/2005/11/06/1-295-vehicules-ont-brule-cette-nuit_707066_3224.html

15 Бродель Ф. «Что такое Франция?»,стр.188.

16 Высоцкая Н.И., Африканская политика Франции (конец ХХ – начало ХХI  века), Очерки, М., 2006,стр. 102.

17 Е.Б.Деминцева, Иммигрантские сообщества: опыт Франции, Россия в глобальной политике,  http://www.globalaffairs.ru/number/n_7418




Информация о работе Последствия иммиграции для принимающих стран на примере Франции