Понятие социального процесса. Социальная эволюция

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 14:55, реферат

Краткое описание

Социальные процессы играют огромную роль в жизни общества, привнося в него как позитивные для большинства людей результаты, так и негативные. В основе их возникновения лежат противоречия, возникающие между различными социальными группами, располагающими особыми корпоративными интересами, входящими в несоответствие с интересами других групп. Такое положение является абсолютно естественным и позволяет обществу находить наиболее эффективный путь развития, способный консолидировать интересы большинства своих членов.

Оглавление

1.Понятие социального процесса. Социальная эволюция…………………..3
2.Социальные революции……………………………………………………..6
3.Социальные реформы……………………………………………………….10
Список литературы……………………………………………………………13

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 27.59 Кб (Скачать)

ПЛАН

1.Понятие социального  процесса. Социальная эволюция…………………..3

2.Социальные революции……………………………………………………..6

3.Социальные реформы……………………………………………………….10

Список литературы……………………………………………………………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие социального  процесса. Социальная эволюция

Социальные процессы играют огромную роль в жизни общества, привнося в него как позитивные для  большинства людей результаты, так  и негативные. В основе их возникновения  лежат противоречия, возникающие  между различными социальными группами, располагающими особыми корпоративными интересами, входящими в несоответствие с интересами других групп. Такое  положение является абсолютно естественным и позволяет обществу находить наиболее эффективный путь развития, способный  консолидировать интересы большинства  своих членов. Вследствие этого возникающие  в обществе проблемы вызывают изменения, от которых одни категории людей  получают пользу, тогда как другие терпят ущерб. Сами люди, являясь непосредственными  участниками социальных процессов, тем не менее, не всегда в состоянии  оказывать на них влияние. Причина  этого заключается в том, что, вызывая соответствующие изменения  в обществе, люди утрачивают контроль над ними в силу неготовности или неспособности понять внутренние механизмы этих изменений.

В условиях усложнения природы  социальных изменений, уплотнения сети взаимосвязей между социальными  процессами, протекающими в различных  частях планеты, роста коммуникационных и кооперационных возможностей научного знания все чаще начинают говорить об экономическом и политическом характере этих процессов. Значение экономического и политического  аспекта социальных процессов стало  возрастать по мере возникновения приоритетов  экономической и политической стабильности общества, обусловливающих наилучшие  условия для решения текущих  социальных проблем. Становление экономики  и политологии как научных  дисциплин, формулировка ими ряда базовых  для них закономерностей и  исследовательских принципов позволили  обрести реальную методологическую основу для изучения соответствующих  процессов, найти возможность контролировать и управлять ими.

Социальный процесс - это  социально значимые изменения в  обществе, вызванные стремлением  различных групп влиять на сложившиеся  в социуме условия с целью  удовлетворения определенного интереса. В процессе столкновения интересов  различных социальных групп обнажаются факты доминирования одних групп  относительно других, структурирующие  взаимоотношения в обществе под  действием различных факторов - социальных, экономических, политических, экологических, правовых и пр.

Известным русским ученым П. Сорокиным было дано классическое определение социального процесса: "Под процессом понимается любой  вид движения, модификации, трансформации, чередования или "эволюции", короче говоря, любое изменение данного  изучаемого объекта в течение  определенного времени, будь то изменение  его места в пространстве либо модификация его количественных и качественных характеристик"

Процесс предполагает наличие  структуры и динамики, обеспечивающих ему устойчивый и направленный характер, упорядочивающий ход пронизывающих  его социальных изменений. Структура  процесса включает в себя совокупность всех входящих в него участников, содействующих  факторов, условий и пр. Динамика процесса базируется на показателях  силы и масштабах происходящих изменений, их продолжительности и рабочего ритма.

Процесс характеризуется  масштабом, направленностью, интенсивностью, составом и характером стимуляции.

Масштаб процесса предполагает измерение степени вовлеченности  в него субъектов. Охват вовлеченных  в процесс индивидов или отдельных  социальных групп означает микроуровень в исследовании таких процессов. Тогда как приобретение статуса субъекта процессов государствами, народами, этносами или культурами означает переход на макроуровень с переориентацией наблюдателя на принципиально иную систему координат.

Направленность процесса характеризуется его вектором, выражающим ориентацию процесса на определенный исход.

Интенсивность процесса задается осознанным значением его результатов  для вовлеченных в него участников. Фактически это значение может быть задано через освещение этого  процесса в СМИ, общественную огласку, осознание глобальности его последствий  для социального субъекта (например, из-за сокращения численности населения  в результате техногенных катастроф  или военных столкновений).

Состав процесса складывается из составляющих его участников, их социального расслоения, политических ориентации и места в системе  общественного разделения труда.

Характер стимуляции проявляется  в политике субъекта, контролирующего  и направляющего этот процесс. В  соответствии с этим признаком процесс  может быть форсированным или  равномерным, стремительным или  вялым.

Основными элементами социального  процесса выступают: участники, субъект (инициатор) процесса, причины и наблюдатель, являющийся членом научного сообщества. К числу участников процесса можно  отнести всех активных и пассивных  членов общества, чьи интересы затрагивают  происходящее в обществе изменения. По числу участников процесса можно  судить о его характере, масштабах  и уровне охвата. Субъектом (инициатором) процесса выступает один из его участников, располагающий значительными ресурсами, позволяющими продолжительное время  поддерживать динамику и направленность социальных изменений. Инициатор процесса способен оказывать серьезное влияние  на ход таких изменений путем  воспроизведения благоприятных  условий, направленных на достижение ожидаемого результата. Оказываемое инициатором  влияние на процесс может быть и не осознанным, вызывающим определенные изменения вопреки воле и интересам  инициатора. Все это способно стимулировать  широко распространенные случаи утраты инициаторами контроля за вызванными ими изменениями. Роль инициатора процесса может быть многократно усилена в случае обладания им широкими властными полномочиями, полученными им как легальным, так и нелегальным образом. Будучи распорядителем средств, ресурсов, осуществляя право законодательной инициативы, субъект процесса устанавливает правила игры для всех его участников, задавая желаемый вектор направленности процессу.

СОЦИАЛЬНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ - понятие, используемое для обозначения внутренне  единой системы социальных изменений, совершающихся в силу общих принципов (законов) системы и выявляющихся в определенных общезначимых тенденциях, ведущих к тем или иным социальным новообразованиям. С эволюционной точки  зрения, общество рассматривается как  сложная самоорганизующаяся система, где ведущую роль играют адаптивные процессы, направленные на решение  возникающих проблем в ходе взаимодействия элементов системы. При этом предполагается четкое выделение эволюционирующих комплексов, взаимосвязанных цепей  событий, а также стадий, этапов изменений  в контексте большого интервала  времени.

2.Социальные революции

Социальная революция - качественный скачок в развитии общества, который  сопровождается переходом государственной  власти в руки революционного класса или классов и глубокими изменениями  во всех сферах общественной жизни.

По Марксу социальные революции  являются выражением сущности естественно- исторического процесса развития общества. Они имеют всеобщий закономерный характер и представляют собой важнейшие принципиальные изменения, свершающиеся в истории человечества. Открытый марксизмом закон социальной революции указывает на объективную необходимость в смене одной общественно-экономической формации другой, более прогрессивной.

Немарксистские и антимарксистские концепции в целом отрицают закономерность социальных революций. Так, Г. Спенсер  сравнивал социальные революции с голодом, бедствиями, повальными болезнями, проявлениями неповиновения, и “агитацией, разросшейся до революционных собраний”, открытыми восстаниями, которые он называл “общественными изменениями ненормального характера”. К. Поппер отождествлял революцию с насилием. Социальная революция, по его словам, разрушает традиционную структуру общества и его институтов … Но… если они (люди – И.Ш. ) разрушают традицию, то вместе с ней исчезает и цивилизация … Они возвращаются к животному состоянию.

Понятие социальной революции и ее типов имеет в современной литературе неоднозначное толкование. Термин “революция” вошел в обществознание менее трех веков назад, а в его современном значении употребляется сравнительно недавно. В целом, как известно, термин “социальная революция” употребляется , во – первых, для обозначения перехода от одной общественно- экономической формации к другой, т.е. социальная революция понимается как эпоха перехода от одного типа производства к другому в течение длительного периода времени; это эпоха с логической необходимостью завершает процесс разрешения возникающего на определенном этапе развития производства противоречия между производительными силами и производственными отношениями, а конфликт между последними обостряет все общественные противоречия и закономерно приводит к классовой борьбе, в которой угнетенный класс должен лишить эксплуататоров политической власти; во- вторых, для обеспечения аналогичного перехода в рамках отдельного социального организма; в- третьих, для обозначения относительно скоротечного политического переворота; в- четвертых, для обозначения переворота в социальной сфере общественной жизни; в-пятых, для обозначения метода исторического действия в противоположность другому методу – реформистскому и т.д.( термин “революция” понимается часто предельно широко- научная революция, техническая, торговая, финансовая, аграрная, экологическая).

В рамках национального государства, в котором совершается социальная революция, в ней можно выделить три важнейших структурных элемента:

1) политический переворот(политическая революция);

2) качественные преобразования  экономических отношений (экономическая  революция);

3) культурно-идеологические  преобразования (культурная революция).     Подчеркнем, что еще у Маркса сложились две концепции революции: социальная и политическая. Процесс подхода к пониманию сущности социальной революции был сложным и в марксизме. Вначале его основоположники противопоставляли понятия “политическая революция” и “социальная революция”, понимая под первой буржуазные революции, а под второй – пролетарские. Только спустя некоторое время Маркс приходит к выводу: “Каждая революция разрушает старое общество, и постольку она социальна. Каждая революция низвергает старую власть, и постольку она имеет политический характер”. В этой связи приемлемой является точка зрения М. А.Селезнева , утверждающего, что , поскольку социально-экономический и политический аспекты в революции взаимосвязаны, то “перевороты, которые совершаются прогрессивным классом в социально- экономической и политической области путем сознательных и насильственных действий и которые неразрывно связаны друг с другом в пространстве и времени, точнее было бы называть социально- политическими революциями”.

  В то время как политическая революция имеет целью поставить на службу новому классу механизм государственной власти, т.е. сделать его политически господствующим, то экономическая революция должна обеспечить господство производственных отношений, соответствующих характеру производительных сил и интересам прогрессивного класса. Революционные экономические преобразования заканчиваются только с победой нового способа производства. Аналогично коренной перелом в формировании нового сознания, в создании новой духовной культуры происходит лишь в ходе культурной революции, по мере создания соответ­ствующих экономических, политических, образовательных и культурно- идеологических предпосылок.

При всей неоднозначности  подходов к сущности социальной революции  можно согласиться, что существуют ее общие закономерности:

1) наличие причин социальной  революции (расширение и обострение  противоречий);

2) зрелость объективных  условий и субъективного фактора  и их взаимодействие как закон  социальной революции; 

3) социальная революция  как прогресс(сочетание эволюционных и скачкообразных изменений);

4) решение коренного вопроса  (о власти).

Марксистская теория социальной революции утверждает, что основная причина социальной революции –  углубляющийся конфликт между ростом производительных сил общества и  устаревшей, консервативной системой производственных отношений, который  проявляется в обострении социальных антагонизмов, в усилении борьбы между  господствующим классом, заинтересованным в сохранении существующего строя, и угнетенными классами. Классы и  социальные слои, которые по своему объективному положению в системе  производственных отношений заинтересованы в ниспровержении существующего  строя и способны к участию  в борьбе за победу более прогрессивного строя, выступают в качестве движущих сил социальной революции. Революция  никогда не является плодом заговора одиночек или произвольных действий изолированного от масс меньшинства. Она  может возникнуть только в результате объективных перемен, приводящих в  движение массовые силы и создающих  революционную ситуацию 1. Таким  образом, социальные революции –  это не просто случайные вспышки  недовольства, мятежи или перевороты. Они “не делаются по заказу, не приурочиваются к тому или другому моменту, а созревают в процессе исторического развития и разражаются в момент, обусловленный комплексом целого ряда внутренних и внешних причин”.

Кардинальные изменения  в реальной действительности наших  дней и в общественном и индивидуальном сознании требуют, несомненно, нового осмысления проблемы общественного  переустройства по пути прогресса. Это  осмысление, прежде всего, связано с  выяснением соотношения эволюции и  революции, реформы и революции.

Как уже указывалось, обычно эволюция понимается в целом как  количественные изменения, а революция - как качественные изменения. При  этом реформа  также отождествляется  с количественными изменениями  и соответственно противопоставляется  революции.

Эволюция - это непрерывный  ряд следующих друг за другом качественных изменений, в результате которых  меняется природа некоренных, несущественных для данного качества сторон. В  своей совокупности эти постепенные  изменения подготавливают скачок как  коренное, качественное изменение. Революция - это изменение во внутренней структуре  системы, которое становится связующим  звеном между двумя эволюционными  стадиями в развитии системы.  Реформа - это часть эволюции, ее разовый  момент, акт.

3.Социальные реформы

  Реформа - это особая форма революционного процесса, если понимать революцию как разрешение противоречия прежде всего между производительными силами (содержание) и производственными отношениями (форма). В реформе можно видеть как разрушительный, так и созидательный процесс. Разрушительный характер реформ проявляется в том, что с точки зрения революционных сил уступки в виде реформ, проводимых правящим классом, "подтачивают" позиции последнего. А это, как известно, может подтолкнуть правящий класс к насильственным действиям, чтобы сохранить свое господство в неизменном виде (а революционные силы - к ответным действиям). В результате этого подготовка качественных изменений в социальном организме консервируется, а то и прерывается.

Информация о работе Понятие социального процесса. Социальная эволюция