Понятие психологической целостности группы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 16:44, доклад

Краткое описание

Этимологически «группа» восходит к двум корням: «узел» и «круг». В XVII в. термин «группа» (от итальянского groppo, gruppo) использовался художниками и скульпторами для обозначения такого способа компоновки изобразительного материала, при котором фигуры, образуя доступное взору единство, производят целостное художественное впечатление.

Оглавление

Введение:
1. Психологическое открытие социальной группы как особой реальности человеческих отношений
2. Проблематика групп
3. Детальный анализ социально-психологических представлений о природе социальной труппы
4. Психология социальной группы
Заключение
Источники

Файлы: 1 файл

Доклад.docx

— 75.77 Кб (Скачать)

Формы групповой взаимозависимости  людей столь же многообразны, как  сами человеческие объединения. Это  язык, территория, одежда, каналы коммуникаций, обычаи, традиции, ритуалы, символы, убеждения, верования, объединяющие представителей этнических, политических, религиозных  и других больших групп. Это общее  зрелище, массовое действие или событие  – концерт рок-звезды, демонстрация, стихийное бедствие, временно сближающие порой значительное количество посторонних  лиц. Это непосредственно наблюдаемое  взаимодействие нескольких лиц, активно  помогающих друг другу достичь общей  цели: вытащить невод, потушить пожар  или сыграть спектакль. Это зачастую скрытые от беглого взгляда эмоциональные  взаимоотношения членов футбольной команды, армейского взвода, педагогического  коллектива и иных малых групп: любовь и ненависть, жертвенность и эгоизм – тоже проявления созависимости. Это, наконец, сам способ повседневного  бытия человека, усердно воспроизводящего общественные – внутренне предполагающие наличие других людей – порядки  даже на необитаемом острове. Можно, как известно, страдать одиночеством в толпе, но и незримая толпа способна отравить уединение.

Простые и сложные, прямые и опосредованные межиндивидуальные связи порождены  групповым характером человеческой жизнедеятельности и не могут  быть адекватно поняты в отрыве от ее содержательных и структурно-функциональных особенностей. Группа присяжных заседателей, выносящих решение о виновности подсудимого, и жюри музыкального конкурса, определяющее лауреата, могут быть идентичны по численности, половозрастному  составу, длительности существования  и иным признакам, но как же различна царящая в них психологическая  атмосфера! Впрочем, подобные различия можно обнаружить и при сравнении  групп с более сопоставимыми  целями деятельности. Хотя и членов королевской фамилии, и казацкий род объединяют отношения родства, способы их поддержания далеко не тождественны. Целостная система  активности взаимодействующих индивидов выступает как способ реализации определенного вида совместной деятельности, а сама группа – как ее совокупный субъект в исторически конкретном общественном контексте. Социально обусловленные закономерности осуществления и воспроизводства совместной деятельности – материальной или духовной, производственной или семейной, созидательной или деструктивной, творческой или рутинной – и приводят к возникновению группы как реальной психологической общности. Отомрет деятельность – прервется общность, а вместе с ней перестанет существовать группа. Показательно, что содержание, способ возникновения, форма осуществления, длительность существования совместной деятельности, количество и характер взаимосвязей ее участников являются главными основаниями классификации групп. По числу участников («размеру») различают малые и большие группы, по непосредственности взаимодействия и взаимоотношений – первичные и вторичные, по способу образования – спонтанно возникшие, неформальные (неофициальные, «естественные») и институционально созданные, формальные (официальные) группы, по длительности существования – временные и постоянные, по степени регламентации групповой жизнедеятельности – организованные и неорганизовянные, по проницаемости границ – открытые и закрытые, по личностной значимости для участников – референтные группы и группы членства, по уровню развития – становящиеся (вновь созданные, «диффузные») и развитые группы (коллективы). Названные основания классификации имеют эмпирический характер и представляют собой совокупность взаимосвязанных дихотомических, точнее – псевдодихотомических делений, используемых для упорядоченного описания реальных групп, обычно противопоставляемых условным, искусственно сконструированным исследователем по определенному признаку.

Конечно, по-прежнему особое внимание социальных психологов привлекает группа – ограниченная совокупность непосредственно («здесь и теперь») взаимодействующих  людей, которые:

1. относительно регулярно и продолжительно контактируют лицом к лицу, на минимальной дистанции, без посредников;

2. обладают общей целью или целями, реализация которых позволяет удовлетворить значимые индивидуальные потребности и устойчивые интересы;

3. участвуют в общей системе распределения функций и ролей в совместной жизнедеятельности, что предполагает в различной степени выраженную кооперативную взаимозависимость участников, проявляющуюся как в конечном продукте совместной активности, так и в самом процессе его производства;

4. разделяют общие нормы и правила внутри межгруппового поведения, что способствует консолидации внутригрупповой активности и координации действий по отношению к среде;

5. расценивают преимущества от объединения как превосходящие издержки и большие, чем они могли бы получить, в других доступных группах, а потому испытывают чувство солидарности друг с другом и признательность группе;

6. обладают ясным и дифференцированным (индивидуализированным) представлением друг о друге;

7. связаны достаточно определенными и стабильными эмоциональными отношениями;

8. представляют себя как членов одной группы и аналогично воспринимаются со стороны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вернемся к исходному вопросу: так что же произошло с группой  в социальной психологии?

Во-первых, теоретическая девальвация  концепта «группа»: вопреки реальности он рассматривается как нечто  уже известное и не требующее  специальных фундаментальных изысканий, хотя общей теории группы в социальной психологии, увы, по сей день не существует.

Во-вторых, диверсификация понятия  группы, его распространение на новые  предметные области и в то же время  превращение в своего рода «фон»  исследований организационных систем, социальной и, в частности, этнической идентичности личности, процессов общения  и т.п.

В-третьих, прагматизация анализа  группы, неоправданное забвение общих  проблем в угоду актуальным запросам бизнеса, политики, идеологии и пр. Насколько существенную роль сыграют  эти события в дальнейшей судьбе проблематики группы, покажет будущее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники:

 

 

 

 

  1. http://referats.allbest.ru/sociology/9000057033.html
  2. http://www.rusnauka.com/1_NIO_2011/Psihologia/77745.doc.htm
  3. http://jurnal.org/articles/2010/ped6.html
  4. www.pedlib.ru/Books/1/0377/1_0377-25.shtml
  5. www.dissercat.com
  6. www.otherreferats.allbest.ru/sociology/00057033.html
  7. www.kid.ru/pregnancy/index583.php3
  8. www.psylist.net/socpsy/00116.htm
  9. www.society.polbu.ru/volkov_sociology/ch101_i.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Понятие психологической целостности группы