Понятие общества, эволюция общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:38, реферат

Краткое описание

Люди связаны между собой бесчисленными нитями социальных взаимодействий и отношений. Некоторые взаимодействия носят устойчивый, институали-зированный характер, другие возникают эпизодически, спонтанно. Если попытаться нанести на карту мира всю совокупность таких связей, то мы увидим сгущения, как правило, накладывающиеся на государственно-территориальные единицы. Эти сгущения означают высокую интенсивность социального взаимодействия, ослабевающего на границах. Полученная таким образом картина очаговой концентрации социальных связей будет не чем иным, как графическим изображением различных обществ. Общество — это сгусток связей и взаимодействий, сложившихся между людьми.

Файлы: 1 файл

к.р.социология.docx

— 38.38 Кб (Скачать)

 

 

 

Люди  связаны между собой бесчисленными нитями социальных взаимодействий и отношений. Некоторые взаимодействия носят устойчивый, институали-зированный характер, другие возникают эпизодически, спонтанно. Если попытаться нанести на карту мира всю совокупность таких связей, то мы увидим сгущения, как правило, накладывающиеся на государственно-территориальные единицы. Эти сгущения означают высокую интенсивность социального взаимодействия, ослабевающего на границах. Полученная таким образом картина очаговой концентрации социальных связей будет не чем иным, как графическим изображением различных обществ. Общество — это сгусток связей и взаимодействий, сложившихся между людьми.

Проблема  общества в социологии является одной  из самых трудных. Как заметил Э. Гидденс, «несмотря на то, что термин «общество» постоянно фигурирует в рассуждениях социологов, он по большей мере остается неисследованным»*. Причина этого, видимо, заключается в необычайной сложности социального образования, обозначаемого понятием «общество». В этой главе мы попытаемся определить качественную специфику общества, отличающую его от всех других социальных образований, а также объяснить основные принципы его функционирования и развития. Вначале рассмотрим основные признаки общества.

 

Признаки общества.

Признаки общества — это устойчивые черты, характеристики, которые позволяют отличать общество как целостное социальное образование от всех других (от социальной реальности, социальных отношений, институтов, общностей, культуры).

Первый  признак общества — территория, на которой происходит консолидация социальных связей. Многие общности нашли свою эко- логическую нишу для удовлетворения своих витальных потребностей, что придало жизнедеятельности индивидов неповторимые черты, обусловленные многообразием климатических условий и природным ландшафтом. С появлением государственных границ возникли дополнительные факторы, влияющие на локализацию социальных взаимодействий на определенных территориях.

В современных  условиях с развитием средств  коммуникации социальные связи все активнее выходят за пределы территориально-государственных образований. Туризм, деловое сотрудничество, международные контакты начинают постепенно размывать очаговый характер социальных взаимодействий. Глобализация социальных связей позволяет, например, Н. Луману говорить об одном едином обществе, основу которого составляют коммуникативные процессы. «Понятие территориальных границ... становится излишним, и тем самым излишне предположение о многообразии региональных обществ»*.

Однако  большинство социологов по-прежнему считают возможным рассматривать общество как способ организации социальной жизни, локализованной на определенной территории. При этом признается, что хотя современные национально-государственные границы, возникшие в результате конфликтов или компромиссов, во многом являются искусственными, эта искусственность не мешает границам быть реальным сдерживающим фактором развития социальных взаимодействий. И даже на уровне обыденного сознания мы воспринимаем общества именно как разделенные по территориально-государственным границам (китайское, французское, российское и другие общества), имея в виду конкретные виды социальных образований, сложившихся в определенном месте нашей планеты.

Второй  признак общества— универсальность, т.е. его всеобъемлющий, разносторонний характер. Общество включает в себя все многообразие социальных связей, отношений, все социальные институты и общности, сложившиеся в рамках определенного территориального пространства.

Благодаря своей универсальности общество может создать необходимые условия для удовлетворения разнообразных потребностей индивидов и предоставить последним широкие возможности для самоутверждения и самореализации. Только в обществе человек может заниматься узкопрофессиональной деятельностью, зная, что всегда сможет удовлетворить свои потребности в пище и одежде; только в обществе он может приобрести необходимые навыки,

          Развитие общества.

Параметры, свидетельствующие о развитии общества, должны относиться к основным структурным уровням общества-системы, быть необратимыми и устойчивыми. Можно выделить три основных параметра:

• появление новых элементов культуры в виде новых ценност 
ных моделей и коллективных представлений, в соответствии 
с которыми будет осуществляться легитимация норматив 
ного порядка и институциональных отношений в обществе- 
системе;

Например, как убедительно показал М. Вебер, ценности протестантизма оказались значимыми для общества-системы не сами по себе, а потому, что оказали огромное воздействие на изменение экономических и политических отношений в западных обществах.

  • появление новых (исчезновение старых) институтов: создание 
    института парламентаризма и упразднение института монар 
    хии, появление мануфактур и сети частных банков, станов 
    ление института государственной службы и объединение мелких 
    предпринимателей в группу интересов и т.д. Этот вид изме 
    нений охватывает институциональный уровень общества-си 
    стемы и означает появление на этом уровне новых структур 
    ных образований. Он предполагает также изменения и на ста 
    тусно-ролевом уровне, так как создание любого нового со 
    циального института или организации неизбежно означает 
    появление новых статусно-ролевых взаимодействий;
  • трансформация функциональных зависимостей между струк 
    турными элементами общества-системы, определяемых ее со- 
    циетальнымуровнем: расширение полномочий президента или 
    парламента, ограничение власти монарха, появление новых 
    норм, определяющих степень ответственности экономичес 
    ких институтов, расширение прав высших учебных заведе 
    ний и т.д. Иными словами, речь идет об изменениях норма 
    тивного порядка, о переструктурировании правового про 
    странства, задающего алгоритм институциональным отно 
    шениям в обществе.

Таким образом, развитие — это перемены, затрагивающие  структурную композицию общества, т.е. те наиболее устойчивые, относительно неизменные факторы, которые влияют на поведение людей, определяют их действия, задают логику последующим событиям.

Необходимо  различать развитие стабильного  общества-системы, когда оно оказывается в состоянии аутопойезиса, и развитие дезорганизованного общества-системы, когда аномические процессы не позволяют ему восстанавливать в полном объеме свою структурную композицию.

Инновационные процессы в стабильном обществе развиваются на фоне основных аутопойетических процессов, поддерживающих вос-

 

производство  системы, ее целостность. Поэтому любая  новация, чтобы состояться, не должна вносить диссонанс в системный механизм, иначе мощные восстановительные силы системы подавят ее или вытеснят на периферию социетального порядка. Иными словами, все создаваемые людьми новые социальные структуры должны пройти проверку на соответствие ранее сложившимся принципам системной самоорганизации.


Чтобы объяснить, как решается эта сложная  задача в реальной жизни, обратимся к схеме инновационного процесса, предложенной П. Штомпкой, несколько изменив ее (см. рис. 3)*.

На  стадии создания новации проявляется творчество индивида (индивидов). Происходит изобретение чего-то нового, что еще никак не проявлялось ранее в жизни общества: новая трактовка философом принципа социальной справедливости, изобретение нового орудия труда, идея политика о создании новой партии, оригинальная теоретическая концепция ученого, желание группы государственных деятелей провести конкретные реформы и т.д.


Не  всякая идея человека может рассматриваться  как новация. Главным отличием новации является то, что, будучи реализованной, она в той или иной мере должна будет изменить структурную композицию общества-системы, т.е. должны появиться новая социальная организация или институт, новые нормы или ценности, измениться престижность статусных позиций и т.п.

Поэтому радикальный, на первый взгляд, лозунг «Правительство — в отставку!» не несет в себе новизны. В нем выражено лишь недовольство существующим правительством, но не более того. Реализация данного лозунга приведет только к замене персонального состава кабинета министров, но никаких изменений, например, в политической институциональной подсистеме не произойдет.

Второй этап инновационного процесса — сообщение о новации. Изменения структурной ткани общества не могут быть уделом одиночек, в том числе гениальных. Любые социальный институт, организация, нормативный порядок или идеологическая система существуют только в процессе их воспроизводства многими людьми, поэтому первое условие вхождения этих изменений в реальную жизнь — распространение о них соответствующей информации.

Третий этап инновационного процесса — отбор («фильтрация») новаций. На этом этапе отбрасываются мнотие идеи, предложения, получившие достаточную информационную поддержку. Блокирование нововведений осуществляется в обществе постоянно и повсеместно: в лице традиционно ориентированных коллег по работе и друзей, в лице идеологических или политических противников, которые любую идею противоположного политического лагеря априори назовут абсурдной, в лице тележурналистов, которые могут интерпретировать содержание идеи таким образом, что ее автору будет не по себе от возможных последствий ее реализации.

В любом  обществе действуют три основных «фильтра», отсекающих большую часть новаций, известных достаточно широким слоям населения:

• правящая элита, обладающая властными полномочиями в 
стране и, следовательно, наделенная правом принятия уп 
равленческих решений, законодательных актов, без кото-

:.; ; рых, как правило, невозможно осуществление большей ча-", сти нововведений, затрагивающих социетальный порядок. Ее политические воззрения, ценностные ориентации, корпоративные интересы, симпатии и антипатии, личные амбиции — все это может сыграть роль при отборе новаций. Вот почему качество политической элиты, ее открытость, заинтересованность в изменениях — одно из важнейших условий развития общества. Наивысшая степень зависимости инновационного процесса от правящей элиты отмечается в тоталитарном обществе, где государство контролирует даже распространение идей, для чего создает цензуру;

  • правовые нормы, ограничивающие поток новаций и суще 
    ствующие, к примеру, в виде определенных процедур, ко 
    торые необходимо соблюсти, чтобы принять закон — на 
    пример, о свободной продаже земли. Правовой механизм 
    ограничения нововведений начал складываться по мере раз 
    рушения абсолютизма, по мере перехода к постоянной сме 
    няемости высших государственных должностных лиц, осу 
    ществляемой в ходе всеобщих выборов. Потребность в нем 
    была вызвана опасениями бесконтрольности, хаотичности 
    изменений, если на их пути будут убраны все преграды;
  • культурные ценностные ориентации и установки населения, 
    доминирующие коллективные представления о социальном
  • порядке. Этот механизм фильтрации новаций является наиболее сложным, потому что обычно не связан с позицией конкретных лиц, способных запретить то или иное нововведение. Он проявляется в массовом недоверии людей ко всему необычному, не укладывающемуся в традиционные представления, ко всему, что может нарушить их привычный уклад жизни.
  • Воздействие на новатора может исходить от его родных и коллег, которым в силу ранее сложившихся и интериоризированных ценностей, непонятны его предложения. Ему начинают доказывать тщетность и пагубность его идей, бессмысленность его замыслов. Надо обладать большой верой, убежденностью в своей правоте, огромным упорством, чтобы преодолеть неизбежно возникающее отчуждение. В самом общем плане этот механизм можно обозначить как господствующую культуру, которая, будучи усвоенной массами, делает последних невосприимчивыми к любой попытке обновления общества.
  • Прохождение новации через фазу отбора означает начало материализации идеи в конкретное социальное образование: издается нормативный акт, создается новая организация, новая идеологическая система обретает своих сторонников и начинает распространяться в обществе, изменяются функции какого-либо уже существующего института и т.д. Однако осуществление замысла совсем не обязательно ведет к планируемому результату. Инновационный процесс вступает в четвертый этап — «прорастание» новации, ее внедрение в уже сложившиеся отношения.
  • Создаваемое новообразование должно занять определенную нишу в поле структурных социальных отношений, воспроизводиться в действиях людей. Далеко не всегда новообразования, прошедшие «фильтры», органично входят в существующую ткань социальных отношений. Может произойти компенсация, т.е. нововведение будет испытывать сильное воздействие со стороны ранее сложившихся институциональных связей, норм и ценностей культуры. В этом случае значение новации падает, она постепенно компенсируется.
  • Может произойти чрезмерная компенсация, когда сопротивление внедряемой новации или новациям оказывается столь высоким, что происходит перерождение как самой новации, так и окружающих ее структур.

Если сравнить это с живым организмом, то при чрезмерной компенсации реакция организма на имплантируемый орган оказывается настолько сильной, что в нем начинаются сложные необратимые процессы, способные привести к летальному исходу. Чрезмерную компенсацию часто называют «эффектом бумеранга». Установление во Франции республики в 1848 г. и монархический переворот Луи Бонапарта в 1852 г.; Октябрьский манифест в России в 1905 г. и наступление реакции в 1907 г.; хрущевская «оттепель» и последующий период борьбы с инакомыслием +-* все перечисленные события являются вехами вначале внедрения новации, а затем ее ликвидации и принятия мер, усиливающих влияние ранее существовавших политических структур.

Таким образом, на четвертом этапе инновационного процесса происходит своеобразная проверка нововведений «на прочность». Новации, которые прошли этот этап, должны легитимироваться. Легитимация новации — последний этап инновационного процесса: население окончательно принимает новацию, постепенно интери-оризирует нормы нового институционального образования, привыкает к новым финансовым институтам, новой политической партии, считает нормальным и естественным для своей страны развитие новой системы идеологических взглядов и т.д.

Легитимация новой структуры никогда не осуществляется авто 
матически, а требует направленных действий агентов социализа 
ции. Особенно большую роль в этом деле играют средства массовой 
информации. „j,

Если в стране, в которой создается парламент, телевидение, радио и печать, будут заниматься исключительно критикой деятельности парламентариев, вряд ли институт парламентаризма легитимируется. Таким образом, возможны исключения новаций и на последнем этапе инновационного процесса. Специфика этого исключения заключается в том, что оно воспринимается уже как откат от проведенных преобразований или реформ.

Последовательное  развитие инновационного процесса в  том виде, в каком оно приведено на рис. 3, возможно только в стабильном обществе, в котором девиация не выходит за рамки критического для системы уровня, в котором благодаря аутопойетическим процессам постоянно воспроизводятся социальные связи и отношения. Только в этом случае работают механизмы фильтрации новации, и само обновление структур обретает постепенный, упорядоченный характер. В обществе с ярко выраженными признаками кризиса, аномических процессов инновационный процесс утрачивает последовательность, механизмы фильтрации перестают функционировать, появление, распространение и внедрение новаций носит хаотичный характер, что еще в большей степени усиливает нестабильность общества-системы. Все это является следствием неспособности общества-системы восстановить свое динамическое равновесие.

Информация о работе Понятие общества, эволюция общества