Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:18, доклад
Нации могут формироваться в границах централизованных государств, на базе одной или нескольких близких в этническом отношении народностей (например, французская нация), внутри полиэтнических государств (Турция, Австро-Венгрия, Россия и др.) или в форме более или менее суверенных автономий внутри многонациональных государств (например, союзные и автономные республики в СССР). В международном общении нации придается политико-этнический смысл (например, "Организация Объединенных наций").
1.Понятие нации.Национальная структура общества.
Нация ( от лат. natio - народ) -термин,
чаще употребляемый для обозначения совокупности
граждан одного государства. Существует
несколько концепций нации, но ни одна
из них не стала общепринятой. В советской
науке долгое время господствовала марксистско-ленинская
теория нации, однако основоположники
марксизма не дали определения понятия
нация. В 1930 - х г.г. утвердилось данное
И. Сталиным определение нации как "
исторически сложившейся устойчивой общности
людей, возникшей на базе общности языка,
теории, экономической жизни и психического
склада, проявляющегося в общности культуры".
С середины 60-х г.г. это определение стало
критиковаться, уточняться, дополняться.
При определении нации стали акцентировать
не этнические признаки, а признаки стадиальные
и этносоциальные, отличающие нацию от
исторически предшествующей ей народности.
К таким признакам относятся: унификация
языка (главным образом за счет распространения
его материальной формы через систему
образования, литературу и средства массовой
информации), формирование социально-классового
состава, соответствующего эпохе научно-промышленного
развития (наличие своего рабочего класса
и интеллигенции), наличие конкретной
формы государственности, а также определенная
экономическая общность в рамках своей
национальной государственности. Согласно
распространенной среди российских ученых
теории нации, она является типом этноса,
характерным для развитого классового
общества. Возникновение нации исторически
связывается со становлением капитализма,
ликвидацией феодальной раздробленности,
усилением хозяйственных и иных связей,
распространением грамотности и литературы
на родном языке, укреплением этнического
(национального) самосознания, движением
за создание национальной государственности.
Нации могут формироваться в границах
централизованных государств, на базе
одной или нескольких близких в этническом
отношении народностей (например, французская
нация), внутри полиэтнических государств
(Турция, Австро-Венгрия, Россия и др.) или
в форме более или менее суверенных автономий
внутри многонациональных государств
(например, союзные и автономные республики
в СССР). В международном общении нации
придается политико-этнический смысл
(например, "Организация Объединенных
наций").
Мультикультурализм
Мультикультурализм предлагает мирное сосуществование различных культур в одной стране. Мультикультурализм — это концепция, которая предлагает признать, что все культуры равны и имеют одинаковое право на жизнь. Мультикультурализм предлагает интеграцию (объединение) культур без их ассимиляции (слияния). Таким образом, в основе политики мультикультурализма лежат три принципа:
признание государством культурного плюрализма как важнейшей характеристики гражданского общества
устранение препятствий, мешающих социализации маргинальных культурных групп
поддержка воспроизводства и развития разных культур.
Если в основе традиционной западноевропейской либеральной идеологии лежала идея защиты равных прав индивидов-граждан, то мультикультурализм, делая шаг вперед, распространяет это право на коллекктивных индивидов — представителей тех или иных культур. Поэтому в некотором смысле мультикультурализм — это демократия или равноправие культурных ценностей в условиях глобализации.
У мультикультурализма есть своя мораль под названием толерантность, то есть терпимость. Но эта нравственность исходит не от души, скорее от рассудка. В общезначимом контексте мультикультурализм поднимает проблему взаимодействия культуры большинства и культуры привносимой извне (проблема иммигрантов и меньшинств), проблему комплексных коллективных идентичностей, проблему культурной толерантности и культурного диалога в контексте глобализации. И на все эти проблемы он предлагает вполне рациональные решения. Быть терпимым ко всем культурным традициям взаимовыгодно, утверждают теоретики мультикультурализма. Иммиграция — основной двигатель мультикультурализма и глобализации. А эти последние в свою очередь — две стороны одной медали — постсовременной истории, обесценивающей и саму культуру, делающей ее предметом экономических отношений, неумолимой логики рынка труда и капиталов.
2.Этно-соединительные процессы.
ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ , процессы изменения отдел, этнич. элементов, частей этносов и этносов в целом.
К числу этносоединительных процессов относятся интеграция и ассимиляция, а также консолидация, этническая фузия и этногенетическая миксация.
Этническая фузия представляет собой слияние нескольких ранее самостоятельных народов, обычно родственных по происхождению, близких по языку и культуре этносов в единый новый, более крупный этнос.
Этническая консолидация – это внутреннее сплочение достаточно значительного по количеству этноса, при котором сглаживаются различия между имеющимися в нем локальными группами или объединяются ранее территориально разрозненные части. Консолидироваться могут и несколько близких по культуре и языку соседних этносов, объединяющихся в один, нередко превращаясь при этом в части этого нового этноса – субэтносы. Чаще всего это происходит, когда все они оказываются в пределах одного «геосоциального организма».
Этническая фузия и этническая консолидация — два тесно связанных между собой процесса. Со временем этническая фузия переходит в этническую консолидацию. Но сущность этих процессов различна: если первый из них является этнотрансформационным процессом и приводит к смене этнического самосознания, то второй процесс — этноэволюционный и к смене сознания не ведет. Вместе с тем оба эти процесса по своему этнотрансформационному значению уступают ассимиляции, а в культурном отношении — межэтнической интеграции.
Этническая ассимиляция-самый распространенный процесс. представляет собой растворение прежде самостоятельного этноса или его части в среде другого, обычно более крупного народа. На практике ассимиляция означает, что сформировавшиеся этносы или отделившиеся от них небольшие группы, оказавшись в тесном контакте с другим народом, более многочисленным или более развитым в хозяйственном и культурном отношении, воспринимают его язык и культуру, постепенно сливаются с ним, причисляют себя по самоидентификации и причисляются окружающими к этому народу.
Межэтническая интеграция — взаимодействие внутри государства или какого-нибудь крупного региона нескольких разнородных этносов, различающихся между собой по языку и культуре, которое приводит к появлению у них ряда общих черт, постепенному сближению и слиянию в надэтническую общность. В результате процесса интеграции складываются не просто этносы, а особые межэтнические общности, которые лишь в отдаленной перспективе могут слиться в единый народ..
3. Этноразделительные процессы протекают по двум типам. Это может быть разделение ранее единого этноса на несколько частей, каждая из которых осознает себя как некая новая общность. Такой процесс получил название этнической парциации, или дивергенции. Но даже при сохранении этноса от него может отколоться какая-то часть, потенциально способная перерасти в самостоятельный этнос. Этот процесс сегодня более распространен и называется этнической сепарацией.
При этнической парциации происходит
разделение единого прежде этноса на несколько
более или менее равных частей, причем
ни один из новых этносов не отождествляет
себя полностью со старым.
При этнической сепарации от того или иного народа отделяется его часть, обычно
сравнительно небольшая,
которая со временем превращается в
самостоятельный этнос (этот процесс
можно в известной мере считать
антиподом ассимиляции). Этническая
сепарация вызывается разными причинами
- переселением какой-то группы исходного
этноса, политико-государственным
Важную роль в формировании многих наций
играли и продолжают играть полигические
факторы, и в первую очередь государственное
обособление. Это относится, например,
к голландцам, отколовшимся от родственных
им фламандцев. Образование двух отдельных
государств - Германии и Австрии - привело
к возникновению самостоятельных наций,
говорящих на одном языке. Почти все латиноамериканские
нации сложились в рамках возникших государств,
и политические границы стали этническими.
Если этническая парциация представляет
собой чисто этнотрансформационный процесс,
то этническая сепарация трансформационна
только для той части исходного этноса,
которая обособляется в отдельный народ.
Иногда в одном и том же массиве населения
одновременно идут процессы разных типов
(например, этническая консолидация какого-нибудь
народа с одновременной ассимиляцией
им иммигрантских групп).
4.Национализм и шевенизм.
Национали́зм (фр. nationalisme
В своей основе национализм
проповедует верность и преданность
своей нации, политическую независимость
и работу на благо собственного народа, культурное и духовное возрастание,
объединение национального самосознания
для практической защиты условий жизни
нации, её территории проживания, экон
В силу того, что многие современные радикальные движен
Национализм — это прежде всего идеология[4], которая включает следующие элементы[5][6][7]:
В зависимости от характера поставленных и решаемых задач, в современном мире формируется несколько типов национальных движений[12]. Наиболее широко используется классификация, произведённая Х. Коном, который ввёл понятия политический и этнический национализм[13]. Большинство специалистов (включая самого Кона) считает, что каждая зрелая нация содержит в себе оба компонента.
Информация о работе Понятие нации.Национальная структура общества