Понятие нации.Национальная структура общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:18, доклад

Краткое описание

Нации могут формироваться в границах централизованных государств, на базе одной или нескольких близких в этническом отношении народностей (например, французская нация), внутри полиэтнических государств (Турция, Австро-Венгрия, Россия и др.) или в форме более или менее суверенных автономий внутри многонациональных государств (например, союзные и автономные республики в СССР). В международном общении нации придается политико-этнический смысл (например, "Организация Объединенных наций").

Файлы: 1 файл

этносоциалогия.docx

— 37.37 Кб (Скачать)

1.Понятие нации.Национальная структура общества. 

Нация ( от лат. natio - народ) -термин, чаще употребляемый для обозначения совокупности граждан одного государства. Существует несколько концепций нации, но ни одна из них не стала общепринятой. В советской науке долгое время господствовала марксистско-ленинская теория нации, однако основоположники марксизма не дали определения понятия нация. В 1930 - х г.г. утвердилось данное И. Сталиным определение нации как " исторически сложившейся устойчивой общности людей, возникшей на базе общности языка, теории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры". С середины 60-х г.г. это определение стало критиковаться, уточняться, дополняться. При определении нации стали акцентировать не этнические признаки, а признаки стадиальные и этносоциальные, отличающие нацию от исторически предшествующей ей народности. К таким признакам относятся: унификация языка (главным образом за счет распространения его материальной формы через систему образования, литературу и средства массовой информации), формирование социально-классового состава, соответствующего эпохе научно-промышленного развития (наличие своего рабочего класса и интеллигенции), наличие конкретной формы государственности, а также определенная экономическая общность в рамках своей национальной государственности. Согласно распространенной среди российских ученых теории нации, она является типом этноса, характерным для развитого классового общества. Возникновение нации исторически связывается со становлением капитализма, ликвидацией феодальной раздробленности, усилением хозяйственных и иных связей, распространением грамотности и литературы на родном языке, укреплением этнического (национального) самосознания, движением за создание национальной государственности. 
 
Нации могут формироваться в границах централизованных государств, на базе одной или нескольких близких в этническом отношении народностей (например, французская нация), внутри полиэтнических государств (Турция, Австро-Венгрия, Россия и др.) или в форме более или менее суверенных автономий внутри многонациональных государств (например, союзные и автономные республики в СССР). В международном общении нации придается политико-этнический смысл (например, "Организация Объединенных наций").

Мультикультурализм

Мультикультурализм предлагает мирное сосуществование различных культур в одной стране. Мультикультурализм — это концепция, которая предлагает признать, что все культуры равны и имеют одинаковое право на жизнь. Мультикультурализм предлагает интеграцию (объединение) культур без их ассимиляции (слияния). Таким образом, в основе политики мультикультурализма лежат три принципа:

признание государством культурного  плюрализма как важнейшей характеристики гражданского общества

устранение препятствий, мешающих социализации маргинальных культурных групп

поддержка воспроизводства и развития разных культур.

Если в основе традиционной западноевропейской либеральной идеологии лежала идея защиты равных прав индивидов-граждан, то мультикультурализм, делая шаг вперед, распространяет это право на коллекктивных индивидов — представителей тех или иных культур. Поэтому в некотором смысле мультикультурализм — это демократия или равноправие культурных ценностей в условиях глобализации.

У мультикультурализма есть своя мораль под названием толерантность, то есть терпимость. Но эта нравственность исходит не от души, скорее от рассудка. В общезначимом контексте мультикультурализм поднимает проблему взаимодействия культуры большинства и культуры привносимой извне (проблема иммигрантов и меньшинств), проблему комплексных коллективных идентичностей, проблему культурной толерантности и культурного диалога в контексте глобализации. И на все эти проблемы он предлагает вполне рациональные решения. Быть терпимым ко всем культурным традициям взаимовыгодно, утверждают теоретики мультикультурализма. Иммиграция — основной двигатель мультикультурализма и глобализации. А эти последние в свою очередь — две стороны одной медали — постсовременной истории, обесценивающей и саму культуру, делающей ее предметом экономических отношений, неумолимой логики рынка труда и капиталов.

 

 

2.Этно-соединительные процессы.  

ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ , процессы изменения отдел, этнич. элементов, частей этносов и этносов в целом. 

К числу этносоединительных процессов относятся интеграция и ассимиляция, а также консолидация, этническая фузия и этногенетическая миксация.

Этническая фузия представляет собой слияние нескольких ранее самостоятельных народов, обычно родственных по происхождению, близких по языку и культуре этносов в единый новый, более крупный этнос.

Этническая консолидация – это внутреннее сплочение достаточно значительного по количеству этноса, при котором сглаживаются различия между имеющимися в нем локальными группами или объединяются ранее территориально разрозненные части. Консолидироваться могут и несколько близких по культуре и языку соседних этносов, объединяющихся в один, нередко превращаясь при этом в части этого нового этноса – субэтносы. Чаще всего это происходит, когда все они оказываются в пределах одного «геосоциального организма».

Этническая фузия и  этническая консолидация — два тесно  связанных между собой процесса. Со временем этническая фузия переходит в этническую консолидацию. Но сущность этих процессов различна: если первый из них является этнотрансформационным процессом и приводит к смене этнического самосознания, то второй процесс — этноэволюционный и к смене сознания не ведет. Вместе с тем оба эти процесса по своему этнотрансформационному значению уступают ассимиляции, а в культурном отношении — межэтнической интеграции.

Этническая ассимиляция-самый распространенный процесс. представляет собой растворение прежде самостоятельного этноса или его части в среде другого, обычно более крупного народа. На практике ассимиляция означает, что сформировавшиеся этносы или отделившиеся от них небольшие группы, оказавшись в тесном контакте с другим народом, более многочисленным или более развитым в хозяйственном и культурном отношении, воспринимают его язык и культуру, постепенно сливаются с ним, причисляют себя по самоидентификации и причисляются окружающими к этому народу.

Межэтническая интеграция — взаимодействие внутри государства или какого-нибудь крупного региона нескольких разнородных этносов, различающихся между собой по языку и культуре, которое приводит к появлению у них ряда общих черт, постепенному сближению и слиянию в надэтническую общность. В результате процесса интеграции складываются не просто этносы, а особые межэтнические общности, которые лишь в отдаленной перспективе могут слиться в единый народ..

3. Этноразделительные процессы протекают по двум типам. Это может быть разделение ранее единого этноса на несколько частей, каждая из которых осознает себя как некая новая общность. Такой процесс получил название этнической парциации, или дивергенции. Но даже при сохранении этноса от него может отколоться какая-то часть, потенциально способная перерасти в самостоятельный этнос. Этот процесс сегодня более распространен и называется этнической сепарацией.

 
При этнической парциации происходит разделение единого прежде этноса на несколько более или менее равных частей, причем ни один из новых этносов не отождествляет себя полностью со старым.

 

При этнической сепарации  от того или иного народа отделяется его часть, обычно

сравнительно небольшая, которая со временем превращается в  самостоятельный этнос (этот процесс  можно в известной мере считать  антиподом ассимиляции). Этническая сепарация вызывается разными причинами - переселением какой-то группы исходного  этноса, политико-государственным обособлением небольшой части народа, религиозным  обособлением этнической группы. Например, именно переселение в XVII в. части  ойратов в Россию привело к  созданию калмыцкого народа. 
Важную роль в формировании многих наций играли и продолжают играть полигические факторы, и в первую очередь государственное обособление. Это относится, например, к голландцам, отколовшимся от родственных им фламандцев. Образование двух отдельных государств - Германии и Австрии - привело к возникновению самостоятельных наций, говорящих на одном языке. Почти все латиноамериканские нации сложились в рамках возникших государств, и политические границы стали этническими. 
Если этническая парциация представляет собой чисто этнотрансформационный процесс, то этническая сепарация трансформационна только для той части исходного этноса, которая обособляется в отдельный народ. 
Иногда в одном и том же массиве населения одновременно идут процессы разных типов (например, этническая консолидация какого-нибудь народа с одновременной ассимиляцией им иммигрантских групп).

4.Национализм  и шевенизм.

 

Национали́зм (фр. nationalisme) — идеология и направление политики, основополагающим принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государствообразующем процессе. Отличается многообразием течений, некоторые из них противоречат друг другу[1]. Как политическое движение, национализм стремится к отстаиванию интересов национальной общности в отношениях с государственной властью.

В своей основе национализм  проповедует верность и преданность  своей нации, политическую независимость  и работу на благо собственного народа, культурное и духовное возрастание, объединение национального самосознания для практической защиты условий жизни нации, её территории проживания, экономических ресурсов и духовных ценностей[2]. Он опирается на национальное чувство, которое родственнопатриотизму. Эта идеология стремится к объединению различных слоёв общества, невзирая на противоположные классовые интересы. Она оказалась способной обеспечить мобилизацию населения ради общих политических целей в период перехода ккапиталистической экономике.

В силу того, что многие современные радикальные движения подчёркивают свою националистическую окраску, национализм часто ассоциируется с этнической, культурной и религиозной нетерпимостью .Такая нетерпимость осуждается сторонниками умеренных течений в национализме.

Национализм — это прежде всего идеология[4], которая включает следующие элементы[5][6][7]:

  • Существование наций. Национализм постулирует, что человечество законами природы поделено на фундаментальные единицы — автономные и самодостаточные нации, которые отличаются набором определённых объективных характеристик.
  • Суверенное право нации на самоопределение. Национальные проекты могут осуществляться только в собственном государстве. Нация имеет право сформировать своё государство, которое должно включать в себя всех членов нации[8]. Для каждой непрерывной территориально-административной единицы политические границы должны совпадать с культурно-этническими. Таким образом, нация обладает высшей (суверенной) властью над чётко ограниченной территорией, в пределах которой проживает достаточно однородное население.
  • Первичность нации в государствообразующем процессе. Нация является источником всей политической власти. Единственным легитимным типом правительства является национальное самоуправление. Каждый член нации имеет право непосредственно участвовать в политическом процессе. Тем самым национализм символически приравнивает народ к элите.
  • Национальная самоидентификация. Национализм считает необходимой общность языка и культуры для всего населения в пределах единой административно-территориальной единицы. Люди отождествляют себя с нацией ради свобод и самореализации. С другой стороны, нация гарантирует членство и самоидентификацию даже тем, кто не чувствует себя частью никакой другой группы[9].
  • Солидарность. Единообразие достигается за счёт объединения людей на почве любви и братства, а не путём навязывания определённой культуры. Важно, чтобы члены нации ощущали узы солидарности и действовали не одинаково, а в унисон[6], соизмеряли свои усилия с устремлениями других.
  • Нация как высшая ценность. Преданность индивида национальному государству превыше индивидуальных или других групповых интересов. Задача граждан — поддерживать легитимность своего государства. Укрепление национального государства является главным условием для всеобщей свободы и гармонии.
  • Всеобщее образование. Люди, составляющие нацию, должны иметь доступ к образованию, которое необходимо для участия в жизни современного общества.
  • Типология

В зависимости от характера  поставленных и решаемых задач, в  современном мире формируется несколько  типов национальных движений[12]. Наиболее широко используется классификация, произведённая Х. Коном, который ввёл понятия политический и этнический национализм[13]. Большинство специалистов (включая самого Кона) считает, что каждая зрелая нация содержит в себе оба компонента.

  • Гражданский национализм (другие названия: революционно-демократический, политический, западный национализм) утверждает, что легитимность государства определяется активным участием его граждан в процессе принятия политических решений, то есть, степенью, в которой государство представляет «волю нации». который может иметь форму выборов, референдума, опроса, открытой общественной дискуссии и т. д
  • В рамках гражданского национализма выделяют подвиды:
  • Государственный национализм утверждает, что нацию образуют люди, подчиняющие собственные интересы задачам укрепления и поддержания могущества государства. Он не признаёт независимые интересы и права, связанные с половой, расовой или этнической принадлежностью, поскольку полагает, что подобная автономия нарушает единство нации.
  • Либеральный национализм делает акцент на либеральных ценностях и утверждает, что существуют общечеловеческие ценности, такие как права человека, по отношению к которым патриотические нравственные категории занимают подчинённое положение. Либеральный национализм не отрицает приоритеты по отношению к тем, кто ближе и дороже, но полагает, что это не должно быть за счёт чужих.
  • Этнический национализм (другие названия: этнонационализм, культурно-этнический, органический, романтический, восточный национализм) полагает, что нация является фазой развития этноса и отчасти противопоставляет себя гражданскому национализму. В настоящее время «националистическими» называют как правило те движения, которые делают акцент на этнонационализме. С его точки зрения, членов нации объединяет общее наследие, язык, религия, традиции, история, кровная связь на основе общности происхождения, эмоциональная привязанность к земле, так что все вместе они образуют один народ (нем. Volk), кровнородственное сообщество[6]. Чтобы культурные традиции или этническая принадлежность легли в основу национализма, они должны содержать в себе общепринятые представления, которые способны стать ориентиром для общества[15].
  • Иногда при классификации выделяют культурный национализм, так что этнический национализм становится более узким понятием. Во избежание неоднозначностей, в данной статье последний называется «примордиальным этническим национализмом».
  • Культурный национализм определяет нацию общностью языка, традиций и культуры. Легитимность государства исходит из его способности защищать нацию и способствовать развитию её культурной и общественной жизни. Как правило, это означает государственную поддержку культуры и языка этнического большинства, а также поощрение ассимиляции этнических меньшинств для сохранения единообразия нации.
  • Примордиальный этнический национализм полагает, что нация основана на общем реальном или предполагаемом происхождении. Принадлежность нации определяется объективными генетическими факторами, «кровью». Сторонники данной формы утверждают, что национальная самоидентификация имеет древние этнические корни и потому носит естественный характер. Они высказываются за самоизоляцию культуры этнического большинства от других групп и не одобряют ассимиляцию.
  • Крайний национализм нередко ассоциируется с экстремизмом и ведёт к острым внутренним или межгосударственным конфликтам. В большинстве стран крайний национализм официально признаётся социально опасным явлением. В России разжигание межнациональной розни относится к уголовным преступлениям.
  • Стремление выделить для нации, проживающей внутри страны, своё государство приводит к сепаратизму.
  • Радикальный государственный национализм является ключевой составляющей фашизмаи нацизма. Многие этнические националисты разделяют идеи национального превосходства и национальной исключительности (см. шовинизм), а также культурной и религиозной нетерпимости (см. ксенофобия).
  • Ряд международных документов, в том числе Всеобщая декларация прав человека иМеждународная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, осуждают этническую дискриминацию и ставят её вне закона.
  • Характерная для национализма размытость идеологии и эклектичная структура политических движений часто открывает возможности для политики «двойных стандартов». Например, стремящиеся к сохранению своей культуры «нации-гегемоны» обвиняют в великодержавном шовинизме, борьбу малых народов за национальную независимость называют сепаратизмом, — и наоборот.

Информация о работе Понятие нации.Национальная структура общества