Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 17:34, контрольная работа
В социологии принято разграничивать понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».
Человек - биологический индивид, высшая ступень живых организмов на земле. Как живое существо человек подчиняется основным биологическим и физиологическим законам, как социальное законам развития общества.
Понятие «индивид» употребляется в значении конкретный человек.
Понятие
личности и ее социальной
В социологии
принято разграничивать понятия
«человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».
Человек - биологический
индивид, высшая ступень живых организмов
на земле. Как живое существо человек подчиняется
основным биологическим и физиологическим
законам, как социальное законам развития
общества.
Понятие «индивид» употребляется в значении
конкретный человек.
Индивидуальность - это то,
что отличает одного человека от другого
и как биологического и как социального
существа. Это его неповторимые индивидуальные
особенности.
Представляется
удовлетворительным определение личности,
данное российским социологом В. Ядовым:
«Личность - это целостность
социальных свойств человека, продукт
общественного развития и включения индивида
в систему социальных отношений посредством
активной деятельности и общения».
Можно сформулировать основные принципы
анализа личности:
1) каждый человек является индивидом,
но не каждый - личностью; личностью не
рождаются, личностью становятся;
2) личность - конкретное выражение сущности
человека и одновременно выражение социально
значимых черт данного общества, его культуры;
3) вхождение личности в общество происходит
через вхождение ее в различные социальные
общности, которые являются основным путем
соединения общества и человека.
Структура личности
Процесс социализации
личности
Социализация
- начинающийся в младенчестве и
заканчивающийся в глубокой старости
процесс освоения индивидом социальных
норм и ценностей того общества,
к которому он принадлежит.
Социализация охватывает все социальные
процессы, благодаря которым индивид усваивает
определенные знания, нормы, ценности,
позволяющие ему функционировать в качестве
полноправного члена общества. Ведущим
и определяющим началом социализации
является целенаправленное воздействие
- обучение, воспитание. Однако социализация
включает и стихийные, спонтанные процессы,
так или иначе воздействующие на формирование
личности.
Социализацию
подразделяют на два вида:
1. Первичная - усвоение норм и ценностей
ребенком.
2. Вторичная - усвоение новых ценностей
и норм взрослым человеком.
С точки зрения общества, социализация
предстает как совокупность агентов и
институтов, формирующих, направляющих,
стимулирующих или ограничивающих становление
личности человека.
Агенты социализации - это конкретные
люди, ответственные за обучение культурным
нормам и социальным ценностям.
Институты социализации - учреждения,
влияющие на процесс социализации и направляющие
его.
Агенты
первичной социализации - родители,
братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие
и дальние родственники, приходящие
няни, друзья семьи, учителя, тренеры, врачи,
лидеры молодежных группировок.
Агенты вторичной социализации - представители
администрации школы, университета, предприятия,
армии, милиции, церкви, государства, сотрудники
телевидения, радио, печати, партии, суда
Институты социализации - это формальные
организации и официальные учреждения.
Первичная социализация - сфера межличностных
отношений, вторичная - сфера социальных
отношений. Одно и то же лицо может быть
агентом как первичной, так и вторичной
социализации.
Например, родители находятся в превосходящей
позиции, а ровесники равны объекту социализации.
Но родители передают ребёнку жизненный
опыт, учат быть взрослым. А сверстники
учат быть ребёнком: уметь драться, хитрить,
как относится к противоположному полу
и др.
Функции агентов первичной социализации
взаимозаменяемы, а вторичной нет. Объясняется
это тем, что первые универсальны, а вторые
специализированы.
Социализация проходит этапы, совпадающие
с так называемыми жизненными циклами.
Они знаменуют важнейшие вехи в биографии
человека. Жизненные циклы связаны со
сменой социальных ролей, приобретением
нового статуса, изменением привычного
образа жизни.
Процесс социальной
адаптации личности
Социальной адаптацией называется процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды. Она прежде всего подразумевает под собой приспособление человека к новым для него условиям жизни и функционирования, к ключевым ролям, нормам поведения и т.д.
Социальная
адаптация как процесс проходит
несколько стадий.
На начальной стадии субъект информирован
о правилах поведения в социальной среде,
но не признает эти правила, придерживаясь
других ценностных норм. На этом этапе
происходит познание человеком окружающей
среды и ее трансформаций.
На второй стадии человек как субъект
социальных отношений и социальная среда
находятся в состоянии взаимной терпимости.
Далее происходит признание субъектом
основных ценностей социальной среды
при сохранении признания ценностей некоторых
социальных сфер.
Последняя стадия - стадия ассимиляции.
Она завершает установление полного соответствия
ценностных систем среды и личности.
Выделяют несколько наличных (достигнутых)
уровней социальной адаптации:
«эффективная адаптация» - характеризуется
высокой степенью адаптированности;
«неполная адаптация», «неустойчивая
адаптация» - характеризуется снижением
степени адаптированности в определенных
социальных ситуациях;
«дезадаптация» - это нарушение социальной
адаптации.
Спасибо за просмотр
Информация о работе Понятие личности и ее социальной адаптации и социализации