Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2011 в 23:28, реферат
Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их лежит отсутствие согласия. Поэтому определим конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами.
Мы предлагаем поступить несколько иначе. Заранее предчувствуя очередной конфликт в семье, продумайте, что и как вы будете говорить. Тогда и разговор не внесет отрицательный оттенок, а наоборот, Вы выясните отношения, тихо, на пониженных тонах. Да разве вообще можно назвать это конфликтом – нет, конечно. Это просто разъяснение своему партнеру, что бы он хотел изменить в данной ситуации, и какие пути решения можно найти совместными усилиями. Проведите, так сказать самоанализ внутри себя. Да это трудно, скажете вы, особенно, когда внутри все кипит и вот-вот выльется. А кто говорил вообще, что жизнь – это легко? Что подумать, прежде чем сказать – это легко? Особенно когда это происходит в период конфликтной ситуации: это требует усилий, сдерживания эмоций, но вот увидите – это даст свои плоды. А в дальнейшем вы поймете, что избежать конфликта в семье намного проще в спокойной обстановке, просто объясняя свои недовольства и ища вместе пути их разрешения. Таким образом, вы посылаете друг другу «я - сообщения», слыша друг друга при этом и понимая недовольства каждой стороны.
Итак, воспользовавшись всеми правилами, приведенными выше, вы без сомнения сможете разрешать конфликты в семье, не прибегая к унижениям и оскорблениям. Что и что позволит вам в дальнейшем укрепить ваши отношения и быстро решать накопившиеся проблемы, обходя стороной «семейные баталии».
Движущей силой любого конфликта является столкновение целей, интересов и мотивов его участников.
Психологи выделяют пять
Шесть ступенек к разрешению конфликта
1.
Чего я так хочу, что это
привело к конфликту? Чего
2. Из-за чего возник конфликт? Нам обоим хочется получить одно и то же? Или мы хотим, чтобы что-то разное происходило одновременно? Например, спорим ли мы из-за футбольного мяча или же из-за того, в какую играть игру во время перемены и какую смотреть телевизионную программу?
3.
Могу ли я придумать решение,
при котором мы оба получим,
чего хотим? Сколько таких
4. Какое из этих решений самое лучшее? К чему приведет каждое из предлагаемых решений? Буду ли я доволен их результатами? Будет ли доволен мой противник?
5.
Какие решения наиболее
6.
С чего нам следует начать
после того, как мы примем решение,
и из чего будет ясно, что
мы не ошиблись? Будем ли мы
придерживаться этого решения
в дальнейшем?
3. Основные правила поведения в конфликтной ситуации.
1.
Правило справедливого
Для
того, чтобы конфликт с первого
же шага не пошёл по «кривому пути»,
нужно справедливо и, главное
терпеливо отнестись к
2. Не расширять предмет ссоры, зону конфликта.
Под предметом понимается причина недовольства партнёра: что конкретно не устраивает. Конфликт обычно разгорается вокруг какой-либо конкретной ситуации, идеи, поступка. Если уж он возник, лучше остаться в рамках спорной проблемы, не переносить его ни на что другое. Когда предметов конфликта много, ссора неизбежно затягивается, и «ей не видно конца». Сократите чисто претензий!
3. Правило позитивной
«У меня сегодня очень болит голова, вы не могли бы говорить немного потише?»
Инициатор как бы находит постороннюю причину, заставляющую его предъявить претензию, что ослабляет напряженность ситуации, способствует смягчению конфликта.
4. Правило эмоциональной выдержки.
Самое
обязательное условие спора –
максимально возможный
Очень трудно оставаться спокойным, когда вам предъявляют беспочвенные обвинения, оскорбляют, предъявляют нелепые (с вашей точки зрения) требования и претензии. Это, как правило свидетельствует о том, что конфликт вызван какими-то глубинными интересами, которые вам необходимо учесть, чтобы найти решение проблемы и восстановить взаимоотношения.
5. Правило обезличенного спора.
Избегайте
личных конфликтов, затрагивающих чувства
собственного достоинства человека.
Нельзя, чтобы претензии по поводу
громкого телефонного разговора человека
переходили в оскорбление его личности.
«Вы не просто громко говорите, вы – болтун!»
4. Как разрешить конфликты в организации?
Хотим мы того или не хотим, но конфликты - это та реальность, которая преследует нас практически ежедневно. Некоторые, относительно не серьезные, конфликты легко решаемы, и они не ведут за собой каких-либо последствий.
Однако если возникли другие, более существенные конфликтные ситуации, то они нуждаются в дополнительной стратегии для их правильного и быстрого разрешения или, в противном случае, они могут стать причиной натянутости отношений либо вызывать чувство неприязни. Для того, чтобы стать успешным, иметь хорошие отношения в семье или с близкими людьми, надо знать, как можно правильно с общаться в семье и как разрешить конфликты в организации.
Сразу нужно отметить тот факты, что конфликты - не всегда есть плохо. Если грамотно моделировать конфликтные ситуации, то можно и выиграть от этого! Так как не нужно забывать, что конфликты всегда несут с собой определенные изменения и дают возможность людям совершенствоваться и извлекать уроки. Конфликты стимулируют воображение и любопытство, они избавляют нас от предсказуемости и монотонности жизни. Когда они погашены, могут установиться более близкие отношения между людьми.
Но порой конфликты могут нанести серьезный вред отношениям, они отбирают энергию, время и даже деньги. Затяжные конфликты непременно отразятся на вашем здоровье, причем как психическом, так и на умственном, что будет негативно сказываться на вашей работе и отношении с близкими людьми.
Для того, чтобы разрешить конфликты в организации или семье, воспользуйтесь стилями их решения, которые приведены ниже.
Так что же нужно делать и говорить, если возникла конфликтная ситуация. Как утверждают психологи, есть пять типов поведения:
Конкуренция.
Как правило, конкуренция отображает желание удовлетворить личные потребности на других людях (модель "победа/поражение"). Люди с тяжелым характером обычно выбирают так разрешать конфликты. При всём этом, они могут пользоваться самыми разными способами для достижения своей цели: авторитетом, властью, связями, опытом и т.д.
Уступки.
Уступки значат, что вы ставите нужды других людей на первое место, вместо собственных (модели "поражение/победа"). Идти на уступки нужно лишь тогда, когда одна из сторон, участвующих в конфликте, не столь заинтересована в том, чтобы целиком отстоять свои личные интересы (а возможно, она подумает, что важнее интересы другой стороны). Такой стиль поведения эффективен, когда нужно предотвратить раскол в отношениях и сохранить гармонию. Так можно поступать, когда необходимо разрешить конфликты в организации, так как в этом случае выгодное сотрудничество должно быть важнее личные интересов.
Уход от конфликтов в организации, вместо их разрешения.
Люди, которые предпочитают такой стиль поведения, как правило, стараются не делать акцент на конфликте, им просто безразличны как их личные, так и потребности/опасения других людей. Так поступают, когда люди не хотят иметь общих дел с оппонентом. Он может быть эффективным только тогда, если его использовать как краткосрочную (промежуточную) стратегию до того времени, пока ситуация полностью не прояснится или не улягутся все эмоции.
Выгодное сотрудничество.
Люди, выбирающие данный стиль, хотят удовлетворить потребности или опасения свои либо других. Сотрудничество будет требовать куда больше энергии и времени, чем остальные стили поведения. Обычно люди, которые отдают предпочтение такому стилю, изначально стараются прийти к разрешению конфликта не очень быстро.
Компромисс.
Компромисс - это что-то среднее между всеми вышеперечисленными стилями поведения. Такой стиль, так или иначе будет приводить частичному удовлетворению потребностей/задач/опасений обеих сторон. Компромисс можно использовать, когда цели обеих сторон достаточно важны, но не на все 100%.
Основные этапы разрешения конфликтов:
Организация двухстороннего диалога. Соберите главных менеджеров и других коллег, и сообщите, что вы полностью открыты и внимательны к потребностям сотрудников организации, и откровенно обсудите появившуюся проблему, пытаясь положить ей конец раз и навсегда. Однако при этом не забывайте, каждый имеет право высказать собственную точку зрения.
Вовлечение в диалог конфликтующей стороны. Нужно помнить, что в диалоге должны участвовать одновременно обе конфликтующие стороны. Очень важно уметь слушать оппонента, чтобы потом принять стратегически верное решения, которое удовлетворяет обе стороны.
Обрабатывание всей полученной информации - это третий этап разрешения конфликтов в организации или компании. Обе конфликтующие стороны обязаны переосмыслить полученную информацию, а также пересмотреть свои чувства, и осознать, чем же был изначально вызван конфликт.
Полное или частичное согласие – достигнуто! Это является следующим действенным психологическим инструментом для разрешения конфликта. Этот процесс характеризуется установлением согласия и доверия.
Необходимость
избавления возникающих от разногласий.
Когда достигнут примерный
Закрепление полученного соглашения. Это завершающая стадия разрешения конфликтов. На этой стадии закрепляется соглашения, а также достигается компромисс.