Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 19:20, контрольная работа
Цель данной работы - дать характеристику понятию социального государства.
Задачи работы:
- дать определение понятия «социальное государство»;
- раскрыть сущность социального государства и его основные функции;
- рассмотреть деятельность государства в качестве социального института.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Определение понятия «социальное государство» 4
2. Сущность социального государства и его функции 8
3. Деятельность государства в качестве социального института 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15
-
сглаживание социального
-
предоставление социальных
Перечисленные и другие функции социального государства составляют его функциональную систему, находящуюся в развитии. Каждая из данных функций обязательна для социального государства, но может быть выражена с различной степенью интенсивности. Этот перечень не является застывшим. Становление этих двух функций происходит не одновременно. Соответствующие изменения будут происходить и в дальнейшем. Функции социального государства имеют определенную направленность на достижение как социальных, так и экономических целей. Выравнивание условий жизни, сглаживание социального неравенства, повышение уровня личного потребления одновременно с социальными решают экономические задачи – мотивация повышения производительности труда, увеличение потребительского спроса, предотвращение социальных конфликтов и учет изменения роли человека на производстве.
Современная Концепция социального государства выдвигает на передний план взаимоотношения государства и личности в условиях свободной рыночной экономики. Еще А.Смит, Дж. Милль, Б. Констан, Дж. Локк исходили из оценки свободы как высшей ценности, которую государство обязано гарантировать каждому индивидууму. Они главными принципами социального государства в социально – экономической сфере провозглашали экономическую свободу, автономию личности в экономической сфере, не признавая при этом за государством социальных функций.
Социальные
функции государства по-
Социальное
государство – наиболее целесообразный
способ соединения начал свободы
и власти в целях обеспечения
благополучия личности и благоденствия
общества, обеспечения социальной справедливости
в распределении продуктов труда.
3.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА В КАЧЕСТВЕ
СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА
Деятельность государства при рассмотрении его в качестве социального института определяется:
-
разработкой и применением специфического
набора
социальных и правовых норм и предписаний,
регулирующих
поведение различных сообществ и людей;
- интеграцией других социальных институтов в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуру общества;
- созданием материальных средств и условий, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность всех структур общества;
- созданием основ для осуществления устойчивых связей и отношений в рамках социальной организации общества.
Социальное государство, функционирующее как социальный институт макроуровня, формирует свою структуру и организует жизнедеятельность всех сфер общества, опираясь на конституционные основы. Наша страна провозглашена социальным государством согласно ст. 7 Конституции РФ: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»1. Конституционные обязанности социального государства в реализации трудовых прав закреплены в ст. 37. Каждый гражданин России имеет право свободно распоряжаться своими способностями, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Этой статьей признаются права трудящихся на индивидуальные и коллективные, в том числе в форме забастовки, трудовые споры; закреплены права работающих на отдых, регламентированную продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Права в сфере защиты детей, материнства, детства, семьи, а также обязанности трудоспособных детей, достигших 18 лет, установлены в ст. 38. Гарантии социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, выплат государственных пенсий и пособий раскрывает ст. 39. Права на жилище определены в ст. 40, на охрану здоровья и медицинскую помощь закреплены в ст. 41, 24,
охрану окружающей среды — в ст. 42, на образование — ст. 43. Права в области культуры раскрыты в ст. 44. Этим правами граждане России согласно ст. 19 обладают независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характер занятий, места жительства и других обстоятельств.
Статья 3 Конституции гласит, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ»1.
Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию (ст. 4), соответственно права распространяются на всех граждан, независимо от того, в каком из субъектов Российской Федерации они проживают. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов - равноправных субъектов Федерации.
Республика (государство) имеет свои конституцию и законодательство (ст. 5). Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство. Федеративное устройство России основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов Российской Федерации (с. 5).
Гражданство является единым и равным независимо от основания его приобретения.
Власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (органы последних самостоятельны). Осуществляют государственную власть в РФ Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и суды РФ. Действует местное самоуправление.
Как отмечает ст. 14 Конституции, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Россия
традиционно относится к типу государств
с сильной ролью государства в социальной
сфере. Если не говорить о более низком
материальном и институциональном уровнях,
то система социальных гарантий и социальной
защиты населения, сложившаяся в России
к началу экономических преобразований,
в целом соответствовала принципам социального
рыночного хозяйства1.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, подводя итог сему вышеизложенному, модно сделать соответствующие выводы.
Появление
термина «социальное
По сравнению с предшествующим периодом государство взяло на себя ответственность за благосостояние граждан, обеспечило доступность социальной поддержки всем членам общества, создало государственные системы социального обеспечения и социальной защиты, ввело бюджетное финансирование социальных программ и новые механизмы социальной политики в виде государственного социального страхования, стало доминирующим субъектом социальных функций в обществе.
Социальным
является государство, которое в
полной мере выполняет свои социальные
функции (наряду с экономическими, политическими
и
Государство в социальной сфере во все больших масштабах выступает не как институт власти, а как общенациональная авторитетная корпорация с соответствующими инициативно-частными организациями.
Содержащуюся в Конституции РФ характеристику нашего государства как социального следует понимать не как в полной мере завершенное выражение его современной сущности, а лишь как постепенно реализующуюся цель его формирования в ходе осуществляемых социально-политических преобразований. Россию пока можно назвать лишь страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. | Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета. N 7. 21.01.2009. |
2. | Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации [Текст] – М.: ИНФРА-М, 2009. |
3. | Барис В.В. Политические
основания становления и |
4. | Волгин Н. А., Гриценко Н.Н., Шарков Ф.И. Социальное государство [Текст] – М.: «Дашков и К˚», 2003. |
5. | Леонов И.В. Современное социальное государство: сущность, признаки, проблемы формирования [Текст] – М., 2008. |
6. | Ракитский Б.В. Роль государства в социальной политике. Особенности государства как субъекта социальной политики и его конституционные обязанности в этой сфере [Текст]// Социальная политика – М.: Экзамен, 2003. |
7. | Сигарев А.В. Социальное государство как конституционно-правовая проблема [Текст] // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 12. |
8. | Трифонов В. Типы социальной политики государства [Текст] // http://infomanagement.ru. |
9. | Шапошников С.П. Социальное государство в России: историко-теоретический аспект [Текст] // История государства и права. 2010. №11 |
Информация о работе Понятие и сущность социального государства