Понятие и сущность социального государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 19:20, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы - дать характеристику понятию социального государства.
Задачи работы:
- дать определение понятия «социальное государство»;
- раскрыть сущность социального государства и его основные функции;
- рассмотреть деятельность государства в качестве социального института.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Определение понятия «социальное государство» 4
2. Сущность социального государства и его функции 8
3. Деятельность государства в качестве социального института 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15

Файлы: 1 файл

Понятие и сущность соц.гос..doc

— 94.50 Кб (Скачать)

    - сглаживание социального неравенства  в обществе, создание достойных  условий существования посредством  перераспределения благ;

    - предоставление социальных услуг.

    Перечисленные и другие функции социального  государства составляют его функциональную систему, находящуюся в развитии. Каждая из данных функций обязательна для социального государства, но может быть выражена с различной степенью интенсивности. Этот перечень не является застывшим. Становление этих двух функций происходит не одновременно. Соответствующие изменения будут происходить и в дальнейшем. Функции социального государства имеют определенную направленность на достижение как социальных, так и экономических целей. Выравнивание условий жизни, сглаживание социального неравенства, повышение уровня личного потребления одновременно с социальными решают экономические задачи – мотивация повышения производительности труда, увеличение потребительского спроса, предотвращение социальных конфликтов и учет изменения роли человека на производстве.

    Современная Концепция социального государства выдвигает на передний план взаимоотношения государства и личности в условиях свободной рыночной экономики. Еще А.Смит, Дж. Милль, Б. Констан, Дж. Локк исходили из оценки свободы как высшей ценности, которую государство обязано гарантировать каждому индивидууму. Они главными принципами социального государства в социально – экономической сфере провозглашали экономическую свободу, автономию личности в экономической сфере, не признавая при этом за государством социальных функций.

    Социальные  функции государства по-разному  определяли известные российские ученые. С. С. Алексеев отмечал, что «государство в социальной сфере во все больших  масштабах выступает не как институт власти, а как общенациональная авторитетная (но не авторитарная) корпорация, однопорядковая в данном отношении по своему статусу с соответствующими инициативно-частными организациями».2

    Социальное  государство – наиболее целесообразный способ соединения начал свободы  и власти в целях обеспечения  благополучия личности и благоденствия общества, обеспечения социальной справедливости в распределении продуктов труда. 

       3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА В КАЧЕСТВЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА 

    Деятельность государства при рассмотрении его в качестве социального института определяется:

    - разработкой и применением специфического набора 
социальных и правовых норм и предписаний, регулирующих 
поведение различных сообществ и людей;

    - интеграцией других социальных институтов в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуру общества;

    - созданием материальных средств и условий, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность всех структур общества;

    - созданием основ для осуществления устойчивых связей и отношений в рамках социальной организации общества.

      Социальное государство, функционирующее как социальный институт макроуровня, формирует свою структуру и организует жизнедеятельность всех сфер общества, опираясь на конституционные основы. Наша страна провозглашена социальным государством согласно ст. 7 Конституции РФ: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»1. Конституционные обязанности социального государства в реализации трудовых прав закреплены в ст. 37. Каждый гражданин России имеет право свободно распоряжаться своими способностями, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Этой статьей признаются права трудящихся на индивидуальные и коллективные, в том числе в форме забастовки, трудовые споры; закреплены права работающих на отдых, регламентированную продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

       Права в сфере защиты детей, материнства, детства, семьи, а также обязанности трудоспособных детей, достигших 18 лет, установлены в ст. 38. Гарантии социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, выплат государственных пенсий и пособий раскрывает ст. 39. Права на жилище определены в ст. 40, на охрану здоровья и медицинскую помощь закреплены в ст. 41, 24,

охрану  окружающей среды — в ст. 42, на образование — ст. 43. Права в  области культуры раскрыты в ст. 44. Этим правами граждане России согласно ст. 19 обладают независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характер занятий, места жительства и других обстоятельств.

      Статья 3 Конституции гласит, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ»1.

    Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию (ст. 4), соответственно права распространяются на всех граждан, независимо от того, в каком из субъектов Российской Федерации они проживают. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов - равноправных субъектов Федерации.

    Республика (государство) имеет свои конституцию  и законодательство (ст. 5). Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство. Федеративное устройство России основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов Российской Федерации (с. 5).

    Гражданство является единым и равным независимо от основания его приобретения.

    Власть  в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (органы последних самостоятельны). Осуществляют государственную власть в РФ Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и суды РФ. Действует местное самоуправление.

    Как отмечает ст. 14 Конституции, никакая  религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

       Россия  традиционно относится к типу государств с сильной ролью государства в социальной сфере. Если не говорить о более низком материальном и институциональном уровнях, то система социальных гарантий и социальной защиты населения, сложившаяся в России к началу экономических преобразований, в целом соответствовала принципам социального рыночного хозяйства1. 
 
 

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       Таким образом, подводя итог сему вышеизложенному, модно сделать соответствующие  выводы.

    Появление термина «социальное государство» само явилось принципиальным моментом осознания изменений природы государственности. Данное понятие отразило свершившийся переход от «полицейского» государства, «государства общественного договора», «государства как высшей формы власти» к государству, осуществляющему социальные функции.

    По сравнению с предшествующим периодом государство взяло на себя ответственность за благосостояние граждан, обеспечило доступность социальной поддержки всем членам общества, создало государственные системы социального обеспечения и социальной защиты, ввело бюджетное финансирование социальных программ и новые механизмы социальной политики в виде государственного социального страхования, стало доминирующим субъектом социальных функций в обществе.

    Социальным  является государство, которое в  полной мере выполняет свои социальные функции (наряду с экономическими, политическими и                                                                                                                           духовными) и одновременно является правовым и демократическим государством.

    Государство в социальной сфере во все больших  масштабах выступает не как институт власти, а как общенациональная авторитетная корпорация с соответствующими инициативно-частными организациями.

    Содержащуюся  в Конституции РФ характеристику нашего государства как социального следует понимать не как в полной мере завершенное выражение его современной сущности, а лишь как постепенно реализующуюся цель его формирования в ходе осуществляемых социально-политических преобразований. Россию пока можно назвать лишь страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству.

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным  голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках  к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета. N 7. 21.01.2009.
2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации [Текст] – М.: ИНФРА-М, 2009.
3. Барис В.В. Политические основания становления и развития социального государства [Текст] // Социальное государство: мировой опыт и реалии России / Общ. ред. Г.А. Николаева. – М.: АТиСО, 2007.
4. Волгин Н. А., Гриценко Н.Н., Шарков Ф.И. Социальное государство [Текст] – М.: «Дашков и К˚», 2003.
5. Леонов И.В. Современное социальное государство: сущность, признаки, проблемы формирования [Текст] – М., 2008.
6. Ракитский Б.В. Роль государства в социальной политике. Особенности государства как  субъекта социальной политики и его  конституционные обязанности в  этой сфере [Текст]// Социальная политика – М.: Экзамен, 2003.
7. Сигарев А.В. Социальное государство как конституционно-правовая проблема [Текст] // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 12.
8. Трифонов В. Типы социальной политики государства [Текст] // http://infomanagement.ru.
9. Шапошников С.П. Социальное государство в России: историко-теоретический аспект [Текст] // История государства и права. 2010. №11

Информация о работе Понятие и сущность социального государства