Понятие группы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 01:01, реферат

Краткое описание

Я выбрал эту тему потому , что эта тема более приемлима мне в том плане , что мне приходится буквально каждый день общатся нетолько с личностями но и с группами людей , а также раскрытие этой темы поможет мне в дольнейшем общатся с группами людей при работе инженером либо при службе в армии , в офицерской должности.
Цель работы : Отобразить всю глубину общественной значимости , совместной деятельности группы людей.

Оглавление

1. Группы: их виды, размеры, структура.
2. Развитие группы. Общие качества группы.
3. Социальная коллективность. Отношения между индивидом и группой.
Вывод
Список литературы

Файлы: 1 файл

1.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

Наконец, в-третьих, кооперация обеспечивает взаимную поддержку действий, так как только совместные усилия могут привести каждого члена группы к личному успеху. Таким образом, кооперация между членами группы способствует сплочению всей группы.

Что касается характера  связей группы с другими социальными  общностями, то здесь свою позитивную роль может сыграть и конкуренция. Известно, что соревнование между группами в определенных видах деятельности способствует внутреннему сплочению групп-участников. К такому приему часто прибегают, например, в практике учебных заведений, организуя соревнования учебных групп в различных видах учебной и внеучебной деятельности. При этом важно помнить об одной опасности: межгрупповая конкуренция может привести к возникновению межгрупповой агрессии и неприятия друг друга, чего ни в коем случае нельзя допускать.

4. Особенности групповых целей. Речь идет о том, что цели, которые ставятся группой или перед группой ее руководителем, помогают коллективу сплачиваться в том случае, если они отвечают потребностям членов группы, могут быть приняты ими в качестве своих личных целей (то есть каждый участник видит личный смысл в том, что делает вся группа), а также если группа может рассчитывать на успех в достижении цели.

Другой очень важной характеристикой групповой цели должна быть четкость и однозначность  ее постановки. К сожалению, этому  условию групповые цели отвечают далеко не всегда.

Во-вторых, цель должна быть ясной, определенной и понятной каждому участнику. Обязательно  нужно проверить, действительно  ли все члены группы одинаково  понимают смысл и цель происходящего.

В-третьих, цель должна быть технологична, то есть содержать в себе доступные средства ее достижения. Хорошо, если эти средства были выработаны на предыдущих этапах совместных действий.

Наконец, цель должна быть личностно привлекательной  для каждого члена группы, а  для этого содержать в себе какие-либо частные цели и средства, интересные или доступные для него. Деятельность, организуемая в группе, должна требовать от каждого тех умений, которые у него особенно развиты или которые он хотел бы в себе развить.

5. Удовлетворенность группы и каждого ее члена групповой деятельностью и своим положением в группе. Чем выше удовлетворенность участников деятельностью группы и самими собой, тем в большей степени будет сплачиваться такая группа.

6. Сплоченность группы  зависит также от характера руководства и стиля принятия решений, характерного для группы. Известно, что коллегиальный, кооперативный стиль руководства и возможность для каждого члена группы принимать участие в выработке общего решения способствуют сплочению группы.

Отметим, что сплоченность - это важная характеристика состояния группы, так как сплоченная группа не только представляет собой более эффективно работающий единый организм, но и обладает большей привлекательностью для каждого ее члена. Сплоченная группа характеризуется усилением взаимного удовлетворяющего общения между участниками, близостью мнений и ценностных ориентации, что позволяет человеку чувствовать себя комфортно. В группе высокого уровня сплочения растет самооценка человека, снижается уровень его тревожности, и, кроме того, повышается эффективность любых форм активности такой группы.

Виды  групп:

по количеству: малые  и большие

по роду формирования: формальные (официальные) и неформальные (неофициальные)

по степени организованности: организованные и неорганизованные

по значимости для членов группы: референтные и нереферентные

по направленности: просоциальные, асоциальные и антисоциальные

по развитию: диффузные, ассоциации, коллектив и корпорация.

С позиций социальной психологии коллектив выступает  как группа высшего уровня развития, созданная для решения общественно-полезных задач, имеющая четкую организационную структуру, органы управления и отличающаяся особым типом отношений - ответственной взаимозависимостью и товарищеским сотрудничеством.

К типичным признакам  коллектива относятся:

1. Совместная общественно-полезная  деятельность.

Так, основными социально  значимыми направлениями деятельности ор-ганов внутренних дел являются: профилактика правонарушений, раскрытие  и расследование преступлений, охрана общественного порядка, исправле-ние и перевоспитание осужденных, обеспечение безопасности движения автомототранспорта и противопожарной безопасности;

2. Определенная, соответствующая  задачам деятельности, организа-ционная  структура. К основным элементам  организационной структуры ор-ганов внутренних дел относятся: подразделения и службы; функциональные группы сотрудников по целевому назначению; общественно-политические организации и группы; органы руководства и самоуправления (актив орга-нов).

3. Соответствие официальных  (правовых, уставных) и неофициальных (субъективных) взаимоотношений. В зрелом коллективе совпадают внешние, официальные, предписанное обществом и неофициальные (складывающиеся на основе социально-психологических закономерностей взаимодействия между людьми) структуры взаимоотношений.

4. Качественно новые,  по сравнению с другими группами, социально-психологические характеристики  коллектива. Сюда относятся: единство  социальной направленности коллектива, психологическая совместимость  людей, их активное сопереживание  (совместимость людей), значимость коллектива для каждого из его членов, уважение к нему, гордость за свой коллектив.

5. Устойчивость коллектива, его жизнестойкость, способность  к само укреплению. Различные  коллективы (в том числе и органы  внутренних дел) специфичны как по целям и задачам деятельности, так и по своей внутренней структуре: профессиональному подбору, составу кадров, пси-хологической атмосфере, характеру лидерства в микрогруппах. В процессе становления, развития и зрелости коллективов все больше и органичнее присваивает цели, заданные ему обществом и превращает их в мотиве дея-тельности своих членов.

Объединение индивидуальных деятельностей в коллективе позволяет  решать сложные задачи, требующие  затраты усилий множества людей.

К большим по численности  группам относятся, с одной стороны, стихийные, кратковременно существующие, случайно возникающие общности типа толпы, публики, аудитории, а с другой стороны - длительно существующие, исторически обусловленные, устойчивые образования, такие как этнические, профессиональные или социальные группы.

Анализ больших  групп, особенно второго типа, является необходимым условием для понимания  смысла и закономерности многих социальных процессов. Кроме того, именно под  влиянием тех или иных больших  групп формируются нормы, ценности и направленность различных малых групп, то есть большие группы опосредованно, через малые социальные образования, оказывают решающее влияние на формирование микросоциума и самой личности. Однако эта область социальной психологии в настоящее время является весьма слабо разработанной, особенно по сравнению с психологией малых групп, являющейся традиционным предметом исследования многих направлений и школ в социальной психологии.

Виды  паники и причины  ее возникновения

Большинство определений  паники связано с проявлением массового страха перед реальной или воображаемой угрозой, состояние периодического испуга, ужаса, нарастающих в процессе взаимного заражения ими. Считается, что паника — одна из форм поведения толпы. Однако следует подчеркнуть, что некоторые авторы рассматривают панику, проявляющуюся и на индивидуальном уровне.

Представляется, что  панику можно классифицировать по масштабам, глубине охвата, длительности и деструктивным  последствиям.

По  масштабам различают индивидуальную, групповую и массовую панику. В случае групповой и массовой паники захватываемое ею количество людей различно: групповая — от двух-трех до нескольких десятков и сотен человек (если они разрознены), а массовая — тысячи или гораздо больше людей. К тому же массовой следует, очевидно, считать панику, когда в ограниченном, замкнутом пространстве (на корабле, в здании и пр.) ею охвачено большинство людей независимо от их общего числа.

Под глубиной охвата имеется в виду степень панического заражения сознания. В этом смысле можно говорить о легкой, средней панике и панике на уровне полной невменяемости. Легкую панику можно, в частности, испытывать тогда, когда задерживается транспорт, при спешке, внезапном, но не очень сильном сигнале (звуке, вспышке и пр.). При этом человек сохраняет почти полное самообладание, критичность. Внешне такая паника может выражаться лишь легкой удивленностью, озабоченностью, напряжением мышц и т.п.

Средняя паника характеризуется значительной деформацией сознательных оценок происходящего, снижением критичности, возрастанием страха, подверженностью внешним воздействиям. Типичный пример средней паники — скупка товаров в магазинах при циркуляции справедливых или фиктивных слухов о повышении цен, исчезновении товаров из продажи и т.д. Паника средней глубины часто проявляется при проведении военных операций, при небольших транспортных авариях, пожаре (если он близко, но непосредственно не угрожает) и различных стихийных бедствиях.

Полная паника — паника с отключением сознания, аффективная, характеризующаяся полной невменяемостью — наступает при чувстве большой, смертельной опасности (явной или мнимой). В этом состоянии человек полностью теряет сознательный контроль за своим поведением: может бежать куда попало (иногда прямо в очаг опасности), бессмысленно метаться, совершать самые разнообразные хаотические действия, поступки, абсолютно исключающие критическую их оценку, рациональность и этичность. Это классические примеры паники на кораблях «Титаник», «Адмирал Нахимов» (в последнем случае скорость событий не дала развернуться панике «на полную мощь»), а также во время войны, землетрясений, ураганов, пожаров в универмагах и т.д.

По  длительности паника может быть кратковременной (секунды и несколько минут), достаточно длительной (десятки минут, часы), пролонгированной (несколько дней, недель). Кратковременная паника — это, например, паника в автобусе, потерявшем управление, и т.п. Достаточно длительной бывает паника при землетрясениях, не развернутых во времени и не очень сильных. Пролонгированная паника — это паника во время длительных боевых операций, например, блокада Ленинграда; после взрыва на ЧАЭС.

Поскольку речь идет о временной протяженности паники, считаю необходимым обосновать здесь  введение понятия «непрерывная паника», которое, на мой взгляд, характеризует истинное положение о последствиях Чернобыльской атомной катастрофы (ЧАК). Для этого имеются достаточные основания: уже более пяти лет люди в различных и по-разному зараженных радиацией зонах пребывают в состоянии постоянной тревоги и напряженности, подвергаясь опасности дополнительного заражения нуклидами в пище, воде, воздухе и испытывая чувства неясности, неопределенности, страха за самих себя, своих детей и близких. Правда, эта непрерывная паника носит в основном скрытый, недостаточно проецируемый вовне характер, проявляясь лишь отдельными вспышками отчаяния, озлобленности, опустошенности, депрессии и т.д. Анализу именно непрерывной скрытой атомной паники и посвящена данная статья.

Рассматривая деструктивные  последствия паники, мы выделяем следующие  ее типы: 1) паника без каких-либо материальных последствий и регистрируемых психических деформаций; 2) паника с разрушениями, физическими и выраженными психическими травмами, утратой трудоспособности на непродолжительное время; 3) паника с человеческими жертвами, значительными материальными разрушениями, нервными заболеваниями, срывами, инвалидностью и длительной утратой трудоспособности.

Деструктивные последствия  паники во время войны и последствия  длящейся паники после ЧАК можно  отнести к третьему типу. Нам не известна статистика гибели людей в результате начальных и последующих проявлений паники после взрыва на ЧАЭС, но на основе бесед с профессионалами (врачи, военные и др.), некоторых частных свидетельств можно предположить, что отдельные смертельные случаи скорее всего являются прямым следствием сильных переживаний, связанных с реакцией на ЧАК.

Остановимся кратко на причинах возникновения и механизмах развития паники.

Общепринято считать  основными причинами паники страх, ужас, гиперболизируемые нередко  конкретным состоянием людей, в частности их неготовностью к неожиданностям, внезапным опасностям, отсутствием соответствующей критичности при оценке конкретных ситуаций («у страха глаза велики»). Военные специалисты среди причин паники у солдат и офицеров называют общее моральное состояние, низкий уровень дисциплины, отсутствие авторитета у командиров.

По существующим описаниям, есть два основных момента, определяющие возникновение паники. Первый связан главным образом с внезапностью появления угрозы для жизни, здоровья, безопасности, например, при пожаре, взрыве, аварии и т.п. Второй можно связать с накоплением соответствующего «психологического горючего» и срабатыванием «реле», определенного психического катализатора. Длительные переживания, опасения, накопление тревоги, неопределенность ситуации, предполагаемые опасности, невзгоды — все это создает благоприятный фон для возникновения паники, а катализатором в этом случае в принципе может быть все, что угодно (замкнуть цепь опасений может не только сильный испуг, страх, но и абсолютно безопасные по сути проявления, звуки, слова, чье-то поведение, какие-то сигналы, не имеющие никакого отношения к ожидаемым опасностям).

Информация о работе Понятие группы