Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 01:01, реферат
Я выбрал эту тему потому , что эта тема более приемлима мне в том плане , что мне приходится буквально каждый день общатся нетолько с личностями но и с группами людей , а также раскрытие этой темы поможет мне в дольнейшем общатся с группами людей при работе инженером либо при службе в армии , в офицерской должности.
Цель работы : Отобразить всю глубину общественной значимости , совместной деятельности группы людей.
1. Группы: их виды, размеры, структура.
2. Развитие группы. Общие качества группы.
3. Социальная коллективность. Отношения между индивидом и группой.
Вывод
Список литературы
Наконец, в-третьих, кооперация обеспечивает взаимную поддержку действий, так как только совместные усилия могут привести каждого члена группы к личному успеху. Таким образом, кооперация между членами группы способствует сплочению всей группы.
Что касается характера связей группы с другими социальными общностями, то здесь свою позитивную роль может сыграть и конкуренция. Известно, что соревнование между группами в определенных видах деятельности способствует внутреннему сплочению групп-участников. К такому приему часто прибегают, например, в практике учебных заведений, организуя соревнования учебных групп в различных видах учебной и внеучебной деятельности. При этом важно помнить об одной опасности: межгрупповая конкуренция может привести к возникновению межгрупповой агрессии и неприятия друг друга, чего ни в коем случае нельзя допускать.
4. Особенности групповых целей. Речь идет о том, что цели, которые ставятся группой или перед группой ее руководителем, помогают коллективу сплачиваться в том случае, если они отвечают потребностям членов группы, могут быть приняты ими в качестве своих личных целей (то есть каждый участник видит личный смысл в том, что делает вся группа), а также если группа может рассчитывать на успех в достижении цели.
Другой очень важной характеристикой групповой цели должна быть четкость и однозначность ее постановки. К сожалению, этому условию групповые цели отвечают далеко не всегда.
Во-вторых, цель должна быть ясной, определенной и понятной каждому участнику. Обязательно нужно проверить, действительно ли все члены группы одинаково понимают смысл и цель происходящего.
В-третьих, цель должна быть технологична, то есть содержать в себе доступные средства ее достижения. Хорошо, если эти средства были выработаны на предыдущих этапах совместных действий.
Наконец, цель должна быть личностно привлекательной для каждого члена группы, а для этого содержать в себе какие-либо частные цели и средства, интересные или доступные для него. Деятельность, организуемая в группе, должна требовать от каждого тех умений, которые у него особенно развиты или которые он хотел бы в себе развить.
5. Удовлетворенность группы и каждого ее члена групповой деятельностью и своим положением в группе. Чем выше удовлетворенность участников деятельностью группы и самими собой, тем в большей степени будет сплачиваться такая группа.
6. Сплоченность группы зависит также от характера руководства и стиля принятия решений, характерного для группы. Известно, что коллегиальный, кооперативный стиль руководства и возможность для каждого члена группы принимать участие в выработке общего решения способствуют сплочению группы.
Отметим, что сплоченность - это важная характеристика состояния группы, так как сплоченная группа не только представляет собой более эффективно работающий единый организм, но и обладает большей привлекательностью для каждого ее члена. Сплоченная группа характеризуется усилением взаимного удовлетворяющего общения между участниками, близостью мнений и ценностных ориентации, что позволяет человеку чувствовать себя комфортно. В группе высокого уровня сплочения растет самооценка человека, снижается уровень его тревожности, и, кроме того, повышается эффективность любых форм активности такой группы.
Виды групп:
по количеству: малые и большие
по роду формирования: формальные (официальные) и неформальные (неофициальные)
по степени организованности: организованные и неорганизованные
по значимости для членов группы: референтные и нереферентные
по направленности: просоциальные, асоциальные и антисоциальные
по развитию: диффузные, ассоциации, коллектив и корпорация.
С позиций социальной психологии коллектив выступает как группа высшего уровня развития, созданная для решения общественно-полезных задач, имеющая четкую организационную структуру, органы управления и отличающаяся особым типом отношений - ответственной взаимозависимостью и товарищеским сотрудничеством.
К типичным признакам коллектива относятся:
1. Совместная общественно-
Так, основными социально
значимыми направлениями
2. Определенная, соответствующая
задачам деятельности, организа-ционная
структура. К основным
3. Соответствие официальных (правовых, уставных) и неофициальных (субъективных) взаимоотношений. В зрелом коллективе совпадают внешние, официальные, предписанное обществом и неофициальные (складывающиеся на основе социально-психологических закономерностей взаимодействия между людьми) структуры взаимоотношений.
4. Качественно новые,
по сравнению с другими
5. Устойчивость коллектива, его жизнестойкость, способность к само укреплению. Различные коллективы (в том числе и органы внутренних дел) специфичны как по целям и задачам деятельности, так и по своей внутренней структуре: профессиональному подбору, составу кадров, пси-хологической атмосфере, характеру лидерства в микрогруппах. В процессе становления, развития и зрелости коллективов все больше и органичнее присваивает цели, заданные ему обществом и превращает их в мотиве дея-тельности своих членов.
Объединение индивидуальных деятельностей в коллективе позволяет решать сложные задачи, требующие затраты усилий множества людей.
К большим по численности группам относятся, с одной стороны, стихийные, кратковременно существующие, случайно возникающие общности типа толпы, публики, аудитории, а с другой стороны - длительно существующие, исторически обусловленные, устойчивые образования, такие как этнические, профессиональные или социальные группы.
Анализ больших групп, особенно второго типа, является необходимым условием для понимания смысла и закономерности многих социальных процессов. Кроме того, именно под влиянием тех или иных больших групп формируются нормы, ценности и направленность различных малых групп, то есть большие группы опосредованно, через малые социальные образования, оказывают решающее влияние на формирование микросоциума и самой личности. Однако эта область социальной психологии в настоящее время является весьма слабо разработанной, особенно по сравнению с психологией малых групп, являющейся традиционным предметом исследования многих направлений и школ в социальной психологии.
Виды паники и причины ее возникновения
Большинство определений паники связано с проявлением массового страха перед реальной или воображаемой угрозой, состояние периодического испуга, ужаса, нарастающих в процессе взаимного заражения ими. Считается, что паника — одна из форм поведения толпы. Однако следует подчеркнуть, что некоторые авторы рассматривают панику, проявляющуюся и на индивидуальном уровне.
Представляется, что панику можно классифицировать по масштабам, глубине охвата, длительности и деструктивным последствиям.
По масштабам различают индивидуальную, групповую и массовую панику. В случае групповой и массовой паники захватываемое ею количество людей различно: групповая — от двух-трех до нескольких десятков и сотен человек (если они разрознены), а массовая — тысячи или гораздо больше людей. К тому же массовой следует, очевидно, считать панику, когда в ограниченном, замкнутом пространстве (на корабле, в здании и пр.) ею охвачено большинство людей независимо от их общего числа.
Под глубиной охвата имеется в виду степень панического заражения сознания. В этом смысле можно говорить о легкой, средней панике и панике на уровне полной невменяемости. Легкую панику можно, в частности, испытывать тогда, когда задерживается транспорт, при спешке, внезапном, но не очень сильном сигнале (звуке, вспышке и пр.). При этом человек сохраняет почти полное самообладание, критичность. Внешне такая паника может выражаться лишь легкой удивленностью, озабоченностью, напряжением мышц и т.п.
Средняя паника характеризуется значительной деформацией сознательных оценок происходящего, снижением критичности, возрастанием страха, подверженностью внешним воздействиям. Типичный пример средней паники — скупка товаров в магазинах при циркуляции справедливых или фиктивных слухов о повышении цен, исчезновении товаров из продажи и т.д. Паника средней глубины часто проявляется при проведении военных операций, при небольших транспортных авариях, пожаре (если он близко, но непосредственно не угрожает) и различных стихийных бедствиях.
Полная паника — паника с отключением сознания, аффективная, характеризующаяся полной невменяемостью — наступает при чувстве большой, смертельной опасности (явной или мнимой). В этом состоянии человек полностью теряет сознательный контроль за своим поведением: может бежать куда попало (иногда прямо в очаг опасности), бессмысленно метаться, совершать самые разнообразные хаотические действия, поступки, абсолютно исключающие критическую их оценку, рациональность и этичность. Это классические примеры паники на кораблях «Титаник», «Адмирал Нахимов» (в последнем случае скорость событий не дала развернуться панике «на полную мощь»), а также во время войны, землетрясений, ураганов, пожаров в универмагах и т.д.
По длительности паника может быть кратковременной (секунды и несколько минут), достаточно длительной (десятки минут, часы), пролонгированной (несколько дней, недель). Кратковременная паника — это, например, паника в автобусе, потерявшем управление, и т.п. Достаточно длительной бывает паника при землетрясениях, не развернутых во времени и не очень сильных. Пролонгированная паника — это паника во время длительных боевых операций, например, блокада Ленинграда; после взрыва на ЧАЭС.
Поскольку речь идет
о временной протяженности
Рассматривая деструктивные последствия паники, мы выделяем следующие ее типы: 1) паника без каких-либо материальных последствий и регистрируемых психических деформаций; 2) паника с разрушениями, физическими и выраженными психическими травмами, утратой трудоспособности на непродолжительное время; 3) паника с человеческими жертвами, значительными материальными разрушениями, нервными заболеваниями, срывами, инвалидностью и длительной утратой трудоспособности.
Деструктивные последствия паники во время войны и последствия длящейся паники после ЧАК можно отнести к третьему типу. Нам не известна статистика гибели людей в результате начальных и последующих проявлений паники после взрыва на ЧАЭС, но на основе бесед с профессионалами (врачи, военные и др.), некоторых частных свидетельств можно предположить, что отдельные смертельные случаи скорее всего являются прямым следствием сильных переживаний, связанных с реакцией на ЧАК.
Остановимся кратко на причинах возникновения и механизмах развития паники.
Общепринято считать основными причинами паники страх, ужас, гиперболизируемые нередко конкретным состоянием людей, в частности их неготовностью к неожиданностям, внезапным опасностям, отсутствием соответствующей критичности при оценке конкретных ситуаций («у страха глаза велики»). Военные специалисты среди причин паники у солдат и офицеров называют общее моральное состояние, низкий уровень дисциплины, отсутствие авторитета у командиров.
По существующим описаниям, есть два основных момента, определяющие возникновение паники. Первый связан главным образом с внезапностью появления угрозы для жизни, здоровья, безопасности, например, при пожаре, взрыве, аварии и т.п. Второй можно связать с накоплением соответствующего «психологического горючего» и срабатыванием «реле», определенного психического катализатора. Длительные переживания, опасения, накопление тревоги, неопределенность ситуации, предполагаемые опасности, невзгоды — все это создает благоприятный фон для возникновения паники, а катализатором в этом случае в принципе может быть все, что угодно (замкнуть цепь опасений может не только сильный испуг, страх, но и абсолютно безопасные по сути проявления, звуки, слова, чье-то поведение, какие-то сигналы, не имеющие никакого отношения к ожидаемым опасностям).