Понимающая социология М.Вебера

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 22:57, реферат

Краткое описание

Социология анализирует социальное действие и пытается объяснить его причину. Понимание означает познание социального действия через его субъективно подразумеваемый смысл, т. е. смысл, который вкладывает в данное действие сам его субъект. Поэтому в социологии находят свое отражение все многообразие идей и мировоззрений, регулирующих человеческую деятельность, т. е. все многообразие человеческой культуры.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3
Краткая биография М.Вебера………………………………………….4
Идейно-теоретические предпосылки становления веберовской «понимающей социологии», признаки социального действия……..5
Типы социального действия в понимании Вебера…………………..6
Методы социологии по Веберу………………………........................10
Рациональность и иррациональность………………………………..11
Заключение……………………………………………………………......15
Список литературы……………………………………………………….16

Файлы: 1 файл

социалогия,реф..doc

— 117.00 Кб (Скачать)


              АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

              ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                                  Центросоюза Российской Федерации

                                «Российский университет кооперации»

                                               Мурманский филиал

 

 

 

 

 

                                                 Р Е Ф Е Р А Т

 

                                    по дисциплине «Социология»  

 

                           Тема: «Понимающая социология М.Вебера»

 

 

 

 

Выполнил:

студент 1 курса, группы  УС1-10

Тарасова Л.Н.

Проверил:

Хаматова Т.А.

 

 

 

 

                                                            Мурманск

                                                                 2011

 

     Содержание:

Введение……………………………………………………………………3

  1. Краткая биография М.Вебера………………………………………….4
  2. Идейно-теоретические предпосылки становления веберовской «понимающей социологии», признаки социального действия……..5
  3. Типы социального действия в понимании Вебера…………………..6
  4. Методы социологии по Веберу………………………........................10
  5. Рациональность и иррациональность………………………………..11

Заключение……………………………………………………………......15

Список литературы……………………………………………………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 Введение.

   Социология анализирует социальное действие и пытается объяснить его причину. Понимание означает познание социального действия через его субъективно подразумеваемый смысл, т. е. смысл, который вкладывает в данное действие сам его субъект. Поэтому в социологии находят свое отражение все многообразие идей и мировоззрений, регулирующих человеческую деятельность, т. е. все многообразие человеческой культуры.

   Именно желание понять и узнать идейно-теоретические предпосылки становления веберовской «понимающей социологии», признаки социального действия, принципы и методы «понимающей социологии», а также типы социального действия, которые выделял Вебер побудило меня  взять эту тему.

   Для написания  этой работы была использована  следующая литература:

Арон Р. «Этапы развития социологической мысли» / Общ.ред. и предисл. П. С. Гуревича. - М.: Издательская группа «Прогресс» - «Политика», 2002;

Вебер Марианна «Жизнь и творчество Макса Вебера» - М.: РОССПЭН, 2007; Давыдов Ю. Н. «Макс Вебер и современная теоретическая социология: Актуальные проблемы вебер. социологического учения» - М.: Мартис, 2000; Кравченко Е. И. «Макс Вебер». - М.: Весь Мир, 2002. - 224 с. - Серия «Весь мир знаний» - ISBN 5-7777-0196-5.

 

 

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  1.  Краткая биография М.Вебера

   Социология М. Вебер относится к интерпретивным парадигмам. Их сторонники, хотя и могут признавать, что общество состоит из определенных структур, тем не менее полагают, что последние есть производное от социальных действий индивидов. Для социологов этого направления главное - изучение и интерпретация образцов типичного социального поведения людей, в процессе которого создается социальная реальность.

   МАКС ВЕБЕР (Weber) - немецкий социолог, являющийся основоположником «понимающей» социологии, в центре которой изучение социальных действий как движущих факторов всего человеческого существования в его универсальности. Под углом изучения социальных действий социолог создал свои концепции экономики, политики, бюрократии, религии, права.

   М. Вебер родился 21 апреля 1864 года в семье чиновника, который занимал весьма высокое положение в бюрократической иерархии и политическом истеблишменте Германии того времени, используя которое пользовался почти всеми земными благами. Его мать, напротив, была женщиной строгих аскетических правил, всецело поглощенной религиозными догмами Кальвинизма, постоянно озабоченной о возможности божественного избрания и спасении души после смерти. Эти глубокие различия родителей оказали существенное влияние на мировосприятие, образ жизни Вебера, характер его творчества, в котором парадоксально сочетались интересы к бюрократизму и религиозному аскетизму.

   В начале жизни Вебер отдает предпочтение ценностным ориентациям своего отца. Он получил образование в лучших университетах Германии, став в итоге обладателем докторской степени по праву. Вебер преподавал социологию в Германии и США, принимал участие в работе ряда международных конгрессов социальных наук, издавал журнал "Архив социальной науки и социальной политики". В 1910 г. он основал Немецкое социологическое общество. Преподавательскую и научную деятельность совмещал с практической политикой - выполнял различные официальные миссии в годы первой мировой войны, был экспертом германской делегации в Версале, участвовал в разработке проекта Веймарской конституции. Однако политика была для него не самоцелью, а вопросом фактического знания проблемы. На первом месте для него было познание человеческого бытия.

   Среди основных работ Вебера можно отметить: «Протестантская этика и дух капитализма», «О некоторых категориях понимающей социологии», «Политика как призвание и профессия», «Наука как профессия», «Хозяйственная этика мировых религий» и др.

   Умер М. Вебер 14 июня 1920 года.

 

            2.   Идейно-теоретические предпосылки становления  

                        веберовской «понимающей социологии»,

                                признаки социального действия

   На формирование  философских воззрений Макса Вебера оказали влияние в первую очередь разработанная Вильгельмом Дильтеем концепция «понимания» и принцип разделения наук на науки о природе (номотетические, направленные на изучение закономерностей) и науки о духе (идиографические, направленные на изучение уникальных явлений), разработанный баденской школой неокантианства (Риккерт и Виндельбанд).         

   Вебер внес существенный вклад в такие области социального знания, как общая социология, методология социального познания, политическая социология, социология права, социология религии, экономическая социология, теория капитализма. Свою концепцию Вебер называл «понимающей социологией». Социология анализирует социальное действие и пытается объяснить его причину. Понимание означает познание социального действия через его субъективно подразумеваемый смысл, т. е. смысл, который вкладывает в данное действие сам его субъект. Поэтому в социологии находят свое отражение все многообразие идей и мировоззрений, регулирующих человеческую деятельность, т. е. все многообразие человеческой культуры. В отличие от своих современников Вебер не стремился строить социологию по образцу естественных наук, относя ее к гуманитарным наукам или, в его терминах, к наукам о культуре, которые как по методологии, так и по предмету составляют автономную область знания. Он считал, что все научные категории - только конструкции нашего мышления. «Общество», «государство», «институт» - это просто слова, поэтому им не следует приписывать онтологических характеристик. Единственно реальным фактом общественной жизни, по мнению Вебера, является социальное действие.

   Определенное влияние на социологические воззрения Вебера оказала марксистская социология, в частности, ряд соображений К. Маркса об обществе как арене противоборствующих социальных групп, где каждая имеет свои экономические интересы, свои ценностные ориентации, соответствующие социально-экономическому положению и определенным взглядам на окружающий мир. Однако при этом им была дана позитивная критика материалистического понимания истории, в которой социолог показал значимость идеальных факторов - религиозных, идейно-нравственных ориентиров для поведения людей и высказался за то, чтобы социология раскрывала всю сложную систему каузальных связей социальной реальности, существующей не только объективно, но и создающейся субъективно благодаря мыслям и действиям индивидов.

   Основные категории «понимающей социологии» - это поведение, действие и социальное действие. Поведение - наиболее общая категория деятельности, которая становится действием, если действующий связывает с ним субъективный смысл. О социальном действии можно говорить тогда, когда действие соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Сочетания социальных действий образуют «смысловые связи», на основе которых формируются социальные отношения и институты. Результат понимания по Веберу - гипотеза высокой степени вероятности, которая затем должна быть подтверждена объективными научными методами.

    1. Типы социального действия в понимании Вебера

   Всякое общество представляет собой совокупный продукт взаимодействия конкретных индивидов. Социальное действие - атом общественной жизни, и именно на него должен быть направлен взгляд социолога. Действия субъектов рассматриваются как мотивированные, имеющие смысл и ориентацию на других, эти действия можно анализировать с помощью расшифровки смыслов и значений, которые придают субъекты этим действиям. Социальным действием, пишет Вебер, считается действие, которое по смыслу соотносится с действиями других людей и ориентируется на них.

   В термин Verstehen (понимание) Вебер вкладывает свой особый смысл. Это - рациональная процедура изучения действий социальных субъектов (микроуровень), а через них - изучение культуры конкретного общества (макроуровень). Как видно, Вебер был сторонником социального номинализма. Напомним, что это теоретическая и методологическая ориентация, предполагающая, что характер индивидов, их действий, в конечном счете, определяет суть общества.

   Как считает социолог, анализ и типизация социальных действий людей являются основным предметом социологии. Однако не каждый поведенческий акт индивида можно считать социальным действием.     

   Как уже было казано выше, действие человека обретает характер социального действия, если в нем присутствуют два принципиальных момента:

1) субъективная мотивация  индивида, который вкладывает в  свой акт определенный смысл; 

2) ориентация на поведение  других людей.

   Вебер отмечает: «Действием мы называем действие человека (независимо от того, носит оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или терпеливому принятию, если и поскольку действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл. «Социальным» мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него».

   Из определения  следует, что действие, о котором  человек не задумывается, не является социальным действием. Так, к социальному действию нельзя отнести непреднамеренное падение человека или же непроизвольный крик от боли, ибо в них просто отсутствует мыслительный процесс. Действие, в котором человек просто не видит реальной цели, не является социальным действием. Социолог не считал действия социальными, если они являлись чисто подражательными, когда индивиды ориентируются на какое-либо природное явление (раскрытие зонтов множеством людей во время дождя), к социальному действию нельзя отнести непреднамеренное или неосознанное поведение, т.к. в этом случае отсутствует мыслительный процесс и осознанно целенаправленная активность. Эмоциональные излияния, непроизвольные выкрики, проявления радости от встреч с героями и вождями или выплески гнева в адрес «врагов» также нельзя отнести к социальным действиям, ибо в них просто нет активного разумного начала как способности человека отражать и постигать мир, не искажая его реальное содержание восторгами или страхами. Действие не является социальным и в том случае, если оно никак не затрагивает интересы других людей, остается для них незамеченным. Еще одно важное замечание, которое делает Вебер: предметом его парадигмы являются действия индивидов, а не коллективов. Употребляя понятия государство, корпорация, семья, армейское подразделение и т.д., следует иметь в виду, что эти и другие социальные структуры сами по себе не являются субъектами социального действия. Поэтому, с точки зрения Вебера, нельзя, например, понять действие парламента или президентской администрации, фирмы или семьи, но можно и нужно стремиться к тому, чтобы интерпретировать действия составляющих их индивидов.

   Вебер выделяет четыре типа социального действия в порядке убывания их осмысленности и осмысляемости:

  • целерациональное - когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей. Субъект точно представляет цель и выбирает оптимальный вариант ее достижения. Это чистая модель формально-инструментальной жизненной ориентации, такие действия чаще всего встречаются в сфере экономической практики.
  • ценностно-рациональное - определяется осознанной верой в ценность определенного действия независимо от его успеха, совершается во имя какой-либо ценности, причем ее достижение оказывается важнее побочных последствий (например, капитан последним покидает тонущий корабль);
  • традиционное - определяется традицией или привычкой. Индивид просто воспроизводит тот шаблон социальной активности, который использовался в подобных ситуациях ранее им или окружающими (крестьянин едет на ярмарку в то же время, что и его отцы и деды).
  • аффективное - определяется эмоциями;

Информация о работе Понимающая социология М.Вебера