Понимающая социология М. Вебера

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 00:15, реферат

Краткое описание

Достижения Макса Вебера просто невозможно перечислить, настолько они огромны. В области методологии одним из самых главных его достижений является введение идеальных типов. М. Вебер считал, что главная цель социологии – сделать максимально понятным то, что не было таковым в самой реальности, выявить смысл того, что было пережито, даже если этот смысл самими людьми не был осознан. Идеальные типы позволяют сделать исторический или социальный материал более осмысленным, чем он был в самом опыте реальной жизни.

Оглавление

Введение..................................................................................................................3
1. Социология Макса Вебера…………………………………………………..5
1.1. Понимающая социологи и теория социального действия………………..5
1.2. Социология политической власти………………………………………..10
1.3. Социология религии……………………………………………………….13
2. Социология господства……………………………………………………..16
2.1. Легально-рациональное господство……………………………………….16
2.2. Традиционное господство………………………………………………….19
2.3. Харизматическое господство………………………………………………20
Заключение……………………………………………………………………..22
Список использованных источников………………………………………..24

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ.doc

— 110.50 Кб (Скачать)

Основная цель Вебера состояла в широком историческом сравнительном анализе способов политического администрирования  и их воздействия на общество, он стремился выявить бюрократический идеальный тип. Однако, как мы помним, действительность не обязана совпадать с идеальным типом (скорее, как раз и не должна совпадать). Реальные бюрократические организации достаточно часто оказываются неэффективными, они несут в себе, наряду с рациональными чертами, немало рациональных, наряду с формальными отношениями, неформальные. Не говоря уже о том, что повиновение здесь нередко превращается в самоцель, а власть узаконивается самим фактом пребывания в должности.

 

2.2. Традиционное господство.

Оно покоится на привычном, чаще всего не вполне осознанном, убеждении  в святости и незыблемости общепринятых традиций и в законности прерогатив власти, предоставляемых ими. Приверженец  традиционной власти принимает правила, которые воплощают обычай и древнюю практику. В рамках этого типа господства право власти чаще всего носит наследственный характер (примерно так: "Я служу этому человеку, потому что его отцу служил мой отец, а его деду - мой дед"). В чистом своем виде это патриархальная власть. Понятие "патриархата" в социологии обычно используется для описания господства мужчин над женщинами, причем оно может проявляться в различных типах обществ. Это понятие употребляется также для описания определенного типа организации домашнего хозяйства, в котором старший по возрасту, мужчина господствует над всем семейством, включая более молодых мужчин. Поэтому отношения между властителем и его административным аппаратом при традиционном типе господства можно уподобить взаимоотношениям между домохозяином и слугами, а также зависящими от него родственниками: они носят личностный характер, отчетливо эмоциональную окраску и основаны на личной преданности.

Одной из наиболее распространенных разновидностей традиционного господства, по Веберу, является патримониализм. В патримониальных системах административная и политическая сила находятся под прямым личным контролем правителя. Причем, поддержка патримониальной власти обеспечивается не столько теми силами, которые рекрутируются из землевладельческой аристократии (что типично, например, для феодализма), сколько с помощью рабов, регулярных войск или наемников. Вебер рассматривал патримониализм как: (1) политически нестабильный, поскольку он является объектом интриг и дворцовых переворотов, и (2) препятствие развитию рационального капитализма. Другими словами, патримониализм выступал в качестве одного из аспектов веберовского объяснения причин отсутствия капиталистического развития в различных восточных обществах, где доминировало личное правление.

 

2.3. Харизматическое господство.

Оно основано на исключительных качествах, приписываемых лидеру. Сам  термин харизма (от греч. harisma - божественный дар, благодать) ввел в социологический концептуальный аппарат немецкий теолог Э. Трёльч. При наличии этого типа господства приказы исполняются потому, что последователи или ученики убеждены в совершенно особом характере своего вождя, власть которого превосходит обычную существующую практику. Харизматическое господство основано на экстраординарной, может быть, даже магической способности, которой обладает господин. При этом неважно, что в действительности этой способностью наделяют его сами приверженцы - те, кто идет за ним и предан ему (хотя они и считают, что его наделяют этим даром некие высшие силы). Здесь не играют роли ни происхождение, ни связанная с ним наследственность, ни сколько-нибудь рациональные соображения - только личные качества лидера. Наличие харизмы означает прямое, непосредственно осуществляемое господство. Харизматиками были большинство прославленных в истории пророков (включая всех основателей мировых религий), полководцев и выдающихся политических вождей.

Как правило, со смертью  лидера ученики разносят харизматические  верования или превращают их в  традиционные ("официальная харизма"), либо легально-рациональные формы. Поэтому сама по себе харизматическая власть носит нестабильный и временный характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Как видно, Макс Вебер был ученым очень широкого социального кругозора. Он оставил  заметный след в развитии очень многих аспектов социальной науки, в частности социологии. Не являясь сторонником марксистского подхода к решению проблем общества, он, тем не менее, никогда не искажал и не упрощал это учение, подчеркивая, что «анализ социальных явлений и культурных процессов под углом зрения их экономической обусловленности и их влияния был и – при осторожном, свободном от догматизма, применении – останется на обозримое время творческим и плодотворным научным принципом».

Во  всех исследованиях Вебер проводил мысль о рациональности как определяющей черте современной европейской  культуры. Рациональность противостоит традиционному и харизматическому способам организации общественных отношений. Центральная проблема Вебера – связь хозяйственной жизни общества, материальных и идеологических интересов различных социальных групп и религиозного сознания. Вебер рассматривал личность как основу социологического анализа. Он считал, что такие сложные понятия, как капитализм, религия и государство, могут быть осмысленны только на основе анализа поведения индивидов. Получая достоверные знания о поведении личности в социальном контексте, исследователь может лучше понять социальное поведение различных человеческих общностей. Занимаясь изучением религии, Вебер выявил взаимосвязи между социальной организацией и религиозными ценностями. По Веберу, религиозные ценности могут быть мощной силой, влияющей на социальные изменения. В политической социологии Вебер уделял внимание конфликту интересов различных группировок правящего класса; главный конфликт политической жизни современного государства, согласно Веберу, - в борьбе между политическими партиями и бюрократическим аппаратом.

Идеи  Макса Вебера сегодня весьма модны для современной социологической мысли Запада. Они переживают своеобразный ренессанс, возрождение. Это свидетельствует, что Макс Вебер был выдающимся ученым. Его социальные идеи, очевидно, имели опережающий характер, если они сегодня так востребованы западной социологией как науки об обществе и законах его развития.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

Список  использованных источников.

 

 

1. Боровик, В. С. Основы политологии и социологии : учеб.пособие / В. С. Боровик, Б. И. Кретов. – М. : РГИИС, 2001. – 328 с.

2. Вебер, М. О. О  некоторых категориях понимающей  социологии. / М. О. Вебер // Западноевропейская социология XIX – начала XX веков. – 2000. - №5. – 100 с.

3. Волков, Ю. Г. Социология : учеб.пособие / Ю. Г. Волков, И. В. Мостовая. – М. : Гардарики, 2002. – 432 с.

4. Добреньков, В. И. Основы социологии и политологии. / В. И. Добреньков, К. Г. Власюк – СПб. : Феникс, 2001. – 416 с.

5. Кравченко, А. И. Социология, общий курс : учеб.пособие / А. И. Кравченко – М. : ПЕРСЭ Логос, 2002. – 640 с.

6. Куликов, Л. М. Основы социологии и политологии : учеб.пособие / Л. М. Куликов М. : Дрофа, 1999. – 336 с.

7. Радугин, А. А. Социология: курс лекций. / А. А. Радугин – М. : ИНФРА- М, 2001. – 208 с.

8. Тадевосян, Э. В. Социология : учеб.пособие / Э. В. Тадевосяна – М. : Знание, 2001. – 272 с.

9. Фролов, С. С. Основы социологии : учеб.пособие / С. С. Фролов – М. : Юристъ, 2000. – 344 с.




Информация о работе Понимающая социология М. Вебера