Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 23:20, реферат
Настоящая работа посвящена теме полиса, как особой формы государственности в Древней Греции.
При всем многообразии политических форм, выработанных античностью, лишь одной суждено было сыграть особую, поистине решающую роль в истории греко-римской цивилизации. Этой ведущей формой политического уклада был полис. С ним связаны наиболее характерные, впечатляющие черты самой античной культуры, ее самые высокие достижения.
Введение 3
1.Понятие полис и гражданская община 4
2.Понятие гражданин 5
3.Античная форма собственности 6
Заключение 9
Список литературы 11
Созыв народного собрания, в котором участвовали все спартиаты от 30 лет, производился раз в месяц. На собрании принимались законы, избирались должностные лица, решались вопросы войны и мира, союза с другими государствами, рассматривались вопросы о наследовании должности вождя, определялось, кому из вождей возглавлять войско в походе и пр.. В решении всех этих вопросов роль собрания была меньшей, чем роль народного собрания в Афинах. К IV в. до н.э. оно становится пассивным, и роль его падает.
С
VIII в. до н.э. в результате острых конфликтов
между родоплеменными вождями и родовой
аристократией в Спарте появились эфоры.
Они избирались из «достойных» на один
год, действовали единой коллегией, принимавшей
решения большинством голосов. В середине
VI в. до н.э. они поставили под свой контроль
архагетов, получили право созывать герусию
и народное собрание и руководить их деятельностью.
Вместе с герусией эфоры могли предотвратить
принятие народным собранием неугодного
им решения. К ним перешло руководство
внешними сношениями Спарты и внутреннее
управление страной, наблюдение за соблюдением
спартиатами установленных порядков,
суд над ними и наказание их, объявление
войны и мира, контроль над деятельностью
остальных должностных лиц. Деятельность
эфоров практически не контролировалась
- они отчитывались только перед своими
преемниками. Особое положение эфоров
подчеркивалось и их правом не участвовать
в общих сисситиях и иметь собственный
стол.
5.
Афины – демократический
полис
Демократические полисы сформировались преимущественно в зоне первоначального греческого расселения, в особенности у ионийцев, в Аттике, на островах Архипелага, в Малой Азии, где складывание гражданской общины свершалось более или менее постепенно, в силу внутреннего развития, в ходе спонтанно развившегося демократического движения, а стало быть, и с более полным развитием демократических принципов и гарантий равноправия для граждан.
Так, возникновение государства в Афинах сопровождалось ожесточенной борьбой между родовой аристократией и демосом, завершившейся победой демоса. В результате этой победы в Афинах возникло рабовладельческое государство в форме демократической республики.
В период расцвета афинской демократии (V-IVвв. до н.э.) возможность замещения государственных должностей была признана за всеми полноправными гражданами. Для приобщения к активной политической жизни малоимущих граждан вводилось вознаграждение за исполнение государственных должностей.
В Афинах, в отличие от Спарты, сложилось классическое античное рабовладение. Рабы, которые начинают рассматриваться как простые орудия труда, превращаются постепенно в основную производительную силу. Государственные рабы эксплуатируются преимущественно в рудниках и каменоломнях, частные рабы - на полях и в ремесленных мастерских или сдаются внаем. Численность рабов в V-IVвв. до н.э. значительно возросла и примерно в четыре раза превышала число свободных афинян.
Основными органами Афинского государства являлись: народное собрание, Совет пятисот, гелиэя. Они направляли и контролировали деятельность должностных лиц.
Народное собрание было верховным органом власти Афин и собиралось сначала 10, потом 40 раз в год, а также в чрезвычайных ситуациях. Оно принимало законы, издавало постановления по частным вопросам, избирало должностных лиц и производило проверку их деятельности, решало вопросы войны и мира, обсуждало продовольственное положение страны, решало вопросы об остракизме и т.д.. В народном собрании могли участвовать все граждане мужского пола с 20 лет. Выступать в народном собрании и вносить проекты новых законов имел право каждый участник. Любой мог, сославшись на незаконность предложенного законопроекта, потребовать снятия его с обсуждения или голосования.
Принятый народным собранием законопроект становится законом в том случае, если он не отвергался затем гелиэей.
В
Совет пятисот (буле) входило по 50
человек от каждой из десяти территориальных
фил. Члены совета (булевты) избирались
по жребию на один год из граждан, достигших
30 лет. В компетенцию входило
Гелиэя была высшим судебным органом государства и состояла из 5000 судей и 1000 запасных: по 600 человек от каждой из 10 фил. Члены гелиэи избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. В составе гелиэи функционировало 10 коллегий, в каждой из которых было по 500 судей и 100 запасных. В целях предотвращения возможных злоупотреблений коллегиям было неизвестно, когда их призовут к исполнению обязанностей. Это решалось жеребьевкой в день суда.
Гелиэя
была судом первой инстанции по делам
о государственных
Важную роль в управлении Афинским государством играли должностные лица. Основные принципы замещения должностей – выборность, срочность, возмездность, подотчетность и коллегиальность.
Главными должностными лицами в Афинах были стратеги (к V в. до н.э. распоряжались средствами армии и флота, организовывали сбор чрезвычайных военных налогов, руководили доставкой продовольствия в Афины, принимали капитуляцию противника, заключали перемирие, вели следствие, председательствовали в судах по делам о воинских преступлениях, имели право требовать созыва внеочередных заседаний Совета пятисот или народного собрания) и архонты (архонт-эпоним выполнял судебные функции по семейным делам и делам о наследстве; архонт-басилевс ведал вопросами религиозного культа и рассматривал в суде дела об уголовных преступлениях; архонт-полемарх занимался в основном делами, связанными с метеками; шесть архонтов-фесмофетов руководили отправлением правосудия в афинских судах).
Специальные должностные лица (около 700) управляли государственным имуществом, ведали государственной казной, наблюдали за порядком на улицах и нравственностью граждан, за торговлей на рынке, воспитывали и обучали молодежь, проходившую военную подготовку и т.д.. Свои должностные лица были в филах и демах.
Заключение
Итак, к середине I тыс. до н. э. в ходе архаической революции в Греции сложился особый тип античного города, общества и государства – полис.
В качестве предпосылок к возникновению полисов мы выделили: исторический момент, устранивший возможные помехи; воздействие ландшафта; распространение железа; утверждение принципа частной собственности и развитие частновладельческого рабства; воздействие социально-политической борьбы.
В Европе полис был первым видом цивилизации, и своеобразие его заключалось в удивительной простоте и чистоте главных
структурообразующих элементов, равно как и в замечательном единстве этих элементов, составлявших удивительный по своей компактности и жизнестойкости организм.
Полис являл собой прежде всего простейшее, элементарное экономическое единство города и сельской округи, достаточное для самодовлеющего существования исконного, обосновавшегося в данной местности этнического единства.
В политическом плане полис представлял собой простую и вместе с тем весьма действенную форму
государственности, республику, которая естественным образом венчала здание сословно-корпоративного гражданства и высший свой смысл находила в непрестанном поддержании и воспроизведении полисного строя жизни.
Основной тип полисной организации был един для всего греческого мира. Однако мы выделили два вида полисов: олигархический (который рассмотрели на примере Спарты) и демократический (который прекрасно иллюстрируют Афины).
Если афинская демократия была тем реальным образцом, на который более или менее равнялось социально-
политическое развитие массы, по крайней мере, экономически развитых полисов, то для состоятельно- аристократической верхушки греческого общества идеалом всегда оставалась спартанская олигархия. В этом плане можно было бы даже говорить о некой равновеликости двух главных видов полисного государства.
Список литературы:
- Античный полис. Межвузовский сборник. Вып. 5. Л.: Изд. ЛГУ, 1979. с.3-8