Полис как гражданская община

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 23:20, реферат

Краткое описание

Настоящая работа посвящена теме полиса, как особой формы государственности в Древней Греции.

При всем многообразии политических форм, выработанных античностью, лишь одной суждено было сыграть особую, поистине решающую роль в истории греко-римской цивилизации. Этой ведущей формой политического уклада был полис. С ним связаны наиболее характерные, впечатляющие черты самой античной культуры, ее самые высокие достижения.

Оглавление

Введение 3
1.Понятие полис и гражданская община 4
2.Понятие гражданин 5
3.Античная форма собственности 6
Заключение 9

Список литературы 11

Файлы: 1 файл

реферат.полис как гражданская община.doc

— 97.50 Кб (Скачать)

     Созыв народного собрания, в котором участвовали все спартиаты от 30 лет, производился раз в месяц. На собрании принимались законы, избирались должностные лица, решались вопросы войны и мира, союза с другими государствами, рассматривались вопросы о наследовании должности вождя, определялось, кому из вождей возглавлять войско в походе и пр.. В решении всех этих вопросов роль собрания была меньшей, чем роль народного собрания в Афинах. К IV в. до н.э. оно становится пассивным, и роль его падает.

     С VIII в. до н.э. в результате острых конфликтов между родоплеменными вождями и родовой аристократией в Спарте появились эфоры. Они избирались из «достойных» на один год, действовали единой коллегией, принимавшей решения большинством голосов. В середине VI в. до н.э. они поставили под свой контроль архагетов, получили право созывать герусию и народное собрание и руководить их деятельностью. Вместе с герусией эфоры могли предотвратить принятие народным собранием неугодного им решения. К ним перешло руководство внешними сношениями Спарты и внутреннее управление страной, наблюдение за соблюдением спартиатами установленных порядков, суд над ними и наказание их, объявление войны и мира, контроль над деятельностью остальных должностных лиц. Деятельность эфоров практически не контролировалась - они отчитывались только перед своими преемниками. Особое положение эфоров подчеркивалось и их правом не участвовать в общих сисситиях и иметь собственный стол. 

     5. Афины – демократический  полис 

     Демократические полисы сформировались преимущественно в зоне первоначального греческого расселения, в особенности у ионийцев, в Аттике, на островах Архипелага, в Малой Азии, где складывание гражданской общины свершалось более или менее постепенно, в силу внутреннего развития, в ходе спонтанно развившегося демократического движения, а стало быть, и с более полным развитием демократических принципов и гарантий равноправия для граждан.

     Так, возникновение государства в  Афинах сопровождалось ожесточенной борьбой  между родовой аристократией  и демосом, завершившейся победой демоса. В результате этой победы в Афинах возникло рабовладельческое государство в форме демократической республики.

     В период расцвета афинской демократии (V-IVвв. до н.э.) возможность замещения государственных должностей была признана за всеми полноправными гражданами. Для приобщения к активной политической жизни малоимущих граждан вводилось вознаграждение за исполнение государственных должностей.

     В Афинах, в отличие от Спарты, сложилось  классическое античное рабовладение. Рабы, которые начинают рассматриваться как простые орудия труда, превращаются постепенно в основную производительную силу. Государственные рабы эксплуатируются преимущественно в рудниках и каменоломнях, частные рабы - на полях и в ремесленных мастерских или сдаются внаем. Численность рабов в V-IVвв. до н.э. значительно возросла и примерно в четыре раза превышала число свободных афинян.

     Основными органами Афинского государства  являлись: народное собрание, Совет  пятисот, гелиэя. Они направляли и  контролировали деятельность должностных лиц.

     Народное  собрание было верховным органом  власти Афин и собиралось сначала 10, потом 40 раз в год, а также в  чрезвычайных ситуациях. Оно принимало  законы, издавало постановления по частным вопросам, избирало должностных  лиц и производило проверку их деятельности, решало вопросы войны и мира, обсуждало продовольственное положение страны, решало вопросы об остракизме и т.д.. В народном собрании могли участвовать все граждане мужского пола с 20 лет. Выступать в народном собрании и вносить проекты новых законов имел право каждый участник. Любой мог, сославшись на незаконность предложенного законопроекта, потребовать снятия его с обсуждения или голосования.

     Принятый  народным собранием законопроект становится законом в том случае, если он не отвергался затем гелиэей.

     В Совет пятисот (буле) входило по 50 человек от каждой из десяти территориальных  фил. Члены совета (булевты) избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. В компетенцию входило осуществление  дипломатических сношений с другими государствами, управление финансами, надзор за арсеналами, доками, флотом, регулирование торговли, контроль над должностными лицами. Последние имели право выступать в Совете и вносить на его рассмотрение свои предложения. Важнейшей функцией Совета было предварительное обсуждение вопросов, поступавших на рассмотрение народного собрания, что позволяло Совету направлять деятельность последнего.

     Гелиэя  была высшим судебным органом государства  и состояла из 5000 судей и 1000 запасных: по 600 человек от каждой из 10 фил. Члены гелиэи избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. В составе гелиэи функционировало 10 коллегий, в каждой из которых было по 500 судей и 100 запасных. В целях предотвращения возможных злоупотреблений коллегиям было неизвестно, когда их призовут к исполнению обязанностей. Это решалось жеребьевкой в день суда.

     Гелиэя  была судом первой инстанции по делам  о государственных преступлениях  и о злоупотреблениях должностных  лиц и апелляционной инстанцией по делам, рассмотренным другими судами. Она также осуществляла некоторые контрольные функции и обладала важным правом отвергать законопроекты, принятые народным собранием.

     Важную  роль в управлении Афинским государством играли должностные лица. Основные принципы замещения должностей – выборность, срочность, возмездность, подотчетность и коллегиальность.

     Главными  должностными лицами в Афинах были стратеги (к V в. до н.э. распоряжались  средствами армии и флота, организовывали сбор чрезвычайных военных налогов, руководили доставкой продовольствия в Афины, принимали капитуляцию противника, заключали перемирие, вели следствие, председательствовали в судах по делам о воинских преступлениях, имели право требовать созыва внеочередных заседаний Совета пятисот или народного собрания) и архонты (архонт-эпоним выполнял судебные функции по семейным делам и делам о наследстве; архонт-басилевс ведал вопросами религиозного культа и рассматривал в суде дела об уголовных преступлениях; архонт-полемарх занимался в основном делами, связанными с метеками; шесть архонтов-фесмофетов руководили отправлением правосудия в афинских судах).

     Специальные должностные лица (около 700) управляли  государственным имуществом, ведали государственной казной, наблюдали  за порядком на улицах и нравственностью  граждан, за торговлей на рынке, воспитывали и обучали молодежь, проходившую военную подготовку и т.д.. Свои должностные лица были в филах и демах. 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Итак, к середине I тыс. до н. э. в ходе архаической революции в Греции сложился особый тип античного города, общества и государства – полис.

     В качестве предпосылок к возникновению  полисов мы выделили: исторический момент, устранивший возможные помехи; воздействие ландшафта; распространение  железа; утверждение принципа частной  собственности и развитие частновладельческого рабства; воздействие социально-политической борьбы.

     В Европе полис был первым видом  цивилизации, и своеобразие его  заключалось в удивительной простоте и чистоте главных структурообразующих  элементов, равно как и в замечательном  единстве этих элементов, составлявших удивительный по своей компактности и жизнестойкости организм.

     Полис являл собой прежде всего простейшее, элементарное экономическое единство города и сельской округи, достаточное  для самодовлеющего существования  исконного, обосновавшегося в данной местности этнического единства.

     В политическом плане полис представлял  собой простую и вместе с тем  весьма действенную форму государственности, республику, которая естественным образом  венчала здание сословно-корпоративного гражданства и высший свой смысл находила в непрестанном поддержании и воспроизведении полисного строя жизни.

     Основной  тип полисной организации был  един для всего греческого мира. Однако мы выделили два вида полисов: олигархический (который рассмотрели  на примере Спарты) и демократический (который прекрасно иллюстрируют Афины).

     Если  афинская демократия была тем реальным образцом, на который более или  менее равнялось социально-политическое развитие массы, по крайней мере, экономически развитых полисов, то для состоятельно-аристократической верхушки греческого общества идеалом всегда оставалась спартанская олигархия. В этом плане можно было бы даже говорить о некой равновеликости двух главных видов полисного государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы:

    1. Античный полис. Межвузовский сборник. Вып. 5. Л.: Изд. ЛГУ, 1979. с.3-8
      1. Андреев Ю.В.. Античный полис и восточные города-государства. Л.: ЛГУ, 1979.
      1. Графский В.Г.. Всеобщая история права и государства. Учебник для вузов. М.: Норма, 2003.
      2. Жидков О.А., Н.А. Крашенинникова. История государства и права зарубежных стран. М.: Издательство Московского Университета, 1999.
      3. Кузищин В.И.. История Древней Греции. М.: Высшая школа, 1996.
      4. Коптев А. В. «Античное гражданское общество»
      5. Лисовый И.А., Ревяко К.А.. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001
      6. Фролов Э.Д.. Рождение греческого полиса. СПб.: СПбГУ, 2004.
      7. Черниловский З.М.. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. М.: Юридическая литература, 1984.

Информация о работе Полис как гражданская община