Первая управленческая революция

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:14, реферат

Краткое описание

Первая революция произошла 4—5 тыс. лет назад — в период формирования рабовладельческих государств на Древнем Востоке. В Шумере, Египте и Аккаде историки менеджмента отметили первую трансформацию — превращение касты священников в касту религиозных функционеров, т.е. менеджеров. Эта трансформация удалась благодаря тому, что жрецы удачно переформулировали религиозные принципы.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 23.53 Кб (Скачать)

Первая управленческая революция 
Первая революция произошла 4—5 тыс. лет назад — в период формирования рабовладельческих государств на Древнем Востоке. В Шумере, Египте и Аккаде историки менеджмента отметили первую трансформацию — превращение касты священников в касту религиозных функционеров, т.е. менеджеров. Эта трансформация удалась благодаря тому, что жрецы удачно переформулировали религиозные принципы. Если раньше боги требовали человеческих жертв, то теперь, как заявляли жрецы, они не нужны. Богам стали приносить не человеческую жизнь, а символическую жертву. Достаточно, если верующие ограничатся подношением денег, скота, масла, ремесленных изделий и даже пирогов . 
 
В результате на свет явился принципиально новый тип деловых людей — еще не коммерческий делец или капиталистический предприниматель, но уже и не религиозный деятель, чуждый всякой наживы. Собираемая с населения дань, под видом отправления религиозного обряда, не пропадала даром. Она скапливалась, обменивалась и пускалась в дело. Оборотливые шумерские жрецы вскоре стали самым богатым и влиятельным классом. Их нельзя назвать классом собственников, так как приносимое в жертву являлось собственностью богов, а не людей. Оно не могло присваиваться в личное пользование явным образом. Деньги для жрецов не служили самоцелью, они были побочным результатом религиозной и государственной деятельности. Ведь жрецы, помимо соблюдения ритуальных почестей, заведовали сбором налогов, управляли государственной казной, распределяли государственный бюджет, ведали имущественными делами. 
 
Деловые отношения и письменность 
Сохранились глиняные таблички, на которых жрецы Шумера аккуратно вели юридические, исторические и деловые записи, некоторые относились к практике управления шумерских священников. Жрецы прилежно вели деловую документацию, бухгалтерские счета, осуществляли снабженческие, контрольные, плановые и прочие функции. Сегодня эти функции составляют соержание управленческого процесса. 
 
Побочный результат управленческой деятельности жрецов — появление письменности. Запомнить весь объем деловой информации было невозможно, к тому же приходилось производить непростые расчеты. Из чисто утилитарной надобности родился письменный язык, которым в последствии овладели и низшие слои населения. И опять же, проникновение письменности в народные массы происходило не как благотворительная акция жрецов, решивших просветить шумерцев. Рядовые шумерцы овладевали навыками письменного языка в той мере, в какой им приходилось постоянно отвечать на различного рода запросы, официальные приказы, вести тяжбы, рассчитывать свой бюджет. 
 
Итак, в результате первой революции менеджмент сформировался как инструмент коммерческой и религиозной деятельности, превратившись позже в социальный институт и профессиональное занятие. 
 

 

 

Вторая управленческая революция 
Вторая революция в области менеджмента произошла приблизительно через тысячу лет после первой и связана с именем вавилонского правителя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.). Выдающийся политик и полководец, он подчинил соседние Мессопотамию и Ассирию. Для управления обширными владениями требовалась эффективная административная система, с помощью которой можно было бы успешно руководить страной не по личному произволу или племенному праву, а на основе единообразных написанных законов. Знаменитый свод Хаммурапи, содержащий 285 законов управления различными сферами жизни общества, — ценный памятник древневосточного права и этап в истории менеджмента.Выдающееся значение кодекса Хаммурапи, регулировавшего все многообразие общественных отношений между социальными группами населения, состоит в том, что он создал -первую формальную систему администрирования. Хаммурапи выработал оригинальный лидерский стиль, постоянно поддерживая в подданных образ заботливого опекуна и защитника народа. Для традиционного метода руководства, который характеризовал прошлые династии царей, это было явным ново- 
введением. 
 
Итак, суть второй революции в менеджменте заклю- 
 
чается в появлении чисто светской манеры управления, возникновении формальной системы организации и регулирования отношений людей, наконец, в зарождении основ лидерского стиля, а стало быть, и методов мотивации поведения. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Третья управленческая революция 
Только через тысячу лет после смерти Хаммурапи Вавилон возрождает былую славу и вновь напоминает о себе как о центре развития практики менеджмента. Царь Навуходоноссор II (605—562 гг. до н. э.) являлся автором не только проектов Вавилонской башни и висячих садов, но и системы производственного контроля на текстильных фабриках и в зернохранилищах. Выдающийся полководец, он прославился и как талантливый строитель, возведший храм богу Мардуку и знаменитые зиккураты — культовые башни.На текстильных фабриках Навуходоноссор применял цветные ярлыки. С их помощью метилась пряжа, поступающая в производство каждую неделю. Подобный метод контроля позволял точно установить, как долго находилась на фабрике та или иная партия сырья. В более современной форме этот метод применяется, по сведениям Р.Ходжеттса, и в современной промышленности. 
Итак, достижения Навуходоноссора II — строительная деятельность и разработка технически сложных проектов, эффективные методы управления и контроля качества продукции — характеризуют третью революцию в менеджменте. Если первая была религиозно-коммерческой, вторая — светско-административной, то третья — производственно-строительной. 
 
Значительное количество управленческих нововведений можно обнаружить в Древнем Риме. Но самые знаменитые из них — система территориального управления Диоклетиана (243—316 гг. н. э.) и административная иерархия Римской католической церкви, использовавшая принципы функционализма уже во втором столетии. И сейчас ее считают наиболее совершенной формальной организацией западного мира. Ее вклад высоко оценивается в таких областях менеджмента, как управление персоналом, система власти и авторитета, специализация функций. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Четвертая управленческая революция 
Четвертая революция в менеджменте практически совпадает с великой индустриальной революцией XVIII—XIX веков, которая стимулировала развитие европейского капитализма. Если раньше те или иные открытия, обогатившие менеджмент, происходили от случая к случаю и разделялись между собой значительными промежутками времени, то теперь они стали обычным явлением. Индустриальная революция оказала гораздо более существенное влияние на теорию и практику управления, чем все предыдущие революции. 

  По мере того как  индустрия перерастала границы  вначале мануфактуры (ручной фабрики), а затем старой фабричной системы  (ранней машинной фабрики XIX века), и созревала современная система  акционерного капитала, владельцы  все более удалялись от занятия  бизнесом как экономической деятельностью,  нацеленной на извлечение прибыли.  Руководитель-собственник, т. е.  капиталист, постепенно был заменен  сотнями, если не тысячами акционеров. Утвердилась новая, диверсифицированная  (распыленная) форма собственности.  Вместо единственного собственника  появилось множество акционеров, т. е. совместных (долевых) владельцев  капитала. Вместо единственного  руководителя-собственника — несколько  наемных менеджеров-несобственников,  рекрутировавшихся изо всех, а  не только из привилегированных  классов. 
 
Новая система собственности ускорила развитие промышленности. Она привела к отделению управления от производства и капитала, а затем и к превращению администрации и менеджмента в самостоятельную экономическую силу. 
 
Профессионализация менеджера 
Администрирование — формулирование общих целей и политики компании, а менеджмент — контроль за их реализацией. Таков первоначальный и узкотехнический смысл менеджмента. Демократизация собственно=сти привела к специализации контроля. Прежде собственник контролировал и капитал, и производство. Теперь его заменило общество пайщиков, а контроль над производством был передан в руки сообщества профессионалов. Менеджеры и администрация, назначаемые акционерами, стали их представителями на промышленном предприятии. 
Увеличивался объем производства, ускорялись темпы оборота капитала, расширялись банковские операции, сфера сбыта продукции, возник маркетинг. Управление уже не могло оставаться сферой приложения наивного сознания и здравого смысла. Оно требовало специальных знаний, навыков и умений профессионалов. Управление превращалось в совокупность приемов, методов, принципов, инструментов и техники, пользованию которыми надо было специально обучаться. 
 
Специализация менеджера 
В фабричную эпоху (XIX век) работа менеджера ограничивалась управлением процессом производства, весьма далеким от научной организации труда. Но позже менеджмент распадается на множество подфункций — планирование, делопроизводство, сбыт, закупки, организацию, статистический анализ производства. Язык догадок и интуиции обретал четкую калькуляционную основу — все переводилось в формулы и деньги. Создается современная система бюджета предприятия. 
 
Таким образом, каждый производственный процесс выделился в самостоятельную функцию и сферу деятельности менеджмента. Но как только функций стало много, появилась проблема их координации и соединения на новой основе. А как их объединить? Оказывается, только одним способом — закреплением за каждой функцией штата специалистов (отдела, подразделения), и передачи общих координационных функций менеджеру. Так возникли прообразы нынешних отделов кадров, планового отдела, ОТиЗа, отдела главного технолога и т. п. 
 
Итак, вначале менеджер и собственник — одно лицо. Затем управление отделяется от капитала и производства, вместо одного капиталиста-менеджера возникают два сообщества: акционеры и наемные руководители. Менеджеров много, и каждый следит за конкретной функцией: планированием, производством, снабжением. После этого функция каждого менеджера-специалиста вновь дробится и вместо одного человека появляется сообщество специалистов, которые образуют плановое бюро, конструкторский отдел, бюро контроля. Менеджер отныне координирует работу специалистов. Ученые изобрели особые инструменты координирования деятельности людей, в частности, систему принятия решений, определение целей политики компании, философию управления. 
 
Корпоративный менеджмент 
Менеджмент зародился в частном секторе, а не в государственном. Он возник в качестве бизнес-менеджмента. Но по-настоящему он встал на ноги, т. е. явил себя миру как научная и социальная сила, не в средних и мелких фирмах (хотя там свободное предпринимательство было очень развито), а в крупных корпорациях. В таких гиган-тах (например, «Дженерал Моторс»), годовые доходы которых превышали бюджеты некоторых государств. Благосостояние и государства, и частного сектора все больше зависело от качества управления. Менеджмент притягивал лучшие силы нации, и даже средних способностей люди, пройдя сложный путь управленца, становились со временем выдающимися личностями.

 
Когда в середине XIX века зарождался современный менеджмент, этот процесс  мало кто замечал. Главные бои  тогда шли между трудом и капиталом. XIX век так и называли — «поле  идеологического противоборства труда  и капитала». Революции, стачки, локауты  потрясали промышленный мир. XX век  называют эпохой противоборства индивида и организации. Весь мир стал одной  огромной организацией, в которой  главное действующее лицо — бюрократ. Революции и забастовки в развитых странах научились улаживать  на договорной основе. Иначе говоря, идеологическое противоборство переросло  в управленческое. Сейчас не капиталист противостоит рабочему, а руководитель — подчиненному. 
 
Итак, началом четвертой революции в управлении явилась буржуазная революция, символизировавшая выход на историческую сцену новой фигуры — капиталиста. Когда он обжился и понял, что в одиночку ему не сыграть всю пьесу, возникла новая фигура — наемный менеджер. Стало быть, начало эпохи — появление капиталиста, а ее конец — приход менеджера. 
 

 

 

 

Пятая управленческая революция 
Промышленная революция и классический капитализм в целом все-таки оставались временем капиталистов, владельцев капитала, а не наемных управляющих. С появлением класса профессиональных менеджеров и отделением его от класса капиталистов стало возможным говорить о новом радикальном перевороте в обществе, который нужно считать пятой революцией в управлении. Индустриальная революция доказала, что чисто управленческие функции не менее важны, чем финансовые или технические. К концу XIX – началу XX вв. теоретики и практики экономики начинают осознавать, что капиталист в управлении производством – фигура отнюдь не самая главная. На роль главной фигуры выдвигались рабочие, пролетариат (по К.Марксу) или бюрократ (по М.Веберу). Индивидуальный собственник перестает быть значимой фигурой в управлении и должен уступить свое место рабочему в результате социалистической рволюции (Маркс) или менеджеру в результате менеджерской революции (Вебер, Бернхайм).

Теория менеджерской революции родилась из концепции бюрократии. 
 
Концепция бюрократии (М.Вебер, Э.Бернштейн, К.Шмидт) предполагает, что класс капиталистов постепенно вытесняется административной стратой (бюрократами), интересы которой противоположны интересам собственников. Вместо собственника монополизированием техники, коммуникаций и информации на предприятии (в социальной системе) стало бюро, поддерживаемое регламентом и абсолютно лишенное духа конкуренции. Бюрократия подразумевает обязательное наличие многоступенчатой подготовки чиновника и большого стажа работы. В результате ключевые позиции организации захватывает «бюрократическая группа», имеющая свою идеологию и ценности и признающая рациональными только те решения, которые осуществляются ею самой и поддерживают ее исключительное положение. Ко всему прочему это приводит к практической неуничтожимости бюрократии. 
 
Менеджерская революция (Дж.Бернхайм, 1941 г.) предполагает выдвижение вместо капиталиста не бюрократа, а менеджера, основной функцией которого является контроль.

Именно контроль становится основной составляющей собственности (нет контроля, нет корпоративной  собственности). Принцип отделения  частной собственности от контроля над собственностью при переходе к корпорации был видвинут раньше (1930 г. А.Берл и Г.Минс) и подкреплен позже (1945 г. Р.Гордон, 1946 г. П.Друкер, Р.Лернер, 1961 г. Д.Белл). Понятие «Менеджерской революции» или «молчаливой революции» активно развивалось с сер.50-х до 70-х гг. XX в. и сошло на нет к 80-м годам, когда это понятие стало считаться скорее идеологическим и философским. 
 
В 80-х и конце 90-х гг. П.Другкером была выдвинута идея новой управленческой революции, основанной на выделении отдельной сферы («третьего сектора», кроме бизнеса и правительства) – добровольцев, число которых в США к 1989 г. возросло до 20 млн.чел.

 

 

 

 

Список использованной литературы:

  1. В. А. Мау. Сочинения в 6 томах. Том 3. Государство и экономика. Опыт революций: В. А. Мау — Санкт-Петербург, Дело АНХ, 2010 г.- 608 с.
  2. Все о качестве. Отечественные разработки. Выпуск №1 (64), 2010: — Москва, НТК "Трек", 2010 г.- 72 с.
  3. Доклад о мировом развитии 2007. Развитие и новое поколение: — Санкт-Петербург, Весь Мир, 2007 г.- 358 с.
  4. Информатика поиска управленческих решений (+ CD-ROM): М. А. Кораблин — Москва, Солон-Пресс, 2003 г.- 192 с.
  5. Массы, движения, революции: Владимир Мейтус, Виктор Мейтус — Санкт-Петербург, Ника-Центр, 2008 г.- 504 с.
  6. Менеджмент. Наука и практика конструктивного руководства: А. А. Брасс — Санкт-Петербург, Современная школа, 2006 г.- 192 с.
  7. Менеджмент: О. С. Виханский, А. И. Наумов — Санкт-Петербург, Гардарики, 2003 г.- 528 с.
  8. Основы менеджмента: М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури — Санкт-Петербург, Вильямс, 2009 г.- 672 с.
  9. Психология менеджмента: Под редакцией Г. С. Никифорова — Москва, Гуманитарный центр, 2009 г.- 512 с.
  10. Система менеджмента качества библиотек: Ю. А. Ахмадова — Санкт-Петербург, Профессия, 2007 г.- 272 с.
  11. Структура научных революций: Сборник (пер. с англ. Налетова И.З., Балла О.А.): Кун Т. — Москва, 2009 г.- 310 с.
  12. Структура научных революций: Томас Кун — Москва, АСТ, АСТ Москва, 2009 г.- 320 с.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Первая управленческая революция