Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2015 в 22:27, статья
К числу наименее изученных социальных явлений этого столетия можно отнести проблему современного исламизма. Проблема эта приобретает особенную актуальность, в силу того что СМИ не переставая распространяют различную информацию об исламизме, и такой широкой огласке этот вопрос еще никогда не придавался. Мы часто слышим о деятельности таких организаций и партий, при упоминании которых принято отмечать их исламистскую приверженность, как «аль-Каида», «Талибан», «Хамас», «Хизбаллах» и других. Однако большое количество статей и репортажей про исламизм никак не раскрывают сущность проблемы.
В.В. Сидоренко (Юго-Западный государственный университет)
Научный руководитель – доцент В.М. Горяйнов
Отражение проблемы феномена современного исламизма в периодической печати
К числу наименее изученных социальных явлений этого столетия можно отнести проблему современного исламизма. Проблема эта приобретает особенную актуальность, в силу того что СМИ не переставая распространяют различную информацию об исламизме, и такой широкой огласке этот вопрос еще никогда не придавался. Мы часто слышим о деятельности таких организаций и партий, при упоминании которых принято отмечать их исламистскую приверженность, как «аль-Каида», «Талибан», «Хамас», «Хизбаллах» и других. Однако большое количество статей и репортажей про исламизм никак не раскрывают сущность проблемы.
«Исламизм» – это идеология и практическая деятельность, ориентированные на создание условий, в которых социальные, экономические, этнические и иные проблемы и противоречия любого общества (государства), где наличествуют мусульмане, а также между государствами, будут решаться исключительно с использованием исламских норм, прописанных в шариате (своде религиозно-этических и правовых предписаний ислама)». [4, с. 1]
Д.Фурман – главный научный сотрудник Института Европы РАН, отмечает что «исламизм – это стремление претворить в общественной жизни нормы ислама. Но найти мусульманина, утверждающего, что нормы ислама не должны быть претворены в общественной жизни, представляется трудным. Страшное слово «исламист» можно столь же легко применить к мусульманам, как «сионист» к евреям». [12, с. 1]
Единого мнения по поводу того, что считать «политической религией» в гуманитарной науке нет. «Политические религии свободно относятся к догматике и практике исходных религий, иногда допуская существенные отклонения и заимствования из других религий или светских идеологий. Почти все политические религии содержат заимствования из социализма, даже те, которые провозглашают принципиальный антикоммунизм». [11,с. 83].
Если глубоко посмотреть на освещение западными СМИ событий, связанных прямо или косвенно с исламом и мусульманами за последние десятилетия, то мы заметим, что после террористических актов 11 сентября 2001 года оно приняло новую форму их представления своей аудитории. В прошлом они связывали ислам в основном с отсталостью, реакционностью и невежеством. Сейчас же в западных СМИ все больше можно услышать упоминание ислама и мусульман в контексте с терроризмом, фундаментализмом и войнами. Основными причинами искажения истинного образа ислама журналистами и работниками западных СМИ является следующее:
Отсутствие достоверных знаний об исламе. Практически невозможно найти ни одного журналиста на западе, который взял бы на себя труд бесстрастно изучить учения ислама и шариат, или хотя бы даже поверхностно ознакомиться с текстами Корана. Единственная группа людей, которые имеют некоторое представление о сути этой религии, являются востоковеды, однако нужно учесть, что наука востоковедения на западе была введена для колониальных целей, и поэтому главной причиной изучения ислама был не поиск истины, а пропаганда против этой веры. Такая установка востоковедов наложила свой отпечаток и на СМИ.
На фоне всеобщей неприязни к исламу выделились некоторые ученые, общественные и политические деятели с запада, прожившие определенное время в арабских и мусульманских странах и понявшие ложь, насаждаемую СМИ их государств в отношении этой религии и ее приверженцев. Немалое количество из них даже приняли ислам, среди которых выделяется известный американский политик Пол Фендли, который приобрел свое первое знакомство с мусульманской верой во время рабочей поездки в Йемен. Там он собственными глазами убедился в преднамеренном искажении ислама в американских СМИ.
Одним из факторов отрицательного образа ислама, укрепившегося на западе, служит использование западными СМИ многих мировых событий, связанных с мусульманами в отрицательном контексте. Например, захват заложников в американском посольстве в Тегеране во время исламской революции, которая освещалась чрезмерно эмоционально, и до сих пор иногда упоминается в СМИ. В этом виноваты почти все работники западных СМИ, которые придали этому событию религиозный характер, словно ислам поощряет подобные акты. Другим событием, негативно сказавшемся на общественном мнении запада в отношении ислама служит история, связанная с вероотступником Салманом Рушди, которую СМИ преподнесли, как доказательство того, что мусульманская религия не приемлет свободу слова и самовыражения. Также и захват заложников в Москве в театре на Дубровке был использован некоторыми мировыми СМИ для распространения неблагоприятного образа об исламе.
Средства массовой информации играют большую роль в создании определенного общественного мнения, иногда прибегая к раздуванию некоторых событий до мирового масштаба, что является подпиткой их деятельности. Этот фактор является также одним из главных причин искажения ислама западными СМИ, для которых сенсации и яркие образы, пусть даже и негативные дают хорошую почву для материалов. Здесь вспоминаются слова Элизабет Пол в своей новой книге «Освещение Ислама и мусульман в британских СМИ»: «История, связанная с кандидатом в парламент от Лейбористской партии из Шотландии, мусульманином Мухаммедом Сарваром, который был обвинен в даче взяток своему конкуренту, чтобы тот отказался от участия в выборах, обеспечив ему тем самым успех в 1997 году, был очень сильно раздут британскими СМИ». Причиной этого по ее словам была вера и личность этого кандидата. В результате эта история очень негативно отразилась на имидже британских мусульман.
В свете всех этих фактов также нужно упомянуть такое тревожное явление, как предоставление слова в западных СМИ определенной группе людей, которые якобы являются лицом ислама, однако на самом деле преднамеренно или невольно порочащих образ мусульман. К примеру, среди них есть такие, которые утверждают, что запад олицетворение неверия, и поэтому мусульманам разрешается обманывать их жителей и воровать их имущество. Что еще более странно, они презирают демократический строй запада, однако это не мешает им жить под сенью его защиты.
Что касается того, что исламизм основывается на священных писаниях и текстах мусульман, на их легендах, то здесь необходимо отметить, что они в руках экстремистов и множества СМИ подвергаются искажению, неграмотному толкованию, что приводит к кардинальному изменению их смысла, иногда даже на противоположный. Помимо целенаправленных фальсификаций и подтасовок мусульманских текстов существуют еще такие факторы, искажающие их при переводе с арабского языка на любой другой, а также при понимании этих самых текстов простыми читателями, как специфика самого арабского языка, так и некомпетентность, как переводчиков, так и читателей.
Получение знаний о принципах шариата с достоверным содержанием от надежных источников послужило бы эффективным средством защиты от заблуждения на самых ранних ее этапах. В особенности сегодня, когда с развитием Интернет-ресурсов и специализированного книгопечатания, различного рода секты и религиозные течения активно начали распространять свои идеи в среде простых мусульман, заманивая их под ложными убеждениями в свои ряды. Американский ученый Б. Лоуренс отмечает по этому поводу, что контроль над СМИ в глазах таких радикалов представляется главным средством борьбы против «мира погибели». Они ни в коей мере не стремятся уничтожить или запретить современные СМИ, понимая, насколько важным орудием пропаганды они являются. Для разумного диалога каждая из сторон (в первую очередь СМИ, политические и образовательные структуры), обозревающих какой-либо вопрос, должна иметь представление о его природе, причинно-следственных взаимоотношениях, чтобы можно было отличить ложь от правды.
Список литературы
1. Игнатенко А.А. От Филиппин
до Косово. Исламизм как глобальный
дестабилизирующий фактор//
2. Семедов С.А. Политические религии//Идеи и смыслы, 2009.
3. Фурман Д. Исламисты и сионисты//газета
Известия. URL: http://izvestia.ru/news/302973
Информация о работе Отражение проблемы феномена современного исламизма в периодической печати